Учимся быть культурными
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытое занятие:
«УЧИМСЯ БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМИ»
Воспитатель Алексеева И.В.
2015 год
Задача: Нравственное воспитание
Цели:
- расширить представления детей о правилах этикета;
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
- формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе;
- активизировать словарь.
Воспитатель: Тема сегодняшнего занятия «Учимся быть культурными». Презентация № 1 и 2. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель: Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
Воспитатель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: Культурным.
Воспитатель: Что значит быть культурным человеком?
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит, вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит, вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Воспитатель: Я с вами согласна.
Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.
Презентация № 3.
Воспитатель: Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!
Презентация № 4
Воспитатель: Есть еще «Закон для культурного человека».
Уважение к окружающим – это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон? Вот сейчас и узнаем.
Презентация № 5 «Кто здоровается первым?»
Презентация № 6. Прочитать и разобрать.
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Люба. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей:
– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей:
– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
Воспитатель: Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.
И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
Презентация № 7. «Золотое правило общения». Прочитать.
Презентация № 8. Игра «Беспроигрышная лотерея».
Воспитатель: А теперь, ребята, у нас будет игра.
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Вы выполняете все правильно и получаете награду – аплодисменты.
Итак, начинаем.
Презентация № 9.
Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
За столом сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за столом, и сказать: «Извини, что я тебя перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
Презентация № 10.
Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Презентация № 11.
Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Поставить стул и обыграть ситуацию. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия. (Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
Презентация № 12.
Обыграть ситуацию.
Воспитатель читает текст задания и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия. (Нужно сказать: «Простите»). А что должны сказать окружающие? («Будьте здоровы»).
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
Подведение итогов.
Презентация № 13.
Воспитатель: Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?
Презентация № 14.
Презентация № 15.
Презентация № 16.
Презентация № 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Учись быть здоровым и успешным.
Материал для классного часа о вреде курения: повторение правил поведения с целью сохранения здоровья, разговор о пагубной привычке человека - курении, научное обоснование вреда табака....
КЛАССНЫЙ ЧАС на тему:"Учимся быть культурными"
«Учимся быть культурными» «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, ...
Классный час " Учимся быть организованными"
Классный час состоит из трех блоков: 1 блок "Понятийный", 2 блок "Игровой", 3 блок "Рефлективный"...
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Классный час на тему: «Учимся быть культурными»
Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...
Классный час "Что значит быть культурным человеком"
Цель:способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; развивать умение общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; воспитывать ...
Учимся быть культурными
Воспитанность тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, х...