Кружок по Кубановедению "Люби и знай свой край"
материал на тему
Программа кружка «Люби и знай свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_kubanovedeniyu.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
«Люби и знай свой край»
рабочая программа
кружка краеведения
1.Пояснительная записка.
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Программа кружка «Люби и знай свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Занятия в курсе кружка «Люби и знай свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Основу содержания программы кружка «Люби и знай свой край» составляет «Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению», а также раздел «Краеведение» программы дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».
Цель программы:
- формирование у будущих граждан станицы, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи, гражданской идентичности;
- воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей станицы, Курганинского района.
Образовательные задачи:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
- овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Многочисленные практические занятия позволят детям понять взаимосвязь природных явлений, оценить значение и важность мер по охране природы, помогут воспитать доброе отношение ко всему живому, развить интерес к прошлому и настоящему своей семьи, станицы, района, края, сформировать начальные навыки исследовательской работы.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно - коммуникативные технологии, групповая работа, индивидуальный подход к ребёнку, практическая работа.
Актуальность программы.
Кубановедение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.
Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.
История края, своего родного города всегда представляет интерес для народа. Данная программа помогает расширить знания учащихся о своей малой Родине, знакомит с историей станицы Родниковской, с людьми, прославившими Кубань, наш район.
В основу программы « Люби и знай свой край» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Наглядность.
Формы отчётности.
Проект, отчёт о работе могут быть представлены презентацией, рефератом, буклетом, стенгазетой, альбомом, творческим внеклассным мероприятием, которые могут выполняться индивидуально и группой учащихся.
К концу обучения в кружке узнают:
- название своего края;
- названия городов, станиц края;
- названия рек, озер края;
- растения и животных края;
- элементы истории края, района, станицы.
Формирование метапредметных умений.
- проводить простейшие исследования,
-работать над совместными проектами,
-обрабатывать собранные материалы,
-делать простейшие презентации проведенного исследования,
-представлять итоги работы в виде творческого отчета.
2. Тематическое планирование
1 год обучения (35 часов)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теория | Практика | Выездные (индивид. учебные занятия) | |||
Организационное занятие | 1 | 1 | - | - | |
Путешествие по родному краю | 3 | 2 | 1 | - | |
Флора и фауна Кубани, Курганинского района | 2 | 1 | 1 | - | |
Имена и фамилии кубанцев | 2 | 1 | 1 | - | |
История Кубани | 3 | 2 | 1 | - | |
История Курганинска, станицы Родниковской | 2 | 1 | - | 1 | |
Достопримечательности Курганинского района | 5 | 1 | 2 | 2 | |
Кубани славные сыны | 2 | 2 | - | - | |
Твои земляки - герои | 3 | 1 | 1 | 1 | |
Поэты и писатели Кубани | 2 | 2 | - | - | |
Поэты и писатели г.Курганинска, станицы Родниковской | 4 | 1 | 1 | 2 | |
Работа по исследовательским проектам | 5 | - | 5 | - | |
Всего часов | 34 | 15 | 13 | 6 |
- Содержание программы
1год обучения
1. Организационное занятие. (1 ч.)
Задачи и содержание работы кружка «Люби и знай свой край». Организация занятий.
2. Путешествие по родному краю. (3 ч.)
Кубань на карте России. Моря. Реки. Озера. Полезные ископаемые. Практическое занятие: зарисовка.
3. Флора и фауна Кубани, Курганинского района (2ч.)
Степи. Лесостепи. Горы.Практическое занятие: изготовление макета одной из природных зон.
4. Имена и фамилии кубанцев. (2 ч.)
Возникновение и значение имен и фамилий кубанцев. Практическое занятие: конкурс сочинений «Что значит мое имя».
5. История Кубани. (3 ч.)
Лента времени. Поселения кубанцев-казаков. Одежда в разные времена. Практическое занятие: Изготовление модели одежды казака и казачки.
6. История Курганинского района, станицы Родниковской (2 ч.)
Станица Курганная - город Курганинск. Улицы родного города. Экскурсия по улице Матросова.
7. Достопримечательности Курганинского района (5 ч.)
Символы Курганинска. Памятники. Культурные центры. Транспорт. Практические занятия: Игра «Знай сигналы светофора», конкурс рисунков «Твой памятник герою».
8. Кубани славные сыны (2 ч.)
Великая Отечественная война на Кубани, оккупация Курганинского района и станицы Родниковской. Герои Войны. Партизанское движение. Дети-герои.
9. Твои земляки- герои (3 ч.)
Курганинск в годы Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы, школы. Практическое занятие: Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др. Посещение памятников героям.
10. Поэты и писатели Кубани (2 ч.)
В. Бардадым. В. Неподоба, К. Обойщиков.
11. Поэты и писатели Курганинска, станицы Родниковской(4 ч.)
Практическое занятие: Фестиваль «Золотая роза» творческого объединения «Лель». Составление стихов о станице, земляках. А.Затямин, О.Альтовская, Н.Поколода, Р.Подашевская, В.Плотников, Г.Кондакова, Л.Коровина
12.Работа по исследовательским проектам (5 ч.)
Виды проектов. Выбор темы проекта, определение целей и задач проекта. Работа над содержанием проекта. Защита проекта.
4. Методическое сопровождение реализации программы
При составлении календарно – тематического планирования на занятиях возможно чередование теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, учащиеся глубже знакомятся с материалом, углубляют знания, детально изучают все вопросы кубановедения.
Необходимо также подготовить ребят к преодолению любых трудностей, воспитывать чувство взаимопомощи.
Целесообразно наладить учёт достижений учащихся. Для этого можно завести «Дневник кружковца» (портфолио ученика), куда нужно записывать участие во всех мероприятиях: соревнованиях, походах, защите проектов и т.д. Необходимо оформить «Уголок краеведа», где будут освещаться основные моменты работы кружка.
При проведении некоторых занятий можно привлекать учителей географии, истории, физкультуры, а также школьного врача.
Некоторые занятия на втором году обучения полезно проводить в форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
Главное, чтобы на занятиях воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы. При организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьнику, всерьез взявшемуся за исследование, необходимо два равноценных руководства: руководство ученого и руководство педагога, что, безусловно, может сочетаться в одном лице, но также и в лице двух и даже трех преподавателей. Немало способствуют грамотному учебно-методическому и научно-исследовательскому потенциалу проектно-исследовательской деятельности школьников индивидуальные исследования и проекты педагога, учителя, необходимые ему в организации учебно-воспитательной работы с детьми, собирающему, например, краеведческие материалы в классе и за пределами школы, в экспедиции, на практике, в каникулы или в библиотеках, с целью обобщения известных фактов или в поисках новых, неожиданных явлений нашей жизни. Думать о том, что индивидуальное исследование педагога может оказаться в разрыве с его педагогической деятельностью - неправомерно. Именно через творчество педагога обобщается опыт проектной или исследовательской деятельности его учеников и воспитанников, отрабатываются и методики, и свод конкретных знаний, умений и навыков, которыми может овладеть младший школьник в ходе своего исследования или в ходе создания своего проекта. А это всегда все то, что выходит во взаимоотношениях педагога и ребенка за пределы формальной классно-урочной системы преподавания, определенно предполагая в ходе обучения и воспитания педагогически организованную деятельность, основанную, как правило, на краеведческом подходе.
Известно, что краеведческая деятельность как форма педагогически организованной деятельности, относиться к максимально гибким и разнообразным вариантам ее использования, связывающим задачи обучения с задачей стимулирования саморазвития личности, через социально-позитивную деятельность, воспитание культуры жизненного самоопределения, социальных взаимоотношений, культуры общения, воспитание интеллектуальной, нравственной, художественной, физической, экономической, экологической, трудовой и правовой культуры.
Но использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. То есть, школьное краеведение, кубановедение позволяет участникам педагогического процесса выступить элементами сложнейших общественных отношений, включающих социальные, производственные, экономические и ролевые отношения.
Отсюда следует и определение педагогических целей и задач, таких как овладение конкретными знаниями, умениями и навыками, использование междисциплинарного подхода в овладении знаниями и практическое применение знаний, умений и навыков в ходе исследования, формирование метапредметных умений учащихся.
Выбор темы, формы и методов исследования должны соответствовать возрасту школьников, уровню их знаний. Нежелательно как занижать, так и завышать уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить работу юных исследователей с достаточной степенью трудности, в этом случае в сотрудничестве с педагогом подросток способен наиболее успешно освоить и эффективно использовать новые знания, умения и навыки. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом конкретных интересов юных исследователей, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию человека.
Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы.
Начинающий исследователь должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с близкими по теме исследованиями.
Исходя из учебных целей и задач, становятся очевидными и воспитательные задачи, одновременно охватывающие учебное время и досуг в экспедиции. Это такие задачи как: профориентация, оздоровление, формирование навыка жизни в коллективе, готовности отстаивать культурные и природные ценности.
При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
Структура программы и общий подход к ее составлению позволяют учителю любого региона, наполнив местным содержанием, вести занятия по краеведению, готовя учащихся к проектной и исследовательской деятельности.
5.Литература
- Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению.
- Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма»
- Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край»
- Л. Гринь «Природа родного края»
- И.И. Степанов «Краснодарский край»
- И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю»
- Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом»
- М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани»
- Г.Т. Чучмай «Лабинск»
- Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края»
- С.Койдан «Лесной жемчуг»
- М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края»
- «Красная книга Краснодарского края» составитель Н. Нагалевский
- А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
- Боржов В. Занимательное краеведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай свой край
Цели урока:-обобщить и проверить, а также расширить знания обучающихся по изученному разделу;-развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности, поддерживать интер...
Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов
Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...
викторина "Знаю свой край"
Викторина по краеведению для 4 класса "Знаю свой край" посвящена Приморскому краю....
«Люби и знай свой край родной»
Цель :углубление знаний о природе нашего края. Воспитание бережного отношения к природе , прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...
ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...
Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь"
Классный час "Люби и знай свой край. Чимеевский Свято-Казанский монастырь" 3 класс...
Своя игра "Люби и знай свой край"
Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...