Лекарственные растения (игра - прогулка)
классный час (3 класс) на тему

Фатыхова Райся Абдулловна

Выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;

воспитывать бережное отношение к природе;

 прививать экологическую культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Фатыхова Райся Абдулловна

ГБОУ «Набережночелнинская школа № 75»

города Набережные Челны

Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

(игра-прогулка)

Цели:

- выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- прививать экологическую культуру.

Ф о р м а  п р о в е д е н и я: игра-прогулка.

П р е д ш е с т в у ю щ а я  р а б о т а: чтение художественных произведений; прогулка, экскурсии в парк, в лес, на гору; наблюдения на дачных участках, в частном секторе; рассматривание картинок, иллюстраций о природе, лекарственных растениях; чтение описаний лекарственных растений из книг: «Лекарственные растения» под редакцией Г.Н. Кадаева, М.Д. Шинской; «Лечение растениями» Н.Г. Ковалевой; «Лекарственные растения» в научной и народной медицине издательства Саратовского университета; «Справочник по лекарственным растениям» С.Я. Соколова, И.П. Замотаева; заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

О ф о р м л е н и е: в зале (классе) на ковре рисунок из зеленых элементов – имитация леса, лесной поляны: объемные или двусторонние сосенки, березки, шиповник, липа, малина, смородина. Растения: ромашка, подорожник, земляника (клубника), ландыш, зверобой, мята, чистотел, мать-и-мачеха, солодка, бессмертник, чабрец и другие широко известные растения; бревнышко (с корой) лежит на поляне, стоят 4-5 пенечков (с корой). В сторонке, на пне, - телефон.

М у з ы к а л ь н о е  о ф о р м л е н и е: песни и инструментальные произведения  о природе: «Я люблю тебя, Россия», «Когда иду я Подмосковьем…», «Край родной», «То березка, то рябина» и другие.

Ход классного часа

  1. Игра-инсценировка.

Входит старшеклассница в костюме Природы и останавливается на поляне. Костюм – платье бледных тонов – голубое, розовое, фиолетовое и др. с поясом. Сбоку, на поясе букетик цветов. В руках композиция из веток березы и цветов. На голове венок. Фата и шлейф прозрачный – капроновый или газовый. Вальсирует, кружась, останавливается на поляне.

Учитель с детьми подходят к «поляне».

У ч и т е л ь. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть Мать одна, по имени Природа!

П р и р о д а (голос издалека). Я здесь.

У ч и т е л ь.         У нее для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря – реки.

П р и р о д а. А кто ко мне спешит?

1 – й  у ч е н и к. Мы, дети, матушка Природа.

2 - й  у ч е н и к. Пришли к тебе просить лекарственных растений.

П р и р о д а. Скажите, как можно сказать о них еще.

1 – й  у ч е н и к. Травы жизни.

2 – й  у ч е н и к. Растения-целители.

3 - й  у ч е н и к. Живая сила.

4 - й  у ч е н и к. Растения, дарящие бодрость.

5 - й  у ч е н и к. Кладовая витаминов.

6 - й  у ч е н и к. Удивительная живая сила.

7 - й  у ч е н и к. Творение природы.

П р и р о д а. Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.

У ч и т е л ь. Природа, позволь пройти в твои владения.

П р и р о д а. Скажите мне загадки о лекарственных растениях, знаете их? Расскажите стихотворения.

Дети по одному загадывают 2-3 загадки.

  1. Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

  1. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
  2. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.)
  3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовитая. (Ландыш.)

ЛАНДЫШ

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Е. Серова

ОДУВАНЧИК

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице…

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е. Серова

П р и р о д а. Интересные загадки и стихотворения.

Пожалуйста, приходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь удобнее, дети. Спасибо.

А вот я вам загадаю загадки, не отгадаете. Попробуем? Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.

Природа показывает валериану, малину, шиповник или любые другие лекарственные растения.

1 - й  у ч е н и к. Валериана. В лечебных целях используется корневище, имеющие характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.

2 – й  у ч е н и к. Малина. Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.

3 - й  у ч е н и к. Шиповник. Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.

П р и р о д а. Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».

В и к т о р и н а  «Л е с н а я  а п т е к а».

  1. Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
  2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)
  3. Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
  4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
  5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев – хорошее средство от кашля).
  6. Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

П р и р о д а. Спасибо, дети, вы очень хорошо все знаете о растениях, их живительной силе, вырастите – будете народными целителями.

Звонит телефон.

П р и р о д а (учителю, называя по имени-отчеству). Послушайте, пожалуйста.

И з  т р у б к и. Алло, лесная поляна? Говорят из аптеки, зал фитобара, фитотерапевт. Просим Природу, детей собрать растения для витаминного чая. Будем очень благодарны.

П р и р о д а (обращается к детям). Какие растения нужны для витаминного чая?

Д е т и. Плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев малины, ежевики.

П р и р о д а. Все помнят, все знают. Молодцы!

Звонок телефона.

У ч и т е л ь (взяла трубку, послушала, обращается к детям). Кто ответит фитотерапевту, какие растения нужны для аппетитного чая?

У ч е н и к (берет трубку). Полынь горькая, тысячелистник.

Ф и т о т е р а п е в т. Из аптеки. Большое спасибо, дети.

П р и р о д а. О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер… Цени ее доверие!

Учитель у телефона, набирает номер, слышен зуммер, затем раздается звонок.

У ч и т е л ь. Аптека, фитобар… Наши дети хотят с вами поговорить.

У ч е н и к (у телефона). Мы вам можем предложить растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки, сосновые почки, шалфей.

А п т е к а. Огромное вам спасибо! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.

1 - й  у ч е н и к. Все богатства русского пейзажа

        В полное владенье нам даны.

2 - й  у ч е н и к. Вьюжных зим серебряная пряжа,

        Кружева зеленые весны.

П р и р о д а. Как чудесно вы все знаете о природных богатствах растений!

3 – й  у ч е н и к. А есть еще растения лекарственные. Можно я позвоню в аптеку? Фитобар? Вам нужны такие растения – ромашка, цветы (или, не называя, загадывает загадку или читает стихотворение), малина, плоды (можно стихотворение или загадку), мать-и-мачеха, липа цветок?

Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок?

(Ромашка.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

До чего ж цветок пригож –

Он на солнышко похож.

(Ромашка.)

СТАРАЯ ЛИПА

В нашем городе растет

Липа золотая,

Ярким золотом цветет,

Землю осыпая.

А на липе той живет

Золотая птица,

Песня, что она поет,

Золотом искрится.

А п т е к а. Ой, спасибо, спасибо, ведь это для потогонного чая при простудах.

Спасибо большое, ребята, вам,

Кто с простудой придет, чайку тому дам.

Ведь людям всем известно:

Чай потогонный пить полезно!

Звучит мелодия песни Д. Кабалевского «То березка, то рябина» или «По малину в сад пойдем» или «Мак-мак, красный мак».

П р и р о д а. Как хорошо с вами…

Звонит телефон. Учитель берет трубку и слышит голос фитотерапевта из аптеки.

Ф и т о т е р а п е в т. Дорогие дети, мать Природа, предлагает вам прийти к нам в фитобар, откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости. Приходите, пожалуйста.

Звучит мелодия песни «На чашку чая» или «У самовара» из репертуара группы «Веселые ребята». В зал фитобара входят дети, Природа, учитель. В зале расставлены 4 столика, на каждом один из четырех видов чая для угощения: потогонный, витаминный, грудной, чай для повышения аппетита.

Ф и т о т е р а п е в т. Итак, как ваши дела?

1 – я  г р у п п а  д е т е й. У нас плохой аппетит!

Фитотерапевт. Найдите в зале свои растения и садитесь.

2 - я  г р у п п а  д е т е й. У нас вялость, усталость, большая утомляемость.

Ф и т о т е р а п е в т. Значит, вам нужны витамины. Найдите по растениям свой витаминный чай.

3 – я  г р у п п а  д е т е й (держатся за горло, голову). Простыли, температура.

Ф и т о т е р а п е в т. Чтобы выгнать простуду, надо хорошо пропотеть. Найдите свой чай – потогонный.

Если нет нужных растений, можно использовать картинки с их изображением. Можно налить мед в горшочки как рекомендуемую добавку к чаю.

  1. Чаепитие.

Во время чаепития тихо звучит (в качестве фона) мелодия «на дальней станции сойду» («Полевые цветы», «Городские цветы» или «Подорожник-трава»).

Дети. Спасибо за чай.

  1. Заключение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

В. Берестов

П р и р о д а (обращается к детям). Дети, скажите, как можно изучить лекарственные растения?

1 - й  у ч е н и к. По картинкам.

2 - й  у ч е н и к. По гербариям.

3 - й  у ч е н и к. По живым растениям.

4 - й  у ч е н и к. На прогулках, экскурсиях.

П р и р о д а. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные  сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?

1 - й  у ч е н и к. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

2 - й  у ч е н и к. Нельзя срывать растения для букетов.

3 - й  у ч е н и к. Букеты можно составлять только из трех растений, которые выращены человеком.

4 - й  у ч е н и к. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

5 - й  у ч е н и к. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно часть их оставлять и в природе, что бы они размножались.

6 - й  у ч е н и к. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя – ландыш, валериана, первоцвет.

7 - й  у ч е н и к. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.

Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ландышами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.

Д е т и. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов – нельзя! Они занесены в Красную книгу.

Цветы можно нарисовать на листе с двух сторон, прикрепить его к палочке, рейке и т.п.

П р и р о д а. Молодцы дети, правильно. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.

Д е т и (все вместе). 

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ

        

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

П р и р о д а.         Береги свою планету,

                        Ведь другой на свете нету!

(Обращается к хозяйке фитобара.) Большое спасибо за чудесные целебные чаи.

Х о з я й к а. Вам спасибо за растения, за стихи, за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Я вам подарю рецепты чая из растений. (Раздает открытки с рецептами детям и гостям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Внеклассное мероприятие. Игра "Поле чудес". Тема: "Лекарственные растения"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе....

Игра "Поле Чудес" по теме "Лекарственные растения"

Интересное внеклассное мероприятие по окружающему миру...

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

игра «Поле чудес» (лекарственные растения)

3-4 класс расширить знания учащихся о лекарственных растениях...

Научно-познавательная игра-квест: «Лекарственные растения».

Научно-познавательнаяигра-квест: «Лекарственные растения». Цели:-Формирование бережного отношения к своему здоровью и растениям, которые помогают нам его сохранять.-Воспитание личност...

Кубановедение. 2 класс. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Урок кубановедения для 2 класса. На уроке дети познакомятся с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, правилами их сбора и использование....