Нравственные чувства обучающихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennyh_chuvstv_i_eticheskogo_soznaniya_obuchayushchihsya.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Нравственность - это разум сердца.
Г.Гейне
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида обучение и воспитание направлено на социализацию воспитанников, на выработку положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.
Задачи.
- Формирование нравственного сознания, чувства, убеждения, осознанного правильного поведения.
- Научить детей ориентироваться на общечеловеческие ценности: милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизму, терпимость, доброжелательность, скромность. Готовность оказывать помощь близким и дальним, стремление к миру, добрососедству, понимание ценностей человеческой жизни.
- Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, честность, порядочность, ответственность, гуманизм, трудолюбие, уважение к старшим.
- Формирование нравственных качеств, необходимых для самоопределения личности в современном обществе: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, чувство гражданского долга, требовательность к себе.
Эти задачи решаются повседневно, ежечасно в процессе общения детей и педагогов.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные методы и формы работы с детьми:
- Воспитательные коррекционные занятия;
- Тренинги;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Ролевые игры;
- Театрализованные представления;
- Экскурсии, целевые прогулки;
- Конкурсы;
- Викторины;
- Клубы по интересам;
- Проведение совместных праздников и мероприятий;
- Просмотр слайдов, презентаций;
- Воспитательные спортивные мероприятия;
- Организация выставок, поделок.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни.
Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой существующие стандарты, нормы и законы общества.
Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.
Воспитанникам коррекционных школ свойственно отклоняющееся поведение. Такое поведение может проявляться в нескольких плоскостях:
- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность ребенка, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, повышенная возбудимость и аффективность),
- как социально - обусловленные качества личности и черты характера
( неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплини-рованность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, агрессивность, жестокость),
- как низкая общая культура, негативное и нравственным нормам и правилам, к окружающим людям ( неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома, из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов поведения),
- как вредные привычки ( курение, употребление алкоголя, токсические и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных, операционных. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Мы должны подготовить детей с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.
Педагог в коррекционной школе, должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в результате самостоятельного поиска.
Таким образом, в школе – интернате должна быть такая коррекционной – развивающая среда, чтобы в процессе общения педагога и воспитанника исправлялись, нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному усвоению социального опыта научить жить в мире реальности – все это становится возможным лишь при условии четкого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса.
Основные способы педагогического воздействия на детей в учебно-воспитательной деятельности и повседневной жизни.
- Приучение. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом, во время трудовой деятельности, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать. Но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
- Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взять ложку и вилку в руки, правильно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
- Воспитывающие ситуации. Создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором.
- Поощрение. Проводиться различными способами, активизирует детей к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
- Наказание. Применяется крайне редко. Наказание, приводящие к боли и физическому страданию, не используются. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
- Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образом и необходимым ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесный методов. Помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
- Разъяснение. Необходимо не только показать рассказ, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
- Метод организации деятельности, который носит общественно – полезный характер. Это совместный коллективный труд (уборка комнат, территории, посадка деревьев).
Предполагаемый план мероприятий
нравственного воспитания.
№ п/п | Наименование мероприятий | Прогнозируемые результаты | Сроки |
1. | Игры и упражнения на основы социализацию и общения:
| Формирует и развивает уверенность в своих силах, самовыражения, самопроверку, самореабилитацию, самоосуществления, положительные качества личности, сближение детей друг с другом, а так же с воспитателем. | В течение года |
2 | Коррекционные занятия: 1.Занятия о вежливости:
2.Занятия добра:
3.Занятия этикета:
4.Занятия о дружбе:
| Воспитанники с нарушением интеллекта приобретают представления о нормах и правилах, существующих в обществе. Умение чувствовать и понимать других людей, сверстников и взрослых; Повышению уровня речевого развития школьников; Формирование навыков и привычек нравственного поведения; Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения у детей путем организации их практической деятельности; Формирование у детей ответственности за свое поведение и здоровье; Вооружение учащихся знаниями о морали, формировании моральных норм; Формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях; Формирование трудовых навыков и навыков самообслуживания; Становление самосознания, положительного отношение к себе, сверстникам; Стремление к установлению новых взаимоотношений со | В течение года |
5.Коллективные работы:
| сверстниками и взрослыми; Формирование нравственных понятий; Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение; Умение общаться, понимать эмоциональное состояние других; Знание культурных норм поведения; Способность управлять своим поведением; Умение проявлять дружбу и любовь. | ||
3. | Тренинги по «Личностному развитию»:
Разыгрывание ситуаций:
| С помощью игр и физических упражнений снижение агрессивности в поведении учащихся, распознавание своего эмоционального состояния, самоконтроль, повышение стрессоустойчивости, профилактика нервозов и невротических реакций, успешная социальная адаптация развития. | |
4. | Игры, конкурсы, инсценировки, экскурсии:
| Активизация внимания, памяти, мышления учащихся; Расширение здоровье сберегающего пространства школы – интерната; Умение владеть гигиеническими навыками. | |
5. | Общешкольные праздники и мероприятия:
«А ну, ка мальчики!»
| Формирование нравственных ценностей и качеству школьников через систему воспитательных мероприятий; Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. | В течение года |
Заключение
Итак, мы видим, что поле для коррекционной работы педагогов очень широкое: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления до коррекции недостатков характера, поведения неуравновешенности, противоречивости, импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной веселости, безучастия и повышенной возбудимости, лжи и воровства, замкнутости и бродяжничества и т.п.)
Все эти особенности должны быть приняты во внимание при проведении воспитательной работы.
Каждое занятие должно быть построено и проведено с опорой на душевную теплоту взрослого, т.е. педагога, чуткость и уважение к ребенку, способность оценить любой вывод, сделанный детьми. И только тогда мы можем достичь положительных результатов.
А.Д. Гонеев считал, что взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности коррекционной – педагогической работы с проблемными детьми усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и отклонений в поведении учащихся реально действенным, а задачи по формированию положительных качеств личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов,
там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой».
Пифагор.
ГКОУ «Адыгейская республиканская школа – интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Воспитание
нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Подготовила :
воспитатель
Шагужева Женя Рамазановна
а. Хакуринохабль
2017– 2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...