Единый урок по правам человека
классный час на тему

Осипенко Наталья Сергеевна

Разработка внеклассного занятия для 5-6 классов на тему "Права человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Права человека»

Подготовила и провела

ШУПР Осипенко Наталья Сергеевна

Дата:20.11.2017

Класс: 5-6 классы

Цель Единого урока – формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.

Задачи Единого урока:

1. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина

и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам

человека;

2. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения

Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов

международного и российского характера в сфере прав человека;

3. Обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав

человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;

4. Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только

своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между

людьми;

5. Способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты

основных прав и свобод личности;

6. Воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в

необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития

общества, которое гарантировано законом права и свободы;

7. Формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку

Ход

(Мероприятие начинается с просмотра видео https://www.youtube.com/watch?v=kRpJunLXW_w выступление Татьяны Николаевны Москальковой)

Учитель : что такое право?

(ребята дают свои ответы)

Ученик: ЭТО система общеобязательных,  формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни (слайд 2)

Учитель: Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.

До этого концепция прав прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).

Ответом на Вторую мировую войну и главным образом для содействия выявлению путей предотвращения катастроф в будущем стала формирование Организация Объединенных Наций, в устав которой были закреплены прав человека.

Важным этапом стало принятие 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, которая прошла обсуждение в ходе более 1400 раундов и голосования практически по каждому слову.(слайд 3)

Декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств в мире.

Резюме Всеобщей декларации прав человека (учащиеся самостоятельно называют права,при затруднении учитель помогает.)(слайд 4)

1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение;

2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка;

3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;

4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом;

5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам;

6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом;

7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех;

8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав;

9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны;

10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд;

11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена;

12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины;

13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию;

14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование;

15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите;

16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи;

17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами;

18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию;

19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации;

20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях;

21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной;

22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей;

23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы;

24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг;

25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания;

26. Каждый человек имеет право ходить в школу;

27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества;

28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав;

29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество;

30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

Учитель: Категории прав и свобод человека и гражданина

-Личные права являются правами каждого. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

-Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

-К социально-экономическим правам относятся:  Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность); Право на частную собственность

-Культурные права обеспечивают развитие личности.(слайд 5)

Учитель: а сейчас попробуем узнать насколько хорошо вы разбираетесь в категориях прав.

(Ребятам предлагаются карточки с различными правами, их нужно распределить в 4 категории) Приложение 1

Учитель: После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям, а в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года. Конвенция разрабатывалась 10 лет (слайд 6)

Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка: (слайд 7)(учащиеся называют известные им права)

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;

4. Дети имеют право на медицинский уход;

5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;

6. Дети имеют право на отдых;

7. Дети имеют право на бесплатное образование;

8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;

10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;

11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов

Учитель: а как дела обстоят в нашей стране, какие документы содержат права и обязанности?

Ученики: Декларация прав и свобод человека и гражданина – 1991г.,Конституция Российской Федерации - 1993 г. (слайд 8)

Учитель : в этом году отмечается 20летие принятия закона об уполномоченном по правам человека в России. За что отвечает Уполномоченный?

Ученики: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:

1. восстановлению нарушенных прав;

2. совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

3. развитию международного сотрудничества в области прав человека;

4. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.(слайд 9)

Учитель : а кто на сегодняшний день является Уполномоченным по правам

Ученики Москалькова Т.Н.

Учитель : Какие же основные принципы прав человека?

Ученики : Основные принципы прав человека:

1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени;

2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их невозможно купить или приобрести;

3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;

4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине; (слайд 10)

Учитель: мы с вами разобрали основные факты истории, принципы прав. И сейчас проведем викторину на знания прав.

 Учащиеся делятся на группы по 4 чел.  Каждой группе раздаются 4 карточки с вопросами. Вопросы задаются по очереди. Отвечают команда, которая первая подняла сигнальную карточку. В итоге подсчитываются правильнын ответы. Побеждает команда ,набравшая большее количество правильных ответов.Приложение2

Учитель : спасибо за активность! Но помните,что твои права = правам другого

Нужно уважать права другого человека! Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!

Приложение 1

личные права

1. Право на жизнь;

2. Право на свободу и личную неприкосновенность;

3. Право на достоинство личности;

4. Право на неприкосновенность частной жизни;

5. Право на неприкосновенность жилища;

6. Право на национальную и культурную самоидентификацию;

7. Свобода совести и свобода мысли;

8. Свобода передвижения и выбора местожительства;

9. Свобода выбора национальности и языка общения;

10. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);

11. Право на пользование своим языком;

Политические права

1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры

2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);

3. Право на объединение (свобода союзов);

4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);

5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;

6. Право на гражданство;

7. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным);

8. Право на участие в отправлении правосудия;

социально-экономические права

1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность);

2. Право на частную собственность;

3. Трудовые права (право на труд и свободу труда);

4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;

5. Право на социальное обеспечение;

6. Право на жилище;

7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

8. Право на справедливое взимание налогов;

9. Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;

Культурные права

1. Право на образование;

2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);

3. Право на участие в культурной жизни;

4. Академические свободы;

5. Право на благоприятную окружающую среду;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному дню прав человека, для младших школьников "Я - ребёнок. Я - человек"

Занятие направлено на формирование устойчивых навыков правового поведения младших школьников. В игровой форме дети знакомятся со своими правами и со своими обязанностями....

«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».

«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...

Права человека. Конвенция о правах ребёнка.

Урок познания мира по познанию мира....

Занятие "Права человека, ребенок и его права"

Обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, п...

Права человека - глазами ребенка "Конвенция о правах человека"

Исследовательский проект по теме "Конвенция о правах ребенка" для ежегодного конкурса "Права человека глазами ребенка" 2019 год....

"Единый урок "Права человека"

Внекласное мероприятие...

Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...