Конспект занятия внеурочной деятельности "Символы Крайнего Севера"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Конспект занятия программы внеурочной деятельности "Сказочная страна Россиия".Основу программы составляют содержательные блоки, соответствующие занятиям абонемента, разработанного Этнографическим музеем. Центральное место в блоке занимает музейное занятие, включающее экскурсию по экспозиции и мастерскую, где ученики осваивают секреты древних ремесел. Музейное занятие предваряют занятия в классе, на которых учащиеся в деятельной форме (игра, театрализация, исследовательские задания) получают первые представления о культуре того народа, который станет предметом их внимания в музейном пространстве. Эти сведения становятся опорой для экскурсионного маршрута в музее. После посещения музея запланировано одно занятие на рефлексию, где учащиеся заполняют копилку материалов о культуре народов, создавая коллаж «Единый дом – Россия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура Крайнего Севера | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия №278 им.Б.Б.Голицына
Санкт - Петербурга
Конспект занятия
внеурочной деятельности
«Символы Крайнего Севера»
Автор:
учитель начальных классов
Коньшина Т.А.
Санкт – Петербург
2017
Возрастная категория: 7-10 лет
Длительность: 45 минут
Материалы: презентация, фотографии природы севера, изделий народных промыслов, карточки с заданиями, элементы костюмов народов севера, выставка книг, изделий народных промыслов ,народные мелодии.
Цель:
1. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.
Задачи:
1. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
2. Обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.
3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
4. Привлекать детей к чтению литературы – сказкам народов севера России.
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Орг момент | Предлагает детям занять места по группам | Рассаживаются в три группы, соответственно той теме, которую они готовили - «живая картина", викторина, мастерская. |
II повторение | На экскурсиях в Этнографический музей, мы знакомимся с народами, населяющими нашу страну-Россию. Так мы уже узнали о культуре народов Приуралья, русских, народов Крайнего Севера. | Презентация Слайды: *Русские *Татары *Ненцы |
Вспомним, как проходит эта работа, достаточно ли нам посещений музея или занимаемся и в классе? | Занятия в классе, экскурсия в Этнографический музей | |
Объявление темы занятия | Итогом нашей деятельности станет коллективная творческая работа - «Наш общий дом-Россия". Своими впечатлениями, творческими работами, чтением литературных произведений, мы заполняли «дом». Расскажите о своих впечатлениях от посещения музей, от работы в классе. Сегодня заключительное занятие блока программы «Предания полярной ночи» по знакомству с народами Крайнего Севера | Презентация Слайд *"Наш общий дом-Россия" Каждый раз, посещая музей, мы, словно открывали для себя окно в новый народ, знакомились с его культурой. На заключительных занятиях мы рисовали окна, в которых изображали то, с чем представляется для нас этот народ. |
III Работа по теме занятия | Мы все вместе готовились к нему, разбились на группы по интересам, подготовили задания. Дадим слово первой группе. | |
№1 | 1) Хоть и ест он только мох В тундре каменистой, Этот зверь собой неплох И рога ветвисты 2) Как красивы полюса, Там сверкают небеса! Яркий всполох там и тут, Только это не салют. 3) Сев на ледяную глыбу, Я ловлю на завтрак рыбу. Белоснежным я слыву И на Севере живу. А таежный бурый брат Меду и малине рад. 4) Кто в холодном океане, Словно в теплой пенной ванне, Может плавать и нырять, Стаи льдинок разгонять? Да! Такие виражи Могут делать лишь... | *Мы хотели рассказать о ландшафтах природы Крайнего Севера, но без вашей помощи не получится. *Отгадайте загадки о природе севера: Дети выбирают желающих участников и разыгрывают "живую картину" Презентация Слайд *северное сияние *северный олень *белый медведь *морж |
Спасибо за правильные ответы, давайте попробуем "оживить" героев этих загадок. | ||
У группы есть алгоритм, пользуясь которым, они помогут остальным ребятам правильно подготовиться к исполнению своей части "живой картины" | Дети работают по алгоритму: 1. Назови участникам своей группы, какую роль они исполняют. 2.Покажи основные движения 3. Объясни, где ваша группа будет стоять в общей картине 4. Проведи репетицию. 5.Сообщи о готовности учителю. | |
Итак, представляем "живую картину" природы Крайнего Севера. | Презентация Слайд с изображением северного сияния, музыкальное сопровождение. | |
Задание учителя | Особенности природы Крайнего Севера определяют образ жизни. Из какого материала строят жилища, изготавливают одежду? Теперь задание командам - прошу воспользоваться накопленными материалами (мы достали их из нашего «дома») и отобрать из представленных изображений те предметы, которые мы видели на экспозиции и которые отражают особенность народностей севера, своеобразие их культуры. | Из шкур и меха животных. Дети работают с материалами, собранными в процессе работы. |
Предлагаю вам воспользоваться алгоритмом для исследования: 1.Назвать предмет 2. Для чего предназначен? 3.Из каких материалов выполнен? 4. Что запомнилось об этом предмете из рассказов экскурсоводов, услышанных в музее? | Каждая команда называет, что удалось отобрать - 1 команда-яранга 2 команда-нарты 3 команда-кухлянка. По алгоритму рассказывают о выбранном предмете. | |
№2 | О том, как живут люди Крайнего Севера, свидетельствуют не только вещи, но и их сказки, легенды, предания, пословицы. | |
Вторая группа подготовила викторину для вас. | На предыдущих занятиях мы прочитали сказки народов Севера, предлагаем вам викторину по этим сказкам. Участники команды заранее подготовили задания викторины, задают их остальным двум командам. | |
Задание учителя | Мудрость каждого народа можно увидеть в пословицах и поговорках. Предлагаю командам собрать национальные пословицы северных народностей и объяснить их смысл. | Дети работают в командах, составляют из слов пословицы, прикрепляют пословицы на доске, объясняют их смысл. |
На занятиях в музее, нам предлагалось поучаствовать в мастер-классах. Чему научили нас мастера? | Изготавливать оберег. | |
№3 | Предоставляем слово третьей команде | Сегодня, на последнем по теме занятии, мы будем изготавливать окна. Но народы Крайнего Севера живут в необычных жилищах. Чукчи - в ярангах, ненцы -в чумах. В этих жилищах нет привычных нам окон. Предлагаем изготовить поделку, которая будет похожа на отверстие для дыма. А украсим его узорами северных народов! Мы поможем! |
Работы мы расположим на этаже с материалами, собранными по ознакомлению с северными народностями. | ||
IV Итог занятия | Назовите, с какими народами Крайнего Севера мы познакомились. Какие отличия в образе жизни с другими народами вы запомнили? Расскажите о характерах этих людей, вспомним сказки, каких героев нет ни в одной сказке? Какое отношение у вас сложилось к жителям Крайнего Севера? Чтобы произошло, сели бы этих народов не стало? | Коряки,ненцы,якуты,чукчи, нганасайцы. Жилище,быт. Выносливые,тркдолюбивые люди.В их сказках почти нет лентяев-лежебок. Уважение. Ответы детей. |
Закончим наше занятие строчками поэта Степанова: Коряк и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России. | Дети читают стихотворение. |
Список литературы:
- Абсалямов Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа (по материалам Ненецкого национального округа Архангельской области). - М.: Автореф, 1963.
- Агаджанян Н.А. Экология человека на пороге XXI века // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. - Норильск, 1994.
- Аксенова Е. Е. Игры и загадки моего детства. - Дудинка: издательский дом «Новый Енисей», 2009.
- Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
- Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды. - Санкт-Петербург.- Изд. Дом «Светлячок».
- Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
- Подбор тематического материала из сети Интернет:
- http://sokrnarmira.ru/index/0-3779;
- http://booksonline.com.ua/view.php?book=30125;
- Волшебные сказки народов Севера и их герои;
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка.