Программа "Свет духовности"
рабочая программа (3 класс) на тему

Аммосова Варвара Петровна

Внеурочная деятельность учащихся по курсу «Свет духовности» является логическим продолжением урочной деятельности (ОРКСЭ) и реализуется в воспитательном процессе также активно, как и в образовательном процессе. Невозможно провести грань между урочной, внеурочной и внеклассной деятельностью, так  как  процесс воспитания  нравственных качеств личности является непрерывным и интегрирует в себе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svet_duhovnosti.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая (авторская) программа

по внеурочной деятельности

 “ Свет духовности”

Руководитель:

Аммосова Варвара Петровна,

учитель начальных классов высшей категори

МБОУ  «Батагайская СОШ»,

отличник образования РС(Я).

2016 – 2017 у.г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Внеурочная деятельность учащихся по курсу «Свет духовности» является логическим продолжением урочной деятельности (ОРКСЭ) и реализуется в воспитательном процессе также активно, как и в образовательном процессе. Невозможно провести грань между урочной, внеурочной и внеклассной деятельностью, так  как  процесс воспитания  нравственных качеств личности является непрерывным и интегрирует в себе все виды деятельности  учащихся,  как на уроке, так и во внеурочное время.

Важным компонентом нормативно-методического обеспечения образовательного стандарта нового поколения является Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст.14, пункт 5; ст.32, пункт 7), образовательное учреждение самостоятельно  утверждает и реализует образовательную программу.

          Являясь руководителем методического объединения учителей  3 и 4 классов, я разработала эту программу для реализации в начальной школе. Программа была предложена на обсуждение учителям и рассмотрена и утверждена решением педагогического совета школы. Программа реализуется во внеурочной  деятельности. Система работы учителей начальных классов по духовно-нравственному воспитанию представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, Русской Православной Церковью, учреждениями дополнительного образования, культуры, Центральной  районной библиотекой.

1.1.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени  начального общего образования:

программа направлена на:

-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; гражданской позиции;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка; ответственность;

- создание условий творческой самореализации личности ребенка.

1.2.Новизна программы:

Содержание программы  отличается, от имеющихся курсов исторической и   экологической направленностью, личностной ориентацией.

У учащихся формируются следующие образовательные компетенции:

1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности).

4.Информационная (извлечение необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций).

5. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий);

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

1.3.Актуальность возникновения программы.

       Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

        Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной    системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитание духовности стало насущным требованием времени по следующим причинам:

- сменились ценностные ориентиры;

- разрушены ценности старшего поколения;

- деформированы моральные нормы и нравственные установки

        Все эти факторы ведут к духовной деградации общества.

        Поэтому перед современным образованием стоит задача духовного возрождения подрастающего поколения.     «Воспитание человека, формирование свойств духовно – развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться  есть важнейшее условие успешного развития России».

          В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.

1.4.Цель и задачи программы: 

воспитание нравственных чувств, этического сознания  у младших школьников и формирование духовности; приобщить детей к православным традициям того общества, в котором они родились.

Необходимо создать в современном пространстве комфортные условия для успешной реализации программы духовно – нравственного развития и воспитания младшего школьника с опорой на базовые национальные ценности.

 В ходе воспитательной работы успешно можно решать следующие задачи:

  • сформировать у обучающихся:

- гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

- гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

- внутреннюю потребность в  постоянном самосовершенствовании:

  • повысить уровень духовной культуры младших школьников;
  • подготовить детей к жизни в современном обществе, обеспечить их социализацию;
  • воспитать у обучающихся:

- общечеловеческие и национально-культурные ценности;

             - правовую культуру, стремление изучать государственную символику, историю родной страны;

            - знакомство  детей с основами духовно–нравственных традиций русского народа;

            - расширение у родителей представлений о православных традициях и их роли в развитии личности ребёнка;

            - создать условия для самовыражения детей во внеурочной деятельности.

1.5.Отличительные особенности:

Внеурочная  программа предназначена для учащихся 3-4 классов, проявляющих склонность к занятиям исторического цикла. В программе осуществляются межпредметные связи с историей, литературой, экологией, технологией.

1.6.Ведущими направлениями  являются:

Духовно-нравственное воспитание  учащихся посредством интеграции воспитательно-образовательного процесса во всех разделах образовательной программы  образовательного учреждения.

Приобщение обучающихся к истории и культуре своего народа, воспитание культуры межнационального общения, уважение к культурным, религиозным традициям народов России.

1.7.Формы  проведения занятий и режим: индивидуальная, групповая, всем коллективом.

 Формы работы с детьми  отличаются разнообразием. Это могут быть  кружковые занятия, интерактивные беседы, игры, рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.  Интересны и такие формы как: проведение совместных праздников, просмотр слайдовых презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки. Традиционной формой является организация выставок творческих работ как отражение совместной деятельности детей и родителей.

          Занятия проходят один раз в неделю.

1.8.Планируемые результаты  освоения программы курса внеурочной деятельности « Свет духовности» .

Личностными результатами  изучения курса внеурочной деятельности  « Свет духовности»  являются:

  • приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
  • сформированность у обучающихся:

- мотивации к получению знаний;

- социальные компетенции и личностные качества.

Метапредметным результатом изучения курса внеурочной деятельности  « Свет духовности»  является сформированность у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, и метапредметных понятий. По результатам обучения школьники научатся:

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • пользоваться различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации с коммуникативными и познавательными задачами.

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности  « Свет духовности»  являются:

сформированность у обучающихся знаний

  • традициях российского народа и истории России;
  • особенностях природы, народов, культур и религий Российского государства;

  сформированность у обучающихся умений:

  • уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре народов;
  • уважать и ценить старшее поколение, людей труда;
  • любить и беречь природу родного края, своей Родины.

1.9.Формы проведения итоговых занятий по реализации дополнительной образовательной программы:

итоговые занятия проводятся в виде:

  • конкурса   творческих работ, конференции. 

Результативность изучения программы определяется на основе участия детей в конкурсных мероприятиях, выполнения ими соответствующих работ.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем и мероприятий

 

Всего часов

В том числе

беседы, чтение поучительных рассказов, сказок, былин.

практические занятия:рисование,сочинение,презентация.

 1. Введение

1

1

-

2. Я и мое Отечество. Моя малая родина.

1

1

3.  Церкви Якутии. Дорога к Храму.

2

1

1

4. Русские Святые. Защита проекта по выбору.

3

1

2

5. Якутии небесный покровитель.

2

2

6.Рождество Пресвятой Богородицы. Готовим открытки.

1

1

7. Добро и зло. Я рисую добро.

2

1

1

8. Ими гордится наш район. Герои нашего времени.

2

1

1

9. Я + Я =семья. О родных и близких с любовью.

2

1

1

10. Твори добро. День подарков просто так.

1

1

11. Свет Рождественской звезды», «Рождественская сказка», «В гостях у Елочки»

5

2

3

12 Вербное воскресенье. Коллаж. Коллективная работа.

2

1

1

13 Светлая  Пасха.

1

1

14 Все только начинается. Игра путешествие «Природа родного края» Семейный конкурс.

1

1

15. Изготовлении поделок из отходного материала.

1

1

16. Во имя мира на земле. Сочинение.

2

1

1

17.Экскурсия.

1

1

18.Итоговое занятие.

2

2

ИТОГО:

34

16

19

2.1.Содержание дополнительной образовательной программы:

 1.  Введение.( 1 час)

 2.  Я и мое Отечество.(1час) Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Край мой родной Верхоянье.

3. Церкви Якутии. Дорога к Храму. (2 часа) История церковной жизни якутского края. Характеристики храмов Якутии. Конкурс сочинений «Божий храм», рисование на тему «Храм божий».

4. Русские Святые. Защита проекта по выбору. (3часа) Святые, совершавшие свои подвиги ради нашего спасения, на Руси. Знания о Святых дают нам возможность в трудную минуту молитвенно обращаться к ним за помощью. Мы веруем и тому имеем тысячи свидетельств, что такая помощь всегда приходит. Дети самостоятельно готовят проекты по выбору и желанию. Презентация работ с участием родителей.

5.Якутии небесный покровитель. (2 часа) Святитель Иннокентий (Вениаминов) митрополит Московский и Коломенский. Апостол Америки и Сибири. Смотр фильма «Якутии небесный покровитель», 2014.

6.Рождество Пресвятой Богородицы (1час)  Родители Божией матери Иоаким и Анна.Икона праздника. Жизнь Марии в храме. Отпечатывание осенних листьев. Составлять из листочков различные композиции .

7.Добро и зло. Конкурс рисунков. Подарить людям понимание, душевное тепло и радость. Ученики стараются сделать много добрых и полезных дел, демонстрируют широту души, стремление помочь ближнему, «заражают» добрым примером окружающих.

8. Ими гордится наш район. Герои нашего времени. (2 ч) История геологических исследований Верхоянья. Первые геологи. Гражданское мужество наших земляков. Времена меняются, подвиг остается.

9.Я + Я =семья. О родных и близких с любовью. (2 часа)  Родословное моей семьи. Традиции семьи. Семейный конкурс «Читающая семья»

10.Твори добро. День подарков просто так. (1час)  «Перейти от намерений к действиям и начать творить добро сегодня и сейчас» - один из неофициальных девизов недели. Обмен сувенирами, игрушками, сюрпризами для создания хорошего настроения.

11.«Свет Рождественской звезды», «Рождественская сказка», «В гостях у Елочки» (5 часов) Рождественские праздники. Рисунок «Свет Рождественской звезды», коллективная аппликация.

12.Вербное воскресенье. Коллаж. Коллективная работа(2 часа)  Чтение Евангелии от Марка. Коллаж «Верба»

13.Светлая Пасха. (1 час) Рисунок «Солнце играет» Моя первая Библия.

14.Все только начинается. Игра путешествие. (1 час)  «Природа родного края» Семейный конкурс.

15.Изготовлении поделок из отходного материала. (1 час) Заранее собираем пластиковые бутылки, посуду. Мастер класс родителей.

16. Во имя мира на земле. Сочинение.

17.Экскурсия. (1 час)

18.Итоговое занятие (2 часа). Поход с родителями в лес. Защита проектов на тему «Времена меняются, подвиг остается» или «Дорога к Храму».

2.2.Методическое обеспечение программы:

-методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ.

-презентации учителя:

1.Зачем творить добро.

2.Чудо в жизни христианина.

3. Храм – дом Божий.

4.По святой земле. 5. Песни на святой земле.


2.4.Участие в массовых мероприятиях: участие в конкурсах и мероприятиях на школьном, районном, региональном и федеральном  уровне.

2.5.Список   литературы.

Литература для учителя:

1.Новый завет.Псалтирь.Причты

2.Евангелие от Марка. Москва «Никея» ,2013

 3.Герб,гимн,флаг России. Справочник школьника. Авт. И.В.Синова Санкт-Петербург, 2009

4.Батагай.История.Работа.Люди. к 75летию п.Батагай  О.В.Тетерина, М.В.Потапова Тверь,2014г

5.Православный журнал  «Фома» Герои. 07.04.15 стр. 110,118,130.

6.Русские Святые.Б.А.Алмазов Санкт-Петербург,2013

7.Святитель Иннокентий (Вениаминов) в Якутии. Сборник документов. Якутск 2015

8. Святитель Иннокентий (Вениаминов)Указание пути в царствие небесное. Москва «Отчий дом» 2010

9.Внеклассное мероприятие по основам православной культуры. В.П.Аммосова Якутск,2015

10. Церкви Якутии И.И.Юрганова Якутск, 2010

11.На Север сквозь века. И.А.Дмитриева Якутск, 2013

12.Божьи люди. История православия в Якутии. Якутск, 2015

13.Великие праздники.Протоиерей Борис Балашов Клин, 2010

14.Я иду на урок в Воскресную школу. В.В.Жукова,Т.Е.Волкова Москва, 2011

15.Спасая себя и других. Преподобный Серафим и наше время. Москва, 2012

16.Преосвященный Дионисий Апостол Якутии. Русский вестник, 2000

Литература для детей:

1.Герб,гимн,флаг России. Справочник школьника. Авт. И.В.Синова Санкт-Петербург, 2009

2.Мужество не спрашивает, велика ли скала. М.В.Потапова Якутск,2015

3. Русские Святые. Б.А.Алмазов Санкт-Петербург,2013

4. Детям о Святителе Иннокентии (Вениаминове) Якутск,2015

5.Моя первая Библия. Москва «Дарь», 2012

6.Азы православия для детей. Москва «Новая мысль», 2013

7.Твой ангел хранитель. Москва «Отчий дом», 2009

8. Воскресное чудо. Составитель Борис Ганаго Минск, 2012

9. Детям о радости. Белорусская православная церковь Минск, 2014

10.Детский православный календарь. 2015г, 2016г

11. Я иду на урок в Воскресную школу. В.В.Жукова,Т.Е.Волкова Москва, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...