Программа летнего оздоровительного лагеря
классный час (2 класс)
Программа "Радуга" предназначена для реализации в детском оздоровительном лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_2017.docx | 233.09 КБ |
klassnyy_chas_ulitsy_rodnogo_goroda.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский»
Согласовано: ________________ Утверждаю:______________
Начальник отдела по дополнительному Директор МБОУ СОШ №2
образованию и воспитательной работе
Богданова И.А.
Автор:
Косинцева Вера Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2»
г. Советский
2017 г.
Содержание
- Информационная карта программы…………………………………………………….3
- Пояснительная записка……………………………………………………....................4
- Цели и задачи программы……………………………………………………………….5
- Основные условия реализации программы……………………………………............5
- Понятие и содержание толерантного воспитания……………………………………..6
- Принципы программы…………………………………………………………………..6
- Ресурсное обеспечение программы……………………………………………………..7
- Этапы реализации программы …………………………………………………............8
- Механизм реализации программы……………………………………………………...8
- Содержание программы………………………………………………………………….9
- Ожидаемые результаты программы…………………………………………………....11
- Список литературы………………………………………………………………………12
- Приложение 1 к программе…………………………………………………...............13
- Приложение 2 к программе………………………………………………….................15
- Приложение 3 к программе…………………………………………………….............18
- Приложение 4 к программе …………………………………………………................19
Информационная карта программы
Наименование программы | Программа по формированию толерантности «Радуга» |
Автор программы | Косинцева Вера Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 г.Советский». |
Цель программы | Формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных жизненных ситуациях. |
Задачи программы |
|
Срок и этапы реализации программы | Срок: 1.08.17-24.08.17гг. Этапы:
|
Общее количество и возраст участников программы | Возраст участников 6-17 лет; Количество – 50 человек. |
География участников программы | 628240 Тюменская область, ХМАО, г. Советский, мкр. Хвойный д.53 А, факс, тел. (3-35-94) приёмная. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Программа по формированию толерантности «Радуга» является профильной, направлена на создание необходимых условий для развития толерантных отношений между участниками программы и формирование толерантной личности. Программа рассчитана на детей 6-17 лет.
Существование в сегодняшнем мире, представляющем собой разнообразие типов государств, политических режимов, религиозных воззрений, национальностей, традиций, направлений в искусстве, социальных позиций и статусов, видов деятельности и образов жизни, наряду с такими человеческими качествами, как патриотизм, гражданственность, диктует необходимость проявления терпимости и понимания к взглядам, интересам, верованиям, жизненным потребностям других людей.
Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления и развития демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.
Современные деловые отношения, деловое общение, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа по формированию толерантности «Радуга» лагеря с дневным пребыванием детей (далее - программа) должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания детей: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.
Лагерная жизнь объективно создает условия для развертывания разнохарактерных отношений детей, межэтнических связей, развития толерантных отношений. Особо важную роль в развитии этих отношений играет свободное время детей. Основные функции свободного времени — это:
- Разрядка и восстановление. В условиях пребывания в лагере ребенок попадает в качественно новое состояние — состояние покоя, расслабленности, снятия напряженности, позволяющее сбросить груз школьных и иных накопившихся за год проблем. Это создает условия для отдыха, дающие возможность восстановления физических и психологических сил, позволяющие укрепить юный организм, «подпитать» его новыми силами.
- Развлечение и хобби. Речь идет о возможности заняться любимым делом, поиграть, повеселиться — от этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
- Саморазвитие и самореализация — это факторы, во многом определяющие содержание деятельности детского оздоровительного лагеря.
- Лагерь — это наиболее благоприятная пора развития разнообразных творческих и физических сил юной личности, здесь созданы условия для самовоспитания личности, в результате чего ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности, что выражается в четырех основных видах действий: в инициативе, в самостоятельном выборе и принятии решений, в самореализации, самооценке и коррекции деятельности и общения.
- Профессионально-образовательная компенсация. Имеется в виду получение новых знаний, расширяющих рамки школьной программы, выработка умений и навыков в избранном виде деятельности.
- Социализация. Речь идет об усвоении и активном воспроизводстве социального опыта в процессе общения и деятельности — важный фактор для развития и становления личности ребенка.
В результате реализации программы дети должны научиться следующему:
1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.
2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.
3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.
4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.
5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.
6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.
7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.
8. Ценить свою и чужую жизнь.
9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.
10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.
Цели и задачи программы
Целью программы является формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;
- сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутригрупповых отношений;
- совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;
- прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;
- помочь воспитанникам быть понятыми и признанными;
- пропаганда здорового образа жизни.
Основные условия реализации программы:
- обеспечение многообразия видов деятельности, в которую включается ребенок;
- создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе;
- организация воспитания общения посредством коллективных форм деятельности;
- формирование познавательного интереса и создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности;
- формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться;
- сочетание в процессе жизнедеятельности массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- личностный пример педагога, способного собственным поведением влиять на динамику личностных отношений в коллективе;
- развитие и совершенствование системы методического обеспечения деятельности педагогов;
- организационно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение;
- профессионально-педагогическая компетентность кадров.
Понятие и содержание толерантного воспитания
Толерантность - способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения. "Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:
- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
- отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:
– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);
– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, обучающимся, умение понять и простить их несовершенства);
– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);
– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);
– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);
– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);
– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).
Принципы построения программы
Программа основана на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;
Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;
Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;
Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение:
Материально – техническая база соответствует требованиям СанПиН, является условием создания полноценного пространства для развития творчества детей, укрепления и сохранения их здоровья.
Актовый зал с мультимедийным оборудованием для кинопоказов, используется для проведения досуговых мероприятий.
Материально-техническая база медицинского и спортивного блока:
Спортивные залы: 3 (игровой, гимнастический, комбинированный для занятий детей начальной школы);
Тренажерный зал: 1
Футбольное поле с искусственным покрытием: 1
Поле для минифутбола с искусственным покрытием: 1
Баскетбольная площадка: 2
Волейбольная площадка: 1
Полоса препятствия на 21 элемент: 1
Малые архитектурные формы: 3
Медицинский кабинет: 1;
Ингаляторий:
Физиотерапевтический кабинет: 1;
позволяет осуществлять мероприятия, направленные на профилактику заболеваний и укрепления здоровья.
Финансовое обеспечение:
- субсидии из бюджета ХМАО-Югры (питание);
- средства родителей (культурно-массовые мероприятия).
Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря
Реализация программы осуществляется следующим кадровым составом:
- начальник лагеря - 1;
- заведующий производством -1;
- воспитатели оздоровительных отрядов – 4 (учителя начальных классов);
- технический персонал - 1;
- работники пищеблока - 4;
Привлечённые специалисты: - фельдшер - 1;
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап (01.04 – 31.05.17г.)
- проведение организационного совещания по летнему отдыху;
- план – прогноз по организации летнего отдыха с указанием количества школьников, которые примут участие в работе лагеря с дневным пребыванием;
- подбор кадров, составление штатного расписания работников;
- разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей по формированию толерантности «Радуга», нормативно-правовой базы;
- коллективное планирование механизма реализации;
- составление сметы расходов на содержание лагеря, закупка товара, согласно сметы расходов;
- приём заявлений, формирование групп; составление списков детей по отрядам, в фонд социального страхования, в страховую компанию «Югория»;
- заключение договоров, составление совместных планов работы с организациями и учреждениями города, участвующими в реализации программы;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подготовка лагеря к открытию смены (оформление помещений, приведение помещений в соответствие с санитарными нормами).
2. Практический этап (01.08 – 24.08.17г.):
- создание и оформление имиджа отряда;
- выборы органов самоуправления, распределение обязанностей;
- проведение отрядных и общелагерных мероприятий;
- лечебно-оздоровительная работа.
3. Заключительный этап (25.08-26.08.17г.):
- закрытие смены;
- подведение итогов смены, составление анализа работы лагеря.
Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и спорта.
Схема взаимодействия городских структур по программе лагеря «Радуга»
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня (Приложение 1). В настоящей программе существует конкретная «привязка» мероприятий к теме смены, которая выступает в роли объединяющего символа, дает возможность сделать тематическую смену привлекательной как для ребенка, заинтересованного в предлагаемых ему направлениях работы, так и для детей, рассматривающих смену как простой набор досуговых мероприятий.
Образовательная система в период лагерной смены построена следующим образом: основная форма обучения – включение в проводимые мероприятия и программы. При этом занятия продолжаются самостоятельно, внутри каждого отряда.
В рамках образовательного блока проводится тренинг «Жить в мире с собой и другими» (Приложение 5).
Цели тренинга:
- Ознакомить с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями в толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
- Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверию, достоинству и самопознанию как элементам толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Тренинг «Жить в мире с собой и другими» состоит из восьми занятий.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Для оценки предполагаемых результатов по реализации программы и получения обратной связи разработан диагностический инструментарий. (Приложение 3)
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается создание «методической копилки».
Содержание программы
Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры «Радуга».
Игровая легенда: Жители страны Радуга (радужцы) весёлый и дружный народ. Они любят Радугу, которая после дождя выскакивает на небесный простор и повисает дугой, сверкая своими цветами-лучиками. И жители радужцы весело и дружно живут в своём городе. Люди, живущие в этой стране, увидев Радугу на небе, радовались ей, пели ей песенки. А Радуга, заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя… Все были рады Радуге…
Кроме одной злой Чёрной Тучи. Она терпеть не могла Радугу за её весёлый нрав. Позвала Чёрная Туча своих слуг – Грозовых Туч и приказала им спрятать Радугу. А было их счётом – 21. А 21 – это столько длится наша лагерная смена. Если день пройдёт весело и дружно, то одна Туча уйдёт и откроется часть Радуги. К концу смены Радуга будет свободна, и все радужцы будут жить счастливо. Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
В стране Радуга есть свой герб и гимн.
Девиз: «Мы разные – мы равные!»
Гимн: “ Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” - сто тысяч “я”!
Клятва: “Каждый житель должен быть достойным жителем страны Радуга! Стремиться стать лучше! Помогать другим жителям! Уважать труд всего коллектива! Клянемся, клянемся, клянемся!”
В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря и действуют согласно своим ролям.
Лагерь — страна.
Отряд — город.
Все дети в лагере - жители страны Радуга.
Воспитатели лагеря – Мэры.
Управляет страной Президент и Совет министров:
Начальник лагеря — Президент страны.
Старший воспитатель лагеря – Премьер – министр.
Министр спорта – организатор спортивных дел.
Министр культуры – организатор творческих дел.
Министр здравоохранения – организатор тематических бесед, встреч о здоровом образе
жизни.
Ежедневно проходят заседания Совета министров, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга жителей страны.
50 участников смены (жители страны) объединяются в «города» (отряды), которые живут по уставу, соблюдая законы и традиции лагеря «Радуга» (Приложение 4). Жизнедеятельность осуществляется через органы управления. Каждый житель пытается осознать своё место в городе, собственную значимость. Каждый город (отряд) имеет свой герб и гимн.
Название города обязывает относиться друг к другу по законам добра и справедливости:
Отряд «Доброград»
Отряд «Дружноград»
Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, зарабатывание « Радунтиков», оформление. Оформление лагеря делится на три блока:
1.Общелагерное оформление:
- «Мероприятия на день» располагаются на 21 грозовой тучке. День проходит, тучка снимается и открывается часть радуги;
- «Солнечные часы» (режим дня);
- Календарь полезных дел (план-сетка смены);
- «Информбюро» (информация о жизнедеятельности лагеря);
2. Уголок ОБЖ «Тропинка безопасности» (располагается информация по ПДД, правилам пожарной, электро- и личной безопасности и т.д.
3. Оформление отрядов:
- Комната оформляется в соответствии с названием отряда;
- «Полянка настроений» - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. Каждому жителю городка соответствует цветок, у которого 21 лепесток ( по количеству дней, проведённых в лагере). В конце дня дети закрашивают 1 лепесток. Жёлтый цвет – день прошёл на «ура», синий – «хорошо», белый – «было скучно».
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде, где расположены герб, гимн и девиз лагеря, распорядок дня, план работы лагеря на смену.
В течение всей смены жители города за выполнение государственных обязанностей получают денежную единицу “Радунтик ” (в конце смены на «Радунтики» можно приобрести сувениры). У каждого отряда есть своя чековая книжка, куда вносятся доходы и расходы:
1. Источник дохода:
- за выполнение индивидуальных трудовых заданий;
- за активное участие в подготовке и проведении творческих дел;
- за содержание в чистоте и порядке отрядных комнат;
- за инициативное дело на пользу страны;
- за высокий культурный уровень: поведения, проведения мероприятий, общения.
2. Источник расхода:
- за плохое поведение в столовой;
- за плохое дежурство отряда;
- за беспорядок в отрядных комнатах;
- за нарушение законов страны;
- за употребление грубых слов.
День жителей страны зависит от цветов радуги.
- Красный цвет – день посвящён безопасности жизни;
- Оранжевый цвет – интеллектуальный день;
- Жёлтый цвет – день развлечений;
- Зелёный цвет – день природы;
- Голубой цвет – спортивный день;
- Синий цвет – творческий день;
- Фиолетовый цвет – день здоровья.
На протяжении всей смены любой житель города может заниматься в “Хобби-центре” и научиться делать то, чего раньше не умел и что значимо для его творческих и интеллектуальных способностей.
“Хобби-центр” предлагает:
- Творческая мастерская “Бумагапластика” – изготовление поделок, сувениров;
- «Шахматы» - игры, дружеские встречи, турниры;
- “Игровых дел мастер” – здесь обучаются методике проведения игровых программ;
- “Клуб здоровья” – для тех, кто интересуется спортивными видами деятельности;
По мере участия жителя страны в игре на протяжении всей смены заполняется “Моя дорога Успеха” в знак признания его заслуг и его имя останется в истории «Страны Радуга” и будет отмечено на “Площади радостных событий”.
В итоговый период смены по результатам игры вручаются дипломы:
- “Сердце Данко” – тому, кто самостоятельно, бескорыстно и добровольно помогает и совершает добрые поступки на благо всех жителей страны;
- “От сердца к сердцу” – тому, кто занимается декоративно-прикладным творчеством и сможет научить этому других.
- “Зажечь сердца” – тому, кто сумел организовать ребят вокруг себя на добрые дела.
Ожидаемые результаты программы
- Укрепление здоровья, закрепление навыков здорового образа жизни;
- Развитие толерантности воспитанников к самим себе и другим;
- Приобретение детьми нового социального опыта, саморазвитие и самореализация;
- Сплочение временного детского коллектива;
- Удовлетворенность воспитанников и их родителей (законных представителей) работой лагеря с дневным пребыванием детей.
Для оценки достижений результатов будут использованы показатели:
Результат | Метод оценки | Ответственный |
Укрепление здоровья воспитанников | 1.Журнал посещения медицинского кабинета (динамика роста, веса, диагнозы); 2.Личная гигиена; 3.Режим питания; 4. Режим дня (водные процедуры, подвижные игры, спортивные занятия, эстафеты, зарядка). 5.Экран чистоты и порядка. | Фельдшер |
Толерантность | 1. Анкета «Толерантное отношение» 2. «Индекс толерантности» | Воспитатели |
Саморазвитие и самореализация | 1.Отзывы, рисунки, анкетирование; 2.Участие в общелагерных мероприятиях; 3.Участие в отрядных делах (грамоты); | Воспитатели |
Уровень развития коллектива | 1.Соблюдение законов лагеря; 2.Портрет отряда (в красках, в настроении). 3. Опросник ЭПК; 4. «Сороконожка»; 5. Игра в слова. | Воспитатели |
Удовлетворенность работой лагеря | 1. Итоговое анкетирование; 2. Анкета «Удовлетворённость родителей участием ребёнка в смене»; 3. Альбом отзывов. | Воспитатели |
Список литературы и источников
1. Портал «Вожатый. ру», www.vozhatyi. ru
2. Портал «Сеть творческих учителей», сообщество «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь» http://www.it-n. ru
3. Сайт «Планерочка», www.planerochka. ru.
4. Шмаков С.А.,Безбородов Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа.1993.
5. Здравствуй, лето! Сборник методических материалов в помощь организаторов лета. Хабаровск, 2001г.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование лагеря с дневным пребыванием детей по формированию толерантности «Радуга»
Дата | Тематическая направленность дня | Мероприятия |
1 августа | Красный (день посвящён безопасности жизни) | - Знакомство детей друг с другом, с воспитателями и вожатыми (отрядные мероприятия на знакомство, сплочение коллектива). - Размещение, операция «Уют» (разработка девиза и названия, оформление отрядной комнаты). - Подготовка к открытию лагеря (название, девиз, герб города, песня, речевка) - Инструктажи с воспитанниками по ОТ. - Анкетирование. |
2 августа | Оранжевый (интеллектуальный день) День открытия смены | - Открытие лагеря «Здравствуй, Радуга!» - Конкурс рисунка на асфальте «Рисуем дружбу» - Викторины: «Правила дорожные знать нам всем положено», «Красный, желтый, зеленый!» - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
3 августа | Жёлтый (день развлечений) | - «Робинзонада» (в поисках клада – игра на местности) - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
4 августа | Зелёный (день природы) | - «Экоподиум» (костюм из бросового материала) -Турнир знатоков природы «Сюрпризы дремучего леса» - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
5 августа | Голубой (спортивный день) | _Соревнования «Выше, быстрее, сильнее!» - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» -Шахматный турнир |
6 августа | Синий (творческий день) | - Конкурс плакатов, рисунков, слоганов, стихов, баннеров на тему: «Огонь - друг, огонь – враг!» - В гостях у Рукодельницы - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
8 августа | Фиолетовый (день здоровья) | - «В гостях у доктора Айболита». - Турнир по пионерболу. - СПОРТлист «Мы и спорт». - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
9 августа | Красный (день посвящён безопасности жизни) Международный день коренных народов мира | - Фестиваль «Венок дружбы» -Игры народов мира - «Безопасное колесо» - Практическое занятие: «Оказание первой медицинской помощи». - Занятие на местности «В стране дорожных знаков» |
10 августа | Оранжевый (интеллектуальный день) | -Конкурсная программа «Минута славы» - Викторина: «Правила дорожные знать нам всем положено» - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» |
11 августа | Жёлтый (день развлечений) | - Конкурс бантиков, масок, шляпок Час интересных открытий «Цветная книга лета» |
12 августа | Зелёный (день природы) | -Экологическая викторина -Игра «Счастливый случай» (по страницам детских книг) |
13 августа | Голубой (спортивный день) | -«Весёлые старты» -В стране Мультипультии |
15 августа | Синий (творческий день) | - Конкурс «Мисс Радуга» - Мастер-класс (оригами) |
16 августа | Фиолетовый (день здоровья) | -Флешмоб «Здоровье в движении» -Викторина «В здоровом теле - здоровый дух» |
17 августа | Красный (день посвящён безопасности жизни) | - Конкурс рисунков на асфальте на тему: «Азбука пожарной и дорожной безопасности». - Профилактическое занятие «Путешествие на зеленый свет» - «Школа БЕЗопасности» |
18 августа | Оранжевый (интеллектуальный день) | -Час весёлых Почемучек - Тренинг «Жить в мире с собой и другими» - Мастер-класс (бумагапластика) |
19 августа | Жёлтый (день развлечений) | - Конкурс поделок «Очумелые ручки» -Игровая программа «Яблочный спас» |
20 августа | Зелёный (день природы) | -Минутка здоровья «Природа и безопасность. Правила поведения на воде» - Игра по станциям « Экологическое ассорти» |
22 августа | Голубой (спортивный день) День флага России | - Игра-викторина « Что я знаю о флаге России» - Рисунки на асфальте « Родной триколор». -Народные игры на свежем воздухе |
23 августа | Синий (творческий день) | -У Рукодельницы в гостях - Анкетирование воспитанников и их родителей (законных представителей). - Альбом отзывов. |
24 августа | Фиолетовый (день здоровья) Закрытие смены | - Подведение итогов. Награждение. - Закрытие лагерной смены. |
Приложение 2.
1. Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
2. Анкета «Толерантное отношение»
- Что значит быть толерантным человеком?
- Что такое толерантность? Назовите не менее 5 синонимов этого слова.
- Что означает «толерантное поведение»?
- С какими представителями других национальностей тебе приходилось взаимодействовать в своей жизни? Опиши, что тебе было интересно и что мешало в этом взаимодействии?
- Какие чувства вызывают у тебя представители молодежных неформальных организаций? Что ты думаешь о них?
- Что ты считаешь самым неприемлемым в поведении наших горожан?
- С какими проблемами тебе пришлось сталкиваться как представителю «других» интересов?
3. Игра в слова
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок. Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ___________________
4. Эмоционально-психологический климат (ЭПК)
Процедура:
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
Бланк опроса
В нашем отряде всегда весело Все ребята в общем-то добрые Мы никогда не ссоримся Ребята в отряде вежливые, воспитанные Мне в нашем отряде хорошо, спокойно У нас все равны Мы все сплоченные, все дела делаем вместе | 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 | В нашем отряде всегда скучно В отряде много злых, равнодушных Мы часто ссоримся, конфликтуем Ребята часто грубят, ругаются Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе |
Обработка результатов:
Индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия = 28 баллов (7 утверждений отмечены по максимуму баллов - 4). Теперь вычисляем реальные показатели ЭПК каждого ребенка, для чего суммируем отмеченные ребенком цифры по каждому из семи показателей). Для вычисления реального группового индекса необходимо сумму всех реальных индивидуальных индексов разделить на количество опрошенных ребят (найти среднее арифметическое).
Оценочная шкала:
23 - 28 баллов - очень высокий
19 - 22 балла - высокий
12 - 18 баллов - средний
0 - 11 баллов - низкий
Изучение эмоционально-психологического климата отряда (ЭПК) проводится в середине и в конце смены.
5. «Сороконожка»
Цель: использование наглядных средств в оценке проведенных дел, выявлении эмоционального состояния человека в процессе жизнедеятельности отряда. С помощью цветописи может быть определено общее эмоциональное состояние коллектива.
Над каждым сегментом тела сороконожки надписывается имя ребенка. Сегмент расчерчивается на клеточки соответственно количеству дней смены. Каждая клеточка раскрашивается цветом, соответствующим настроению дня. Если настроение было изменчивым, переменным, то в клеточке может присутствовать несколько цветов.
6. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Бланк методики
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ | Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
1. | В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
2. | В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | ||||||
3. | Если друг предал, надо отомстить ему | ||||||
4. | К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | ||||||
5. | В споре может быть правильной только одна точка зрения | ||||||
6. | Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | ||||||
7. | Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | ||||||
8. | С неопрятными людьми неприятно общаться | ||||||
9. | Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения | ||||||
10. | Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
11. | Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности | ||||||
12. | Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше | ||||||
13. | Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
14. | Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
15. | Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" | ||||||
16. | Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
17. | Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
18. | К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
19. | Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
20. | Любые религиозные течения имеют право на существование | ||||||
21. | Я могу представить чернокожего человека своим близким другом | ||||||
22. | Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов.
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы [6].
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
7. Анкета «Удовлетворённость родителей участием ребёнка в смене»
- Ваш ребёнок посещал лагерь с дневным пребыванием детей потому, что…
а) нет возможности организовать семейный отдых в данный период;
б) ребёнку необходима адаптация в новых условиях взаимодействия со сверстниками;
в) ребёнок ранее посещал летний лагерь с дневным пребыванием детей и ему понравилось;
2. Ваш ребёнок посещал лагерь с дневным пребыванием
а) чаще с желанием идти в лагерь;
б) с возникающим по ситуации дня желанием;
в) чаще без желания идти в лагерь .
3. Ежедневно после посещения ребёнком лагеря Вы, обсуждая с ним прошедший день, делали вывод
а) об интеллектуальном, творческом развитии ребёнка и укреплении его здоровья через мероприятия, организованные в лагере;
б) об общей удовлетворённости ребёнка;
в) о бесполезном проведении времени Вашим ребёнком.
4. Работа и действия воспитателей в отношении детей, по вашему мнению,
а) направлены на создание комфортных условий для детей, и это им удаётся;
б) не удовлетворяет потребностям вашего ребёнка;
в) вы затрудняетесь ответить.
5. По Вашему мнению, программа лагеря
а) насыщена, интересна, всесторонне развивает ребёнка ;
б) оставляет ребёнка равнодушным;
в) вам об этом ничего не известно.
5. Оцените, пожалуйста, качество организации питания в лагере с дневным пребыванием детей:
а) хорошая организация;
б) удовлетворительная организация;
в) вам об этом ничего не известно.
7. По окончании смены Вы
а) абсолютно удовлетворены результатами участия ребёнка в смене;
б) не пожалели о том, что ребёнок стал её участником;
в) сожалеете, разочарованы.
8. Вы уже сейчас чётко понимаете, что
а) Ваш ребёнок станет участником смены лагеря с дневным пребыванием при школе в следующем году;
б) Ваш ребёнок и Вы не удовлетворены реализацией смены и в следующем году отдых ребёнка будет организован иначе;
в) нет однозначного решения.
9. Ваши пожелания, замечания помогут организаторам тематической смены 2012 года качественно спланировать работу летней оздоровительной кампании 2013 года: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
8. Итоговое анкетирование
Фамилия, имя.
- Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
- Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
- Из дел, проведённых в лагере , мне больше всего не понравилось …
- Было ли скучно в лагере ?
- Несколько слов о нашем отряде …
- Мои впечатления о лагере ….
- Самое важное событие в лагере? Было или оно?
- Если бы я был вожатым, то бы я …
- Хочу пожелать нашему лагерю «Солнечная страна» …
- Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере ?
Твое имя, фамилия и автограф на память ___________________________________
Приложение 4.
ЗАКОНЫ И ТРАДИЦИИ, ПО КОТОРЫМ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ
Законы страны Радуга
Закон «ноль-ноль». Время дорого. Необходимо ценить каждую секунду. Каждое дело должно начинаться в точно назначенный срок, а заставлять себя ждать — значит отнимать у своих друзей драгоценные минуты познания нового, отнимать интересные дела, интересное общение и просто хорошее настроение.
Закон поднятой руки. Надо уважать человеческое слово, человеческую мысль. Разговоры, споры, обсуждения — важная часть жизни детского объединения. Если человек поднимает руку, гласит закон поднятой руки, ему необходимо сообщить что-то нужное людям.
Закон доброты, дружбы и товарищества. На земле будет светлее, если мы все будем добрее. Если друг попал в беду — помоги.
Закон улыбки. Люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех.
Закон природы. Этот закон – уважение к самой природе. Гораздо проще оборвать, чем вырастить. Береги природу, будь её защитником.
Закон памяти и долга. Нужно помнить и знать свою историю; мы в долгу перед теми, кто защищал нашу Родину в трудные для неё годы.
Традиции страны Радуга
Традиция доброго отношения к людям. Эта традиция—основа всех законов и традиций детского объединения. Доброе отношение к людям—это: готовность дарить улыбки, добрые слова всем, кто тебя окружает; готовность что-то сделать для радости другого человека; готовность не быть равнодушным, не пройти мимо человека, которому необходима помощь; готовность радоваться успехам и достижениям друга; готовность понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Одним из способов выражения доброго отношения к людям является ритуал приветствия.
Традиция внимания и традиция сюрпризов. Суть этих традиций: заботиться о своих друзьях, делать им приятнее сюрпризы по любому поводу (будь то начало нового дня, победа в каком-либо конкурсе, праздник, день рождения и пр.); мальчикам ухаживать за девочками, как истинным джентльменам, а девочкам в нужные моменты помогать мальчикам.
Традиция доброго отношения к песне заключается в уважительном, добром отношении к песне и музыке и означает: знание песни, которая исполняется и уважение к людям, её написавшим; умение дослушать и допеть песню до конца, не прерывая её; умение сохранить лучшие, любимые песни и передать их другим.
Традиция отрядного «огонька». На «огоньке» анализируют прошедшие дела, обсуждают работу органов самоуправления. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь строят планы на будущее, оценивают свою работу, размышляют о чем-то интересном. На «огоньке» мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни.
Приложение 5.
Тренинг «Жить в мире с собой и другими»
Занятие 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?
Упражнение «Сосед справа, сосед слева»
Цели:
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам, и так далее.
Упражнение «Чем мы похожи»
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или: мы похожи тем, что мы жители Земли; или: мы одного роста)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех про, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Что такое “толерантность”»
Цели:
- дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
- показать многоаспектность понятия «толерантность».
Процедура проведения. Ведущий делит участников на группу по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выбрать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представить от каждой группе знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
Упражнение «Общий ритм»
Цель: повышение сплоченности группы.
Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним – следующий и т. д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди [3].
Упражнение «Пантомима толерантности»
Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске.
Задача: пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком определении идет речь.
Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
- С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Лукошко»
Цели:
- работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциального ряда;
- развитие фантазии, творческого мышления.
Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находится различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности [3].
Рефлексия занятия.
Занятие 2. ТОЛЕРАНТНОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
Упражнение «Превращения»
Цель:
- самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Процедура поведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
- «Если бы я был книгой, то я был бы … (словарем, томиком стихов…)»
- «Если бы я был едой, то я был бы … (кашей, пирожком, картошкой…)»
Упражнение «Черты толерантной личности»
Цели:
- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
На заполнение опросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланка, опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Чисто ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы) [3].
Упражнение «Волшебная лавка»
Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантным людьми.
Рефлексия занятия:
- Какие качества присущи толерантной личности?
- Какие качества характерны для интолерантной личности?
- Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
Занятие 3. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ. ЧУВСТВО СОБСТВЕНООГО ДОСТОИНСТВА
Упражнение «Построиться по росту»
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе.
Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту.
Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»
Цели:
- развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
- развитие способности к самоанализу.
Упражнение «Неуверенный – уверенный - самоуверенный»
Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие эти состояниям [3].
Процедура проведения. Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой – неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет.
Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь.
После этого ведущий предлагает обоим партнерам по пробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся. Далее идет обсуждение и анализ упражнения.
Упражнение «Нобелевская премия»
Цель: повышение социальной компетентности, переживание ситуации «ответственности перед человечеством», работа с мечтами и фантазиями о будущем [3].
Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам о Нобелевской премии, а затем записывает на доске вопросы, на основе которых участники группы могут построить свое выступление. Речь каждого «лауреата» вознаграждается аплодисментами. После выступления участники группы задают свои вопросы «лауреату». Члены группы, которые не успели представить свои достижения, могут кратко назвать свою номинацию и объяснить, за что они получают премию.
Рефлексия занятия.
Занятие 4. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ.. САМОПОЗНАНИЕ
Упражнение «На какого сказочного героя я похож?»
Цель: возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия.
Упражнение «Пять добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.
Процедура проведения. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. Работа заканчивается обсуждением результатов.
Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»
Цели:
- самораскрытие, самопознание;
- повышение внутригруппового доверия.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я — Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней...». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.
Упражнение «Какой Я?»
Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие [3].
Занятие 5. Я И ГРУППА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ И К ДРУГИМ. ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ
Упражнение «Это здорово!»
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения. Кто-нибудь выходит в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Упражнение «Порадуй меня»
Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.
Процедура проведения. В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, или событие, или что-то еще (например, гоночный автомобиль, кругосветное путешествие, виллу на побережье, пятерку по математике). Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой участник [3].
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций — кто-то обижается, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой — в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду [3].
Схема достойного выхода из ситуации:
- Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах ...»
- Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «...я почувствовал себя неудобно...»
- Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей....»
Это объяснение является продолжением и закреплением предыдущего.
- Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Предложите выполнить это задание нескольким парам участников.
Занятие 6. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: РАЗНЫЕ МИРЫ
Упражнение «Групповая картинка»
Цели:
- осознание стереотипов поведения различных групп;
- активизация, повышение настроения у участников группы.
Процедура проведения. Группа делится на подгруппы из трех-четырех человек. Каждая подгруппа выбирает какую-то национальность, народ, этническую группу и придумывает, как ее изобразить так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность.
Игра «Карамбия»
Цели:
- предоставить возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия межкультурного непонимания;
- помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.
Процедура проведения. Из числа участников выберите двух-трех членов группы, которые будут в этой игре выполнять роль «посланников». Не заостряя на этом внимания, ведущий должен так подобрать посланников, чтобы они различались между собой по значимым внешним признакам: например, мальчиков и девочек. «Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы. Пока посланники выполняют задание, дайте всей группе следующую инструкцию: «Мы — карамбийцы. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:
- Мы можем говорить только с человеком того же пола, что и мы сами.
- В нашем словаре всего два слова — «да» и «нет».
- Наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».
Ведущий должен убедиться в том, что участники усвоили правила.
Начните игру, когда «посланники» готовы. Приглашайте их по одному, так, чтобы другие посланники не знали, какие вопросы задают его коллеги.
После опроса каждый из посланников представляет свой отчет о культуре Карамбии и ее жителях.
После обсуждения вопросов «карамбийцы» могут рассказать посланникам о правилах поведения и общения, принятых в их культуре [3].
Игра «Неведомые миры»
Процедура проведения. Минимальное вмешательство со стороны ведущего, творческий, исследовательский характер игры позволяет подросткам в полной мере ощутить особенности взаимодействия между представителями разных групп, существенно различающихся между собой в культурном, социальном, идеологическом плане. Перед началом игры все участники разбиваются на две команды. Когда команды окончательно сформированы, можно начинать игру. Игра состоит из трех этапов [3].
Этап 1. «Создание миров». Команды составляют «легенду» своего мира.
Этап 2. «Встреча». Команды собираются в одной комнате.
Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определенному плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим-законодательством. В заключение гостей угощают блюдами инопланетной кухни, обучают «национальному» танцу.
Этап 3. «Принятие общих законов».
На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определенных правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых. В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.
Занятие 7. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: УЧИМСЯ СОЧУВСТВИЮ
Упражнение «Будь внимательным»
Цель: развитие наблюдательности. Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает им внимательно посмотреть друг на друга и, по возможности, запомнить, кто во что одет.
Упражнение «Ванька-Встанька»
Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.
Процедура проведения. Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга:
— Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу?
Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т. п [3].
Упражнение «Пойми меня»
Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту истерию как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить по кругу.
Упражнение «Глаза в глаза»
Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.
Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры молча смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.
Упражнение «Войди в роль беженца»
Цель: развитие способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.
Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты, переселенцы и беженцы в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.
Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5-7 минут).
Рефлексия занятия:
- Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
- Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?
Занятие 8. ГРАНИЦЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Упражнение «Успей вставить слово»
Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия.
Участники игры бросают друг другу мяч. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу — выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому участнику, и т. д. Игра ведется в быстром темпе.
Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»
Цели:
- ознакомление подростков с Всеобщей декларацией прав человека;
- обсуждение вопросов, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства;
- осознание личной ответственности каждого человека за соблюдение прав всего человечества;
- понимание того факта, что нарушение прав человека является одной из форм нетерпимости.
Процедура проведения. Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:
- Какие права человека чаще всего нарушаются?
- Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?
- Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?
- Какие права человека нарушаются в случае этнических конфликтов?
- Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?
- Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?
Упражнение «Кодекс толерантности»
Целы создание «Кодекса толерантности».
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам группы на основе Всеобщей декларации прав человека создать «Кодекс толерантности».
Упражнение «Вспомнить все»
Процедура проведения. Участники бросают друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы [3].
Предварительный просмотр:
Классный час «Улицы моего родного города»
Автор: Косинцева Вера Владимировна
МБОУ Средняя образовательная школа № 2
Аннотация
Знать историю своей малой родины должен каждый житель, в том числе, что означает то или иное название улицы. Мероприятие позволит расширить знания детей об истории родного города. Данный материал будет полезен для детей младшего школьного возраста.
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- учить детей пользоваться разными источниками при поиске информации по заданной теме;
- развивать коммуникативные навыки, любознательность, внимательность, активность, мышление и речь;
- расширять знания школьников об истории родного города, улиц на которых они живут; воспитывать чувство любви и гордости за свою малую Родину, уважение к ее прошлому.
Оборудование: ноутбук, колонки, записи песни «Родные места» (Сл. Пляцковский М., муз. Антонов Ю.) и музыка «Есть улицы центральные», анаграмма, мини-проекты, подготовленные обучающимися класса.
Ход мероприятия:
Звучит песня «Родные места» (сл. Пляцковского М., муз. Антонова Ю.)
Вступительное слово учителя.
-Как вы уже догадались, ребята, наша встреча посвящена самому важному в жизни каждого из нас. Мы будем говорить о Родине, о нашей малой Родине – родном городе - Советский.
-Как же нас можно назвать, если мы живём в Советском?
- Что же такое для вас Родина? (высказывания детей)
Учитель.
- Попробуйте отгадать загадку:
Много улиц и людей,
Магазинов, площадей.
Он красив и вечно молод.
Скажем дружно это - (город).
-Советский – это наш замечательный город со своими прекрасными улицами, парками и скверами. Это и дом, в котором мы живем, и родная 2-я школа, и полянка с цветами. Это место, где каждый родился и вырос. Это наши дедушки и бабушки, мамы и папы, подарившие нам жизнь.
Ученик.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть родина своя,
Ученик.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Ученик.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
Ученик.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…
Дети (хором) МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ.
Учитель.
Давай с тобой поговорим
Мой дорогой любимый город
Я молодой, ты без седин
Для разговора нам не нужен повод
По улицам твоим пройдусь
Коснусь рукой заборов серых
С тобой деревьям улыбнусь,
Стоящих в одеяньях белых.
А на площадках детвора
Ликует, с горки разгоняясь,
И пусть студёная пора
И снег лежит переливаясь.
Я на других не посмотрю,
Мне мегаполисы – чужие.
Тебя, Советский, я люблю
И улицы твои родные!
- Давайте прочитаем на доске эпиграф нашего мероприятия:
«Истинный патриот своей родной Земли обязан знать и изучать её историю».
- А с чего мы начнём изучать историю своей родной земли, своего родного города, вы узнаете, разгадав анаграмму.
Разгадывание анаграммы цлыуи (улицы)
-А как вы думаете, почему возникли улицы? (ответы детей).
- Наш родной город является свидетелем многих событий. Мы сегодня будем говорить о прошлом и настоящем нашего города, побываем на его улицах. Улицы… Сколько их? И каждая носит свое имя, как человек, у каждой своя судьба, свое рождение. Их названия о многом могут рассказать пытливому и любознательному человеку.
Давным-давно люди определённых профессий селились в одном месте рядом друг с другом, люди других профессий - в другом месте и т.д. Так города делились на улицы. Им давали название. В наше время так же остались улицы со своими названиями для того, чтобы знать куда идти, ехать. Чтобы письма нашли своего адресата. В нашем городе Советском насчитывается более 200 улиц и переулков.
Проходя по улицам нашего города, мы не задумываемся, чьи имена они носят, какие выдающиеся люди жили здесь и оставили свой след. И вот о некоторых из них мы сегодня узнаем.
Предварительно вы провели огромную работу в группах: каждая группа выбрала определенную улицу нашего города и сегодня познакомит нас с ее историей.
Защита обучающимися 3 класса своих проектов
1 группа
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
Улица Гастелло
Одна из старейших городских улиц – улица Гастелло. Здесь расположен Музей истории и ремёсел, школа №1, школа искусств, кинотеатр Луч.
На улице Гастелло расположен памятник первопроходцам, воинам-десантникам всех времён, памятник-мемориал Наказ матери.
Улица названа в честь советского военного лётчика, участника трёх войн – Николая Францевича Гастелло, который погиб во время боевого вылета. Звание Героя Советского Союза ему присуждено посмертно.
26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух дальних бомбардировщиков. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились). Во время атаки на скопления германской техники самолёт Гастелло был подбит и загорелся.
Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.
Улица Гастелло выходит на улицу Киевскую.
2 группа
В Советском моём красивом
Много разных улиц есть.
В их названиях сокрыты
Доблесть, мужество и честь.
Во многих названиях, как известно, отражена история нашего народа в революционные и послереволюционные годы, в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
Улица Зои Космодемьянской появилась одной из первых в нашем городе. А все ли знают, кем была Зоя?
Когда началась война, Зое Космодемьянской было всего 18 лет. В 1941 году она успешно прошла собеседование в набор добровольцев для партизанской части. Вместе с ней на подготовку направились около двух тысяч добровольцев.
В ноябре 1941 года двум диверсионным группам, в одной из которых была Зоя, было дано боевое задание: уничтожить за 7 дней 10 деревень, которые находились во вражеском тылу. С нашей стороны было много потерь, что послужило слиянию групп под командованием Б. Крайнова. 27 ноября Зоя вместе с бойцом Василием Клубковым отправились в деревню Петрищево. Они смело подожгли три жилых дома с конюшнями, уничтожили несколько лошадей врага. Также в это время Зоя Космодемьянская смогла испортить узел связи немцев. Б. Крайнов не дождался разведчиков.
Сама же Зоя решила выполнить приказ до конца. 28 ноября девушка осуществила поджог, затем была схвачена местным жителем С. Свиридовым, который сдал ее фашистам. Они долго пытали Зою, добиваясь от нее сведений о нахождении партизан. Но она была непреклонна. Самым ужасным было то, что в ее избиении участвовали и местные жители.
29 ноября 1941года Зою Космодемьянскую повели на виселицу. Всех местных жителей пригнали смотреть на казнь девушки. Перед смертью девушка выкрикнула: «Мне не страшно умереть за свой народ! Боритесь! Не бойтесь!».
Страшная война будет заставлять содрогаться сердца многих поколений, все будут помнить цену нашей Победы. Мы победили благодаря тем, кто был силен духом, кто до последнего вздоха верил в победу, кто готов был отдать жизнь ради Родины, народа, будущих поколений, претерпевая боль и муки. Такой бесстрашной и храброй была Зоя Космодемьянская.
3 группа
Родная улица. Ты дорога мне с детства.
Какие-то сто метров вдоль домов.
И не поможет ни какое бегство
Тебя извлечь из сокровенных снов.
Улица Бузина
Бузин Александр Сергеевич – герой России. Первый герой России в ХМАО-Югре. 11 декабря 1994 года Александр был призван в армию. Служить попал в Ростовскую область, был сапёром. Вместе со своим четвероногим другом (собакой Джоном) Саша обезвредил более 100 мин и фугасов.
Шали, Грозный, Ханкала – в каждом из этих городов после освобождения Саша и Джон были первопроходцами. Ранним утром 21 мая 1996 года они отправились на разминирование. Двигаться им приходилось в отрыве от основной группы. Операция продолжалась несколько часов. Они разминировали уже несколько мин и фугасов, позволяя тем самым продвигаться группе спецназа. Неожиданно Александр увидел боевиков. Времени на раздумье не было. Александр Бузин вступил в бой, предоставив возможность основным силам занять выгодную позицию. В том бою погиб один человек – это был Александр. Через месяц после его гибели умер и его верный друг собака Джон.
В нашем городе установлен бюст старшему сержанту Александру Бузину.
Учитель
-В начале нашего урока мы определились с тем, что названия улиц необходимы, чтобы найти нужное местоположение. Назовите, пожалуйста, улицы, по которым вы идёте в школу, удалось ли вам узнать: почему они так названы.
(Рассказы обучающихся 4 группы).
Учитель:
- В нашем родном городе много больших улиц и маленьких переулков. История каждой улицы интересна по-своему, для того, чтобы рассказать обо всех, нужно огромное количество времени. Я надеюсь, что небольшая часть поведанных историй задела вашу душу и сердце, и вам захотелось знать об истории нашего города больше. Советский – наш дом.
Хочется, чтобы он был тёплым и добрым. И здесь многое зависит от каждого из нас: судьба, благополучие, чистота, красота.
Нам необходимо любить и беречь свой дом, свою улицу, людей живущих рядом, свой край и бережно хранить добрую память о тех, кто не дожил до дня сегодняшнего, но многое сделал для своей Родины.
(Звучит мелодия Ю.Антонова, дети исполняют песню)
Есть улицы центральные,
Высотные и важные,
С витринами зеркальными,
С гирляндами огней.
Но мне милей не шумные,
Милей одноэтажные.
От их названий ласковых
Становится теплей.
Пройду я по Берёзовой,
Сверну-ка на Зелёную,
И на Заречной улице я постою в тени.
Все улицы любимые,
Все с детства мне знакомые.
И я хочу, чтоб улицы
К добру меня вели.
Учитель:
-Подвести итог нашего классного часа я хочу словами Евгения Сарачева, нашего земляка. Этим стихотворением автор выразил всю свою любовь к городу и людям, живущим в нем.
Улицы мои родные! Улицы Советского!
Стану и оглянусь я вокруг!
Все здесь возвеличено и создано
Волшебством земляков умелых рук.
Советский наш любимый, добрый, ласковый,
Как уютны улицы твои!
Словно, наполняя душу сказкою,
Мне о чем- то свищут соловьи.
Я по улице иду,
В школу братика веду.
Рюкзачок мой за спиной –
Все несу я в нём с собой.
В мае улица цветет,
Радует она честной народ.
Нет прекраснее ее,
Сердце радует мое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"
Программа "Калейдоскоп безопасности" разработана для работы в летнем оздоровительном лагере....
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ Куропатинской СОШ
Программа летнего лагеря, план-сетка на смену...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Кругосветка или 21 день вокруг света»
Готовая программа школьного лагеря...
программа летнего оздоровительного лагеря "Олимпионики" (общелагерные спартианские игры)мммммммм
Обратив внимание на развитие спартианского движения, мы решили применить его концепцию в рамках пришкольного оздоровительного лагеря. Это движение стремится использовать игровые формы соперничества и ...
программа летнего оздоровительного лагеря при школе
Для обучающихся 1-4 классов проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его с...