КТД "Вечер военной поэзии и песен"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Аносова Светлана Викторовна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_voennoy_poezii_i_pesen.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Коллективно-творческое дело

«Вечер военной поэзии и песен»

(4 класс)

Выполнила:

студентка 4 курса, 41 группы

Аносова Светлана Викторовна

Курск 2014

Цель:  приобщение к традиционным, духовно-нравственным ценностям своего народа, освещенных в поэзии и песнях времен Второй Мировой войны.

Задачи:

  • Стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
  • Воспитание у учащихся уважительного отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны;
  • Развивать артистические способности у учащихся;
  • воспитания любви к истории своей Родины;
  • Формирование у младших школьников чувства патриотизма, гражданственности;
  • Воспитание чувства ответственности за судьбу своей Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Целеполагание

Учитель проводит беседу с учащимися, которая должна замотивировать детей к участию в коллективном творческом деле.

- Давайте подумаем, какой праздник приближается к нам? (9 мая)

- Давайте с вами посвятим одно наше коллективное дело этому событию – празднику Великой Победы над фашисткой Германией.

(дети выбирают тему и формы работы вместе с учителем).

Коллективное планирование

Учащиеся предлагают разделить формы работы между собой: кто-то разучивает стихотворения, кто-то ищет аудиозаписи песен. Также учитель предлагает нескольким ученикам подготовить сообщения об истории знаменитых военных песен. Важно, чтобы никто из учащихся не отказался от участия в этом деле.

Подготовка КТД

На встречу важно пригласить ветеранов Великой Отечественной войны и труда, тех, кто ковал победу над врагами. Их выступления будут составной частью  сценария, что придаст всему особую эмоциональную окраску. Во время исполнения военных песен можно показывать слайды с фотографиями.

Учитель заранее должен связаться и пригласить ветеранов и родителей на это мероприятие. Родители вместе с детьми могут сделать фотографии и небольшие сообщения о своих родных, участвующих в этой войне.

Учащиеся с родителями по желанию покупают цветы для ветеранов, изготавливают им подарки своими руками.

На уроке изобразительного искусства дети могут нарисовать рисунки на тему ВОВ.

Далее, учащиеся находят стихотворения, песни, делят их и разучивают.

Учитель раздает слова по сценарию отдельным ученикам, которые помогают учителю в проведении этого мероприятия.

Также учащиеся приносят из дома военные книги с рассказами и стихотворениями про войну и делают уголок с литературой.

Желательно найти или сшить военную форму для ребенка, это является важной частью сценария.

Проведение КТД

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! В этом году 9 мая исполняется 70 лет Великой Победы над фашистской Германией. И наша сегодняшняя встреча посвящается поэзии военных лет, песням о войне. Это праздник «со слезами на глазах». 1418  дней длилась жестокая война, в которой  мы потеряли 27 миллионов жителей нашей страны. Предлагаю всех погибших и умерших от ран почтить минутой молчания. Прошу всех встать.

(дети встают)

- Прошу всех сесть. Мы всегда должны помнить, какой ценой завоевана Победа, должны быть благодарны нашим замечательным ветеранам, которые  выстояли в нечеловеческих условиях и победили. Сегодня на нашем празднике присутствуют гости: родители и ветераны.

- Уважаемые ветераны! Примите наши слова уважения и благодарности за то, что вы сделали для нас. Благодаря вашему подвигу над нами сегодня  мирное голубое небо и яркое солнышко.  

- Слово предоставляется: ________________________________________

(слова ветеранов)

(показ презентации: слайды «первые дни войны» и песня «Темная ночь»)

(дети зачитывают военную поэзию, дарят цветы и подарки ветеранам.)

Примеры стихотворений:

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)

Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели, 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где – не знали сами... 
Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте, 
Не продали мальчики совести и чести... 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. 
Повидали мальчики – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали мальчики за четыре года, 
Кто такие мальчики нашего народа.

(И. Карпов)

"Не" и "Ни" 
Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!" 
(С. Маршак)

Война 


В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

(Людмила Миланич) и другие стихотворения

Учитель:

- Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семидесятую годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека!

Ученик:

- Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
Подымут победные марши
Армейские трубы страны, 
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны...


Учитель:

-  Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.

(Учитель подходят к книгам и сборникам со стихотворениями и рассказами о войне)

- Книги выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы...

(Ученик в солдатской одежде выходит со стороны опаленной звезды и идет вперед, читая стихотворение "Сороковые" Д.Самойлова на фоне звуков выстрелов и взрывов)

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

1 ученик:

- Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. «Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

2 ученик:

- Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенную роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

Учитель:

- Ребята подготовили небольшие сообщения о песнях военных лет, которые прочно вошли в нашу память. Давайте их послушаем!

(Учащиеся выходят с небольшими докладами и военных песнях. После их слов включается и прослушивается соответствующая песня)

Примеры детских сообщений:

«В землянке»

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. 25 марта 1942 года песня “В землянке” была опубликована в “Комсомольской правде”. К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. 

«Вечер на рейде»

Её пели все, думаю секрет тут в верно подобранном чувстве любви к родному дому, ко всему, что нам дорого и что надо было отстоять в жёстком смертельном бою. Родилась песня в Ленинграде. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) и поэт Александр Дмитриевич Чуркин (1903-1971) рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы. У Соловьева-Седого, думавшего о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к Ленинграду, родилась мелодия и одна фраза: «Прощай любимый город». Композитор позвонил поэту АД. Чуркину, попросил его приехать. Несколько строк «уходим завтра в море» и другие Василий Павлович «подкинул» поэту, а поэт додумал остальное- песня была готова. Осенью и зимой 1941 года участники обороны Ленинграда пели эту песню. 

«Катюша»

Все мы любим милую «Катюшу», 
Любим слушать как она поёт 
Из врага выматывает душу, 
А друзьям отваги придаёт…! 


        С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так  солдатские сердца в тяжелую военную пору. 
Существовало множество военных вариантов “Катюши”, которая была написана ещё до войны, но стала одной из самых любимых песен великой Отечественной. Композитором Блантером и поэтом Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала для дружбы, как эта простодушная улыбчивая “Катюша”.

«Синий платочек»

Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петерсбургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.)

«День Победы»

Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией. Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. 

Учитель:

- Но Победа – это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (фотографии). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каждый день, задумайтесь, день поминовения – 1418 дней. На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных. Они пали за свободу и независимость нашей Родины. Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.

Лента памяти

(Те, у кого кто-то воевал из близких, выходят вместе с детьми, на ленту прикрепляют фотографию, кратко говорят о том, кто это, и зажигают свечу.)

(Ученик читает стихотворение)

Памяти 13 миллионов детей, погибших во Второй мировой войне 
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.

Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.

Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?

Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.

Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,

Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"

Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Учитель:

- Сегодняшний вечер завершается знакомством с иллюстративной выставкой творческих работ учащихся нашего класса. Эти рисунки были посвящены событиям Второй Мировой войны.

(Учитель показывает и представляет работы учащихся)

Ученик:

- Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов. Война – страдание матерей, сотни тысяч погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов… Мы – дети мирного времени, и нам трудно представить, как на войне могли воевать наши сверстники. Но они воевали, умея смотреть в глаза смертельной опасности. Они отдавали жизни за судьбу Родины, за свои семьи.

Учитель:

- Дорогие ребята, уважаемые гости. Я еще раз поздравляю вас с великим праздником - Днем Победы! Желаю всем крепкого здоровья, любви, благополучия. Ребята, если в эти праздничные дни, вы увидите на улице ветерана, подойдите к нему, поздравьте с праздником и низко поклонитесь. А еще можно с родителями возложить цветы к вечному огню. На этом наше с вами мероприятие, посвященное песням и поэзии военных лет, подошло к концу. Спасибо огромное за ваше участие и внимание. До свидания!

Коллективное подведение итогов

Итог можно подвести после того, как учитель и ученики проводили ветеранов и родителей и после всем классом ответить на следующие вопросы:

- Чему вы научились?

- Что нового вы узнали?

- Без чего не получилось бы выступление нашего класса?

- С чего все начиналось?

- Как шла работа?

- Что получилось? Что не получилось?

- Чья работа или выступление понравилось вам больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль песен военных лет.

Внеклассное мероприятие посвященное 9 мая....

Поппури на мотив военных песен

Поппури на мотив военных песен1.На границе тучи ходят хмуро,Край суровый тишиной объят.У высоких берегов Амура,Часовые Родины стоят. -2рвставка: переход на песню "Катюша" 2.Расцветали яблони и г...

Парад военных песен в начальной школе с использованием ИКТ.

Торжественное мероприятие для начальной школы в предверии ДНЯ ПОБЕДЫ....

Час общения «Истории военных песен»

Целевая аудитория: воспитанники 6-12 лет.Количество участников: 9 человек.Оборудование: магнитофон, диск с произведениями, распечатанные тексты песен.Время проведения: 35 минут....

Фестиваль песен военных лет

Методическая разработка "Фестиваль  песен военных лет"...