Чай пить-приятно жить!
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Ионина Вера Александровна

Внеклассное мероприятие.О тайнаъ чайной церемонии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitay_chay.odt (34.55 КБ)34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чай пить  - приятно жить. Тайны чайной церемонии  

Цель: Тема данного урока является комбинированной, цель занятия знакомство с бытом и традициями европейцев, россиян и народов Дальнего Востока через изучение культуры употребления чая.

Задачи:

  • формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая;
  • сохранение национальных традиций чаепития;
  • познакомить детей с правилами заваривания чая;
  • привитие привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребление чая;
  • научить школьников правильно сервировать стол к чаю.
  • формировать навыки коммуникативного общения старшеклассников, через развитие инициативной речи глухих школьников;
  • практическое применение полученных знаний;
  • умение и использовать при подготовке к уроку различные источники

подготовительный этап занятия

подготовлены костюмы для чайной церемонии. Фразы даны на отработку сурдопедагогу (для соблюдения ударения и правил орфоэпии)

Оборудование, посуда и инвентарь, продукты : Самовар, электрочайник, подстаканник со стаканом, чайный сервиз, китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии, сушки, баранки на связке, пряники, конфеты, молоко в молочнике, прозрачные стеклянные чайники, пиленый сахар, мед, варенье нескольких видов, туесок из бересты, конфетница, сахарница, лимон, вилочка под лимон, щипчики для колки сахара, щипчики под сахар. Сорта чая, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки льняные, салфетки бумажные, халва.

Компьютер, проектор, доска,

Ход занятия

I.Организационный момент

В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая, а не на огромный пир. Поэтому и цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, его родине, сортах и видах чая, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как принять гостей дома, накрыть стол и чем их угостить.

НАСТРОЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (состояние эмоциональной сферы учеников)

Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

- желтый - спокойствие;

- красный - возбуждение, активность;

- синий - безразличие, ни то, ни се;

- черный - совсем плохое, скука.

Табличка на доске

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения”.

Антуан де Сент-Экзюпери

И если вас пригласили на чай, на чаепитие, то это значит, вас приглашают к общению, к дружеской беседе.

II. Проверка домашнего задания

Назовите пословицы о чае:

  • Выпей чайку - забудешь тоску.
  • Чай не пить, так на свете не жить.
  • Чай пить – не дрова рубить.
  • Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
  • За чаем не скучаем - по семь чашек выпиваем.  

III.Основная часть

3.1. Что такое чай ?

  • Чай – это прекрасный, полезный напиток;
  • Чай -  утоляет жажду, снимает усталость;
  • Чай – улучшает пищеварение;
  • Чай -  придает бодрость, поднимает настроение.
  • Чай – это прекрасный, полезный напиток;
  • Чай -  утоляет жажду, снимает усталость;
  • Чай – улучшает пищеварение;
  • Чай -  придает бодрость, поднимает настроение.
  • Чай – не просто бодрящий и ароматный напиток, которым

мы привыкли радовать себя каждый день.

  • Чай - это искусство и традиции, существующие во многих странах мира и развивавшиеся на протяжении тысяч лет.
  • Чайный куст – это вечно зеленое растение, которое требует большого ухода.
  • Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа.
  • Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

3.2. История

Откуда пришёл чай?

  • Чай зародился в Китае
  • Но нет сейчас такой страны в мире, где не пили бы чай
  • Только в каждой стране свои обычаи, свои традиции (слайд 7)

3.3 Тайны чайной церемонии

  • ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ — искусство приготовления и питья чая.
  • ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ — не терпит суеты
  • (Чай пьют спокойно. Беседуя. Наслаждаясь приятным вкусом)

3.4.

1)  Чайная церемония по-китайски

(Леша)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-китайски угощать

(Яна)

-Воспроизвести полный чайный ритуал по-китайски, пожалуй, не под силу европейцу. Китайцы пьют зеленый или жёлтый чай. К чаю не подаются ни сахар, ни варенье, ни мёд, исключение делают лишь для сушеных фруктов. Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости, и хозяева никогда не ведут бесед.

(Леша)

-Считается, что именно это придает церемонии чаепития особую красоту.

Сервируют стол для китайской чайной церемонии

2) Чайная церемония по-английски

  • - Если вы хотите придать чаепитию особую торжественность, организуйте чайный вечер по-английски.

(Настя К)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-английски угощать.

(Саша С)

- Распространенная в Европе традиция пить чай в определенное время, чаепитие является традиционной формой родственных, дружеских и коллегиальных встреч.

Сервируют стол для английской чайной церемонии

3) Чайная церемония по-казахски

«Чай с уважением» - так говорят когда угощают, чаем по-казахски.

(Алсу)

-Мы Вас будем в гости звать чаем по-казахски угощать

(Витя)

-Казахи,  татары, башкиры пьют чай с молоком, наливают в пиалу половинку в знак большого уважения к гостю, подают к чаю национальные блюда, чак-чак, баурсаки.

Сервируют стол для казахской чайной церемонии

 

4) Чайная церемония по-русски

(Кристина )

-Мы Вас будем в гости звать русским чаем угощать

(Саш Б)

-Необходимым атрибутом русского чайного стола является самовар. К столу подают баранки и бублики, конфеты и печенье, варенье и мёд. Нет ничего щедрее и богаче русского стола. Главное в русском чаепитие — это разговор.

Сервируют стол для чаепития в русском стиле

IV.Практическая часть

Столы сервированы. А чай еще не заварен. Как заваривать чай?

  •  Довести воду до кипения
  • Ополоснуть заварочный чайник кипятком
  • Насыпать чай
  • Долить кипятка на 2/3 от объёма чайника, закрыть крышкой
  • Дать настояться
  • Черный чай настаивают 3-5 мин., зеленый - 5-8 мин.,
  • Затем чайник доливают кипятком.

Соблюдай правила техники безопасности (слайд)

Учащиеся заваривают чай,  подают на стол,  приглашают гостей к чаепитию.

Яна У

Посекретничаем?

  • Я хочу открыть секрет
  • И полезный дать совет:
  • Если хворь с кем приключится,
  • Чаем можете лечиться
  • Чай всех снадобий полезней,
  • Помогает от болезней,
  • Чай в жару нас освежает,
  • А в морозы согревает.
  • И сонливость переборет,
  • И с усталостью поспорит,
  • Сокрушит любой недуг.
  • Чай здоровью – лучший друг.

ОБО ВСЕМ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

Дети пьют чай, ведут беседы

V.Заключительная  часть

Занятие наше закончилось, подведем итоги (за экраном)

-Что мы делали

-Что вы узнали нового и интересного?

- Поднимите кружочек, который соответствует вашему настроению после проведения внеклассного мероприятия



Цель:

- познакомить детей с историей появления чая, показать сходство и различие традиции в разных странах, вызвать интерес к их деятельности, культуре, быту;

- формировать дружеское отношение и уважение к людям других национальностей;

- приобщать детей к культуре русского народа, знакомить с русскими традициями, воспитывать уважение к своей культуре;

- уточнить и расширить знания детей о глобусе;

- развивать монологическую речь, активизировать словарь, уточняющий свойства и качества предметов, учить детей задавать вопросы, исследующие свойства предмета;

- учить понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок, откликаться на поэтичность стихотворных строк, образные выражения, воспитывать эстетические чувства;

- закрепить знания детей о геометрических формах;

- развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки;

- способствовать формированию представления о взаимосвязи природы и человека;

- развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки, культуру поведения за столом;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Ход занятия

Учитель: Какое у вас настроение ребята?

Давайте скажем  важные и очень нужные человеку добрые слова, чтобы доброе, хорошее настроение не покидало их.

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого,

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Учитель:У нас для вас сюрприз-сундучок.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Игра «Да - нет»

Дети отгадывают, что лежит в сундучке. Это листик чая.

Учитель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Учитель: Расскажите стихотворение о пользе чая.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы новые дает.

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир.

Славит чудо – эликсир.

Учитель: Много старинных обычаев есть в разных странах. Но один из самых замечательных – чаепитие. Хотите узнать секрет заваривания чая, а также чайные традиции в разных уголках земли? Закройте глаза. Я скажу слово – чай, а вы поделитесь своими впечатлениями, что вы себе представили?

Дети открывают глаза.

Учитель: Что вы увидели?

Дети: Чашку чая, чайную плантацию, кустик чая, коробочку с чаем и др.

Учитель: В какой стране впервые узнали о чае?

Дети: В Китае.

Учитель: Хотите попасть в эту страну?

Глобус нам в этом поможет.

Глобус наш мы повернем,

И страну Китай найдем.

Звучит китайская музыка.

Учитель: Посмотрите, ребята, нас встречает китаянка.

Девочка-китаянка: Здравствуйте, друзья. Меня зовут Юньнань или Южное облако. Приглашаю вас в чайную комнату. Присядьте на коврики и послушайте легенду о чае.

«Один богатый человек в Китае любил путешествовать. Он следил за своим здоровьем, пил только кипяченую воду. Однажды во время своего путешествия, он решил отдохнуть, присел под дерево, развел костер и стал ждать, пока закипит вода в котле. Подул ветер, и залетели в котел несколько листиков с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необыкновенный вкус, который понравился богатому человеку. Когда он выпил этот напиток, он почувствовал в себе свежие силы, бодрость и отправился в дальний путь».

С тех пор в Китае и стали пить этот ароматный напиток, а звучит это слово по-китайски – «ча».

Учитель: В Китае чай – «это огонь жизни и самое мудрое из растений». Чай для китайцев считается одним из предметов первой необходимости – таких как дрова, масло, рис, вода.

Ребята, а что вы знаете о чае?

Игра «Вопрос - ответ».

1. Какой высоты бывает чайное дерево? (от низкого кустика до высоты пятиэтажного дома).

2. Как раньше называли мужчину, торговавшего чаем? (чайником), а женщину? (чайницей).

3. Какие листики необходимо собирать с чайного куста (Самые молодые 2 листика и почку).

4. Какую форму имеет чайный куст? (Столообразный, полуовальный, шарообразный).

5. Сколько лет живет чайный куст? (100 лет).

6. Что такое «Колодец дракона»? (Сорт зеленого чайного чая. Согласно легенде, его выращивают в тех местах, где находится колодец, в котором живет дракон).

7. Что такое чайная паста? (Чайные листья обжаривали на сковороде над огнем, измельчали в порошок, добавляли чуть-чуть воды и превращали эту массу в пасту. Из нее делали маленькие лепешечки. Эти лепешечки ценились дороже золота).

8. Какой бывает чай?

Игра «Назови и передай»

(Зеленый, черный, желтый, белый, красный, ароматный, вкусный, крепкий, полезный, приятный, приятный, цветочный, бодрящий).

Расскажите, какой путь проходит лист чая от куста до нашего стола. В этом вам помогут картинки.

Девочка-китаянка: Замечательно и удивительно, как много вы знаете о чае. Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения. Я приглашаю вас на чаепитие по-китайски.

Чай насыпают в заварник, заливают кипятком, накрывают крышкой, полотенцем и, раскачивая чайник из стороны в сторону, слегка взбалтывают. Чай наливают в высокую чашку и сразу же накрывают широкими чашечками. Приподняв чашечку ее подносят к носу и вдыхают аромат, затем пьют чай, наблюдая за своими ощущениями. Зеленый чай заваривается 3-4 раза, пока он не потеряет вкус и аромат. Китайцы говорят так: «выпил – доливай, долил - выпей». Черный чай нужно пить свежезаваренным – это бальзам, чай, оставленный на ночь – это яд, подобен змее.

Учитель: Китайский поэт написал о чайной церемонии:

Первая чашка увлажнила губы – как первый дождь весной

Вторая – и тает чувство одиночества и грусти.

Третья – уплывают мысли о неизбежном.

После четвертой пот росой по лбу, отвлекаюсь от забот.

После пятой – легкость в теле – неужели молодею.

Медленно шестую пригублю – просыпается душа.

После седьмой – полет в груди, руки вспоминают движения «облаками».

Физминутка «Мы - облака»

Облака плывут то вправо, то влево, медленно разделяются на маленькие облачка, такие легкие, пушистые, так и хочется их обнять и покружиться с ними.

Учитель: Китайская чайная церемония – это волшебное таинство, где постигается необыкновенный вкус и аромат чая, наступает покой и мир в душе.

Давайте поблагодарим «Южное облако» и пригласим ее вместе с нами отправиться в страну, где тоже большое внимание уделяют чаепитию. Это Япония.

Глобус наш мы повернем

И Японию найдем.

Звучит японская музыка.

Воспитатель: Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Это небольшая хижина. Убранство домика очень скромное, лишь свиток с философским изречением «Вода есть вода». Стены выкрашены в серый цвет. Все это вызывает у гостей ощущение приятного уединения в тени. Японцу нужен некоторый полумрак, предельная чистота и такая тишина, чтобы ухо различало даже комариное пение. Вокруг домика располагается садик. Дорожка к домику выложена из серого камня разной формы.

Давайте пройдем к домику, но наступать нужно на камешки той формы, которая совпадает с вашей геометрической фигурой.

Игра «Пройди по дорожке»

Нас встречает девочка-японка

Девочка-японка: Здравствуйте. Конничива. («Здравствуйте» - по-японски.) Меня зовут Сакура или Японская вишня. Я приглашаю вас в чайный домик. Присаживайтесь на подушечки. Японцы пьют чай из простой посуды: медный чайник, ящичек для хранения чая, чашка, бамбуковая мешалка. Воду для чая берут в колодце из камня. Зеленый чай в порошке насыпают в большую чашку, взбалтывают бамбуковой кистью, получается густая жидкость. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг другу. Такой ритуал позволяет сблизиться гостям.

Первый гость, отпив глоток, вытирает край чашки салфеткой и передает другому гостю. После крепкого чая подается жидкий чай.

Японская чайная церемония – это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чаше. Японцы считают, что чайная церемония воспитывает простоту и естественность.

Учитель: А что еще воспитывает в человеке японская чайная церемония?

Дети: Уважение, чистоту души и тела, спокойствие, гармонию.

Учитель: Хотите изобразить знак гармонии по-японски.

Дети восковыми мелками рисуют знак гармонии.

Учитель: Передавая японский колокольчик удачи, давайте назовем слова, которые вызывают спокойные, приятные чувства.

Игра «Я желаю всем…»

(Радости, веселья, счастья, здоровья, мира, добра, благодарения, удачи, любви, наслаждения).

Учитель: Давайте пригласим Сакуру с собой дальше. Много обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие.

И нам пора возвращаться на Родину.

Глобус мы свой повернем.

И в Россию попадем.

Звучит музыка.

Нас встречает Аленушка.

Аленушка: Здравствуйте мои дорогие! Хотите узнать, как попал чай в Россию? Присядьте на скамеечки и послушайте. Русский боярин привез монгольскому хану богатые дары от русского царя. Хан хорошо принял посла и передал для русского царя богатые дары, среди которых были свертки с непонятной травой.

- А что это такое? – спросил посол.

- Мой самый дорогой подарок русскому царю. – ответил монгольский хан.

Самому послу напиток из травы не понравился. Но царь, отведав напиток, попросил: «Еще»! Тяжелым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли на верблюдах, тележках, санях, переправляли на пароме через реки. Целый год караван с чаем добирался до Москвы.

Учитель: Но сейчас и в России выращивают чай, например, в Краснодарском крае. (Показ фотографии). Круглый год у чайных кустов трудятся люди: удобряют землю, пропалывают сорняки, подрезают кусты. Сейчас мы не представляем себе завтрак без чашки чая, а раньше его не умели даже заваривать.

Случались забавные истории. Расскажите.

Дети: Моряк привез в подарок маме чай. Она решила угостить соседей. Сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила вареные листья и добавила растительное масло.

Барин поручил своему слуге приготовить чай. Слуга не знал, как его готовить. Сварил, заправил его перцем, луком, петрушкой.

Учитель: На Руси пили чай из фарфоровой посуды. Разливала сама хозяйка, но иногда доверяли старшей из дочерей. В богатых семьях чашки с чаем подавались на глубоких блюдцах, из которых пили вприкуску с сахаром или вареньем.

Аленушка: Послушайте загадку, если вы отгадаете, узнаете, что же является обязательным для русского чаепития.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем пить чай велит.

(Самовар.)

Ребенок: Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения, занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка- матушка», да «самовар - батюшка». Сейчас на смену самовару пришли электрические чайники.

Учитель: Чтобы получить от чая пользу и удовольствие, необходимо его правильно хранить, готовить и пить. Как правильно хранить чай?

Аленушка: Я научу вас правильно заваривать чай. Лучшая вода для заваривания чая ключевая и родниковая. Водопроводную воду необходимо отстоять и только потом кипятить. Снимать чайник с огня надо тогда, когда закипит вода. Заварочный чайник необходимо обдать кипятком. Потом насыпают сухую заварку, наливают немного воды, накрывают крышкой и льняной салфеткой. Это позволяет сохранить аромат чая. Настаивают 5 минут, после чего доливают кипятком.

Учитель: Пока чай настаивается, мы вспомним правила чаепития.

Дети:

1. Сахар в чае размешивать не шумно.

2. Ложечку вынимают из чашки и кладут на блюдце.

3. Пьют чай малыми глотками, чтобы не обжечься.

Учитель: Отношение русского народа к чаю проявляется в пословицах и поговорках. Давайте вспомним.

Дети: - Чай – это долгий разговор добрых людей.

- Где есть чай, там и под елью рай.

- Чай – аптека в стакане.

- От чая лиха не бывает.

- Без чая я скучаю.

- Чай попил, откуда сила? Чай не пил – совсем ослаб.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что чай – это не только напиток, но и полезное средство, которое применяют в разных отраслях промышленности, быту, в народной медицине. Хотите об этом рассказать?

  Игра «Ты предметы выбирай, пользу чая называй».

- Свежий сок листьев чая используется для лечения ожогов.

- Чайное масло применяется как смазочное масло для мелких деталей.

- Чайное масло вместо оливкового масла добавляют в пищу.

- При изготовлении мыла чайное масло добавляют для красивого желтого цвета.

- Чайное масло добавляют для окраски мармелада, драже.

- Слабый настой чая придает блеск зеркалу.

- Если ополаскивать волосы настоем чая, это придаст им красивый цвет и блеск.

- Измельченный чеснок в чайной настое – хорошее средство от зубной боли.

- При воспалении глаза промывают холодным, крепко заваренным чаем.

- Утоляет жажду лучше всего чай с лимоном.

- Заварка от чая – хорошее удобрении для растений.

Звучит музыка.

Учитель: Как много мы сегодня узнали. И чай наш заварился. Пора накрывать на стол и садиться пить чай.

Девочка:  Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чайная давно уж ждем.

Мальчик:  Всё для вас, и взрослые и дети:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Воспитатель: Всех приглашаем к столу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Давайте в мире жить».

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, ч...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Курить или жить Давайте будем жить!»

Данная разработка будет интересна не только детей младшего , но и среднего школьного возраста.Данное мероприятие составлено в юмористической форме, позволяет  воспитывать у младших школьников пот...

Как вместе жить и жить дружно

Классный час способствует формированию толерантного отношения мальчиков к девочкам, развитию у учащихся коммуникативных навыков....

Чай пить - приятно жить

Эта  работа о том, откуда пришел к нам чай, о пользе и вреде чая...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"...

Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить

Материалы  по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...