Единый урок по правам человека
классный час на тему
Разработка внеклассного занятия для 5-6 классов на тему "Права человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument_3.odt | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Права человека»
Подготовила и провела
ШУПР Осипенко Наталья Сергеевна
Дата:20.11.2017
Класс: 5-6 классы
Цель Единого урока – формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны.
Задачи Единого урока:
1. Дать обучающимся базовые представления о правах и свободах человека и гражданина
и способствовать воспитанию уважительного отношения к правам и свободам
человека;
2. Формирование правовой культуры молодых граждан нашей страны на основе изучения
Декларации прав человека, Конституции Российской Федерации и других документов
международного и российского характера в сфере прав человека;
3. Обеспечить ознакомление обучающихся с существующей системой защиты прав
человека, с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
4. Формирование у детей понимания ценности и уважения человеческой жизни не только
своей, но и другого человека, а также необходимость регулирования отношений между
людьми;
5. Способствовать развитию правовой компетентности учащихся в части защиты
основных прав и свобод личности;
6. Воспитывать гражданскую ответственность и внутреннюю убежденность в
необходимости соблюдения норм права для обеспечения стабильного развития
общества, которое гарантировано законом права и свободы;
7. Формирование демократических правовых ценностей к институтам и правопорядку
Ход
(Мероприятие начинается с просмотра видео https://www.youtube.com/watch?v=kRpJunLXW_w выступление Татьяны Николаевны Москальковой)
Учитель : что такое право?
(ребята дают свои ответы)
Ученик: ЭТО система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни (слайд 2)
Учитель: Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
До этого концепция прав прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).
Ответом на Вторую мировую войну и главным образом для содействия выявлению путей предотвращения катастроф в будущем стала формирование Организация Объединенных Наций, в устав которой были закреплены прав человека.
Важным этапом стало принятие 10 декабря 1948 года в Париже Генеральной Ассамблеей Всеобщей декларации прав человека, которая прошла обсуждение в ходе более 1400 раундов и голосования практически по каждому слову.(слайд 3)
Декларация прав человека ООН нашла свое отражение в текстах национальных конституций почти 90 государств в мире.
Резюме Всеобщей декларации прав человека (учащиеся самостоятельно называют права,при затруднении учитель помогает.)(слайд 4)
1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение;
2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка;
3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом;
5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам;
6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом;
7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех;
8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав;
9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны;
10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд;
11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена;
12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины;
13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию;
14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование;
15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите;
16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи;
17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами;
18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию;
19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации;
20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях;
21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной;
22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей;
23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы;
24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг;
25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания;
26. Каждый человек имеет право ходить в школу;
27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества;
28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав;
29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество;
30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.
Учитель: Категории прав и свобод человека и гражданина
-Личные права являются правами каждого. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.
-Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.
-К социально-экономическим правам относятся: Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность); Право на частную собственность
-Культурные права обеспечивают развитие личности.(слайд 5)
Учитель: а сейчас попробуем узнать насколько хорошо вы разбираетесь в категориях прав.
(Ребятам предлагаются карточки с различными правами, их нужно распределить в 4 категории) Приложение 1
Учитель: После I Мировой войны в 1919 г. Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия. В центре внимания Комитета были проблемы детской беспризорности, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям, а в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.
По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка, которая была принята 20 ноября 1989 года. Конвенция разрабатывалась 10 лет (слайд 6)
Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка: (слайд 7)(учащиеся называют известные им права)
1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;
2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;
3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;
4. Дети имеют право на медицинский уход;
5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;
6. Дети имеют право на отдых;
7. Дети имеют право на бесплатное образование;
8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;
9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;
10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры;
11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов
Учитель: а как дела обстоят в нашей стране, какие документы содержат права и обязанности?
Ученики: Декларация прав и свобод человека и гражданина – 1991г.,Конституция Российской Федерации - 1993 г. (слайд 8)
Учитель : в этом году отмечается 20летие принятия закона об уполномоченном по правам человека в России. За что отвечает Уполномоченный?
Ученики: Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует:
1. восстановлению нарушенных прав;
2. совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
3. развитию международного сотрудничества в области прав человека;
4. правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.(слайд 9)
Учитель : а кто на сегодняшний день является Уполномоченным по правам
Ученики Москалькова Т.Н.
Учитель : Какие же основные принципы прав человека?
Ученики : Основные принципы прав человека:
1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени;
2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их невозможно купить или приобрести;
3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;
4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого человека ни по какой причине; (слайд 10)
Учитель: мы с вами разобрали основные факты истории, принципы прав. И сейчас проведем викторину на знания прав.
Учащиеся делятся на группы по 4 чел. Каждой группе раздаются 4 карточки с вопросами. Вопросы задаются по очереди. Отвечают команда, которая первая подняла сигнальную карточку. В итоге подсчитываются правильнын ответы. Побеждает команда ,набравшая большее количество правильных ответов.Приложение2
Учитель : спасибо за активность! Но помните,что твои права = правам другого
Нужно уважать права другого человека! Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека!
Приложение 1
личные права
1. Право на жизнь;
2. Право на свободу и личную неприкосновенность;
3. Право на достоинство личности;
4. Право на неприкосновенность частной жизни;
5. Право на неприкосновенность жилища;
6. Право на национальную и культурную самоидентификацию;
7. Свобода совести и свобода мысли;
8. Свобода передвижения и выбора местожительства;
9. Свобода выбора национальности и языка общения;
10. Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную);
11. Право на пользование своим языком;
Политические права
1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры
2. Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления);
3. Право на объединение (свобода союзов);
4. Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия);
5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе;
6. Право на гражданство;
7. Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным);
8. Право на участие в отправлении правосудия;
социально-экономические права
1. Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую деятельность);
2. Право на частную собственность;
3. Трудовые права (право на труд и свободу труда);
4. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
5. Право на социальное обеспечение;
6. Право на жилище;
7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
8. Право на справедливое взимание налогов;
9. Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;
Культурные права
1. Право на образование;
2. Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
3. Право на участие в культурной жизни;
4. Академические свободы;
5. Право на благоприятную окружающую среду;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному дню прав человека, для младших школьников "Я - ребёнок. Я - человек"
Занятие направлено на формирование устойчивых навыков правового поведения младших школьников. В игровой форме дети знакомятся со своими правами и со своими обязанностями....
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...
Права человека. Конвенция о правах ребёнка.
Урок познания мира по познанию мира....
Занятие "Права человека, ребенок и его права"
Обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, п...
Права человека - глазами ребенка "Конвенция о правах человека"
Исследовательский проект по теме "Конвенция о правах ребенка" для ежегодного конкурса "Права человека глазами ребенка" 2019 год....
"Единый урок "Права человека"
Внекласное мероприятие...
Технологическая карта урока окружающего мира «Человек в обществе. Права человека» (УМК «Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о правах человека в обществе.Планируемые результатыПредметные:1. Знать общие права и обязанности человека.2. Уметь использовать права в жизни.Лично...