Методическая разработка родительского собрания "Дети и деньги"
методическая разработка (3 класс) на тему

Гладийчук Ярослава Николаевна

Вам предлагается сценарий родительского собрания, которое проводится в форме творческой лаборатории "Дети и деньги". Данное собрание помогает создать условия для эффективного сотрудничества с семьей и повышения педагогической культуры родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_deti_i_dengi.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Центр образования»

Методическая разработка

родительского собрания

                     

                       

                                                             Автор: Гладийчук Ярослава Николаевна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                         МБОУ СОШ «Центр образования»

                                                                   

        г. Волгодонск

                                                    2012 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Слайд 2

    Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.

В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что, сколько стоит, где подорожало и как заработать.

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.

Одно из крайних мнений - ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, - деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.

        Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное – сконцентрировать наши усилия  на развитии психологической зрелости ребенка. Дело в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе, тем меньше мы можем управлять ими, а значит и деньгами.  Экономическая ответственность означает не обожествление денег, а психологическую зрелость личности. Вот почему надо научить детей правильно использовать деньги. И относиться к этой проблеме следует серьёзно, как и к множеству других вопросов , связанных с развитием ребёнка.

       Вам предлагается сценарий нетрадиционного родительского собрания, которое проводится в форме творческой лаборатории «Дети и деньги»  (нравственные отношения в семье).

 

Слайд 3

Цель  – создание условий для эффективного сотрудничества с семьей и повышения педагогической культуры родителей .

Задачи:

  • Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.
  • Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей правильного отношения к деньгам.
  • Ознакомить родителей и детей с практическими советами по формированию экономической ответственности.

Участники: классный руководитель, учащиеся 3 класса, родители.

Форма проведения: творческая лаборатория

Данное собрание может быть проведено  в начальных классах, т.к. материал подобран в соответствии с младшим школьным возрастом.        

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 4

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя

 - Добрый день, уважаемые родители!

Начиная родительское собрание, мы хотели бы напомнить Вам правила нашей совместной работы:

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2.  У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить свои секреты, не сплетничаем.

     4.  Отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное

Слайд 5

Отгадайте загадки, чтобы узнать тему разговора:

  • Как не берегутся, а растрясутся.
  • Штучки невелички, а всякому нужны.

У - Правильно, это деньги, монеты, бумажные купюры.

2. Актуализация темы

Слайд 6

Проблемный вопрос ученикам.

- Откуда же они появляются?

 Может нам поможет Буратино? Давайте посмотрим на иллюстрацию сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Звучит песня «Поле чудес»

Д - Он зарывает деньги в землю, чтобы выросло дерево с деньгами.

У -  Значит деньги вырастают сами? (ответы детей)

У – Вы правы, деньги зарабатываются трудом. Вам их дают родители, вам их дарят или зарабатываете сами.  Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги подаренные, карманные и заработанные.

Слайд 7

Проблемный вопрос родителям.

Надо ли посвящать ребёнка в финансовые проблемы семьи? (высказывания родителей)

Послушайте, какой совет даёт Антон Семёнович Макаренко выдающийся педагог и автор книги «Педагогическая поэма».

«Как можно раньше ребёнок должен узнать, где работает отец и мать, в чём состоит эта работа, насколько она трудна, какие в ней напряжения, какие достижения. Он должен знать, что производит его отец или мать, какое значение это производство имеет для всего общества. Вообще как можно раньше ребёнок должен хорошо понять, что те деньги, которые родители приносят домой, составляют не только удобную вещь, которую можно истратить, но и составляют заработок на основе большого труда. Родители всегда должны найти время и простые слова, чтобы рассказать ребёнку обо всём этом.»

       Так говорилось  50 лет назад, но и сейчас в современном мире эти знания актуальны.

Слайд 8

РЕШЕНИЕ.  Наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Обсуждать финансовые вопросы и воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

       От ребёнка не нужно  скрывать финансовый семейный план, а напротив, постепенно привлекать его к обсуждению семейных финансовых наметок. Совместное обсуждение таких вопросов вырабатывают у ребенка заботливость, разумный расчёт, умение выбрать то, что нужно, и отвергнуть то, что не нужно. В заботливости лежит важнейшее начало планирования.

       У ребенка вырабатывается такое важное качество, как бережливость. Это особая сторона заботливости. Только заботливость проявляется больше в мыслях человека, а бережливость проявляется в привычках. Привычка выключать свет, экономить воду, заботиться о сохранности своей одежды – качества хорошего хозяина.

 Таким образом, планируя семейный бюджет вместе с детьми , мы воспитываем в них:

  • чувство коллективизма, солидарность интересов ребенка с интересами других членов семьи;
  • заботливость, постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения;
  • бережливость, привычку сохранять вещи;
  • умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов;
  • умение распорядиться деньгами.

Слайд 9

3.  Упражнение «Моделируем семейный бюджет»

               Так повелось с начала века

               Их очень много у человека.

               Охота и есть, и пить, отдыхать.

                Вам предстоит это слово узнать.

                                                (потребности)

  • лист бумаги делится на несколько столбцов – статьи расходов;
  • вырезаются из журналов картинки необходимых предметов (одежда, обувь, продукты питания и т. д.);
  • дети вместе с родителями обсуждают, что необходимо приклеить в каждую статью расходов. Таким образом заполняются все столбцы.

4. Работа в группах по исследованию проблемы.

         Классный руководитель предлагает обсудить проблему «Дети и деньги» в форме дискуссии. Все участники делятся на три группы:

 I группа  - дети занимаются практической работой по изготовлению кошелька – памятки,

 II группа –родители- сторонники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами;

 III группа – противники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.

В ходе дискуссии обсуждаются следующие вопросы:

Родители анализируют проблемы, высказывают своё мнение, выносят по каждому вопросу решение.

       

Проблема 1. Нужно ли давать детям карманные деньги?

                       Когда начинать давать детям деньги?

Минусы наличия карманных денег у детей.

  1. Противники карманных денег полагают, что , пока ребёнок мал, всё необходимое ему покупают родители. Сам он не может сделать  правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности.
  2. Более того , имея деньги, ребёнок постепенно станет капризным, избалованным, не способным сдерживать свои желания.
  3. Уметь общаться с деньгами детей нужно учить, но для этого не обязательно начинать с карманных денег. Можно просто давать ребёнку поручение что – то купить.
  4. Не стоит увлекаться играми в товарно – денежные отношения внутри семьи. Если это станет системой, то у ребёнка вряд ли разовьётся способность бескорыстной помощи другим людям. Практика показывает, что ребёнок  отказывается «просто так» помогать даже близким людям.
  5. Также ребёнку может показаться, что выдаваемой суммы ему недостаточно, и он начнёт торговаться. Это может быть явный или скрытый шантаж с его стороны (слёзы, угрозы…)

Плюсы наличия карманных денег у детей

  1. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют поиски самостоятельного заработка, посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своим доходом.
  2. Приучается знать цену деньгам. Родители могут воспитать  в детях бережливость, экономию, либо обратные качества (расточительность, высокомерие).
  3. Давая деньги, нужно учить пользоваться ими разумно.
  4. Наличие карманных денег создаёт возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определить приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Это приучает к терпению, к планированию расходов.
  5. Карманные деньги придают детям уверенность в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».

       Решение. Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами.

Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя “почти взрослым”.

Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.

Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже малая сумма денег дает подростку ощущение независимости.

В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

У семилетнего ребёнка «полевое» восприятие мира (то есть «хочу все, что вижу») меняется на волевое  («это хочу, а то хочу больше»). Деньги в данном случае могут помочь воспитанию воли маленького человека. И как раз с 7-9-летнего возраста ребёнку необходимы собственные деньги.

   

Проблема 2. Сколько денег давать детям?

        Решение. Сумма, естественно, зависит от возможностей каждой семьи. Но желательно, чтобы она была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и в то же время достаточной для покупки необходимых мелочей.      

Проблема 3. На какой срок давать деньги детям?

         Решение. Главное сразу обговорить, что сумма выдается на определённое время: для младшего школьника – на неделю, для подростка – на месяц. И  обязательно предупредите ребенка, что если он все истратит сразу, дополнительного финансирования не будет.

Проблема 4. На что тратить карманные деньги?

       Решение. Как потратить свои кровные, должны решать не родители, а ребенок. Можно лишь порекомендовать, на что лучше спустить деньги. Не стоит ругать его, если накопленную сумму, с вашей точки зрения, истратил на ерунду. Для него это предмет, доставляющий радость. Так что не омрачайте ее!

Проблема 5. Надо ли оценивать деньгами труд детей?

         Решение. Не нужно давать ребенку деньги в знак примирения сразу после ссоры или наказания. Ведь отношения в семье не предмет купли-продажи. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки. Учеба — это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не нужно платить ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку. Поощрять успех деньгами чревато многими неприятностями.

Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил:

  • Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. Не торгуйтесь и не хитрите. Платите только тогда, когда работа будет выполнена, и выполнена хорошо.
  • Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей.
  • Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал.

Проблема 6. Не посягайте на святое!

          Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если в копилке вашего ребенка собрана приличная сумма, а вам срочно понадобились деньги.

5. Работа с тестом

- Подводя итог дисскусии я предлагаю вам ответить на вопросы теста, чтобы оценить правильность своих действий и суждений, связанных с темой «Дети и деньги».

6. Рефлексия.

- Мне было очень приятно с вами общаться. Прошу вас оставить свое мнение о нашей встрече. Оцените опыт, полученный на собрании:

3 балла – опыт, полученный на собрании интересный, полезный и я буду его использовать в своей семье.

2 балла – опыт интересный, увлекательный, но я не буду его использовать в своей семье.

1 балл – опыт трудный, я не буду применять его в своей семье.

 

7. Подведение итогов

Итак, уважаемые родители, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Карманные деньги - лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей. Анализируя ситуации, мы с вами пришли к выводу, каких ошибок следует избегать, давая ребёнку деньги на карманные расходы.

Хочется добавить одно, и в этой ситуации важен личный пример. Это самое интересное и трудное. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах, как распоряжаемся денежными средствами. И они берут с нас пример. Нам всегда следует помнить: деньги – только средство. 

Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить. Согласно опросам, на счастье детей не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата.

Что же нужно Вашим детям для счастья? Банально и просто – любящая семья с родителями, братьями и сестрами.

В заключении нашей встречи у вас останутся кошелёчки - памятки, где заключены  полезные советы, к которым мы с вами сегодня пришли.

(родителям раздаются памятки)

Я благодарю вас за эти минуты общения и с нетерпением жду дальнейшей встречи. Спасибо!

                   

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Выбор формы работы зависел, прежде всего, от  мотивационного и организационного ресурса аудитории родителей. Данная форма проведения собрания оказалась наиболее востребованной. Главным условием успешности проведения родительского собрания является, на мой взгляд, включенность его участников в деятельность по поиску решения проблемы. Указанное условие успешно выполнилось в рамках нетрадиционного родительского собрания в форме творческой лаборатории.
  • Творческая лаборатория - это форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса: учитель – ученик, учитель – родители, ученик – родители. Такая работа предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников, поскольку участниками создаются условия, обеспечивающие успех, другими словами, позитивное эмоциональной состояние от достигнутого результата.

Поэтому, работа была организована таким образом, чтобы родители получали информацию не только от учителя, а друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволило им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом.

  • Безусловно, все проблемные вопросы можно обсудить и в режиме дискуссии. Но, как известно, простое обсуждение всегда менее эффективно, чем включение прорабатываемого материала в деятельность.

  • В результате проделанной работы, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.  

  • Данная форма работы с родителями имеет огромный успех, вызывает интерес как у детей, так и у родителей и я буду дальше использовать её в своей работе.

Использованная литература

- О.П.Варенька. Родительские собрания.- М.: ВАКО, 2008г.

- А.С.Макаренко. «Лекции о воспитании детей».- Книжная фабрика им. Фрунзе, 1953г.

Источники информации и картинок:

  1. http://www.detskiy-mir.net/15-deti-i-dengi.html
  2. http://money.violet-lady.ru/deti-i-dengi/
  3. http://www.rich-people.in.ua/statiodengah/detiadengi.html
  4. http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200800313
  5. http://kidlib.ru/poslovitsi-i-pogovorki/o-dengah/

Приложение

 Тест для родителей «Ребёнок и деньги»

Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.
Всегда – 3.
Иногда – 2.
Только если он этого заслуживает – 1.

2. Я хочу, что бы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же. 
Обязательно – 3.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.
Обойдётся – 1.

3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»
Конечно, мама не права – 3.
Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, что бы семья тоже не страдала – 2.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить?–1.

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.
Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.

5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда – 3.
Если они не могут зарабатывать сами – 2.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу 
Всегда – 3.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.

Итак, вы набрали:
От 12 до 18 очков. Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

От 6 до 12 очков. Золотая середина. вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!

От 1до 6 очков. Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.

Памятка родителям.

Психологи считают:

Давать деньги можно, если… 
… он 
понимает, что они нелегко достались отцу и матери, бабушкам и дедушкам. В семьях, где их старшие члены рассказывают младшим о своей работе, о проблемах труда, те могут проявить должное понимание уже в 1 классе.
… он 
знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что их израсходует. Будет ли он ежедневно покупать себе жвачку, лакомство или откладывать рубли в копилку, главное – чтобы траты были продуманными и целесообразными. 
… он 
умеет приобретать нужное в торговых точках. Проверьте это практически: пусть делает небольшие покупки для дома, рассчитывая полученную сумму так, чтобы её хватило на то, что нужно купить.

Ребёнок не дорос до карманных денег, если

…он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причём такая наивность присуща, бывает, не только деткам обеспеченных родителей, но и ребятишкам тех мам и пап, которые имеют крайне низкие и тяжко достающиеся доходы, но стараются скрывать это от окружающих.
…он 
не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не по душе ограничивать себя в своих прихотях, он отказывается копить деньги на какую-то крупную покупку.
…он 
не управляем. Если он скверно ведёт себя, не держит данного им слова, любит приврать, выделяемые деньги сослужат ему плохую службу.

- Чего ради мы им платим? Родителям не мешало бы спросить так себя, когда они будут решать судьбу карманных денег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Методическая разработка родительского собрания в 4 классе "Мой ребёнок становится трудным".

Цель собрания: формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании детей.Форма проведения: дискуссионный клуб....

методическая разработка родительского собрания "Качество питания и его влияние на полноценное развитие младшего школьника"

Познакомить родителей с влиянием генетически модифицированных продуктов на здоровье детей, разработать меню младшего школьника....

Методическая разработка родительского собрания по теме: "Трудности обучения письму и чтению в начальной школе"

Ознакомление  родительского коллектива  с трудностями обучения письму и чтению на первом  году обучения в школе; дать практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»

На данном родительском собрании необходимо подвести родителей к мысли о том, что режим дня влияет на учёбу детей.  Показать родителям необходимость выполнения режима дня. Убедить родителей ...

Методическая разработка родительского собрания "Родительская любовь"

Методическая разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1-4 классах. ...