Классный час "Мы в ответе за нашу планету"
классный час (1 класс) на тему

Самохина Валентина Григорьевна

Экологическое мероприятие для учащихся 1 - 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ekologiya.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мы в ответе за нашу планету»

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.

Цель: формирование экологической культуры.

Задачи:

  1. Познакомить детей с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
  2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
  3. Привлекать к природоохранной работе.

Оборудование:

  • плакаты
  • рисунки учащихся
  • картинки с изображением животных, растений;
  • компьютер, проектор.

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово классного руководителя:
    - Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном  и  известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
    - Это чудо – Природа.

Красотой  природы  можно любоваться бесконечно… Так и хочется запечатлеть ее на  доске и сохранить  в нашем классе. Давайте отгадаем загадки, картинка- ответ на загадку – прячется у кого-то из вас на парте, будьте внимательны.

-Семь дорожек друг за другом
Пробежались полукругом
И, украсив небо цветом,
В облаках исчезли где-то. (Радуга)

На небе удивительных 
Фигур царит парад.
Подушки в небе ватные
Волшебные парят.
Ответ, ребята, знаете
Все вы, наверняка...
Подушки в небе ватные,
Конечно,... (Облака).

Из нарядной яркой чашки угощаются букащки (Цветы)

Шелестит своей листвой,

Дарит радость и покой,

Дотянулся до небес

Загадочный красивый…(лес)

- Но есть еще что-то очень важное, послушайте загадку, о чем идет речь…

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Что бы  вам хотелось  еще добавить? (птицы и животные).

- Как назвать одним словом то, что мы видим на нашем плакате? (Природа)

- Именно благодаря природе мы живем на нашей планете. А что именно необходимо человеку ?

-Правильно, вода, воздух, земля, солнце, животный и растительный мир. Все это прекрасно существует без человека, но человек без них не может, поэтому мы и должны беречь свою планету. Нанося вред природе, мы причиняем вред себе…

Мультфильм «Берегите  свою  планету»

(Голос  за  кадром)

Я Земля! Я — в беде! 
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки и коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой
Очнитесь, люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти!

Выходят дети  

1. Ты слышишь, кто-то нас зовет?! Кому-то страшно, жутко, больно!

2. Ну ладно причитать, уже довольно! Не человек на помощь звал, то мать-земля от горечи вздыхает.

3. Земля жива? 
Да как же! В ней живого нет крупицы. 
Жив человек, животные и птицы. 
Да даже червь, букашка, рыба. 
Но как землица может быть живой? 
Что говоришь? Ты дружишь с головой?

4.Садись поближе и послушай ты меня. 
Вот, скажем, осень... Дождь идет... 
Гляди, землица наша пьет. 
Зимою спит, весной встает, 
И все кругом уже цветет.

5. Я поняла. А реки - кровь, 
А гумус - кожный ей покров - 
Дрожит от взрывов, как от страха. 
А лес-тайга - земли рубаха. 
Прости, ведь я не думала тогда, 
Что матушка-земля жива!


6. Я думаю, не все и люди знают, 
Что мать свою родную обижают. 
Мы любим лишь себя и уважаем, 
И дом свой, и квартиру прибираем. 
У нас-то чисто, а земли не жалко, 
Земля отныне - как большая свалка.

Вместе: Что завтра будет?
И подумать страшно..

7.Мы сегодня в этом классе

Не случайно собрались!

За проблемы экологии

Не на шутку мы взялись!

Наш  девиз «Мы  в  ответе  за  нашу  планету»

 РАССКАЗ О ПРОБЛЕМАХ ЭКОЛОГИИ

Учитель: Итак, проблемы экологии увеличиваются с каждым днем. Экологических проблем много, но мы рассмотрим некоторые из них. О первой проблеме, загрязнение воздуха, нам расскажет ....

Загрязнение воздуха  

- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.

Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:

  • автомобильные выхлопы ( Слайд )
  • промышленные выбросы в атмосферу (Слайд )
  • бытовые котельные ( Слайд )
  • радиационная опасность ( Слайд )

Учитель: Итак, ребята каковы же причины загрязнения воздуха?

Дети показывают  знаки  

 Учитель: Вторая  проблема  экологии, гибель лесов.

Экологическая   сценка  «Встреча в лесу»

(На скамейке сидят Ангелина  и Ваня)

Голос за кадром:  Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести:

                               не хватает воздуха, нечем дышать. Автомобили

                               заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы.

Ваня:  Ангелина, а как сейчас хорошо в лесном краю. Воздух свежий и чистый.

               Пойдём поздороваемся с лесом.

Ангелина:     А разве он живой?

Ваня:  Конечно.

Ангелина:    Значит с лесом можно разговаривать и он ответит?

Ваня:  Ответит, если сможет.

(Дети идут в лес. Лена собирает ромашки. Антон ловит ящерицу)

Ангелина:     Здравствуй, лес! Ой, сколько здесь цветов, соберу букет.

Ваня:  Смотри, ящерица! Сейчас я её поймаю.

                                (выскакивает заяц)

Заяц:    Ой, как вы меня напугали. Житья от вас никакого нет. Травку всю

             вытоптали, ягодку выбрали, грибы хорошие все пропали, а те

             которые остались -  ядовитые, живот от них болит.

Ангелина:    Зайчик, мы просто гуляем, цветы собираем, а вам не мешаем.

Заяц:     Это вы так думаете. Расшумелись, раскричались. Ладно, побегу от

              вас искать себе еду.

(выходит волк и говорит грубо и нагло)

Волк:   Так, так, так.

Дети (верещат):  Ой ,ой, ой!

Волк:   Чего верещите. Может мне вас попробовать, а то с голодухи совсем

             брюхо подвело: лосей люди убили, зайцы сами разбежались. Хоть

             в зоопарк сдавайся – там хоть кормят.

Ангелина:  Выходит в лесу тоже не всё благополучно.

Волк: Сейчас я вас съем.              (волк наступает, дети кричат)

(появляется Фея леса с Ромашкой, Берёзкой, Белкой, Зайцем)

Фея:   Это, что за шум и крик.    (показывает на сорванные цветы и пойманную ящерицу)

            За такое поведенье

            Вас судить – моё решенье!

Ангелина:  Прости нас, Фея леса, мы не знали, как себя вести.

Фея:     А ну-ка помощники, жители лесные, научим этих гостей, как нужно

             вести себя в лесу.

ПРАВИЛА:

Берёза: Не повреждайте кору деревьев. Поймите, нам больно, мы перестаём

расти и долго мучительно умираем. Только сказать об этом не

можем.

Ромашка: Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник

приговорённый к смерти. Пусть мы будем радовать глаз,

омолаживать душу тем, кто придёт в лес на нас посмотреть.

Заяц:   В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу

и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу

след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.

Бельчонок:    Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти   деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

Волк:      Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном  покрове леса.

Фея:       Всё так изранено в лесу

как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

ни ели не сосны.

Берёзу ножиком пырнул

какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

моя слеза течёт.

От этой чёрствости людской

болит душа моя.

Под искалеченным дубком

не ветер стонет – я


Ваня:   Прости нас маленький зайчонок

                И серый волк, и бельчонок.

Ангелина:  Мы любим лес в любое время года.

               Мы слышим речек медленную речь.

Фея:      Всё это называется природа

              Давайте же всегда её беречь.

Дети  исполняют  песню.

Учитель: Третья проблема, загрязнение воды.

Дети  зачитывают телеграммы  от обитателей  водоёмов.

Судак: скрываюсь от преследователей. Карась: задушили отходами. Чебак: а меня вообще есть нельзя – пропах бензином.

Горбуша: 10 лет назад поймали моего дедушку, пять лет спустя выпотрошили икру из моей бабушки. Мама с папой задохнулись от мазута, братья и сестры погибли мальками от рук мелиораторов, осталась я одна. Спасите!

Итак, ребята. Сделаем выводы? Кто же во всем этом виноват?

- Правильно! ЧЕЛОВЕК!

Учитель: А  сейчас  послушайте  сказку «Жила-была  речка»

1-й слайд              

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА

(экологическая сказка)

2-й слайд.

  Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

3-й слайд.

  Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

4-й слайд.

  Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже, ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах.

5-й слайд.

В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

 

6-й слайд.

   Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.

  Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

7-й слайд.

  Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

8-й слайд.

  А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

9-й слайд.

  И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

10-й слайд.

  Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

 

11-й слайд.

  Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Дети  зачитывают  правила.

 РИСУНКИ ДЕТЕЙ О ПРИРОДЕ

Некоторые учащиеся нарисовали рисунки о природе. Ребята, выходите к доске и объясните значения ваших рисунков. (Ребята рассказывают у доски)

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. ВЫВОДЫ

  • - А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
  • - Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества.
  • Существуют такие организации, как «Гринпис» и « Международный союз охраны природы») (Слайд)
  • - Чем они занимаются?
  • Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.

 ПРОТЯНИ СВОЮ РУКУ ПОМОЩИ ПРИРОДЕ

- Ребята, у вас на столах лежат бумажные руки человека, вырезанные по образу вашей руки. Каждый из вас возьмите руку и напишите на ней правила, которые должен соблюдать человек по отношению к природе. Поселите своего руку помощи на нашу голубую планету.

(дети прикрепляют фигурки рук на плакат с изображением планеты).

Ребята, скажите, какие правила вы написали?

охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;

строить очистные сооружения;

не выбрасывать мусор в реки и озера;

помогать бездомным животным;

  • выключай воду, когда чистите зубы;
  • не выкидывай из окна машины мусор и остатки пищи;
  • вырастите дома комнатные цветы. Это делает воздух чище.

1.Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

2.В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

3.Грустит глубокая река,

Свои теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

4.Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

5.Смотрю на глобус — шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: Человек и природа тесно  взаимосвязаны. Поэтому очень важно жить в согласии с природой. Каждому из нас надо быть таким, чтобы другому (будь то человек, растение или животное) хорошо жилось рядом. Давайте не забывать об этом, возьмемся за руки  и повторим хором главные слова: «Планета! Мы будем тебя беречь!»

Звучит  песня  об  экологии.