Классный час "Мы в ответе за нашу планету"
классный час (1 класс) на тему
Экологическое мероприятие для учащихся 1 - 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_ekologiya.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Мы в ответе за нашу планету»
«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!»
Е. Евтушенко.
Цель: формирование экологической культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с экологическими проблемами, которые возникают по вине человека, с охранной деятельностью людей;
- Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
- Привлекать к природоохранной работе.
Оборудование:
- плакаты
- рисунки учащихся
- картинки с изображением животных, растений;
- компьютер, проектор.
Ход классного часа:
- Вступительное слово классного руководителя:
- Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном и известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
- Это чудо – Природа.
Красотой природы можно любоваться бесконечно… Так и хочется запечатлеть ее на доске и сохранить в нашем классе. Давайте отгадаем загадки, картинка- ответ на загадку – прячется у кого-то из вас на парте, будьте внимательны.
-Семь дорожек друг за другом
Пробежались полукругом
И, украсив небо цветом,
В облаках исчезли где-то. (Радуга)
На небе удивительных
Фигур царит парад.
Подушки в небе ватные
Волшебные парят.
Ответ, ребята, знаете
Все вы, наверняка...
Подушки в небе ватные,
Конечно,... (Облака).
Из нарядной яркой чашки угощаются букащки (Цветы)
Шелестит своей листвой,
Дарит радость и покой,
Дотянулся до небес
Загадочный красивый…(лес)
- Но есть еще что-то очень важное, послушайте загадку, о чем идет речь…
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Что бы вам хотелось еще добавить? (птицы и животные).
- Как назвать одним словом то, что мы видим на нашем плакате? (Природа)
- Именно благодаря природе мы живем на нашей планете. А что именно необходимо человеку ?
-Правильно, вода, воздух, земля, солнце, животный и растительный мир. Все это прекрасно существует без человека, но человек без них не может, поэтому мы и должны беречь свою планету. Нанося вред природе, мы причиняем вред себе…
Мультфильм «Берегите свою планету»
(Голос за кадром)
Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки и коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой
Очнитесь, люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти!
Выходят дети
1. Ты слышишь, кто-то нас зовет?! Кому-то страшно, жутко, больно!
2. Ну ладно причитать, уже довольно! Не человек на помощь звал, то мать-земля от горечи вздыхает.
3. Земля жива?
Да как же! В ней живого нет крупицы.
Жив человек, животные и птицы.
Да даже червь, букашка, рыба.
Но как землица может быть живой?
Что говоришь? Ты дружишь с головой?
4.Садись поближе и послушай ты меня.
Вот, скажем, осень... Дождь идет...
Гляди, землица наша пьет.
Зимою спит, весной встает,
И все кругом уже цветет.
5. Я поняла. А реки - кровь,
А гумус - кожный ей покров -
Дрожит от взрывов, как от страха.
А лес-тайга - земли рубаха.
Прости, ведь я не думала тогда,
Что матушка-земля жива!
6. Я думаю, не все и люди знают,
Что мать свою родную обижают.
Мы любим лишь себя и уважаем,
И дом свой, и квартиру прибираем.
У нас-то чисто, а земли не жалко,
Земля отныне - как большая свалка.
Вместе: Что завтра будет?
И подумать страшно..
7.Мы сегодня в этом классе
Не случайно собрались!
За проблемы экологии
Не на шутку мы взялись!
Наш девиз «Мы в ответе за нашу планету»
РАССКАЗ О ПРОБЛЕМАХ ЭКОЛОГИИ
Учитель: Итак, проблемы экологии увеличиваются с каждым днем. Экологических проблем много, но мы рассмотрим некоторые из них. О первой проблеме, загрязнение воздуха, нам расскажет ....
Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан - писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
- автомобильные выхлопы ( Слайд )
- промышленные выбросы в атмосферу (Слайд )
- бытовые котельные ( Слайд )
- радиационная опасность ( Слайд )
Учитель: Итак, ребята каковы же причины загрязнения воздуха?
Дети показывают знаки
Учитель: Вторая проблема экологии, гибель лесов.
Экологическая сценка «Встреча в лесу»
(На скамейке сидят Ангелина и Ваня)
Голос за кадром: Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести:
не хватает воздуха, нечем дышать. Автомобили
заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы.
Ваня: Ангелина, а как сейчас хорошо в лесном краю. Воздух свежий и чистый.
Пойдём поздороваемся с лесом.
Ангелина: А разве он живой?
Ваня: Конечно.
Ангелина: Значит с лесом можно разговаривать и он ответит?
Ваня: Ответит, если сможет.
(Дети идут в лес. Лена собирает ромашки. Антон ловит ящерицу)
Ангелина: Здравствуй, лес! Ой, сколько здесь цветов, соберу букет.
Ваня: Смотри, ящерица! Сейчас я её поймаю.
(выскакивает заяц)
Заяц: Ой, как вы меня напугали. Житья от вас никакого нет. Травку всю
вытоптали, ягодку выбрали, грибы хорошие все пропали, а те
которые остались - ядовитые, живот от них болит.
Ангелина: Зайчик, мы просто гуляем, цветы собираем, а вам не мешаем.
Заяц: Это вы так думаете. Расшумелись, раскричались. Ладно, побегу от
вас искать себе еду.
(выходит волк и говорит грубо и нагло)
Волк: Так, так, так.
Дети (верещат): Ой ,ой, ой!
Волк: Чего верещите. Может мне вас попробовать, а то с голодухи совсем
брюхо подвело: лосей люди убили, зайцы сами разбежались. Хоть
в зоопарк сдавайся – там хоть кормят.
Ангелина: Выходит в лесу тоже не всё благополучно.
Волк: Сейчас я вас съем. (волк наступает, дети кричат)
(появляется Фея леса с Ромашкой, Берёзкой, Белкой, Зайцем)
Фея: Это, что за шум и крик. (показывает на сорванные цветы и пойманную ящерицу)
За такое поведенье
Вас судить – моё решенье!
Ангелина: Прости нас, Фея леса, мы не знали, как себя вести.
Фея: А ну-ка помощники, жители лесные, научим этих гостей, как нужно
вести себя в лесу.
ПРАВИЛА:
Берёза: Не повреждайте кору деревьев. Поймите, нам больно, мы перестаём
расти и долго мучительно умираем. Только сказать об этом не
можем.
Ромашка: Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник
приговорённый к смерти. Пусть мы будем радовать глаз,
омолаживать душу тем, кто придёт в лес на нас посмотреть.
Заяц: В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу
и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу
след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
Бельчонок: Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.
Волк: Не разводите костёр в лесу. Кострища – это раны в напочвенном покрове леса.
Фея: Всё так изранено в лесу
как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти
ни ели не сосны.
Берёзу ножиком пырнул
какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры
моя слеза течёт.
От этой чёрствости людской
болит душа моя.
Под искалеченным дубком
не ветер стонет – я
Ваня: Прости нас маленький зайчонок
И серый волк, и бельчонок.
Ангелина: Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Фея: Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь.
Дети исполняют песню.
Учитель: Третья проблема, загрязнение воды.
Дети зачитывают телеграммы от обитателей водоёмов.
Судак: скрываюсь от преследователей. Карась: задушили отходами. Чебак: а меня вообще есть нельзя – пропах бензином.
Горбуша: 10 лет назад поймали моего дедушку, пять лет спустя выпотрошили икру из моей бабушки. Мама с папой задохнулись от мазута, братья и сестры погибли мальками от рук мелиораторов, осталась я одна. Спасите!
Итак, ребята. Сделаем выводы? Кто же во всем этом виноват?
- Правильно! ЧЕЛОВЕК!
Учитель: А сейчас послушайте сказку «Жила-была речка»
1-й слайд
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА
(экологическая сказка)
2-й слайд.
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
3-й слайд.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
4-й слайд.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже, ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах.
5-й слайд.
В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
6-й слайд.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
7-й слайд.
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
8-й слайд.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
9-й слайд.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
10-й слайд.
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
11-й слайд.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Дети зачитывают правила.
РИСУНКИ ДЕТЕЙ О ПРИРОДЕ
Некоторые учащиеся нарисовали рисунки о природе. Ребята, выходите к доске и объясните значения ваших рисунков. (Ребята рассказывают у доски)
ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. ВЫВОДЫ
- - А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
- - Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества.
- Существуют такие организации, как «Гринпис» и « Международный союз охраны природы») (Слайд)
- - Чем они занимаются?
- Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
ПРОТЯНИ СВОЮ РУКУ ПОМОЩИ ПРИРОДЕ
- Ребята, у вас на столах лежат бумажные руки человека, вырезанные по образу вашей руки. Каждый из вас возьмите руку и напишите на ней правила, которые должен соблюдать человек по отношению к природе. Поселите своего руку помощи на нашу голубую планету.
(дети прикрепляют фигурки рук на плакат с изображением планеты).
Ребята, скажите, какие правила вы написали?
•охранять природу, создавать заповедники, бороться с браконьерами;
•строить очистные сооружения;
•не выбрасывать мусор в реки и озера;
•помогать бездомным животным;
- выключай воду, когда чистите зубы;
- не выкидывай из окна машины мусор и остатки пищи;
- вырастите дома комнатные цветы. Это делает воздух чище.
1.Смотрю на глобус - шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
2.В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
3.Грустит глубокая река,
Свои теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
4.Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги,
Ты береги нас, береги!»
5.Смотрю на глобус — шар земной
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Учитель: Человек и природа тесно взаимосвязаны. Поэтому очень важно жить в согласии с природой. Каждому из нас надо быть таким, чтобы другому (будь то человек, растение или животное) хорошо жилось рядом. Давайте не забывать об этом, возьмемся за руки и повторим хором главные слова: «Планета! Мы будем тебя беречь!»
Звучит песня об экологии.