Год экологии.
план-конспект по теме

Ионина Вера Александровна

Подборка материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

 

Год экологии

подборка внеклассных экологических мероприятий

для учащихся 3-4 классов

 

 

Живая газета  «Эта хрупкая планета».

Цель:

- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

- формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира,

- формирование чувства уважения к своему природному окружению.

Место проведения: актовый зал школы, станции – кабинеты, спортивный зал. 

Оборудование: оформление зала – экологическая тематика, реквизит к стихам и сказке, маршрутные листы для команд, на станциях – ватманы, краски, фломастеры, листы и ручки с карандашами для выполнения задания, грамоты для награждения.

 Участники:

Лесная Фея, Лучик, Расточек, 10 чтецов,

сказочные герои: Автор, Царь, Рыбка, Гонец, Мудрец.

Звучит лирическая музыка. На сцену выходят дети.

1 чт. Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца…..

2 чт. (в руках глобус)

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

  • Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас,  береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

( Звучит тревожная музыка, выходят дети – экспресс-сообщения)

3 чт. Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

4 чт. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1\3 территории.

5 чт. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок.

6 чт. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться

7 чт. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных, сотни видов растений,26 видов птиц.

8 чт. На территории нашей страны выделено 300 районов с острой экологической ситуацией.

         (дети уходят под туже музыку)

Чтец:         Мы безмерно богаты:

                   Пусть ответит толково –

И гляди, удивится:

Как же фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…..

Птичье царство – и только?

Ну дрозды, ну синички….

Где запомнишь их клички –

Просто птички и только:

А цветы разве знаем

На лугах, разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном.

И с  деревьями тоже:

Роща в общем и целом.

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить исправить осталось.

Не хозяева вроде,

Так  добро свое губим,

А  гордимся природой

И отечество  любим.

Звучит сказочная музыка.

Появляется Лесная Фея, Лучик, Расточек.

Л.Ф. Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки. Я – Лесная Фея. Я пришла к вам, рассказать о том, что наши братья меньшие нуждаются в защите и охране. Беречь и сохранять нужно и животных и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.

Но я пришла не одна, со мной – мои друзья, ваши старые знакомые – Лучик и Расточек.

Лучик:         Я – Лучик Солнца золотой;

Пришел я к вам с небес прекрасных

Увидеть землю, Но постой:

А нет ли здесь врагов опасных?

Расточек:         Ну, что ты Лучик золотой,

Нет на земле врагов ужасных,

Земля нам дарит мир, покой…

И все хотят дружить с тобой.

Фея:         Расточек прав. Ребята не обидят тебя, Лучик. Они добрые, заботливые. Правда, ребята?

(Дети отвечают)

Они многое знают  о природе, о бережном отношении к птицам, животным, растениям по всему живому.

Лучик: Ну, что – то не  верится. Я знаю, что многие люди насекомое от птицы не могут отличить.

Расточек: А давайте устроим небольшой экзамен! Будем загадывать загадки, а дети нам докажут, что все про всех знают.

Фея: Хорошо! Приступим.

(Загадки о животных, птицах, растениях 10 штук. Дети отвечают с места, разрешается хоровой ответ)

Загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

                (Малина)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

                (Гриб)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

                (Заяц)

Угадайте что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

                    (Сова)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

                        (Белка)

Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок –

Ни головы, ни ног.

                        (Еж)

По – над полем, над болотом

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

                        (Жаворонок)

Дышит и растет, а ходить не может.

                        (Растение)

Ни зверь, ни птица, а нос как спица.

                                (Комар)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

                        (Бабочка)

Фея: Вот видишь Лучик, эти ребята все знают! И это еще не все. Ученики нам сейчас покажут сказку, очень поучительную «Старая сказка на новый лад».

(выступление детей).

Старая сказка на новый лад

Автор:

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он, чудак,

Что природа - не пустяк.

Он зверей и пташек

Жестоко истребляет;

Мусором, отходами

Речки засоряет.

Он привык все покорять,

И не может он понять:

Сам себе ведь он вредит!

Вот что сказка говорит:

В море остров был крутой,

Город был на нем большой

Весь в зеленых насажденьях!

Ах! Какое наслажденье

В чудных тех лесах гулять,

Чистым воздухом дышать,

По лугам, полям бродить,

Ключевой воды испить!

Море вкруг него бурлит,

Рыбой, крабами кишит.

Все в том городе богаты,

Изб нет – кругом палаты.

Правил там – премудрый царь,

Справедливый государь.

В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе.

Царь:

Увеличить чтоб доход,

Я решил завесть завод,

Чтоб консервы выпускать,

За границу отправлять.

И валюта день-деньской

Будет течь в казну рекой!

Автор:

Царское слово нерушимо.

Вскоре был завод воздвигнут:

Поршни новые блестят,

На трубе огни горят.

В море лодки выплывают,

Сети новые бросают,

Рыбу ловят там и тут,

На завод ее везут.

Там консервы выпускают,

За границу отправляют.

Рыбка:

Грязь же в море всю сливают.

От нее все погибает.

Если в сеть не попадешься,

Так в отходах захлебнешься.

Жить здесь стало очень худо,

Надо плыть скорей отсюда!

Автор:

Много времени проходит….

Вот к царю, гонец приходит.

Гонец:

В свете есть такое диво,

Вот идет молва правдива –

Матерьялы нынче есть,

Что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны,

И легки, и нетоксичны!

Правду молвят, или лгут –

Их пластмассами зовут.

Царь:

Это диво я б хотел

Перенесть и в свой удел!

И уж выписать готов

Я заморских мастеров,

Трубы, технику….

Автор:

И вот стал работать химзавод.

Здесь пластмассы выпускают

За границу отправляют,

И валюта день – деньской

Так и льет в казну рекой!

Дни за днями – год проходит,

Вновь к царю гонец приходит.

Гонец:

Вокруг нас уж целый год

Вот о чем молва идет:

Жидкость из земли качают,

В перегонку отправляют,

Да в машины заправляют.

Это диво там и тут

Черным золотом зовут.

Автор:

И, весь остров сотрясая,

Появилась буровая.

Нефть из недр Земли качают,

За границу отправляют.

И валюта день – деньской

Так и льет в казну рекой.

Царь доходы все считает,

За хозяйством наблюдает.

Тут бы сказку и закончить.

Только царь встревожен очень.

Месяц в думу погружен,

Он забыл покой и сон.

Мглой окутан чудный остров,

Стало жить на нем непросто.

Чахнут рощи день за днем,

Грязью залит водоем.

Кислый дождь стучит по крыше,

Пенья птиц давно не слышно.

Все живое пропадает….

В общем, остров погибает.

Царь:

Чтобы остров мой спасти,

Я к мудрецу решил пойти.

Что мне делать? Как мне быть?

Мудрец:

Остров чтоб не погубить,

Буровую ты закрой,

Очистные здесь построй,

Вылов рыбы ограничь,

Площадь леса увеличь.

Хвойных больше посади,

Да за выбросом следи,

Чтобы воздух и вода

Были чистыми всегда.

Автор:

Сказка – ложь, да  в ней намек

Добрым молодцам урок.

Он летит над всей планетой:

«Береги Землю эту!»

Он кричит всему народу:

«Надо всем беречь природу»

Коль беречь ее не будем –

Сами мы себя погубим.

(Дети уходят со сцены, появляются сказочные герои)

Лучик:         Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете вы останетесь одни.

Расточек:         Нор  звериных, птичьего гнезда

Разорять не нужно никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с вами рядом.

Фея: А теперь, дорогие друзья, мы проведём для вас игру – соревнование «Знай, умей, действуй!». У нас три команды. Командиры, получите маршрутные листы. Вам предлагается пройти по трём станциям «Знай», «Умей», и «Действуй», где вы покажете свои знания и умения, а после прохождения всех этапов встретим здесь и подведём итог.

Расточек: Готовы? Тогда – вперёд! Удачи вам.

(Дети расходятся по станциям соответственно маршрутным листам.)

Проводится игра по станциям «Знай, умей, действуй!» - на каждой станции ребята выполняют определённое задание:

«Знай» - станция посвящена растениям и животным Югорского края, здесь дети показывают свои знания.

«Умей» - станция посвящена экологическим ситуациям, где дети должны прокомментировать ситуацию и предложить выход из этой ситуации, показывают свои умения.

«Действуй» - станция посвящена знакам в природе, здесь дети изготавливают экологические предостерегающие и запрещающие знаки – что можно делать, а чего нельзя делать в природе.

На прохождение каждой станции 10 минут. Покидая станцию, дети получают отметку в маршрутный лист и двигаются дальше. После прохождения всех трёх станций команды возвращаются в зал для подведения итогов игры. Здесь слово предоставляется организатору мероприятия или приглашённому, который подводит итог, награждает грамотой каждую команду за активное участие в мероприятии, благодарит за проделанную работу и т.д.

Фея: А в заключение этого праздника давайте, исполним песню «Ты да я, да мы с тобой».

(Все дети встают, берутся за руки и поют песню)

Фея: До скорой встречи, ребята,

Лучик и Расточек: До свидания!

(Под музыку дети покидают актовый зал).

Открытие экологической декады

Цель:

- активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы;

- формировать осознанное отношение учащихся к окружающему миру;

- воспитать бережное отношение к природе близлежащего экологического окружения.

Звучит тревожная музыка. Выходит 1 чтец.

Мы безмерно богаты:

В наших чащах и рощах

Просто диву даёшься,

Но спросите иного:

Что он знает о птицах?

Пусть ответит толково –

И гляди, удивится:

Как же фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство – и только?

Ну, дрозды, ну, синички…

Где запомнишь их клички –

Просто птички и только;

А цветы разве знаем?

На лугах, разве ценим?

Всё травой называем,

А подкошены – сеном.

А с деревьями тоже:

Роща в общем и целом,

Ель от пихты не можем

Отличить грешным делом.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.

Не хозяева вроде,

Так добро своё губим,

Но гордимся природой

И Отечество любим…

Вед:  Здравствуйте, друзья! Есть много праздников в календаре. Их называют красные даты. Есть Новый год и 8 марта, есть первый звонок в сентябре... Много записано в календаре праздников веселящих... Но почему-то хочется всем праздников настоящих. Ведь праздник - это когда тебе что-то приносит радость. Когда хочется плакать и смеяться от счастья, настоящий праздник всегда связан с большим важным делом.

22 апреля проводится всемирный праздник - День Земли. Мы сегодня собрались его встретить. Я хочу, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, животные и птицы...

Звучит лирическая мелодия. На сцене 2 чтец.

Эту истину знаю от роду,

И её никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

не оскверняй её святынь!

Вед: По традиции каждый год в апреле в нашей школе проводится Экологическая декада – и сегодня мы даём старт этому событию.

Целый месяц в нашей школе объявляется экологическим, в течение которого вам предстоит совершить много полезных дел. Чем меньше мусора будет на планете - в вашем дворе, на вашей улице, в вашем городе, тем зеленее будут деревья, тем чище будет воздух.

Когда-то мы весело шутили: «В споре с природой человек еще не сказал своего последнего слова». Теперь уже не до шуток. И не станет ли последним слово «SOS» - «Спасите наши души»!?

Озоновые дыры, на которые мы сегодня взираем с ужасом, это пробоины в корабле нашей планеты. Кому же мы подаем сигналы бедствия? «SOS», «SOS», «SOS». Не самим ли себе? А если так, настроим сердца на волну добра, сочувствия и милосердия, помощи и спасения! И вы услышите сигналы «SOS» из разных уголков нашей страны:

«Спасите наши души!»

«Спасите нашу сушу!»,

«Спасите нашу воду!»,

«Спасите мать-природу!».

Звучат сигналы SOS.

Царь природы

        Ты теперь закричал: «Я - царь природы!»

Да, ты могуч! Взиратель с высоты _

Ты изобрел машины, пароходы.

Но Человеком в праве ль зваться ты?

Зачем тебе могущество такое.

Что погубить способно все живое?

Доколе мы терзать природу будем.

Ее сжигать, травить и убивать?

Уже пора лечить учиться людям.

Уже пора спасать и врачевать!

Целителем, хранителем природы

Стань, человек, с бедою не шутя.

Побереги леса свои и воды

Ведь ты не безрассудное дитя!

Звучат сигналы SOS.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прощенья

у этих рек, барханов и болот,

у самого гигантского восхода,

у самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды...

Все меньше - окружающей природы...

Все больше - окружающей среды...

(экспресс - сообщения - 6 учеников выходят на сцену )

Звучат сигналы SOS.

1.Планета  наша очень загрязнена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней  живем, но смогут ли жить наши дети?

Звучат сигналы SOS.

2. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.

Звучат сигналы SOS.

3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 1О тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Кроме этого, в последнее время часто случаются аварии на нефтепромыслах, пожары на кораблях, везущих нефть, в результате миллионы тонн нефти оказываются в воде.

Звучат сигналы SOS.

4.Почва образуется очень медленно - для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот ее разрушить можно очень быстро. За последние сто лет на Земле разрушена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. В результате почва оскудела, и урожаи стали значительно хуже.

Звучат сигналы SOS. 

5. Усиленно идет «облысение» планеты. За последних 100 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Звучат сигналы SOS.

6.Для многих животных лес - родной дом. А лесов становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой  дом. Значит, они обречены на гибель.

(СОС) сигналы

Звучат сигналы SOS.

Вед:        Наш мир очень хрупкий и во многом зависит от каждого из нас. От того, как мы научимся любить и ценить тех, кто живет рядом с нами, весь этот мир, будет зависеть наша жизнь, жизнь наших потомков и матери-природы - Земли.

(Звучит траурная музыка, появляется Земля, на ней накидка с «мусором»)

Вед:        

Мадам, Вы кто? Мы Вас не звали!

Как неопрятны Вы, грязны.

О, сколько грусти и печали.

И чем же Вы огорчены?

Земля:        

Узнать меня должно быть трудно

Хоть я  - родимая Земля.

Такая – в праздники, такая – в будни.

Да, вами я засорена.

Услышьте вы мою молитву.

К вам обращаю я её.

Ещё немного, я погибну,

Услышьте слово вы моё.

Взгляните, люди, на меня:

Пылаю я в дыму огня.

Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут.

Бутылки, банки, коробки…

Погибну скоро я с тоски.

Конфету съел – и что, малыш,

Бросаешь фантик, не глядишь?

Пуста бутылка, всё испил?

А унести не стало сил?

Услышьте голос мой родной.

Я плачу дождевой слезой.

Я задыхаюсь, не молчу –

Землетрясеньями кричу.

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой!

Вед:

Давайте выйдем все во двор,

Очистим мы земной ковёр

От мусора, нечистоты,

Кругом посадим мы цветы.

И станет больше доброты,

Надежды, веры, теплоты.

Любить друг друга нам всегда!

Мы смоем грязь, уйдёт беда.

(Дети выполняют движения – уборка, звучит волшебная музыка, с Земли снимают грязную накидку)

 Вед:

О, боже! Как она чиста!

Явилась миру красота.

Смотрите, и бумажек нет

От нами съеденных конфет.

Не поднимать чтоб, не бросай,

И Землю-мать оберегай.

Вед: Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!"

1.        Творите, люди, на земле добро!

На нем одном и держится планета...

Оно, как неразменная монета.

Как солнце, воздух и как мир старо.

2.         Нам без него не выстоять, не выжить,

Не распознать, кто рядом - друг иль враг.

Не обличить под лестью верных выжиг

И не понять, где дружба, а где так.

3.        Волос щадите слабых серебро.

Во зле людей не проклинайте

Вернется к вам, вы это знайте...

Творите, люди, на земле добро!

4.         Спешите, люди, оставлять добро

Оно, как неразменная монета.

Какие жизни отданы за это...

Творите, люди, на земле добро.

Предлагаю закончить наш сбор песней «Если с другом вышел в путь»

(Дети с мест исполняют песню)

Викторина «Экологическое ассорти»

для учащихся 4 классов

Цель:

  • выявить и расширить знания детей о животных, птицах, деревьях, их жизни, приспособленности к среде обитания.
  • формировать бережное отношение к животным, выполняя правила поведения в природе.
  • развивать творческие способности детей.

- выявлять и поощрять учащихся, имеющих достаточно высокие экологические и природоохранные  знания.

Вед: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя.

Команды наши в полном сборе

Собрались здесь, чтобы решить,

Кто посмышлённей, крепче в знаниях,

Кому удастся победить.

Итак, друзья,

Начнём программу

Вопросов здесь большой запас,

А для кого они? (для нас)

Сегодня в викторине соревнуются  две команды. Также в зале работает жюри. (Представление членов жюри). Начинаем нашу викторину и я объявляю первый конкур.

Детям предлагается конкурс «Жалобная книга»

Ведущий зачитывает жалобу того или иного животного, не называя автора, а команды должны отгадать, кто автор жалобы.

Сова: «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!»

Стрекоза: «Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!»

Щука: «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!»

Кукушка: «Я знаю, что многие меня осуждают, за то, что плохая мать. А я что, плохая, да я своих деток спасаю. Чем я их кормить буду? А вот у  приёмных родителей им хорошо – всегда вкусный обед готов, опять же забота и уход обеспечены. Так что мамаша я, как раз, замечательная!»

Волк: «Знаете как обидно мне, всю свою жизнь тружусь. Медработник всё же, хоть и мала квалификация. А такие нужные дела делаю. А мне всё серый, серый! Злой говорят, опасайтесь его. А что меня опасаться – сам многих боюсь. А если и обижу кого, то не во вред, а скорее для пользы – я порядок в лесу люблю!»

Крот: «Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись на даче – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от вредителей спасаю!»

Следующий конкурс «Кроссворд».

Командам предлагается кроссворд. Пока команды заняты разгадыванием кроссворда – музыкальный номер.

Отгадай правильно загадки и узнаешь,

где можно встретиться с этими героями!

  1. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей.

(азереб)

  1. На большой цветной ковёр села эскадрилья,

То откроет, то закроет расписные крылья.  (икчобаб)

  1. У меня ходули – не страшны болота, лягушат  найду ли,- вот моя забота.  (ялпац)
  2. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, А выстроят плотину – хоть пиши картину. (ырбоб)
  3. Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля,

Поднялись клином от земли сегодня утром.

(илваруж)

  1. На шесте сколочен дом, на ветру качается,

В нём ни ночью и ни днём дверь не закрывается.

кто жилец?  (церовкс)      

  1. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,

Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.  (кинжородоп)  

  1. Очень мягкий, как былинка, сам зелёный, как травинка, На лесах, в лугах, у речки, в травках прячется…  ( кичензук)
  2. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.  

(кичнавудо)

  1. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый.     (клов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Следующее задание для команд: экспресс – вопрос. Каждой команде задаются вопросы, в течении 3 минут команда должна дать ответы на все предложенные вопросы. (По 15 вопросов каждой команде)

Вопросы для 1 команды

  1. Что значит «Волка ноги кормят»?

(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)

  1. Каких зверей называют «шатунами»?

(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)

  1. Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.

(Бледная поганка.)

  1. Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)
  2. Кто летает быстрее всех? (Стриж.)
  3. Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)
  4. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)
  5. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
  6. Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)
  7. Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
  8. Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)
  9. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение.)
  10. Сколько ног у паука? (Восемь.)
  11. Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)
  12. Какой зверь падок до малины? (Медведь.)

Вопросы для 2 команды

  1. Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)
  2. Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
  3. Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
  4. Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
  5. Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)
  6. У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)
  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  8. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент линьки.)
  9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
  10. Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)
  11. Как и у елки, у него иголки. (Еж.)
  12. Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)
  13. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)
  14. Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)
  15. Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать – и мачеха.)

Следующий конкурс «Бюро погоды».

Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.

Для 1 команды:

Какая будет погода?

Рыба не клюет – она сыта.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.

Крот нагребает высокие холмики.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

(Все эти признаки ухудшения погоды.)

Для 2 команды:

Какая будет погода?

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

Ласточки и стрижи летают высоко.

Комары – толкуны толкуются столбом.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.

Соловей поет всю ночь.

Птицы весело поют.

Раскрыты цветки кувшинки.

Голуби разворковались.

Паук усиленно плетет сети.

(К сухой погоде. Все эти признаки хорошей погоды.)

Заключительный конкурс «Домашнее задание» - экологическая сказка.

Ребятам было дано домашнее задание. Они должны были придумать продолжение сказки (начало сказки для обеих команд было предложено одинаковое) и  подготовить инсценировку получившейся экологической сказки.

Вед:         Пожалуйста, 1 команда. (Домашнее задание 1 команды).

        Спасибо. А теперь, сказка 2 команды.

Вед:         Пока жюри подводит итоги викторины, предлагаю вам, ребятки, отгадать мои загадки:

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево)

Свесила ветки с обрыва старая грустная… ива.

Стоит у плотины, на коре морщины, ветки густые, листья разные, хорош на сруб красавец… дуб

Душистые почки, клейкие листочки, белая кора, догадаться пора, славные слезы у нашей… березы.

Ну и платье, сплошь иголки, его носят вечно … елки.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти – рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь: «Брысь!»

Потому что это…        (рысь)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.                (снег)

        

Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт?        (медведь)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.         (снеговик)

        

Что вверх корнем растёт?                 (сосулька)

Из капкана он уйдёт,

От аркана убежит.

В тундре звёздной и морозной

Всюду путь ему открыт.         (ветер)

        

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать.         (лиса)

        

Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт.         (вьюга)

        

Ох, и молодцы, ребятки,

        Отгадали все загадки.

        С природой, думаю, все вы дружны,

        А знания ваши природе нужны.

Предоставляю слово жюри.

(Жюри подводит итог, называет количество заработанных каждой командой баллов, награждает всех участников по номинациям.)

Вед:         Наша викторина подошла к завершению. Спасибо всем участникам. Желаю вам дальнейших успехов в изучении природы родного края.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...