Мой край-Нижегородский.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край» социального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как взаимодействие с другими людьми, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою малую Родину.
Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание курса согласно дидактическому принципу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому». Ведь именно краеведение – самая доступная и обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В ходе внеурочных занятий многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.
Одно из важнейших положений– интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Знакомство литературой, этнографией, посещение музеев, татров, цирка, и других достопримечательностей края способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.
Программа курса помогает формировать у младших школьников социальные навыки, видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
Изучение своего края актуально, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения в 5 классе и предметах естественного цикла в средней школе. При этом реализуется принцип преемственности между начальной и средней школой.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор социального, нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой Родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников гражданского мировоззрения.
Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность.
Изучение истори родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой Родине, к естественным наукам.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
- в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
- в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
- в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
Цель: социальзация младших школьников, формирование гармонически развитой, культурной и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
- формирование активной гражданской позиции, социальных компетенций – избирательной, экологической, общекультурной, коммуникативной:
- формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края;
- воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.
Пути, средства методы достижения цели
Методы:
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- поискоый;
- коллективно-творческие дела;
- проектный
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Программа реализуется за 4 года, рассчитана на 135 часов: 1класс-33 часа, 2-4 классы-34 часа. Занятия проводятся в форме интенсива: в свободное внеурочное время, в выходные дни, в каникулярное время.
Возрастная характеристика детского коллектива
Программа адресована учащимся 1- 4 классов (6,6 лет-11 лет)
Формы организации детского коллектива
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсии; поездки, походы
- практическое занятие;
- посещение музеев, театров, цирка;
- встречи с интересными людьми во время посещения достопримечательностей края.
II. Тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Аудиторные | Внеуадиторные | |||||||
1 класс. Мой родной край-33 часа | ||||||||
Введение | 1 | 1 | ||||||
Народные игры. Экскурсии по краю | 6 | 1 | 5 | Знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры. Играть национальные игры. | ||||
Животный мир края. Экскурсии по краю | 8 | 1 | 7 | Называть животный мир своей местности. Составлять сообщения о животных. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. | ||||
Растительность края. Экскурсии по краю | 8 | 1 | 7 | Рассказывать о красоте природы Нижегородской края. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу, полученную информацию | ||||
Я и мои родные места. Экскурсии по краю | 9 | 1 | 8 | Слушать рассказы о родных местах, о городах Нижегородской области. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, рисунки. Анализировать информацию, полученную на экскурсии | ||||
Подведение итогов | 1 | 1 |
| Разрабатывать проекты, составлять фотоколлаж. | ||||
ИТОГО: | 33 ч. | 5 ч. | 28 ч. | |||||
2 класс. Изучаем родной край-34 часа | ||||||||
Край, в котором я живу. Экскурсии по краю | 7 | 7 | Рассказывать о крае, получать и отбирать информацию о крае. Анализировать правила поведения во время экскурсии | |||||
Символика Нижнего Новгорода | 2 | 1 | 1 | Знать символику края, делиться мнениями, получать информацию, изучать её. | ||||
Народы, населяющие территорию края | 2 | 1 | 1 | Иметь представления о дружной семье. Рассказать о народах, населяющих территорию края. | ||||
Праздники . Посещение театра | 4 | 4 | Узнавать о фольклорных праздниках нижегородской области. Анализировать правила поведения во время посещения театра. Сопоставлять своё поведение с нормами. | |||||
Памятники - хранители истории. Экскурсии по памятным местам Нижнего Новгорода | 9 | 2 | 7 | Узнавать о прошлом и настоящем Нижнего Новгорода. Сбор информации о памятниках культуры и истории края. Анализировать информацию, полученную во время экскурсии. | ||||
Города нашего края. Экскурсии по городам края | 9 | 2 | 7 | Получать информацию об основании первых городов нижегородской области . Анализировать информацию, полученную на экскурсии. | ||||
Подведение итогов | 1 | 1 |
| Разрабатывать и презентовать проекты | ||||
ИТОГО: | 34 ч. | 7 ч. | 27 ч. | |||||
3 класс. Земля отцов-моя земля-34 часа | ||||||||
Из глубины веков. Экскурсия по краю | 7 | 7 | Знать историю из глубины веков. Проводить и посещать кскурсия по краю, обмениваться мнениями. | |||||
Достопримечательности края. Экскурсия по краю | 7 | 7 | Знать монастыри, соборы, церкви края. Посещать кскурсии по краю, анализировать, обмениваться впечатлениями после экскурсии. | |||||
Символика района | 1 | 1 | Знать герб района, флаг района, правила поведения во время поднятия флага. | |||||
Из истории края Экскурсия по краю | 4 | 4 | Узнавать историю моего края и города. Рассказывать о географическом положении города и района. | |||||
Когда гремели бои. Экскурсия по местам боевой славы | 7 | 1 | 6 | Обсуждать героизм земляков во время Великой отечественной войны. Проводить линейку памяти «Чтим и помним» посещать экскурсии по местам боевой славы | ||||
Созвездие героев. Экскурсия по краю | 7 | 2 | 5 | Рассказывать о героях, именами которых названы улицы города, станиц. Наблюдать во время экскурсии достопримечательности края | ||||
Подведение итогов | 1 | 1 |
| Создавать проекты «Созвездие героев», оформлять портфолио, выставку творческих работ, работать в группах. | ||||
ИТОГО: | 34 ч. | 5 ч. | 29 ч. | |||||
4 класс. Земля отцов-моя земля-34 часа | ||||||||
Известные люди нашего края. Экскурсии по краю | 8 | 2 | 6 | Рассказывать об известных людях края. Посещать экскурсии и уметь анализировать информацию, полученную на экскурсии. | ||||
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам боевой славы | 8 | 2 | 6 | Перечислять основные факты о крае в годы Великой Отечественной войны. Совершать экскурсии по местам боевой славы, передавать полученную информацию. | ||||
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники. Экскурсии по краю | 8 | 2 | 6 | Изучать традиции народа края, фольклорные праздники. Посещать экскурсии по краю. Анализировать | ||||
Природа моего края. Экскурсии по краю | 9 | 1 | 8 | Характеризовать природу края. Совершать экскурсии по краю, собирать информацию, работать в группах. | ||||
Подведение итогов | 1 | 1 | Создавать проекты, оформлять портфолио, выставку творческих работ, работать в группах. | |||||
ИТОГО: | 34 ч. | 8 ч. | 26 ч. | |||||
Всего за 4 года: | 135 ч. | 25 ч. | 110 ч. |
III. Содержание программы
Основное содержание программы
1 класс – 33 часа
Мой родной край-33 часа
Введение -1 час
Народные игры. Экскурсии по краю -6 часов
Животный мир края. Экскурсии по краю -8 часов
Растительность края. Экскурсии по краю – 8часов
Я и мои родные места. Экскурсии по краю - 9 часов
Подведение итогов -1час
2 класс – 34 часов
Изучаем родной край-34 часа
Край, в котором я живу. Экскурсии по краю. - 7 часов
Символика Нижнего Новгорода - 2 часа
Народы, населяющие территорию края– 2 часа
Праздники . Посещение татра. - 4 часа
Памятники - хранители истории. Экскурсии по памятным местам Нижнего Новгорода- 9часов
Города нашего края. Экскурсии по городам края - 9часов
Подведение итогов -1часа
3 класс – 34 часа
Нет в мире краше Родины нашей-34 часа
История моего края и города. Географическое положение города и района. Экскурсии по краю -4 часа
Символика района. - 1 час
Из глубины веков. Экскурсии по краю - 7 часов
Достопримечательности края. Экскурсии по краю - 7часов
Когда гремели бои. Экскурсии по местам боевой славы - 7 часов
Созвездие героев. Экскурсии по краю -7часа
Подведение итогов -1час
4 класс – 34 часа
Земля отцов-моя земля-34 часа
Известные люди нашего края. Экскурсии по краю- 8часов
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии по местам боевой славы – 8 часов
Традиции народа нашего края. Фольклорные праздники. Экскурсии по краю- 8 часов
Природа моего края. Экскурсии по краю - 9 часов
Подведение итогов-1 час
IV. Предполагаемые результаты реализации программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к малой родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: сформировано представление о том, что настоящий гражданин Родины обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представление о том, что настоящий гражданин Родины отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что дети должны беречь покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, малой родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Настоящий гражданин свой Родины любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
К концу обучения по данной программе
- учащиеся будут иметь представления о том, что Родина как место, где человек родился, природа родины; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству;
- узнают о национальных особенностях жизни людей; особенностях жизни многонационального общества;
- в ходе коллективной и индивидуальной работы учащиеся усвоят понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество» узнают историю родного края, своей родословной, врезультате самоанализа определят свое отношение к Родине, труду, окружающим людям;
- учащиеся научатся анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
V. Формы и виды контроля
- Участие в общешкольных, районных мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
- Беседы, мини-сочинения, проекты по результатам экскурсий
VI. Методические рекомендации
Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы не увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…
Для реализации программы «Мой край» рекомендуется собирать портфолио учащихся.
В основу портфолио можно взять высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».
Следует отметить, что создаваемое портфолио содержит не только информационный материал. К каждой теме собираются фотографии, иллюстрации, рисунки, а также исследовательский и практический материал. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
Основную часть программы составляют экскурсионные поездки по краю, после которых проводится беседы с учащимися (1-2 класс), учащиеся 3-4 класса пишут мини – сочинение по плану:
1. Какое настроение у меня было перед экскурсией?
2. Что я ожидал от экскурсии?
3. Что мне особенно запомнилось?
4. Что меня удивило.
5. О чем захотелось узнать подробнее.
6. Какое настроение было после экскурсии.
7 Куда бы я хотел еще съездить.
Проведение бесед и мини-сочинений помогает систематизировать знания полученные на экскурсии, определить значимость экскурсии индивидуально для каждого ребенка.
VII. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд | ||
1 2 3 4 |
| 1 1 1 1 |
2. Печатные пособия | ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой | 1 | |
Детские книги разных типов из круга детского чтения. | 1 | |
3. Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов, картинок | 1 | |
Магнитная доска | 1 | |
Видеоплейер | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экспозиционный экран | 1 | |
Компьютер | 1 | |
Принтер лазерный | 1 | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | 5 | |
5. Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры, викторины | ||
6. Оборудование класса | ||
Ученические двухместные столы с комплектом стульев | ||
Стол учительский с тумбой |
| |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий |
|