Классный час"Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
классный час (3 класс) по теме

Варданян Мариа Араики

 

Разработка классного часа знакомит с природными средствами закаливания, способствует воспитанию здорового образа жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

на тему:

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Цели:

  1. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
  2. Познакомить с природными средствами закаливания.
  3. Способствовать воспитанию здорового образа жизни.

Ход классного часа:

       1. Организационный момент.

       2. Сообщение темы и целей классного часа.

       3. Вступительное слово учителя «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

       Находясь на природе, человек имеет большие возможности для укрепления своего здоровья путём закаливания организма.

       Главным закаливанием организма являются: солнце, воздух и вода. Недаром в народе говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

        4. Рассказ на тему «Купание в открытых водоёмах».

        Один из наиболее эффективных методов закаливания – купание в открытых водоёмах.

        - Однако знайте, что любой водоём – зона повышенной опасности. И прежде чем сделать первый шаг в воду, вспомните общие правила купания в открытых водоёмах:

  • Воздерживайтесь от купания в неизвестных и не предназначенных для этой цели водоёмах.
  • Избегайте купаний в одиночку.
  • Не ныряйте в местах с неизвестным рельефом дна, а также в направлении групп незнакомых людей.
  • Не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки.
  • Не подплывайте к моторным, парусным судам, вёсельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам, это опасно.
  • Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.
  • Не доводите себя до переохлаждения. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и согрейтесь.

        При длительном пребывании в холодной воде, сильном утомлении или выполнении резких движений могут появиться в ногах судороги.

        Что делать?

        Необходимо сразу же перестать работать этой ногой. Если есть возможность, стать на дно и растереть сведённую мышцу. Либо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Можно также плыть, работая только руками, расслабив сведённую ногу.

        * Иногда случается и такое: увлёкся, заплыл далеко и чувствуешь, нет сил возвращаться обратно. Это неприятное ощущение, но не надо теряться – следует сохранять спокойствие и верить в свои возможности доплыть до берега. В этом случае надо повернуться на спину, полежать спокойно, отдохнуть, восстановить ровное дыхание, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плыть к берегу.

        5. Беседа на тему «Как оказать помощь человеку, который тонет?».

        Человеку, который терпит бедствие, но может ещё какое-то время самостоятельно оставаться на поверхности воды, достаточно бросить спасательный круг, доску из пенопласта и т.п., за которые он может держаться, пока к нему не подплывёт кто-либо.

        Подплывать к тонущему следует осторожно, лучше сзади, чтобы он не схватил вас за шею и не потянул с собой на дно. Брать утопающего безопаснее всего сзади под мышки или за затылок, около ушей, и, поддерживая его лицо над водой, плыть на спине к берегу.

        6. Закрепление темы.

        - Можно ли удить рыбу с пристани, если не умеете плавать?

        - Почему после купания нужно переодеться в сухое?

        - Какие правила поведения на воде вы запомнили?

        7. Знакомство с правилами загорания.

        - Для того чтобы солнце принесло пользу, а не вред, следует знать и соблюдать определённые правила.

  • Загорайте постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце. В зависимости от времени года, погоды продолжительность первой солнечной ванны не должна превышать 10-15 минут.
  • Лучшее время для приёма солнечных ванн – утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет.
  • Солнечные ванны принимают в положении лёжа, при котором обеспечивается более равномерное облучение. Ложиться надо ногами к солнцу, а голову защищать от прямых солнечных лучей.
  • Во время приёма солнечных ванн не спите, не доводите себя до обильного потения, меняйте положение тела (лежите попеременно на спине, боках, животе).

        Несоблюдение перечисленных правил может привести к перегреву организма или стать причиной солнечного удара.

        * Если, находясь на солнце, вы почувствовали слабость, головокружение, перед глазами замелькали «мушки», это первые признаки перегревания организма. Вам следует присесть или прилечь в тени, смочить голову и лицо холодной водой.

        Солнечный удар случается, если долго находиться с непокрытой головой под палящими лучами солнца. При солнечном ударе лицо сначала краснеет, а затем бледнеет, появляется головная боль, головокружение, слабость, шум в ушах, пульс едва прощупывается, дыхание еле заметно. В тяжёлых случаях может начаться тошнота, рвота, кровотечение из носа, судороги и обморок.

        * При солнечном ударе пострадавшего нужно срочно отнести в тень, положить так, чтобы голова была выше туловища, спрыснуть лицо холодной водой, на голову положить холодный компресс, напоить холодной водой.

        8. Конкурс «Правила закаливания».

  • Что возьмёшь с собой на пляж? Выбери. (Коврик или небольшое одеяло, шляпу от солнца, книгу, мяч, завтрак, воду, аптечку, кружку, зеркало, телепрограмму, цветы и т.д.)
  • Расскажи, как надо начинать закаливание водой.
  • Когда воздух может стать вредным для здоровья? (Когда содержит дым от папирос, много влаги или наоборот сильно сухой, когда в нём есть вредные вещества от котельной, от газовых плит, промышленных предприятий, содержит пыль.)
  • В каких случаях солнце друг, а в каких – враг?
  • Каково значение свежего воздуха для человека?

        9. Подведение итогов классного часа.

 



Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Цели:

  1. Расширить и систематизировать знания детей о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  2. Обучать правильным действиям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Научить правильно действовать при сигнале «Внимание всем!», не поддаваться панике.

Ход классного часа:

        1. Организационный момент.

        2. Сообщение темы и целей классного часа.

        3. Рассказ учителя «Чрезвычайная ситуация – что это?».

         В нашей жизни иногда происходят события, которые угрожают жизни сразу многих людей. Всё это – чрезвычайные ситуации. Они могут возникнуть из-за аварий на предприятиях, а также при стихийных бедствиях – наводнениях, землетрясениях, обвалах в горах. В различных местностях возможны разные стихийные бедствия: так, рядом с большими реками бывают наводнения, в горах – обвалы и снежные лавины, на обширных равнинах – смерчи и торнадо, на морском побережье – тайфуны и цунами.

        Стихийные бедствия не зависят от человека, предсказывать их очень трудно. Но бывают чрезвычайные ситуации, которые вызваны деятельностью человека: это различные аварии на крупных промышленных предприятиях. Как и пожары, они являются следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности. Предсказать их тоже очень трудно.

        Чрезвычайные ситуации всегда приносят людям много неприятностей. Наводнения, землетрясения разрушают дома, и людям негде жить. В результате стихийных бедствий разрушению подвергаются целые посёлки, иногда даже города. Самое страшное, что в них гибнут люди.

        4. Беседа «Что нужно знать о своей местности, чтобы при чрезвычайных ситуациях уменьшить ущерб для семьи и дома».  

        Предсказать заранее, где случится чрезвычайная ситуация, почти невозможно. Но когда она происходит, каждый должен быть готов действовать так, чтобы ущерб для его семьи и дома был как можно меньше. Для этого нужно знать:

        - какие аварии и стихийные бедствия случались в нашей местности раньше;

        - какие предприятия располагаются недалеко от нашего населённого пункта;

        - в каком месте располагается ваш дом. Если он находится в низине, то в случае наводнения может быть затоплен, а в случае аварии на химическом предприятии вредные вещества будут дольше загрязнять воздух и почву, и вы не сможете жить в своём доме;

        - какие ветры чаще дуют в вашей местности. При аварии или пожаре вредные вещества и огонь обычно распространяются по ветру, и можно заранее определить, будет ли существовать опасность для вашего дома.

        5. Творческое задание «Нарисуй, где расположен твой дом».

        Нарисуйте, где расположен ваш дом. Стоит ли он в низине или на возвышении? Есть ли в нашем районе река, большая ли она? Есть ли в нашей местности заводы, фабрики, что на них изготавливают? Бывают ли в нашем районе сильные ветры, в каком направлении они дуют?

       6. Рассказ учителя «Стихийные бедствия и безопасность человека. Как следует поступать при том или ином стихийном бедствии?».

        Стихийные бедствия – это такие явления природы, которые нарушают нормальную жизнь и деятельность населения, уничтожают материальные ценности, приводят к гибели людей.

        К стихийным бедствиям, которые возможны в республике Адыгея, относят: землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие природные явления, возникающие, как правило, внезапно.

Землетрясения.

        Наиболее распространены землетрясения в горных и предгорных районах. Коварство землетрясения в том, что оно всегда внезапно.

        Как следует поступать при землетрясении?

  • Если первые внезапные толчки вас застали в одноэтажном доме, как можно быстрее покиньте помещение. Помните, в вашем распоряжении всего 15-20 секунд.
  • В многоэтажных зданиях толчки лучше переждать в квартире, стоя в дверном или балконном проёме, распахнув двери. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами. Во всех случаях держитесь подальше от окон, шкафов, остеклённых перегородок. Ни в коем случае не прыгайте из окон с балконов. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям. Как только стихнут первые толчки, быстро покиньте помещение. Спускаться с верхних этажей следует по лестнице, так как лифт может застрять. При этом будьте предельно внимательны: могут быть повреждены не только ступени, но и лестничные пролёты.
  • Если сильные подземные толчки застали вас на улице, сразу же отойдите от зданий и сооружений, высоких столбов и заборов в направлении площадей, широких улиц, скверов. Не приближайтесь к предприятиям, которые имеют пожароопасные, взрывчатые, ядовитые вещества. Не стойте на мостах, путепроводах или под ними. Не прикасайтесь к оборванным проводам – они могут оказаться под электрическим напряжением.
  • Если вы находились в общественном транспорте, не стремитесь выскочить на ходу. Дождитесь полной остановки транспортного средства, покиньте его спокойно и отойдите в сторону на безопасное расстояние.

        Если вы оказались погребены под обломками, не позволяйте победить себя страху, отбросьте грустные мысли, верьте, что помощь придёт обязательно. Помните, что человек способен выдержать жажду и особенно голод в течение достаточного количества дней.

        Знайте, что во время землетрясения после первых могут последовать повторные толчки. Иногда это происходит через несколько часов, а порой и суток. Будьте готовы и к этому.

Наводнение.

        Наводнение – это временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море. Причина их – сильные ливни, быстрое таяние снега, образование заторов льда. Наводнения создают угрозу жизни и здоровью людей, разрушают здания, сооружения и транспортные коммуникации, уничтожают посевы.

         В случае внезапного возникновения наводнения необходимы немедленные действия.

  • Люди, проживающие на нижних этажах, переходят на верхний этаж, в одноэтажных домах занимают чердачные помещения, крыши зданий. Во время посадки в спасательные средства соблюдайте дисциплину и определённый порядок.
  • Если начавшееся наводнение застало вас в поле, лесу, как можно быстрее выходите на возвышенное место, а если нет такой возможности, заберитесь на прочное развесистое дерево.
  • Если вы оказались в воде, плывите к ближайшему незатопленному участку не против течения, а под углом к нему. Для этого используйте все предметы, способные удержать человека на воде: брёвна, доски, обломки заборов, деревянные двери и т.п.
  • В местах с большим количеством водорослей, травы избегайте энергичных и порывистых движений, чтобы стебли не опутали ноги, руки. Лучше лечь на спину и передвигаться по поверхности воды, спокойно работая ногами.

Ураган.

        Ветер большой разрушительной силы и значительной продолжительности называется ураганом.

        Ураганный ветер разрушает прочные и сносит лёгкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередач и связи, ломает и вырывает с корнями деревья, топит морские и речные суда, переворачивает автомобили, повреждает транспортные магистрали и мосты.

        Учреждения Гидрометеослужбы за несколько часов до приближения урагана, как правило, подают штормовое предупреждение.

  • Если ураган застиг вас на улице, укройтесь в прочном ближайшем здании, заглубленном помещении, естественном укрытии. Если нет такой возможности, держитесь подальше от зданий и строений, высоких заборов, столбов, деревьев, мачт, опор. Помните, что, находясь на улице, люди получают травмы от осколков стёкол, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, от деталей отделки фасадов и карнизов, от предметов, хранящихся на балконах и лоджиях.
  • Находясь в здании, следует остерегаться ранений осколками выбитых стёкол. Для этого надо отойти от окон. Самым безопасным местом во время урагана являются внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий, подвалы, погреба.
  • Если ураган застал вас на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, любой выемке: лечь на дно углубления и плотно прижаться к земле.
  • Ураган может сопровождаться грозой. Избегайте ситуаций, при которых существует опасность поражения молнией. На холмистой местности не следует укрываться от грозы на вершинах холмов и в лощинах под одиночным деревом, в лесу – под высокими деревьями. Особо опасны отдельно стоящие дуб, лиственница, ель, тополь. В берёзу, клён молния ударяет редко. Во время грозы нельзя прятаться от дождя в копны, скирды.

Сели и грязевые оползни.

        Поток с гор смеси воды, песка, грязи, и оползни камней называют селем.

Сель – одно из грозных явлений природы, характерных для горных и предгорных районов. Он формируется в руслах горных рек в результате длительных проливных дождей, бурного таяния ледников или снега, прорыва ледников или обвалов, землетрясений.

        В отличие от обычных потоков сель движется не непрерывно, а отдельными волнами. Обладая большой массой и высокой скоростью, селевой поток на своём пути разрушает здания, дороги, гидротехнические сооружения, выводит из строя линии связи и электропередач, приводит к гибели людей и животных.

        В случае оповещения о приближающемся селевом потоке нужно как можно быстрее покинуть помещение, предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место. Покидая жилище, обязательно перекройте газовые краны, выключите свет, электроприборы и затушите горящую печь. Это может предотвратить возникновение пожара.

        Оползни – это скользящее смещение участков земной поверхности вниз по склону под действием собственного веса. Они происходят чаще всего по берегам рек и водоёмов, на горных склонах. Основная причина оползней – избыточное насыщение глинистых пород подземными водами.

        Оползни могут разрушать населённые пункты, повреждать автострады и железные дороги, трубопроводы, линии связи и электропередач, плотины и дамбы, вызывать наводнения.

  • В случае оповещения о начавшемся оползне или при первых признаках его появления нужно, как и приближении селевого потока, покинуть жилище и быстро выйти в безопасное место.

Лесные пожары.

        Вы уже знаете, что пожар – это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

        Чрезвычайно опасны лесные пожары. Они обычно возникают из-за несоблюдения населением элементарных мер пожарной безопасности при обращении с огнём в местах работы и отдыха. Причинами лесных пожаров являются также самовозгорание сухой растительности, торфа и разряды атмосферного электричества (молнии).

        Если пожар застиг вас в лесу, не следует принимать поспешное решение.

  • Не торопитесь, оцените обстановку. При лесном низовом пожаре нужно преодолевать кромку огня против ветра, укрыв лицо и голову верхней одеждой. Выходить из зоны любого лесного пожара, скорость распространения которого невелика, следует также в наветренную сторону, используя открытые пространства, участки лиственного леса.
  • Если на вас загорелась одежда, ложитесь на землю и перекатываясь, сбивайте пламя. Бежать в этом случае нельзя – это ещё больше раздует пламя.

Снежные заносы, бураны и лавины.

        Продолжительные снегопады значительно усложняют условия жизнедеятельности населения, создают опасные ситуации, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями, при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение.

        Основным опасным фактором для человека в этих условиях является воздействие низких температур, вызывающих обморожения, иногда приводящих к замерзанию людей.

        В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин.

        При захвате снежной лавиной примите меры, чтобы оказаться на её поверхности: освободитесь от громоздкого груза, стремитесь двигаться вверх, совершая движения как при плавании. Когда движение лавины прекратится, попытайтесь освободить лицо и грудь и обеспечить возможность дыхания.

        7. Инструктаж «Чтобы избежать паники».

        Чрезвычайные ситуации опасны для жизни человека, поэтому вызывают у людей страх. Страх многих людей порождает панику. В панике люди совершают неправильные действия, плохо воспринимают указания спасателей, помогающих им выбраться из зоны чрезвычайной ситуации.

        Чтобы избежать паники:

  • Внимательно слушайте объявления штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
  • Чётко соблюдайте порядок действий по сигналам штаба, которые передаются по радио и телевидению.
  • Не поддавайтесь панике, старайтесь не попасть в толпу.
  • Будьте рядом с взрослыми, старайтесь не потеряться.
  • Заботьтесь о тех, кто младше или слабее вас.
  • Чётко исполняйте распоряжения спасателей.
  • Если вы потерялись, скажите об этом взрослым, спасателям, милиционерам, чётко назовите своё имя, фамилию, свой адрес и имена родителей.

        Для того чтобы помогать людям в чрезвычайных ситуациях, в нашей стране есть специальная спасательная служба Министерства по чрезвычайным ситуациям. В каждой местности есть ШТАБ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, который внимательно следит за всем, что происходит в городах и посёлках, на заводах и фабриках. Если случается что-то необычное и опасное, работники штаба по чрезвычайным ситуациям всегда узнают об этом первыми. Они сообщают по местному радио и телевидению всем жителям о случившейся аварии или стихийном бедствии, помогают вывести из опасного района всех жителей, направляют спасательные группы в самые опасные места.

        8. Рассказ учителя о крупных производственных авариях XX века.

        Ежегодно в мире происходит большое число производственных аварий, которые создают реальную угрозу здоровью и жизни населения.

        Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих ядовитые вещества, взрывоопасные и огнеопасные материалы – заводы и комбинаты химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей  промышленности.

        Аварии на подобных предприятиях приводят к многочисленным человеческим жертвам и значительному материальному ущербу.

        Так, в 1984 году в индийском городе Бхопале на химическом заводе по производству пестицидов (химических веществ для борьбы с сорняками и возбудителями болезней растений) произошла самая крупная авария за всю историю развития мировой промышленности. В результате утечки ядовитого газа погибло более 3 000 человек и пострадало 300 тысяч, из них несколько десятков тысяч получили серьёзные долговременные поражения органов дыхания, глаз, печени, почек.

        Не менее масштабные производственные аварии были и в нашей стране. 3 июля 1989 года вблизи железнодорожного пути под Уфой произошёл разрыв продуктопровода, по которому подавалась смесь из бензина и горючих газов (пропан и метан). Смесь нефтепродуктов, которая была тяжелее воздуха, поплыла по лощинам, оврагам, заполнила складки местности. Из-за возгорания этой смеси произошёл взрыв. Пламя мгновенно охватило огромную территорию. В огненном котле оказались два пассажирских встречных поезда, в которых находились 1284 пассажира. Большинство вагонов сгорели, погибло 433, госпитализировано 808 человек. В населённых пунктах, расположенных в 15 км от места взрыва, были выбиты стёкла, оконные рамы и т.д.

        Среди ядовитых веществ, используемых в промышленном производстве и экономике, наибольшее распространение получили хлор и аммиак.

        Хлор – газ жёлто-зелёного цвета с резким запахом. Применяется на хлопчатобумажных комбинатах для отбеливания тканей, при производстве бумаги, изготовлении резины, на водопроводных станциях для обеззараживания воды. При выходе из неисправных ёмкостей «дышит». Он тяжелее воздуха, поэтому скапливается в низинных участках местности, проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий. Сильно раздражает органы дыхания, глаза и кожу. Признаки отравления – резкая боль в груди, сухой кашель, рвота, резь в глазах, слезотечение.

        Аммиак – бесцветный газ с резким запахом «нашатырного спирта». Применяется на объектах, где работают холодильные установки (мясокомбинаты, овощебазы), при производстве удобрений и другой химической продукции. Он легче воздуха. Острое отравление аммиаком приводит к поражению дыхательных путей и глаз. Признаки отравления – насморк, кашель, удушье, слезотечение, учащённое сердцебиение.

        9. Рассказ-инструктаж «Ваши действия при сигнале «Внимание всем!» (опасность химического заражения)».

        Как население узнаёт об аварии и грозящей ему опасности?

        В старину, когда где-то случалась беда или кому-то грозила опасность, звучал большой колокол, набат, по которому люди собирались на сход и узнавали о происходящем. Так и теперь, чтобы привлечь внимание людей, будут звучать сирены, прерывистые гудки предприятий и специальных транспортных средств. Это сигнал гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

  • Услышав его, не теряйтесь! Немедленно включите динамик радиотрансляционной сети, телевизор, радиоприёмник и слушайте сообщение местных органов власти или гражданской обороны.
  • Получив информацию об аварии и опасности химического заражения, наденьте средства защиты органов дыхания, простейшие средства защиты кожи (плащи, накидки), укройтесь в ближайшем убежище или покиньте район возможного химического заражения. При этом помните, что нельзя укрываться на первых этажах многоэтажных зданий, в подвальных и полуподвальных помещениях.
  • Если отсутствуют средства индивидуальной защиты, и нет поблизости убежища, останьтесь в жилище. Плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отдушины. Входные двери зашторьте, используя одеяла и любые плотные ткани. Заклейте щели в окнах и стыки рам лейкопластырем или обычной бумагой.

        П о м н и т е ! Надёжная герметизация жилища значительно уменьшает возможность проникновения ядовитых веществ в помещение.

  • Покидая, в случае необходимости, жилище, выключите источники электроэнергии, газ, потушите огонь в печи, наденьте противогаз или ватно-марлевую повязку, плащ, резиновые сапоги.
  • Выходите из зоны химического заражения в сторону, перпендикулярную направлению ветра. По заражённой местности следует двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли, не прикасаться к окружающим предметам. Избегайте перехода через тоннели, овраги, лощины – в низких местах концентрация ядовитых веществ выше.

        Предупредительный сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» может застать вас в школе, на улице, в общественном месте …

  • При нахождении в школе, выполняйте все указания администрации, классного руководителя или того педагога, который в момент оповещения проводил урок в классе. Примите активное участие в герметизации своего класса и других помещений школы.
  • Находясь в общественном месте, не следует пытаться быстрее попасть домой, необходимо внимательно выслушать указания администрации. Если от администрации не поступит указаний, то прежде чем покинуть помещение, смочите носовой платок водой, приложите его плотно к носу и дышите через нос.
  • Выйдя на улицу, осмотритесь вокруг, определите направление ветра, и затем действуйте по обстановке: или покиньте место своего нахождения, двигаясь перпендикулярно направлению ветра, или, если вам не угрожает опасность, оставайтесь на месте.
  • Если сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» застал на улице, то необходимо выйти из района возможного химического заражения, стараясь двигаться перпендикулярно направлению ветра.

        10. Рассказ учителя «Аварии на атомных электростанциях».

        Особую опасность для населения представляют аварии на атомных электростанциях (АЭС), в результате которых может произойти радиоактивное загрязнение территории. В чём состоит эта опасность?

         В природе есть особые вещества – уран, радий, стронций и т.д. Это – радиоактивные элементы. Все они обладают удивительным свойством – испускать (излучать) невидимое для человеческого глаза радиоактивное излучение.

        Знайте, что человек рождается и живёт в условиях постоянных излучений. Складывается так называемый естественный радиационный фон. Радиоактивное излучение, превышающее естественный фон, одинаково опасно для всего живого – растений, животных и человека.

        Радиоактивные элементы обладают очень большой энергией. Сначала человек использовал их для создания страшного оружия – атомной бомбы. Но время шло, и люди научились получать мирную энергию из радиоактивных элементов. По всему миру развернулось строительство АЭС, число которых сейчас превышает две сотни. Человек получал дешёвую атомную энергию, и, казалось бы, ничто не предвещало беды.

        Первый сигнал тревоги прозвучал в 1979 году в США. Там вышел из строя и взорвался реактор на атомной станции «Три Майл Айленд». Но до настоящей трагедии было ещё далеко. Она случилась в конце апреля 1986 года на АЭС небольшого украинского городка Чернобыль. При тепловом взрыве атомного реактора в атмосферу было выброшено огромное облако радиоактивных веществ. Его подхватил ветер и понёс. На всём пути из облака на землю выпадали радиоактивные вещества, что привело к радиоактивному загрязнению значительной территории Украины, Белоруссии, России. В результате этой аварии погибло около 100 человек, многие тысячи людей получили заболевания разной степени тяжести. Было эвакуировано более 115 тысяч человек.

       При аварии на АЭС следует защищаться от двух видов облучения: внешнего и внутреннего. Первое возникает в результате воздействия на человека излучений, испускаемых радиоактивными веществами, выпавшими на земную поверхность. Второе – результат попадания радиоактивных веществ, в том числе и радиоактивного йода, внутрь организма при вдыхании воздуха и употреблении пищи и воды.

        Несложными и достаточно эффективными мерами защиты от радиоактивных веществ являются: укрытие в загерметизированные помещения, профилактический приём стабильного йода, защита органов дыхания и кожных покровов.

        Так, в помещениях, в которых плотно закрыты окна и двери, отсутствует приток воздуха с улицы, снижается доза внутреннего и внешнего облучения примерно в 10 раз. Применение препарата стабильного йода значительно снижает  накопление радиоактивного йода в щитовидной железе.

Чтобы защитить от йода органы дыхания в случае нахождения на улице, необходимо использовать самые простые средства: носовые платки, марлевые повязки. Их фильтрующая способность значительно повышается при смачивании водой.

        Внешнее же излучение в значительной мере уменьшает одежда, причём из плотной ткани такой, которая идёт на изготовление курток, плащей.

        Вы узнали об опасности радиоактивного загрязнения. Что надо предпринять?

  • Необходимо укрыться в жилище (в доме, квартире). В помещении надо обязательно плотно закрыть окна, двери, форточки. На улицу стараться не выходить.
  • Если придётся на какое-то время оставаться в загрязнённой зоне, то для медицинской профилактики в течение первых семи дней ежедневно принимайте по одной таблетке стабильного йода.
  • Выдаваться таблетки должны лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии. Кроме того, йодную настойку можно приготовить самим: 3-5 капель обычного водно-спиртового раствора йода на стакан воды. Принимать лучше равными частями три раза в день после еды.

        11. Подведение итогов классного часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

На внеклассном мероприятии "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" дети вспомнили друзей, которые помогают им укреплять здоровье. Это купание, утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, движен...

"Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья "

Выступление на МО классов "особый ребенок" в коррекционной школе. Доклад представлен по теме: "Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ во внеурочное время". В докладе представлено оределение зд...

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...

Общешкольная линейка "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

Здравствуйте, дорогие ребята!  Здравствуйте уважаемые учителя! Говорить друг другу здравствуй – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и я приветств...

Сценарий внеклассного мероприятия «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Сценарийвнеклассного мероприятия «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»...

Познавательная программа "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Познавательная программа для учащихся 1-4 классов, посвящённая Дню здоровья. Методическая разработка содержит интересную информацию о солнце, воздухе и воде, их влиянии на организм и здоровье человека...

Классный час во 2 классе «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Классный час во 2 классе "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"...