Классный час о дружбе
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час во 2-м классе "Что такое дружба?"
Цели:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
- содействовать формированию дружного коллектива.
Подготовительная работа: чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.
Оборудование: магнитофон; аудиозаписи мелодии песни «Когда мои друзья со мной»; мультимедийный проектор, экран; электронная презентация
Ход классного часа:
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В.Танича), «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского),
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.
1. Знакомство с понятием «Дружба»
А) составление пословиц о дружбе (собирают пословицы о дружбе)
Учитель: Я даю конверты, составьте пословицы из отдельных слов.
1 гр. «Друг за друга стой – выиграешь бой»
2 гр. «С хорошим товарищем веселей при удаче, легче в беде»
3 гр. «Без друга на душе вьюга»
Учитель: Молодцы, пословицы у вас получились.
Как понимаете эти пословицы?
Общая тема пословиц – «Дружба».
Учитель: Ребята, мы с вами при подготовке классного часа нашли много пословиц и поговорок о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга - ищи, а нашел - береги.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Друзья познаются в беде.
- Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
- Друг спорит, а враг поддакивает.
Б) обсуждение понятия «Дружба»
Учитель: А теперь выскажите своё мнение.
· Как вы понимаете слово «дружба»?
· Кто такой друг?
· Что значит «дружить»?
· Есть ли определённые правила дружбы?
· «Друг», «Приятель», «Товарищ» - одно ли значение, у этих слов?
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях.
Товарищ - человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, условиям жизни, одинаковым взглядам.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности одинаковым, общими интересами.
(высказывание ребят по этим вопросам)
3. Стихи о дружбе.
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Учитель: А сейчас ребята расскажут, что такое дружба.
- Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
- Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
- Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
- Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
- Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора? С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: А есть ли у вас друг? Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
(Добрые, веселые, умные и т. д.)
Учитель: какие слова позволяют охарактеризовать понятие «дружба»? (доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь )
- Как вы думаете, что такое дружба? Напишите на листочках. (Дети зачитывают свои предложения и составляют ромашку «Дружба»).
4. Обсуждение понятия «настоящий друг»
Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
- Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд). К кому он обращался? Почему?
Учитель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)
- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
- Лучше честный враг, чем коварный друг.
- Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?
Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение, которое подготовили наши девочки.
- Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита -
Подружусь я с Ильиной, стану знаменитой.
9.Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день!»
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать?
А девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»
Вопросы для обсуждения:
- Почему с девочкой никто не хочет дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
Учитель: А для чего нужны друзья?
10 . Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
11 . Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
12. И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Комментирование ситуаций в группах.
Учитель: Ребята, вы умеете дружить? Считаете себя настоящими друзьями? Я предлагаю вам поработать консультантами.- Каждая группа получает конверт.- В нём вы найдёте описание той или иной ситуации. – Задача вашей группы – прокомментировать её.
1 гр. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия?
2 гр. Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе дружить с ним. Твои действия?
3 гр. Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действии?
(учащиеся обсуждают в группах и предлагают комментировать всем)
Учитель: Какие слова позволяют охарактеризовать понятие «друг»? Дети записывают слова и составляют ромашку «Друг»).
(Честность, взаимопомощь, верность, радость за друга, ответственность, взаимопонимание)
5. Формирование правил, законов дружбы
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. (учащиеся работают в группах и отбирают наиболее значимые для них законы, зачитывают)
Учитель: Что же у нас получилось?
(Правила записываются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
- Уступать
- Не бояться просить прощения, если обидел друга
- Не грубить
- Не злиться
- Не жадничать
- Помогать другу
- Быть честным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
6. Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского)
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?
Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!
Раз иголка, два иголка — будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка, два березка — будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
7. Обсуждение понятия «Дружба народов»
Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов?
Учитель: Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?
- Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».
- Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.
- Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.
Учитель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)
- Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения народов Белоруссии и России).
- Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.
Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? ( слайд презентации)
Орденом Дружбы народов награждаются и граждане России и представители других стран.
Учитель: Где находит своё отражение дружба в жизни человека?
- В Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы
- спортивный клуб называется «Дружба»
- интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми
8. Наши друзья – животные и семья.
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? ( слайд презентации) Животные - наши друзья.
Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?
А попробуйте ответить, какое отношение к теме урока имеет стихотворение?
Я предал пса. Что был ко мне привязан,
Как добрый человек и друг большой.
Я подарил его, как дарят вазу,
Забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с такой тоской!
А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,
Я тоже был с разлукою знаком.
И вот он у меня под боком дышит.
И руку лижет липким языком.
(Содержание стихотворение обсуждается. Дети отвечают, что добрый человек – это человек, заботливо относящийся к животным, друзьям, близким).
Учитель: ребята, а в семье могут быть друзья? Кто у вас лучший друг среди родных и близких: мама, папа, брат или сестра?
Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.
Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в соединённости судеб».
9. Исполнение песен о дружбе
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём. ( слайд презентации)
- С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
- Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
- Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
- Жил на свете добрый жук,
старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Только крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
- Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
- Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий верный друг.
10. Итог.
Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. ( слайд презентации)
Учитель: От того какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы вы прочли небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
Учитель: Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Всё в твоих руках».
Учитель: Всё в ваших руках, какими быть людьми, как и с кем дружить, и какие совершать поступки.
Учитель: Теперь вы знаете о дружбе всё!
Учитель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?
Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.
Учитель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.
13. Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
14. За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!
А сейчас давайте подарим друг другу улыбку и всегда будем дорожить друзьями.
11. Исполнение песни «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев.
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В дружбе сила"
Конспект мероприятия и презентация. 4 класс...
Классный час "В дружбе наша сила"
В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....
Классный час "О дружбе"
Классный час "О дружбе" был проведен во 2 классе. Цель – воспитание добрых качеств у детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу....
Классный час:"Школьная дружба"
1.Формирование дружбы в 1 классе2.Правила дружбы...
Классный час: Школьная дружба"
Формирование коллектива в 1 классе....
Классный час о дружбе
Что такое дружба?...
Классный час о дружбе (2 класс)
Одна из форм внеклассной работы. Способствует сплочению коллектива и установления дружеских отношений в классе. Можно проводить для учащихся 2-3 классов....