Этическое и эстетическое воспитание в условиях ГПД
статья на тему

Этическое и эстетическое начала очень близки друг другу. Воспитывая детей, нужно учить их видеть и понимать, как тесно связаа красота с нравственными критериями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_razvitie.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Об этическом и эстетическом воспитании в условиях группы продленного дня.

Цель: выявление возможностей и условий воспитания этической культуры младших школьников и влияние их на общее нравственное развитие личности, воспитание потребности в осмыслении своего бытия, проблемы смысла жизни
Задачи: 
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,
- формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и
создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- задуматься о своей жизни, самом себе, об отношении к другим людям.
- расширение познания учащихся от конкретного (этикет нормы культуры поведения) к абстрактному.
Содержание:
Вряд ли нужно доказывать, что этические и эстетические начала очень близки друг другу. Первое представление об этом дети получают из сказок. Положительный герой там всегда красив и внешне. Злые же персонажи обычно уродливы, в них обязательно есть что-то отталкивающее. Воспитывая детей, нужно учит их видеть и понимать, как тесно связана красота с нравственными критериями. Делать это нужно, безусловно, не прямолинейно, без наставлений, которые не приносят успеха. В повседневной жизни группы продленного дня есть немало возможностей этического и эстетического воспитания на практике. Красота человеческих отношений, человеческого духа, труда – все это в определенной форме проявляется и в детском коллективе.
Например, оформление классной комнаты имеет не только познавательное значение, не только помогает закреплению пройденного материала и расширению знаний. В ней должно быть приятно находиться, и лучше ее украшение – различные коллекции и монтажи, оригинальные работы с использованием природного материала, красочные аппликации, где ребята стараются передать линии и краски живой природы, и т.д. Процесс выполнения детьми каждого изделия можно сделать и предметным уроком эстетического воспитания. Но в этих занятиях развиваются не только понимание красоты, способности и старательность. Здесь хотелось бы привести один пример.
Дети занимались склеиванием домиков. И вдруг у кого-то появилась мысль сделать совместный проект «Улица». Работа сразу стала коллективной – одни склеивали стены, другие красили крыши, чтобы смотрелось красивее. Третьи делали заборы. Дежурного отправили в командировку к учителю труда попросить обрезать для макета доску. Вслед за этим появилась вновь идея и часть ребят стала подбирать из хранившихся у нас веточек «деревья» для будущей улицы. Так продолжалась эта работа несколько дней. И все это сообща, чтобы каждый видел, как нужно выполнять любую операцию по изготовлению макета.
Познавательная ценность этой работы очевидна, но наверное, не в ней было главное. Когда макет был уже закончен, все уселись. Дети долго молчали и смотрели на таинственную улицу и любовались. Потом раздался чей-то голос: «Как на даче у моей бабушке». Радость от красиво выполненного изделия, удовлетворение от завершенного труда были очевидны.
Велико было и значение нравственного воспитания в процессе работы – никто не думал только о себе, старший помогал младшему и каждому было хорошо и интересно. Нравственные принципы складывались постепенно, в ежедневных контактах детей с воспитателем и между собой.
Например, когда нужно кого-то послать с поручением, понятно, что старший успешнее справиться с делом. Но лучше посылать его вместе с младшим, чтобы один мог поучиться у другого. Поэтому и нужно тактически направлять их друг другу на помощь. Это принесет только пользу и тем и другим. 
Одна из важнейших задач эстетического воспитания в нашем обществе – подготовка человека к восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а и к деятельности, направленной на его охрану. В этом отношении ничто не может принести пользы, как выращивание комнатного растения или содержание аквариумных рыбок. Во-первых, это по настоящему красиво. Самая чистая и хорошо обставленная классная комната покажется малопривлекательной, какой-то мертвой, если в ней не будет живых цветов. А.С. Макаренко писал: «…Я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею… Не только в спальнях, столовых, классах, но и даже на лестницах… Это очень важно».
Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных, светлых переживаний. Здесь будет и радость восприятия красоты жизни, и радость своей сопричастности к ее существованию. Значение таких минут в восприятии ребенка трудно переоценить.
Педагогу нужно постоянно помнить о такой существенной стороне эстетического воспитания, как закрепление у школьников навыков культуры поведения, чистоты, аккуратности. Но в этой сфере ему необходимо действовать особенно тонко, быть хорошим психологом. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кто-то почувствовал себя задетым, униженным. Тогда ребенок может потерять доверие к воспитателю, замкнуться в себе. Поэтому лучше заострять внимание на положительных фактах, хотя и здесь следует избегать нажима. И очень важно, чтобы педагог был всегда примером.
И понятно – внешний облик и внутренние установки человека так или иначе связаны между собой. Оптимальный вариант этой взаимосвязи выражен в известной фразе А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Эстетическое воспитание во внеурочной работе в условиях стандартов второго поколения".

Проработав несколько лет воспитателем группы продленного дня, проводя различные беседы и мероприятия, регулярно применяя анкетирования и тестирование учащихся, я пришла к выводу, что больше врем...

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Доклад на тему «От уроков технологии к эстетическому и логическому воспитанию в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему  «От  уроков технологии к эстетическому и логическому воспитанию в условиях реализации ФГОС» ...

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.

Эстетическое воспитание в условиях образовательных учреждений интернатного типа.«То, что сегодня ребёнок делает с помощьювзрослых, завтра он сумеет сделать этосамостоятельно».Л.С.Выготский.Мерой и пок...

Статья на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»

В данной статье кратко описана основная деятельность воспитателя группы продлённого дня, дано определение эстетическому воспитанию, приведены условия его формирования у младших школьников в условиях г...

Статья на тему: «Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»

В данной статье кратко описана основная деятельность воспитателя группы продлённого дня, дано определение эстетическому воспитанию, приведены условия его формирования у младших школьников в условиях г...