Совершенствование работы с родителями
статья по теме

Аникина Людмила Фёдоровна

Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_raboty_s_roditelyami.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование  работы  с  родителями

 в  условиях  модернизации  образования

СЛАЙД 1.

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока.

А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.

Воспитание реализуется полностью только в коллективе.

СЛАЙД 2. В работе с  родителями ставлю цель: включение

родителей в воспитательно – образовательный

процесс как равноправных и равноответственных

партнеров

СЛАЙД 3.

Задача ребёнка:   познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен).

А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение.

         Родители стали активными непосредственными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов.

С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.

Начальная школа – это то звено, где большую роль играет создание своеобразного творческого ансамбля дети-учителя-родители. Организуя творческое взаимодействие детей и взрослых, я стараюсь создать максимально комфортную атмосферу для созидания растущей личности, формирования тех социально ценных качеств, на которые во все последующие годы ориентируются школа: инициатива, самостоятельность, целеустремленность. Я убеждена, что сегодня – как никогда  раньше - школа без семьи и семья без школы не способны справиться со сложнейшими задачами становления человека. Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем реализовать поставленные задачи: создать благоприятные условия для раскрытия многосторонних способностей, помочь ребенку по достоинству оценить красоту окружающего мира, научиться понимать другого человека.

Педагогический союз учителей и родителей – могучая воспитательная сила. Когда я принимаю незнакомый класс, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

СЛАЙД  4.       

 В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями.

1.Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.

На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагаю родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса. И родители по желанию делятся на группы:

1 группа - ответственные  за доклады, лекции, обмен  опытом;

2  группа - ответственные за проведение праздников, конкурсов;

3  группа  - ответственные за оформление и благоустройство кабинета.

2. Работа родительского комитета.  В его состав входят (председатель, казначей, ответственный за передачу информации) – это наиболее активные родители. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год.

Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и др). Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

3. Индивидуальные беседы и консультации. Для их проведения может быть привлечен  библиотекарь, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания конкретных учащихся. Из опыта работы заметила, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.

СЛАЙД 5. (фото)

4. Круглый стол. Лучше проходит в неформальной обстановке, за чашкой чая (обычно после  мероприятия в классе, которое проходит с чаепитием)  Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.

В  2016-2017  уч. году круглый стол состоялся 2 раза – в начале года - чаепитие  «День рождения класса», по вопросу «Отчего бывает трудно четверокласснику?»    и  в  конце  третьей  четверти  -   «В гостях у самовара» по вопросу «Готовимся  к мониторингу»

СЛАЙД 6.

5. Исследовательская работа. В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса.

СЛАЙД 7.

Я тоже решила прибегнуть к такому виду  деятельности  с родителями и  первый опыт был удачным. Семья Артамоновых    провели   исследование -   «Генеалогическое древо  моей  семьи». 

С учащимися класса провели  исследование по теме «Искусство вышивания. Вышивка  крестом  возрождается?»

СЛАЙД 8. (фото)

 Дети приносили работы своих мам и бабушек, а затем с удовольствием вышивали сами.

Также был опробован  метод проекта в работе с родителями.  Семья  Калининых  подготовила  проект «Моя  семья» в виде презентации, где были описаны семейные традиции, обязанности каждого члена семьи.

СЛАЙД 9. (фото)

6. День открытых дверей. Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей.

«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. После посещённых уроков родителей приглашаем на спортивный праздник. В 2015-2016 уч.г. провели праздник «Валенки-шоу», в 2016-2017 уч.г. «Весёлые старты».

СЛАЙД 10, 11. (фото)

В традицию школы вошло проведение праздника «День здоровья».

Этот праздник проводится на улице с приглашением родителей.

СЛАЙД 12  (фото)

В 2015-2016 уч.г. на «День открытых дверей» мы  пригласили папу, который рассказал о своей профессии.

СЛАЙД 13 , 14  (фото)

7. Участие в социально значимых акциях. В целях воспитания патриотизма в этом году, при поддержке родителей, мы участвовали в акциях «Помоги природе» и « Ветеран живёт рядом». Дети очень ответственно и серьёзно подходят к таким акциям.  

СЛАЙД 15  (фото)

8. Заочные конкурсы. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей.

 В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков, выполненных мамами), «Любимое блюдо семьи» (фотоконкурс).

Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. Подведение итогов обязательно.

СЛАЙД 16  (фото)

9. Семейные праздники.

   Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.  

  СЛАЙД 17, 18, 19, 20, 21. (фото)

 «8 Марта»,  спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети!», «Шашечный турнир», «Мы помним о наших дедах», «Проводы зимы», «Прощай, начальная школа! - все эти праздники воспитывают любовь к близким, взаимопонимание, самостоятельность,  целеустремленность.

  СЛАЙД 22, 23 (фото)

10. Коллективные походы на природу.

Любимая традиция моего класса – коллективные походы. Дети готовятся к таким мероприятиям заранее. Советуются с родителями. Дату похода назначают сами.  В этом году мы ходили в поход в середине июня.

СЛАЙД  24.  (фото)

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее. Свое выступление я хотела бы закончить словами:

От правильного воспитания детей зависит благосостояние народа

Я хотела бы поделиться советами

(памятки) Советы учителю

по работе с родителями

     Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.

  • Стремись наладить деловые связи с родителями.
  • Активно привлекай родителей к воспитательной работе с детьми, опирайся на их помощь.
  • На первом родительском собрании определи дела родителей на весь год - и сразу увидишь, на кого можно опереться, а кто всегда будет в стороне.
  • На общих родительских собраниях говори о планах, проблемах всего класса, а не некоторых детей.
  • Старайся постепенно создать работоспособный родительский комитет, это очень помогает в решении практически всех вопросов классной жизни.

  • Никогда не говори родителю, что его ребенок плохой, не ругай детей в присутствии других родителей, тем более на родительских собраниях.
  • Будь открытым всем, но не вступай с родителями в дружеские, близкие отношения.
  • Не старайся угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в тебе нет принципиальности, твердости характера.

Успехов Вам, коллеги!