Маленькие герои большой войны
классный час (4 класс) на тему
Во многих сражениях пришлось участвовать нашей стране, но такой страшной и кровопролитной войны, как 1941-1945 гг. для России – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа, поэтому в ней участвовали все, в том числе дети и подростки.
Исследуя тему о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне, мне было интересно узнать, что думали и чувствовали такие же, как мы, мальчишки и девчонки, наши ровесники в те страшные годы борьбы и испытаний. Как они стали героями? До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Маленькие герои большой войны
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
Лина Томчи
Во многих сражениях пришлось участвовать нашей стране, но такой страшной и кровопролитной войны, как 1941-1945 гг. для России – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа, поэтому в ней участвовали все, в том числе дети и подростки.
Исследуя тему о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне, мне было интересно узнать, что думали и чувствовали такие же, как мы, мальчишки и девчонки, наши ровесники в те страшные годы борьбы и испытаний. Как они стали героями? До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод и бедствий военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, только стали сильнее духом, смелее, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями... Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза удостоены 99 детей и подростков, среди них Зина Портнова, Валя Котик и другие. 20 000 школьников получили медаль «За оборону Москвы». 15 249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Большая роль в Победе принадлежит партизанам, которые не давали ни дня спокойной жизни немецким захватчикам. Большой вклад в борьбу в тылу врага внесли обыкновенные мальчишки и девчонки. Многие из них в партизанских отрядах становились разведчиками. На худых детей в оборванных одеждах немцы редко обращали внимание, и юные партизаны могли добыть очень ценную и необходимую информацию. Одним из таких героев был 14-летний Лёня Голиков. Война в один момент разрушила его мирную спокойную жизнь - фашисты ворвались в их деревню, убили его мать. Чужая недобрая сила вошла в его жизнь, и, казалось, выжгла в душе все, кроме гнева, тоски и жажды мстить, мстить. Леня в бою добыл оружие и никогда не расставался с ним. Он стал глазами и ушами партизанского отряда, но и сам мстил, как мог. Однажды Лёня оставил в немецкой столовой для офицеров записку: «Здесь обедал партизан Лёня Голиков. Трепещите, гады!». Он стойко переносил все тяготы, никогда не жаловался. Едва вернувшись с задания, снова просился в дело. Самой большой его удачей стал добытый им портфель с важными документами, который он отобрал у немецкого генерала, подорвав его машину. Но уцелевший немец бросился бежать, а увидев, что его преследует мальчик, стал стрелять в него. Началось настоящее противостояние – кто кого. Но рука Лени не дрогнула, и он застрелил немца. Лёня Голиков погиб 24 января 1944 года в жестоком бою у деревни Острая Лука. Он отстреливался до последнего патрона и остался навсегда там, где и встретил войну, на перекрёстке жизни ранней.
Откуда же у детей такая выносливость, такая великая душевная сила? От самой земли русской, от своего народа. От гордости, любви и ненависти.
А сколько детей в годы войны остались сиротами? Среди бомбёжек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезами на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности делали своё солдатское дело, совершали подвиги наравне со взрослыми.
Не меньшие самоотверженные поступки совершали и те, кто остался в тылу. Эти дети начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали всё возможное вместе с взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. В годы войны по всей стране молодежь работала с большим напряжением, выполняя специальные заказы: «Всё для фронта, всё для Победы!»
Большой вклад в Победу внесли и мои земляки - школьники и молодежь Красноармейского района Чувашской Республики. Они преодолевали все трудности военного времени, успешно выполняли свои обязанности перед Родиной, вложили достойный вклад в общее дело Победы над ненавистным врагом. При этом они были лишены нормальных условий жизни и труда, жили впроголодь, но выполняли все обязательства, взятые перед государством.
О героическом труде и невыносимых лишениях, которые вынесли юноши и девушки в те времена, мне удалось узнать из воспоминаний ветерана труда, труженика тыла в годы войны, моей дальней родственницы, жительницы д. Задние Карыки Павловой Натальи Павловны. Вот что она рассказала о тех трудных и страшных временах: «Мне было 16 лет, когда началась война. С другими девушками мы работали в родном колхозе. По исполнении 18 лет, меня забрали рыть окопы около д. Пулайкассы. Проработала я там около 3 месяцев. Весной 1942г. меня вместе с другими девушками отправили для добычи торфа в Московскую область, где мы работали до осени, пока торф не перестал высыхать. Затем нас направили рубить лес до самой весны. Весной 1943г. нас отправили добывать торф в Ивановскую область, а осенью мы рубили лес около Буинска. Летом опять добывали торф. И так в течение всей войны. Дома во время войны практически не была. И после войны также трудилась: 6 лет я работала на добыче торфа, 10 лет – на рубке леса. Питание в годы войны было по продовольственным карточкам. В день выдавали по 500 грамм хлеба. Многое пришлось претерпеть за годы войны. Самым тяжелым выдался 1941 год. Однажды, у меня украли месячную продовольственную карточку – еле прожила этот месяц, ела кочерыжки капусты, чтобы не умереть от голода, страшно похудела. Но никто не жаловался. Мы все понимали, что идёт война, и мы должны терпеть и всеми силами помогать фронту, приближать победу». За свой самоотверженный труд в годы войны Н. П. Павлова награждена медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «Ветеран Труда», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.
Мне было тяжело слушать воспоминания труженицы тыла: сколько всего пришлось выдержать в те страшные годы жителям нашей страны, в том числе детям и подросткам. Но в тоже время, я почувствовала гордость за людей, которые выдержали все трудности и лишения той ужасной войны, и смогли преодолеть и уничтожить грозного врага. Да, ничем не пробьешь этот русский «железный» характер. Вспоминаются слова поэта Н. С. Тихонова: «Гвозди б делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».
Патриотическое движение в помощь фронту имело широкий размах и в нашем районе. Активно включились в него и школьники Красноармейского района. Они, не забывая про учебу, в то же время, работали не покладая рук для помощи фронту:
- 5 августа 1941г. ученики Янчёллинской средней школы написали в районную газету письмо «Всю нашу молодую силу – для разгрома врага», под которым подписались 32 ученика. Они хотят помочь фронту, работая в родном колхозе «Победа»: создали бригаду из 32 учеников, разделились на 3 звена, каждое звено берет на себя обязательство социалистического соревнования по прополке сорняков, строительству пруда, охране колхозного зерна. Ребята призывают всех школьников района присоединиться к ним и активно помогать фронту своим трудом;
- школьники района активно включились в движение по сбору средств на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии». Так, ученики Исаковской основной школы выделили каждый по 5-6 руб. из заработанных ими денег. Активно учащиеся школ района участвовали в сборе средств на строительство танка «Пионер Чувашии»: Янчёллинская школа – 405 руб., Красноармейская СОШ – 318 руб., Алманчинская начальная школа - 105 руб., Убеевская СОШ – 1575 руб. и др.
- дети и подростки активно работали на пришкольных и колхозных садово-огородных участках: пололи сорняки, выращивали различные бахчевые и огородные культуры;
- школьники принимали посильное участие в строительстве новых конюшен, амбаров.
Вот так поколение детей войны на фронте и в тылу, преодолев испытания военных лет, показало, что нельзя победить страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Впоследствии эти юные герои-фронтовики и рабочие, герои войны и труда вместе со всем советским народом восстановили разрушенное войной народное хозяйство страны.
В годы Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне с взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину. В настоящее время в России их осталось немногим более 30 тысяч. Уходят из жизни юные участники, ныне заслуженные ветераны войны.
Они непоколебимо верили в наше превосходство над злейшим врагом – фашизмом, при этом сверх своих возможностей оказывая помощь на фронте и в тылу для Великой Победы! И победили! Отстояли свободу нашей Родины!
Им и всем героям, отдавшим свои жизни в борьбе за независимость России, посвящены эти стихи:
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и влюблённых,
По родной земле погребено?!
Вы сегодня в лёгком шуме клёнов,
Тихо постучавшихся в окно…
Использованная литература
1.http://school2kis.narod.ru/lesson14.html День Победы – сценарий музыкально-литературной композиции
2. http://rupoem.ru/tixonov/spokojno-trubku-dokuril.aspx Николай Тихонов. Баллада о гвоздях
3.Фонды Красноармейского муниципального архива Чувашской Республики: МТС за 1941-1945гг., районного отдела образования за 1941-1945гг. Фонд 42, опись 1, дело 45.
4. Районная газета «Коммунизм çулĕпе» - 1941г., 1942г., 1943г. (1944, 1945г. не сохранились)
5. Трак Ен – Красноармейское – 2001 – 289с.
6. http://www.stihi.ru/2010/03/17/1091 Лина Томчи. В память о войне…
7. http://lib2.podelise.ru/docs/17/index-22743.html Юные погибшие герои, Юными остались вы для нас
8. http://oborona.org/geroi/lenya-golikov.html Оборона – великие подвиги русского народа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькие герои большой войны
Внеклассное мероприятие к Дню Победы....
Маленькие герои большой войны
Классный час , который был дан в рамках конкурса педагогического мастерства классных руководителей "Мой класс - моя гордость!"...
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)
Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов, посвященное Дню юного Героя-антифашиста "Маленькие Герои большой войны"
Урок мужества, посвященный пионерам-героям....
Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....