Маленькие герои Великой войны
классный час (3, 4 класс) на тему

В Курске находится уникальный музей "Юнные защитники Родины". Это единственный музей в стране, расскезывающий о детях, которые с оружием в руках защищали свою Родину. Мне удалось там побывать. О нем и детях рассказывается в сценарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_geroi_velikoy_voyny.docx165.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа»

C:\Documents and Settings\Нина Ивановна\Рабочий стол\кур муз\музей.jpg

   

                                                 

                                                         

                                                             

                                                                  3 класс

                       Классный руководитель: Мещерякова Н.И.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\0a1308e65dfc33e3e5cf0f934b6a1cc7[1].jpg

Цель: развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

 - Формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне;

- воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину;

-воспитание уважения к старшему поколению.

- формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом.

Ход мероприятия

 (слайд 1)

Учитель: У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.

С боями до Берлина вы дошли,
Согретые народною любовью,
Платили вы за каждый метр земли
Своими жизнями, своею алой кровью

          В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

 (слайд 2 со звуком)

1 уч. С боями до Берлина вы дошли,
       Согретые народною любовью,
       Платили вы за каждый метр земли
       Своими жизнями, своею алой кровью  
(слайд 3)

2 уч.Священная народная война
Победой завершилась в сорок пятом,
И отмечает каждый год страна
Великий подвиг нашего солдата    
(слайд 4)

3 уч.    Мы не забыли,
           Всех  Вас знаем,
           Погибших в огненном  котле.

   И низко голову склоняем!
  В поклоне матери –Земле!
(слайд 5)

(слайд 6)

Учитель: Сегодня я предлагаю вам ребята прочувствовать и пережить то,  через что прошли ваши сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте:  кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.

Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается…!

 1 чтец.

 Горнили к бою трубы полковые.  (слайд 7)

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в бою они умели

Не  отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага -

Сыны полков своей страны.

                                  В. Суслов

2 чтец.

Мирно страна проснулась   (слайд 8)

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенно - строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

                        С. Маршак

Война  сделала их  сиротами.  (слайд 9)

Война  отняла у них родину и свободу.  (слайд 10)

Они рано взрослели.  (слайд 11)

Учитель: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу:  женщин, стариков и детей. Тысячи подростков были оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, где изготовляли мины и снаряды. Разве это нормально для ребенка — стоять 12 часов в сутки на ящике у станка!? Но без ящика им не хватало роста. Они не дотягивались до станка. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

Война закалила нас.  (слайд 12)

Учитель:  Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.

Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы.       Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".

(слайд 13)  Ребята, я хочу рассказать  о музее «Юные защитники Родины». Мы с группой ребят побывали в этом музее.  Его посещение произвело неизгладимое впечатление. Нам довелось пообщаться с детьми военных лет (они уже были  взрослыми людьми).  Мы были поражены, сколько же им удалось  перенести. Они рассказывали о том, как немцы вешали на балконе их родственников, как они помогали партизанам во время войны.  У всех присутствующих по щекам текли слёзы, некоторые плакали навзрыд. Так было жалко мальчишек и девчонок, которые защищали нашу Родину.

Не многим известно, что в Курске находится уникальный музей – «Юные защитники Родины». Это единственный музей в стране, который рассказывает о детях военного лихолетья, которые с оружием в руках защищали отчизну от фашистских захватчиков, и трудились в тылу, приближая день победы.  Невольными участниками Великой Отечественной войны стали триста тысяч мальчишек и девчонок, из них пятьдесят тысяч домой так и не вернулись.

Создательница музея Клара Рябова сохранила свидетельства великого подвига самых маленьких для нас, потомков этих ребят. В фондах музея собрано свыше 22 тысяч предметов, повествующих о юных героях. Каждый из них хранит свою историю. Сотрудники музея скрупулезно берегут  коллекцию от влияния времени, и дополняют ее свидетельствами участников войны, фотографиями.

В музее собраны материалы почти о 10 тысяч юных защитников Родины со всего Советского Союза, еще по 40 тыс. фамилий поисковые работы продолжаются. (слайд 14)  

       Очень трудно собрать сведения на сынов и дочерей полков, установить, где находятся документы, подтверждающие   прохождение ими военной службы. Многие командиры скрывали тогда такую информацию, не хотели отправлять в детские дома  и приюты своих воспитанников, которых очень полюбили.

Герой советского союза, маршал  И. Х. Баграмян писал: «…Мы любили этих мальчишек. Порой думали, что перехитрим их, оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну, но мальчишки, освоившись, были неуловимыми связистами, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непримиримое желание быть похожими на настоящих солдат…» (слайд 15)  

Один из гитлеровцев сделал следующую запись в своем дневнике «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои».

На курском Мемориале павших в годы войны есть могила 11-летнего Стаса Меркулова. Мальчишка оборонял Курск вместе с отцом – подносил снаряды, заряжал пулеметные ленты. Когда отец погиб, Стас занял его место у орудия. Но автоматной очередью был смертельно ранен – пули попали в живот. Иногда немцы фотографировались на фоне своих жертв (мол, вот какие мы герои), но не в этом случае.  Как  рассказывали очевидцы тех событий, фашисты, увидев изуродованное тело ребенка у пулемета, сняли каски в знак уважения.

Элина Быстрицкая

  Элина помогала матери - ухаживала за ранеными в госпитале, продолжала учебу в школе. А все свободное время проводила на курсах медицинских сестер. В 13 лет  Элину взяли санитаркой в госпиталь, а чуть позже она стала лаборанткой в клинической лаборатории. 

Сред и многочисленных наград есть Орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией». (слайд 16)

Иван Суржиков

 В 13 лет ушёл на фронт ВОВ сыном полка, награждён орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги". Во время боёв на Курской дуге его любили слушать генерал 65-й армии П. И. Батов, командующий войсками Центрального фронта К. К. Рокоссовский, который для С. был "крёстным отцом", а бойцы его прозвали "Курским соловьём". (слайд 17)  

Костя Феоктистов

Учебу прервала Великая Отечественная война.  Костя ушел на фронт, был разведчиком войсковой части.
     В 1942 году во время выполнения одного из боевых заданий он был схвачен немцами и ... расстрелян. К счастью, рана оказалась не смертельной, после выстрелов Костя упал и потерял сознание. Его приняли за мертвого и добивать не стали, а бросили вместе с другими расстрелянными лежать на снегу. Ночью он очнулся и уполз с места расстрела.

 (слайд 18)  

Аркадий Каманин

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

(слайд 19)  

Борис Штоколов

Осенью 1944 года Борис из-за голода после 5-го класса бросил школу и уехал в школу юнгой Северного флота. Пришлось пережить ожесточенные бомбежки вражеских самолетов, долгий, полный опасностей переход на транспорте "Вятка" в сопровождении эсминца "Куйбышев" и подводной лодки. На "Вятке" Бориса назначили командиром взвода в роту торпедных электриков. Певческий талант Штоколова пригодился и здесь. Помимо выполнения своих прямых служебных обязанностей он стал запевалой роты.

Наступила победоносная весна 1945 года. После сдачи экзаменов Борис попал на Балтику и был направлен на эсминец "Строгий". Эсминец совместно с другими кораблями и крейсером "Киров" участвовал в первом послевоенном параде на Неве в 1945 году. Принимал в нем участие и Штоколов. (слайд 20)  

Сережа Алешков

       Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку. (слайд 21)  

Николай Печененко

Фашисты развлекались, подрезая веревку, – наблюдали за страхом ребенка, готового к смерти. Лежащего без сознания мальчишку обливали ледяной водой, приводили в чувство, а затем бросали в подвал. Несколько раз гестаповцы «шутили» подобным образом (иногда «расстреливали»), в перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички.  После третьей «казни» Колю парализовало. Немцы так и не смогли привести его в чувство – решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но... Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны – Николая полностью парализовало. Однако он не сдавался – решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году (слайд 22)  

Виталий Чижиков

   В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. В 3 года, перенеся болезнь, лишился слуха и речи. В 1942-м приехал в гости к брату в село Черневка под Дмитриевом. Когда в деревню вошли каратели, его чуть не застрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал о том, что происходит в оккупированной деревне. Дмитриевский партизанский отряд полтора года вел успешную борьбу с немцами благодаря помощи глухонемого Виталия Чижикова. (слайд 23)

Виктор Сысоев

       Витя был посыльным при штабе батальона, доставлял послания командира. Он участвовал в освобождении Брянщины, Смоленщины, Белоруссии. Победный путь   продолжался по Литве и Латвии. Однажды, это было в Прибалтике в 1944-м, командир заметил выходившую из леса большую группу немцев, которая могла внезапно напасть на занятых своим делом связистов. Он написал записку и приказал Вите бежать, что есть мочи к нашим. Донесение было доставлено вовремя,  автоматчики успели обойти гитлеровцев с тыла и принудили их сдаться в плен. Бойцы потом от души благодарили Витю. Командование же представило Виктора Сысоева к медали «За отвагу», которую вручили ему лишь в 1990 году. Он был также награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года» (слайд 24)

Иван Сычак

         Когда первый танк ворвался на окраину Будапешта, наперерез ему бросился мальчик. Он отчаянно размахивал руками и кричал «Товарищи, я ваш, советский, возьмите меня…». Один из танкистов схватил мальчика за одежду и втолкнул его внутрь.

Через считанные минуты советские танкисты перехватили немецкую легковую машину  «Опель», из нее вытащили венгерского генерала, у которого были документы и карты.  По-русски, он, разумеется, не понимал ни слова. И по-немецки объясниться с ним не удалось. И вдруг Ваня подал голос «Я знаю венгерский, можно помогу?» И преисполненный гордости и осознавая важность доверенному ему дела, Ваня переводил вопросы, задаваемые пленному генералу.
За это Ваню Сычака представили к награде, ему присвоили воинское звание ефрейтор, пошили форму. Так он стал маленьким бойцом, не раз выступая в роли переводчика в разговорах с местными жителями. Маленький боец участвовал в освобождении Австрии и Чехословакии.  9 мая 1945-го двенадцатилетний Ваня Сычак на танке въехал в Прагу. А вскоре командир части вручал бойцам награды. Любимец отряда был награжден медалью «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За взятие Вены».

(Слайд 25)

Есть в музее маленькая фотография. Сделана она в мае 1945 года в городе Ческе- Будеевице, у австрийской границы. На центральной площади на мощеной мостовой стоит мальчишка в военной форме, в руках у него маленькая девочка. Ей полтора года, она доверчиво прильнула к «няньке» - нашему сыну полка. Этот снимок популярной артистки Пражского театра оперетты.  Фамилию и судьбу сына полка установить не удалось. А может быть эти люди и смогли пережить волнующую встречу. (Слайд 25)

Сравните две истории. Одну вы уже знаете, когда русский солдат  спасает немецкую девочку. Это ему поставлен памятник  в Берлине. Сегодня вы услышали ещё одну историю.  Какое же любящее сердце было у наших защитников Родины.

Учитель:  4 долгих года , 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря  стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину,  мы победили. И в этом огромную роль  сыграли  дети, которые были участниками боевых сражений, связистами, разведчиками,  которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства. (Слайд 27)

Чтец.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвенье!  (Слайд 28)

Учитель: Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас нет уже в живых. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто свои жизни отдал в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Для них всегда будет гореть Огонь Памяти! Прошу всех встать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)

Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...

Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы

Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...