Лекарственные растения (игра - прогулка)
классный час (3 класс) на тему
Выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;
воспитывать бережное отношение к природе;
прививать экологическую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатыхова Райся Абдулловна
ГБОУ «Набережночелнинская школа № 75»
города Набережные Челны
Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
(игра-прогулка)
Цели:
- выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- прививать экологическую культуру.
Ф о р м а п р о в е д е н и я: игра-прогулка.
П р е д ш е с т в у ю щ а я р а б о т а: чтение художественных произведений; прогулка, экскурсии в парк, в лес, на гору; наблюдения на дачных участках, в частном секторе; рассматривание картинок, иллюстраций о природе, лекарственных растениях; чтение описаний лекарственных растений из книг: «Лекарственные растения» под редакцией Г.Н. Кадаева, М.Д. Шинской; «Лечение растениями» Н.Г. Ковалевой; «Лекарственные растения» в научной и народной медицине издательства Саратовского университета; «Справочник по лекарственным растениям» С.Я. Соколова, И.П. Замотаева; заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.
О ф о р м л е н и е: в зале (классе) на ковре рисунок из зеленых элементов – имитация леса, лесной поляны: объемные или двусторонние сосенки, березки, шиповник, липа, малина, смородина. Растения: ромашка, подорожник, земляника (клубника), ландыш, зверобой, мята, чистотел, мать-и-мачеха, солодка, бессмертник, чабрец и другие широко известные растения; бревнышко (с корой) лежит на поляне, стоят 4-5 пенечков (с корой). В сторонке, на пне, - телефон.
М у з ы к а л ь н о е о ф о р м л е н и е: песни и инструментальные произведения о природе: «Я люблю тебя, Россия», «Когда иду я Подмосковьем…», «Край родной», «То березка, то рябина» и другие.
Ход классного часа
- Игра-инсценировка.
Входит старшеклассница в костюме Природы и останавливается на поляне. Костюм – платье бледных тонов – голубое, розовое, фиолетовое и др. с поясом. Сбоку, на поясе букетик цветов. В руках композиция из веток березы и цветов. На голове венок. Фата и шлейф прозрачный – капроновый или газовый. Вальсирует, кружась, останавливается на поляне.
Учитель с детьми подходят к «поляне».
У ч и т е л ь. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа!
П р и р о д а (голос издалека). Я здесь.
У ч и т е л ь. У нее для всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря – реки.
П р и р о д а. А кто ко мне спешит?
1 – й у ч е н и к. Мы, дети, матушка Природа.
2 - й у ч е н и к. Пришли к тебе просить лекарственных растений.
П р и р о д а. Скажите, как можно сказать о них еще.
1 – й у ч е н и к. Травы жизни.
2 – й у ч е н и к. Растения-целители.
3 - й у ч е н и к. Живая сила.
4 - й у ч е н и к. Растения, дарящие бодрость.
5 - й у ч е н и к. Кладовая витаминов.
6 - й у ч е н и к. Удивительная живая сила.
7 - й у ч е н и к. Творение природы.
П р и р о д а. Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.
У ч и т е л ь. Природа, позволь пройти в твои владения.
П р и р о д а. Скажите мне загадки о лекарственных растениях, знаете их? Расскажите стихотворения.
Дети по одному загадывают 2-3 загадки.
- Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
- С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.)
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая. (Ландыш.)
ЛАНДЫШ
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень,
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы…
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Е. Серова
ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице…
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Е. Серова
П р и р о д а. Интересные загадки и стихотворения.
Пожалуйста, приходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь удобнее, дети. Спасибо.
А вот я вам загадаю загадки, не отгадаете. Попробуем? Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.
Природа показывает валериану, малину, шиповник или любые другие лекарственные растения.
1 - й у ч е н и к. Валериана. В лечебных целях используется корневище, имеющие характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.
2 – й у ч е н и к. Малина. Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.
3 - й у ч е н и к. Шиповник. Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.
П р и р о д а. Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».
В и к т о р и н а «Л е с н а я а п т е к а».
- Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
- Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
- Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
- Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
- Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
- Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)
П р и р о д а. Спасибо, дети, вы очень хорошо все знаете о растениях, их живительной силе, вырастите – будете народными целителями.
Звонит телефон.
П р и р о д а (учителю, называя по имени-отчеству). Послушайте, пожалуйста.
И з т р у б к и. Алло, лесная поляна? Говорят из аптеки, зал фитобара, фитотерапевт. Просим Природу, детей собрать растения для витаминного чая. Будем очень благодарны.
П р и р о д а (обращается к детям). Какие растения нужны для витаминного чая?
Д е т и. Плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев малины, ежевики.
П р и р о д а. Все помнят, все знают. Молодцы!
Звонок телефона.
У ч и т е л ь (взяла трубку, послушала, обращается к детям). Кто ответит фитотерапевту, какие растения нужны для аппетитного чая?
У ч е н и к (берет трубку). Полынь горькая, тысячелистник.
Ф и т о т е р а п е в т. Из аптеки. Большое спасибо, дети.
П р и р о д а. О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер… Цени ее доверие!
Учитель у телефона, набирает номер, слышен зуммер, затем раздается звонок.
У ч и т е л ь. Аптека, фитобар… Наши дети хотят с вами поговорить.
У ч е н и к (у телефона). Мы вам можем предложить растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки, сосновые почки, шалфей.
А п т е к а. Огромное вам спасибо! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.
1 - й у ч е н и к. Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны.
2 - й у ч е н и к. Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
П р и р о д а. Как чудесно вы все знаете о природных богатствах растений!
3 – й у ч е н и к. А есть еще растения лекарственные. Можно я позвоню в аптеку? Фитобар? Вам нужны такие растения – ромашка, цветы (или, не называя, загадывает загадку или читает стихотворение), малина, плоды (можно стихотворение или загадку), мать-и-мачеха, липа цветок?
Белая рубашка,
Желтенький платок.
Как зовут целебный
Полевой цветок?
(Ромашка.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
До чего ж цветок пригож –
Он на солнышко похож.
(Ромашка.)
СТАРАЯ ЛИПА
В нашем городе растет
Липа золотая,
Ярким золотом цветет,
Землю осыпая.
А на липе той живет
Золотая птица,
Песня, что она поет,
Золотом искрится.
А п т е к а. Ой, спасибо, спасибо, ведь это для потогонного чая при простудах.
Спасибо большое, ребята, вам,
Кто с простудой придет, чайку тому дам.
Ведь людям всем известно:
Чай потогонный пить полезно!
Звучит мелодия песни Д. Кабалевского «То березка, то рябина» или «По малину в сад пойдем» или «Мак-мак, красный мак».
П р и р о д а. Как хорошо с вами…
Звонит телефон. Учитель берет трубку и слышит голос фитотерапевта из аптеки.
Ф и т о т е р а п е в т. Дорогие дети, мать Природа, предлагает вам прийти к нам в фитобар, откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости. Приходите, пожалуйста.
Звучит мелодия песни «На чашку чая» или «У самовара» из репертуара группы «Веселые ребята». В зал фитобара входят дети, Природа, учитель. В зале расставлены 4 столика, на каждом один из четырех видов чая для угощения: потогонный, витаминный, грудной, чай для повышения аппетита.
Ф и т о т е р а п е в т. Итак, как ваши дела?
1 – я г р у п п а д е т е й. У нас плохой аппетит!
Фитотерапевт. Найдите в зале свои растения и садитесь.
2 - я г р у п п а д е т е й. У нас вялость, усталость, большая утомляемость.
Ф и т о т е р а п е в т. Значит, вам нужны витамины. Найдите по растениям свой витаминный чай.
3 – я г р у п п а д е т е й (держатся за горло, голову). Простыли, температура.
Ф и т о т е р а п е в т. Чтобы выгнать простуду, надо хорошо пропотеть. Найдите свой чай – потогонный.
Если нет нужных растений, можно использовать картинки с их изображением. Можно налить мед в горшочки как рекомендуемую добавку к чаю.
- Чаепитие.
Во время чаепития тихо звучит (в качестве фона) мелодия «на дальней станции сойду» («Полевые цветы», «Городские цветы» или «Подорожник-трава»).
Дети. Спасибо за чай.
- Заключение.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов
П р и р о д а (обращается к детям). Дети, скажите, как можно изучить лекарственные растения?
1 - й у ч е н и к. По картинкам.
2 - й у ч е н и к. По гербариям.
3 - й у ч е н и к. По живым растениям.
4 - й у ч е н и к. На прогулках, экскурсиях.
П р и р о д а. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?
1 - й у ч е н и к. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
2 - й у ч е н и к. Нельзя срывать растения для букетов.
3 - й у ч е н и к. Букеты можно составлять только из трех растений, которые выращены человеком.
4 - й у ч е н и к. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
5 - й у ч е н и к. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять и в природе, что бы они размножались.
6 - й у ч е н и к. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя – ландыш, валериана, первоцвет.
7 - й у ч е н и к. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.
Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ландышами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.
Д е т и. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов – нельзя! Они занесены в Красную книгу.
Цветы можно нарисовать на листе с двух сторон, прикрепить его к палочке, рейке и т.п.
П р и р о д а. Молодцы дети, правильно. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.
Д е т и (все вместе).
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
П р и р о д а. Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
(Обращается к хозяйке фитобара.) Большое спасибо за чудесные целебные чаи.
Х о з я й к а. Вам спасибо за растения, за стихи, за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Я вам подарю рецепты чая из растений. (Раздает открытки с рецептами детям и гостям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)
Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...
Внеклассное мероприятие. Игра "Поле чудес". Тема: "Лекарственные растения"
Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе....
Игра "Поле Чудес" по теме "Лекарственные растения"
Интересное внеклассное мероприятие по окружающему миру...
Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.
Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....
игра «Поле чудес» (лекарственные растения)
3-4 класс расширить знания учащихся о лекарственных растениях...
Научно-познавательная игра-квест: «Лекарственные растения».
Научно-познавательнаяигра-квест: «Лекарственные растения». Цели:-Формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.-Воспитание личност...
Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.
Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....