Рабочая программа кружка "Умелые руки"
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Программа составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 № 373 (ред. От22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Учебный план образовательного учреждения на 2016/ 2017 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры программы внеурочной деятельности)
В Федеральном государственном образовательного стандарте начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет, на 1 год обучения: на 33 часа 1 раз в неделю. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 30 минут. Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Умелые руки» для 1 класса разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. ПросняковаТ.Н.
Актуальность изучаемой деятельности:
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
На изучение курса «Умелые руки» в первом классе выделяется 33 часа, 1 ч. в неделю.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Тема 1. Работа с природным материалом. (5ч)
Тема 2.Работа с пластическими материалами. (9ч) Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.
Тема 3.Работа с текстильными материалами. (4ч) Теория – первоначальные сведения о тканях.
Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.
Тема 4.Работа с бумагой и картоном.(8ч) Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
Тема 5. Аппликация из деталей оригами. (5ч)
Раздел «Место учебного предмета»
Данная программа рассчитана на обучение с учетом 1 час в неделю.
Годовое количество часов на изучение курса составляет 33 часа.
Кол-во часов | |||
Четверть | К-во часов в неделю | Всего часов | |
По плану | Факт. | ||
1 | 1 | 9 | |
2 | 1 | 7 | |
3 | 1 | 9 | |
4 | 1 | 8 | |
Итого: 33 |
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться, приходить к общему решению;
o соблюдать корректность в высказываниях;
o задавать вопросы по существу;
o использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
- ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
- выставки, презентации ка
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
- коллективные игры и праздники
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Примечания | Факт. дата | Дата выполн. |
I четверть. | ||||
1. | Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности. | |||
2. | Экскурсия. Сбор природного материала. | |||
Тема 1. Работа с природным материалом. | ||||
3. | Аппликация из листьев «Птичка» | Засушенные листья, картон | ||
4. | Аппликация из листьев «Оленёнок» | Засушенные листья, картон | ||
5. | Аппликация из листьев «Черепаха» | Засушенные листья, картон | ||
6. | Работа с ореховой скорлупой «Рыбка» | Картон, скорлупа орехов | ||
7. | Аппликация из Работа с природными материалами на картоне. | Засушенные листья, картон | ||
Тема 2. Работа с пластилином | ||||
8. | История лепки | |||
9. | Лепка простых овощей и фруктов. | Пластилин | ||
II четверть. | ||||
10. | Посуда из пластилиновых жгутов | Пластилин | ||
11. | Аппликация на картоне из пластилина. | Пластилин | ||
12. | Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). | Пластилин | ||
13. | Лепка по замыслу детей | Пластилин | ||
14. | Лепка по замыслу детей | Пластилин | ||
15. | Работа с пластилином и картоном « Осминожек» | Пластилин | ||
16. | Коллективная композиция «Морское дно» | Пластилин, камешки, ракушки | ||
III четверть. Тема 3. Работа с тканью | ||||
17. | Ёлка. Вата, ткань и картон | Картон, вата | ||
18. | Аппликация из ткани | Картон, ткань | ||
19. | Аппликация из пуговиц. | Картон, пуговицы | ||
20. | Сервировочная салфетка | Картон, ткань | ||
Тема 4. Работа с бумагой и картоном. | ||||
21 | Поздравительная открытка | Цветная бумага | ||
22 | Поздравляем мам. Открытка | Цветная бумага | ||
23 | Гофрированные изделия «Веер» | Цветная бумага, гофрированная бумага | ||
24 | Выпуклая аппликация «Цветок» | Цветная бумага | ||
25 | Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь». | Цветная бумага | ||
IV четверть. | ||||
26 | Работа по шаблонам. Грибная поляна. | Цветная бумага | ||
27 | Аппликация «Русская матрешка» | Цветная бумага | ||
28 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Цветная бумага | ||
Тема 3. Аппликация из деталей оригами | ||||
29 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Зайцы. | Цветная бумага | ||
30 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага | ||
31 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. Рыбы. | Цветная бумага | ||
32 | Коллективные композиции в технике оригами. | Цветная бумага | ||
33 | Итоговое занятие | Выставка |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. | КОЛИЧЕСТВО. |
Печатные пособия. | ||
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. | ||
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. | ||
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация | ||
Экранно-звуковые пособия. | ||
Презентации к занятиям. | ||
Игры и игрушки. | ||
Наборы цветной бумаги, картона. | ||
Пластилин. | ||
Ножницы, клей. | ||
Образцы готовых изделий. | ||
Оборудование класса. | ||
Учительский стол, стул. | 1 | |
Ученические столы, стулья. | ||
Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок. | 1 | |
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. | 1 |
МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Афанасьева-Алданского»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО начальных классов зам. директора по УВР директор ЧСОШ
Горохова С.Д. _________ Лугинова Л.Е. ________ Ушницкая В.В.________
«___» __________2017 г. «___» ___________2017г. «___» ___________2017г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Умелые ручки»
1 класс
на 2017-2018 учебный год
Горохова С.Д.
учитель начальных классов
2017-18 уч.г..