Воспитательная работа
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации учащихся на I ступени образования
Пояснительная записка
Программа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного, духовно-нравственного развития, творческой самореализации личности ребёнка. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Занятия проводятся в форме классных часов, КТД, экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, различных конкурсов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это ценность, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
– ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
– ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека), – субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
– принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Цель данной программы – состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 2—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, школьный библиотекарь.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на три учебных года.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы поддержание состояния здоровья детей; осознание норм социального поведения, повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления; снижение уровня конфликтности; участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Конкретные ожидаемые результаты развития и воспитания учащихся будут исходить из задач по каждому направлению воспитательной деятельности.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться;
- Любящий родной край и свою страну;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- Умеющий высказать свое мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Образовательные результаты воспитательной деятельности школьников будут трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:
- беседы;
- тематические классные часы;
- круглые столы;
- экскурсии;
- индивидуальные консультации для детей и родителей (законных представителей);
- групповые занятия с родителями (законными представителями) и детьми;
- формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
- ролевые игры;
- лекции информационно-просветительские для родителей (законных представителей);
- анкетирование обучающихся, родителей (законных представителей);
- индивидуальные и семейные консультации по запросам.
В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемно-поисковые.
Основные направления воспитательной работы
1.Моя страна. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Люди вокруг меня. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Труд в моей жизни. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Жизнь и здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью о здоровому образу жизни.
5. Мир вокруг меня. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
6. Мои чувства. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися:
• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству);
• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,
достоинство);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед
Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,
свобода совести и вероисповедания);
• человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов
мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное
сотрудничество);
• честь;
• достоинство;
• свобода (личная и национальная);
• доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода);
• любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
• дружба;
• здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,
трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в
государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий
присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о
религиозных идеалах;
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры
требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Люди вокруг меня
Цель: развитие знаний, умений и навыков социального общения людей, изучение опыта поколений.
Задачи:
знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;
создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся классов;
учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Виды деятельности:
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;
обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
обучение родителей активным формам общения с детьми;
изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
Формы работы:
тематические классные часы;
тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
праздники и конкурсы;
тематические выезды и экскурсии;
участие в социальных акциях, ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
соблюдение правил поведения в классе, школе, дома, на улице;
отсутствие конфликтных ситуаций в классах.
Моя страна.
Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах общества.
Задачи:
формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
воспитание интереса учащихся к самому себе, желание самосовершенствоваться;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
Формы работы:
тематические нравственные, правовые часы;
оказание помощи младшим школьникам;
встречи с представителями правовых структур;
конкурсы, викторины по правовой тематике.
Ожидаемые результаты:
сближение родительского и детского коллективов;
развитие чувства гордости и а свой посёлок, район, край;
осознание своих прав и прав других людей;
самооценка своих поступков;
оказание посильной помощи сверстникам.
Жизнь и здоровье.
Цель: формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
Задачи:
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
организация классных и школьных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
привлечение учащихся классов к участию в занятиях секций;
спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, участие в школьных соревнованиях;
ведение книги классных спортивных рекордов учащихся.
Ожидаемые результаты:
низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
отсутствие вредных привычек;
умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
соблюдение режима дня.
Мир вокруг меня.
Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека
Задачи:
формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших;
формировать умения и навыки экологического поведения;
способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человек.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков экологической культуры;
проведение мероприятий, которые способствуют развитию бережного отношения к природе, животным;
развитие понимания существования экологических проблем, угрожающих здоровью людей;
организация исследовательской деятельности по изучению природы посёлка, района, края.
Формы работы:
мероприятия экологического содержания;
оказание помощи животным (птицам);
уроки игры, путешествия;
конкурсы, викторины;
акции, связанные с экологическим содержанием;
выставки.
Ожидаемые результаты:
понимание влияния состояния природы на здоровье человека;
участие в акциях и понимание их необходимости;
отсутствие нарушений экологической культуры.
Работа с одарёнными детьми
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные, исследовательские, спортивные и творческие умения.
Задачи:
определить круг реальных возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;
создать условия для продвижения учащихся в индивидуальном развитии;
формировать культуру развития и совершенствования.
Виды деятельности:
ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;
интеллектуальное просвещение учащихся классов, формирование культуры умственного труда;
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное, спортивное и творческое развитие учащихся;
сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных, спортивных и творческих возможностей учащихся;
организация работы факультативов, кружков, секций;
организация системной работы с одаренными учащимися и низко
мотивированными на интеллектуальную, спортивную или творческую деятельность учащимися.
Формы работы:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
предметные олимпиады в классе и начальной школе;
спортивные соревнования;
творческие конкурсы;
посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
участие в школьном и районном туре олимпиады;
участие в школьной и районной НПК;
участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Работа с родителями
Цель: сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности.
Задачи:
организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;
организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса;
организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, исходя из потребностей в организации воспитательной деятельности и запросов родителей;
создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик – родитель».
Основные понятия:
семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево,
семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье, детский дом, приют.
Виды деятельности:
изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;
поощрение родителей, участвующих в жизни классов и школы;
привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.
Формы работы:
тематические классные часы «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи»; праздники, спортивные состязания с участием родителей;
праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 марта) походы;
индивидуальные консультации для детей и родителей, тренинги, беседы.
Ожидаемые результаты: общие интересы и понимание между родителями и педагогами, направленные на воспитание нравственно развитой личности.