Учимся быть культурными
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Алексеева Ирина Вениаминовна

Расширить знания детей о этикете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_byt_kulturnymi.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие:

«УЧИМСЯ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМИ»

Воспитатель Алексеева И.В.

2015 год

Задача: Нравственное воспитание

Цели:

  1. расширить представления детей о правилах этикета;
  2. развивать умение правильно оценивать себя и других;
  3. формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
  4. формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
  5. активизировать словарь.

Воспитатель: Тема сегодняшнего занятия «Учимся быть культурными». Презентация № 1 и 2. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?

Примерные ответы детей:

– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? 

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: Культурным.

Воспитатель: Что значит быть культурным человеком?

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Воспитатель: Я с вами согласна.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

Презентация № 3.

Воспитатель: Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

Презентация № 4

Воспитатель: Есть еще «Закон для культурного человека».

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Вот сейчас и узнаем.

Презентация № 5 «Кто здоровается первым?»

Презентация № 6. Прочитать и разобрать.

Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Люба. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей:

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей:

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель: Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.

И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

Презентация № 7. «Золотое правило общения». Прочитать.

Презентация № 8. Игра «Беспроигрышная лотерея».

Воспитатель: А теперь, ребята, у нас будет игра.

Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Вы выполняете все правильно и получаете награду – аплодисменты.

Итак, начинаем.

Презентация № 9.

Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

За столом сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за столом, и сказать: «Извини, что я тебя перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

Презентация № 10.

Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)

Презентация № 11.

Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Поставить стул и обыграть ситуацию. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия. (Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»

Презентация № 12.

Обыграть ситуацию.

Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия. (Нужно сказать: «Простите»). А что должны сказать окружающие? («Будьте здоровы»).

Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли аплодисменты, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Подведение итогов.

Презентация № 13.

Воспитатель: Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Презентация № 14.

Презентация № 15.

Презентация № 16.

Презентация № 17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Учись быть здоровым и успешным.

Материал для классного часа о вреде курения: повторение правил поведения с целью сохранения здоровья,  разговор о пагубной привычке человека - курении, научное обоснование вреда табака....

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему:"Учимся быть культурными"

«Учимся быть культурными»   «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, ...

Классный час " Учимся быть организованными"

Классный час состоит из трех блоков: 1 блок "Понятийный", 2 блок "Игровой", 3 блок "Рефлективный"...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Классный час на тему: «Учимся быть культурными»

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...

Классный час "Что значит быть культурным человеком"

Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;  воспитывать ...

Учимся быть культурными

Воспитанность  тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, х...