Успешность в учении сегодня- успех в жизни завтра.
статья (2 класс) на тему
«Все другое в жизни становится реальным и
достижимым лишь тогда, когда человеку хо-
чется учиться, когда в учении- в том, что он
ходит в школу, читает, пишет, познает,- он
чувствует радость и обретает человеческую
гордость.»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meody_stimulirovaniya.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность в учении сегодня- успех в жизни завтра.
«Все другое в жизни становится реальным и
достижимым лишь тогда, когда человеку хо-
чется учиться, когда в учении- в том, что он
ходит в школу, читает, пишет, познает,- он
чувствует радость и обретает человеческую
гордость.»
В.А. Сухомлинский
Все педагоги знают, что придя в школу, школьник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе происходит на фоне несформированных показателей произвольного поведения, несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.
На что же опереться в этом случае? Как сделать, чтоб дети хотели учиться, и в их глазах загорелась искра желания к познанию. Размышляя об этом в своей педагогической деятельности, я пришла к мысли, что только успех в учении рождает в ребенке желание учиться. Если ребенок постоянно ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учебной деятельности.
Осознавая важность этой проблемы, я сегодня хочу поделиться опытом работы по созданию у моих учеников ситуаций успеха и желания учиться.
Природой заложено в ребенке любопытство, любознательность, способность удивляться, и , когда дети приходят в школу, то все они хотят учиться. Интерес же приходит только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
С первых дней пребывания ребенка в школе я обращаю внимание на то, чтобы он чувствовал ежедневно, хоть маленький, но свой успех. Работу начинаю с создания в классе эмоционального фона дружелюбности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное и приветливое отношение к ученикам на уроке и вне урока, это диалогическое общение и позитивная оценка его достижений, это индивидуально- личностная поддержка, которая предполагает диагностику развития обученности и воспитанности, отслеживание прогресса развития каждого ребенка. Для осуществления этих целей необходимо, в первую очередь, оценить внутреннее психологическое состояние ребенка, найти нужный стиль общения и, не откладывая, запустить в нем механизм успеха.
Эффективным способом является поощрение любых активных положительных проявлений: красиво написал букву, цифру, прочитал без ошибок слово, сидел красиво, ответил на вопрос.
Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на уроке. Что значит, успевать? Одно из условий успеха обучения- это включение в деятельность урока. Каждый ученик должен быть активно мыслящим и действующим. Если, сидя на уроке, он только слушает и не размышляет, не ищет ответы на проблемные вопросы, это должно насторожить учителя. Активно мыслящий ребенок не может долго сидеть молча, он начинает задавать вопросы, высказывает свои предположения, а это значит, ему интересно то, что происходит на уроке.
Готовясь к уроку, я всегда обдумываю методы и приемы, способствующие включению в такую активную мыслительную деятельность, которая предполагает увидеть свой успех каждому ребенку. С педагогической точки зрения ситуация успеха- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности отдельного ученика и класса в целом.
Обучение по новым Федеральным Стандартам предполагает только деятельностное обучение. Для этого в начальной школе хорошо подходят технологии проблемно- диалогического характера, технология сотрудничества, системно- деятельностная технология, технология продуктивного чтения, технология критического мышления. Они предлагают активные и интерактивные методы и приемы. Остановлюсь на некоторых из них, дающих наибольший эффект.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации( удивления, затруднения и выполнения действий, затруднения в интерпритации фактов), создание ситуаций занимательности, ситуаций неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, ролевая игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра, метод проектов, мозговой штурм, решение нестандартных ситуаций и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Создание схем, таблиц, кластеров графов, опорных конспектов идр.
Методы контроля результатов действий
Опрос фронтальный, выборочный, прекрестный, тест, беседа, создание творческого продукта, демонстрация действий и операций и др.
Методы стимулирования учебной деятельности
Словесные : похвала, благодарность, порицание), наглядные ( жетоны, условные знаки, символы), формальная оценка ( баллы, отметка), создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Использование данных методов на уроке позволяет проявить активность каждому ребенку , поучаствовать в поиске, в беседе, в дискуссии, внести свой вклад во фронтальной, коллективной, групповой, парной и индивидуальной деятельности. Поэтому ребенок не может не увидеть « свое место, свою роль в уроке», а тем самым при грамотном сопровождении учителя почувствовать и свой успех.
Психологи выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Общая радость состоит в том, чтобы каждый ученик достиг нужной для себя радости коллектива. Радость познания формирует учитель, обучая детей самостоятельно открывать знания, решать проблемы.
Технология создания успеха состоит в последовательности нескольких операций:
- Снятие страха;
- Авансирование успешного результата;
- Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;
- Внесения мотива;
- Мобилизации активности через педагогическое внушение;
- Положительная оценка деятельности;
Действуя в этой последовательности, я использую следующие приемы:
- Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:
- Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получится...
- Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
- Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
- Может каждый хочет получать Только лишь отметку «пять»?
- Физкультминутки, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная):
- Вот я на уроке.
Сейчас начну учиться.
Я радуюсь-, этому (пауза)
Внимание моё растет.
Я сегодня разведчик, все замечу
Память моя крепкая.
Мозг мой работает (пауза)
Я хочу учиться
Для меня все интересно,
Я готов к работе.
Работаю.''
- Поделитесь своими улыбками друг с другом и послушайте, чем мы будем заниматься на уроке:
- Сначала мы все вместе обрадуется, что выучили таблицы сложения и вычитания до 20, а для этого проведем маленький устный опрос.
- Потом попробуем ответить на вопрос : « Как прибавить число 5?»
- Затем потренируем мозги и решим задачи на нахождения суммы. И, наконец, «достанем» из тайников памяти что-то ценное, а именно, умение чертить отрезки или:
- Здравствуйте, мне очень нравится...
- как вы подготовились к уроку;
- как вы выполнили домашнюю работу, контрольную работу;
- В 1 классе на уроке обучения грамоте «Волшебная водичка» рисовала свечкой правильный ответ (букву), дети должны были вставить букву, проверять надо было красками, буква проявлялась. Сколько эмоций
- Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.
Например в 3 классе: на уроке перед детьми был поставлен вопрос «Как найти площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я предложила им самим попробовать это сделать.
1 задание - начертить геометрическую фигуру Зсм и 5 см, разделите на маленькие квадраты. Сколько их?
2задание - кто догадался, как быстро справиться с этой задачей.
Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.
7. Интересно работать и в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
8. Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. Учимся делать комплименты. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.
- После самостоятельной работы дети оценивают сами свою работу «Шкалой», а свое настроение в данный момент «мордашками»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука», Грусть», «злость», «восторг»
10 .Заключительная оценка
- Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха.
- Методы стимулирования учащихся: Словесная похвала и поддержка педагога.
- Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание
- « Особенно тебе удалось....»
- выразительно прочитать этот отрывок;
- решить задачу;
- пересказать;
- « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»..
- Я очень рада, что ты сегодня сделал это задание
- Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее.
- Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам
- Элементы самовнушения:
- Я буду стараться, и у меня должно все получиться.
- Мне будет трудно, но я не подведу свою группу или учителя.
- Мне нравится, что меня хвалят, и я постараюсь всё выполнить быстро и правильно.
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе:
- Использую устную похвалу.
- Коллективная похвала - учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответна трудный вопрос.
- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения: «Умница!»,«Старался!», «Молодец!». «Отлично!», «Стал лучше писать!» и т.д.
- Знаки отличия - «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю»
- Рецензирование учителем.
- Каждую работу ученика комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что
- ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
- Рецензирование товарищами:
- В 4 классе используем на уроке учебные дискуссии по качеству выполнения работ одноклассниками. Элементы соревнования. Рейтинг в классе «Лучший читатель».
- В конце каждой четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «солнышек». Результаты вывешиваются в классном уголке.
- Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике:
- В классном уголке размещаем грамоты как отдельных учащихся, так и коллективные.
- Запись в дневниках слов благодарности ученикам, родителям за отличную учебу и помощь классу » определенном мероприятии.
- Выставки работ учащихся, выкладываю творческие работы учащихся на сайт, грамоты учащихся, портфолио ученика.
- Стимулирования родителей: вручение благодарностей и Благодарственных писем, устная благодарность учителя на родительском собрании.
Таким образом, ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черте характера, изолированности в группе, лености.
Создание ситуации успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних проблем, поскольку позволяет им снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. При этом создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию для преодоления трудностей, вызывает интерес к обучению. Когда ожидание личности совпадает или даже превосходит ожидание окружающих, вот тогда и можно говорить об успехе.
Психологами замечено, что успешный ребенок в школе, выходит в жизнь уверенным в себе человеком, умеет планировать, решать жизненные ситуации, добиваться результатов. Он становится успешным в жизни.
Используемая литература:
1. А.С.Белкин. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991.
2. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников.// Начальная школа, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Ученье без веселья, что жизнь без приключенья"
Разработка занятия для развития когнитивных процессов....
Успешность в обучении сегодня - успех в жизни завтра
Как добиться, чтоб ребенок успешно обучался в школе? Ведь если ребенок ощущает свой успех, то создаются условия для развития мотивационной стороны, а это ведет к формированию устойчивых элементов учеб...
Успешность в учении сегодня- успех в жизни завтра.
«Все другое в...
Успешность в учении сегодня- успех в жизни завтра.
«Все другое в...
От успеха в спорте к успеху в жизни (воспитание характера на уроках физической культуры).
Одно из значимых мест в процессе воспитания человека играет физическая культура. Физическое воспитание является специфической частью учебного процесса и включает обучение движениям, развитие физически...