Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Нефёдова Олеся Юрьевна

Внеурочная деятельность по гендерному признаку. Работа с девочками "Маленькая леди" и работа с мальчиками "Патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0001b8c0-d952c9a7.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

 «Маленькая леди»

Возраст детей 8-10 лет.

Срок реализации 2 года.

                                               

г. Благовещенск, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе построения данной программы лежит идея гендерного воспитания, соответствующая современным представлением о целях дополнительного образования и ставящая в центр внимания личность ребенка, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит системно -деятельностный подход.

Предлагаемая программа предназначена для развития способностей девочек, их речи, поведению и жизненной позиции, соответствующих требованию современного общества.

Данная программа дает возможность ребенку совершить нравственный выбор и поступок. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет ребенку реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Занятия предполагают не только познания нравственных, физиологических, внешних, поведенческих признаков современной девочки, а так же изготовление конструирование из бумаги, лепка из соленого теста, составление коллажа  и рассказов о своих изделиях. Основная идея программы - создания условий для раскрытия гендерных особенностей и творческого потенциала каждого ребенка, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры; приобретению навыков общения в коллективе. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В результате изучения программы дети:

получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных ценностей;

научатся использовать приобретенные знания и умения для  самореализации, представления себя и своей жизненной позиции в половом отличии;

решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирование внутреннего плана действий мелкой моторики рук.

Дети в результате выполнения под руководством педагога коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности:

распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных, нравственных и гендерных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию, проявления себя в роли женщины. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретическими заданиями и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Программа дает возможность выбора, поиска, проявления своей индивидуальности, своих интересов. Только интерес позволяет ребенку заниматься, каким-то делом достаточно долго, не утомляясь.

Цели программы:

сформировать у детей стойкий интерес к собственному "Я" и познанию себя, как культурно нравственного человека;

сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, культуре, традициям;

воспитание личности девочки, способной представить себя в современном обществе, в соответствии с требованиями жизненной ситуации и культуры. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Обучающие:

способствовать формированию логического, абстрактного и пространственного мышления;

действовать по алгоритму;

формировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы;

обучать различным приемам работы.

Развивающие:

развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

развить межую моторику рук и глазомер;

развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

научится учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении. Воспитательные:

формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

способствовать созданию игровых ситуаций, расширять комуникативные способности детей;

совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Программа рассчитана на обучение детей 8-10 лет. Занятия проходят 2 год обучения 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы контроля на занятиях в объединении является:

- Периодическая организация конкурсов, выставок, концертов ,что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, представить свой труд на общую оценку зрителя, ощутить радость успеха.

-Тестирование, как способ проверки психологической подготовленности с  учащихся и в целях реализации проекта по гендерному воспитанию.

.-Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам программы;

овладения навыками предусмотренными программой развитие художественного вкуса; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Методы проверки:

Наблюдение;

Анкетирование;

Тестирование;

Опрос.

В начале и конце каждого учебного года проводиться итоговое тестирование.

В результате дети занимаясь по данной программе:

определятся в гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям;

осознают собственного Я – мальчика или девочки( развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности или женственности;

проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни);

проявят себя в качестве сильного или слабого пола по отношению к противоположному полу в классном коллективе и в повседневной жизни.

получат начальные представления о культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социалистического опыта человечества. О ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных ценностей;

научатся использовать приобретенные знания и умения для самореализации, представления себя и своей жизненной позиции в половом отличии.

Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственного оценочного и нравственного отношения к действительности.

Темы внутри блоков могут быть дополнены, заменены с учетом условий и непосредственного окружения ребенка. Для расширения представлений

детей допустима повторность одной темы, что не скажется на снижении детского интереса, так как детям предлагаются различные виды деятельности.

В результате обучения дети должны знать:

Правила этикета, требования к современной прическе и  одежде девочки, требование к внешнему виду, правила гигиены, физиологические особенности  девочек своего возраста, правила культурного общения;

Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

Правила организации рабочего места;

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Дети должны уметь:

Правильно организовать свое рабочее время;

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

Соблюдать правила этикета и поведения;

Уметь соблюдать гигиену;

Научиться правильно и самостоятельно ухаживать за своей одеждой  и волосами, соблюдать требования к внешнему виду;

Соблюдать чистоту дома;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания,

умения и навыки, полученные по предмету специализации;

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять

самостоятельность.

Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания, малейший успех ребенка поощряется. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.

Праздничные мероприятия и конкурсы - это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.

Организация выставок - это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.




 





Учебно-тематическое планирование 1 года обучения:

Тема

Теория

Практика

Дата

1-2

Вводное занятие

О чем молчат девченки- знакомствос курсом.

Тестирование и анкетирование " Я- настоящая леди".

1

1

3-5

Девичья дружба

Что такое дружба.

Скажи кто твой друг...

Письмо от души (творческая мастерская)

1

1

1

6-13

Этикет

Из истории этикета.

Общение и взаимоотношения людей.

Поведение в общественных местах

Правила поведения в театре ,в кино, на концерте.

Гостеприимство

Красота на столе.

Как дарить подарки и как правильно их принимать.

Школьные годы чудесные.

1

1

1

1

1

1

1

1

14-17

Прическа современной леди

История прически

Уход за волосами

3Красота не требует жертв

Мой стиль

1

1

1

1

18-25

Мода диктует свои правила

История одежды

Создание платья

Дресс код

Как ухаживать за одеждой

Встреча с модным стилистом

Отправляемся в магазин

Правила вечернего платья

На подиуме

1

1

1

1

1

1

1

1

26-27

Косметика и макияж маленькой леди

Уход за лицом

Правила макияжа маленькой леди

1

1

28-31

Спортивная леди

Современные виды спорта для маленькой леди

Как держать свое тело в порядке

Культура питания

Танец-тоже спорт

1

1

1

1

32-35

Гигиена современной леди

Что я знаю о себе -советы от доктора

Правила гигиены

Здоровая окружающая среда

Праздники здоровья

1

1

1

1

36-41

Чистота залог здоровья

Чистый мир

Экскурсия на кухню

Экскурсия на кухню

Мой шкаф

Мой шкаф

Петелька и пуговка

1

1

1

1

1

1

42-45

Моя комната - мой маленький мир

Комната девочки

Украшения для леди

Своми руками

Выставка моих работ

1

1

1

1

46-53

Хозяюшка

Я помогаю маме

Уют

Что опасно

Домашнии правила

Кулинария

Угощения от маленькой леди

Чайная церемония

Встречаем гостей

1

1

1

1

1

1

1

1

54-68

Рукодельница

Путешествия по странам

Техника безопасности и правила организации рабочего места

Славянские узоры

Как самостоятельно ткать

Куклы мотанки

Значение символов в народной вышивке

Индийские узоры

Лепка из глины

Лепка из глины

Поздравительные открытки на Дивали

Вышивка

Вышивка

Роспись

Роспись

Выставка-конкурс

1

1

3-15

11

Итоговые занятия

Тестирование и анкетирование " Я- настоящая леди".

Выставка моих достижений

На балу у маленькой леди

1

1

1

1

Итого

30

38

Учебно-тематический план 2 года обучения:

Тема

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Петелька за

4

30

34

петелькой

3

Джутовые фантазии

4

50

54

4

сувениры

4

40

44

5

Украшения

44

своими руками:

-из бисера

2

18

-из войлока

2

8

-из ткани

2

12

6

Картины из

2

12

14

соленого теста

7

Фенечки

20

-из мулине

2

8

-из атласных

2

8

лент

8

Итоговое занятие

4

4

9

Итого

30

186

216

Содержание программы 2 год обучения

1 Вводное занятие.

Правила работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Организационные моменты. Материалы и инструменты.

2Петелъка за петелькой.

Основы вязания крючком. Воздушные петли. Изготовление коллажа из вязаных косичек. Чехол для телефона. Сумка. Вязание плоских изделий.

З Джутовые фантазии.

Работа с природным материалом – джутовым шпагатом. Инструменты и материалы. Оформление ваз, бутылок. Изготовление шкатулок.  Оформление панно и цветов из джута. Джутовая филигрань. Топиарии.


4Сувениры.

Оформление бутылки в стиле декупаж. Заколка-цветок из вуали. Игрушка из

войлока. Брелки. Картинки на стекле. Сувениры из пластичной массы.

5 Украшения своими руками.

Украшения из бисера - фенечки. Колье «Ягодки».

Украшения из войлока- подвеска «Роза», сережки «Снежная королева»,

изготовление браслета методом мокрого валяния.

Украшения из ткани - изготовление бус и сережек из драпа.

6Картины из соленого теста

Изготовление картин по замыслу из цветного соленого теста. 7Фенечки

Изготовление фенечек из мулине - простое плетение. Изготовление фенечек из атласных лент.

8Итоговое занятие.

Подведение итогов. Итоговое тестирование.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудованный кабинет партами и стульями, ТСО, оборудование для тематических и практических занятий, индивидуальные наборы пользования.

Используемые материалы при составлении программы:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru, http://programma-fgos.ru, Инфоурок, Сайт центра обучени "Экстерн", АТЦ Аструм, knowledge.allbest.ruПедагогика, psy.suЗолотая ПсихеяПроекты года.


Список литературы для педагога

  1. Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. - Москва. Рипол КЛАССИК; Санкт - Петербург. Валерии СПД, 2001.
  2. Куклы для девочек. - Москва. Вниисигма, 1999.
  3. Левин М.С. 365 кукол со всего света. - Москва. Рольф 2000.
  4. Лапаева Н.П. Шьем веселый зоопарк. - Москва. Айрис - пресс. 2005.
  5. Ники Вилер. Мягкие игрушки. - Москва. Контэнт, 2004. б.Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - Москва. Народное творчество, 2000.

7.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Москва. ДРОФА, 2001. Основы народного и декоративно - прикладного искусства.

  1. Спички Г.Н. Чудеса своими руками. - Москва. Ниола 21-й век, 2004.
  2. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. - Москва: Эскмо, 2005

10.        Ванханен Н.А. Фантазии из колготок. - Москва. Профиздат.

  1. Горичева B.C., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль. Академия развития, 2000.
  2. Джанна Вали Берти., Россана Риколфи. Лоскутное шитье. - Москва. Мир книги, 2002.
  3. Докучаева CO., Вольнова Е.В. Капитошка дает уроки. - Москва. Финансы и статистика, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....