«Пернатые друзья»
план-конспект на тему

Внеклассное мероприятие для  младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pernatye_druzya_otkrytoe_meropriyatie_1_kv.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пернатые друзья»

Цель: расширить и углубить знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, способствовать сплочению коллектива, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

- Тему сегодняшнего классного часа вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

- Птиц на земле довольно много - около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - только в степи, третьи - там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в городах. А другие - только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц - птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда.

    А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности. Одни птицы получили свои имена за голос, другие - за цвет, третьи - за поведение.

   Сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях, устроив соревнование.

(Учитель предлагает ребятам разделиться за две команды, дать название своей команде и придумать девиз.)

1. Приветствие команд.

2. Игра «Какая птица как поёт».

Воробей – чирикает

Кукушка –

Сорока –

Ворона –

Голубь –

Журавль –

Курица –

Утка –

Соловей –

Птичьи песни     З. Александрова

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют

Щегол и реполов.

                                   Поют на ветке соловей,

                                   Малиновка и дрозд:

                                   «Ты гнезда разорять не смей,

                                   Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

                                    Через неделю или две

                                    Зайди послушать в сад –

                                    Птенцы в молоденькой листве

                                    Тихонько запищат».

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

                                       Повсюду птицы полетят –

                                       Они и там, и тут.

                                       Всех гусениц, что портят сад,

                                       На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

                                         Поют щегол и соловей,

                                         Малиновка и дрозд:

                                         «Ты гнезда разорять не смей,

                                         Не трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

- Итак, наш первый конкурс:

1. Подумайте и запишите правила поведения в природе, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы птицы всегда радовали нас своим чудесным пением.

В лесу нельзя кричать, чтобы не спугнуть птицу с гнезда; нельзя разорять гнезда; нельзя трогать яйца; весной нужно вывешивать скворечники, а зимой подкармливать птиц и др.

2. Команды задают друг другу по два вопроса на тему «Птицы».

3. Впишите названия птиц, начинающихся с буквы «С».

с

Ответы:

Сова, сокол, синица (сорока, страус), соловей, скворец (снегирь), сорокопут, свиристель.

4. Отгадай загадки.

- Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)

- Как трещотка птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока)

- Маленький мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крохи собирает. (Воробей)

- Что за весенняя, черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя, черная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

- Живет в своем доме, спит на соломе,

На высоком шесте распевает в высоте. (Скворец)

- Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин)

- Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду,

Чужим птицам сбуду. (Кукушка)

- Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей)

- Стали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти. (Журавль)

- Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

- Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

- Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Кле! кле! кле! - поет со свистом. (Клест)

- Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полет, поет, поет. (Жаворонок)

- Спереди - шильце,

Сзади - вильце,

Сверху - синее суконце,

Снизу- белое полотенце. (Ласточка)

Воспитатель загадывает загадки поочередно каждой команде, и за каждый правильный ответ команда получает карточку с изображенной на ней буквой. Так, у каждой команды оказывается по 7 карточек.

Далее учитель дает следующее задание: из данных букв составить слово, название птицы.

ЕТВЕРЕТ

(Тетерев)

БИЛОКРИ

(Колибри)

5. Продолжи пословицу.

Каждой команде раздаются карточки, на которых написано начало пословиц.

- Слово - не воробей ... (вылетит - не поймаешь).

-  Лучше синица в руках, чем ... (журавль в небе).

-  Плоха та птица, которая ... (свое гнездо марает).

-  Всяк кулик своё ... (болото хвалит).

-  Старого воробья на мякине ... (не проведешь).

-  Где птица ни летает, а ... (своёгнездо знает).

-  Всякая пташка хлопочет - ... (своего гнезда хочет).

-  Птицу узнают в полете, а … (человека в работе).

Разгадайте чайнворд «Птичка».

Чайнворд разгадывается последовательно, слева направо по часовой стрелке, каждая последняя буква слова является первой для следующего.

1.Птица, строящая гнездо под крышей дома.

2. Одна из самых крупных морских птиц.

3. Степная птица - родственник дрофы.

4. Поселенец «птичьих базаров».

5. Хищная птица.

6. Маленькая «чайка».

7. Крупная птица, живущая рядом с человеком.

8. Лесная курица.

9. Лесной кулик.

10. Полевая «курица».

11. Одна из уточек-«рыбачек».

12. Самая маленькая тропическая птица.

13. Священная птица египтян.

14. Птица семейства совиных.

15. Луговой хохлатый кулик.

16. ловчая хищная птица.

Ответы:

1) ласточка; 2) альбатрос; 3) стрепет; 4) тупик; 5) канюк;

6) крачка; 7) аист; 8) тетерев; 9) вальдшнеп; 10) перепел; 11) луток;

12) колибри;  13) ибис; 14) сыч; 15) чибис; 16) сокол.

- Вспомните названия сказок одним из действующих лиц в которых является птица. Назовите также авторов сказок.

I вариант

Галчонок. (Э. Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)

Соловей. (Х.К. Андерсен «Соловей»)

Гусь. (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

Утенок. (Х.К. Андерсен «Гадкий утенок»)

Петушок. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

II вариант

Сова. (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»)

Ласточка. (Х.К. Андерсен «Дюймовочка»)

Лебедь. (Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»)

Воробей. (К. Чуковский «Тараканище»)

Попугай. (Г. Остер «Зарядка для хвоста»)

        Подведение итогов.

- А закончим мы стихотворением К. Кулиева.

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойнее тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора - Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует всё живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

Презентация "Встреча пернатых друзей

Презентация, которая может быть использована для проведения уроков, внеклассных мероприятий в начальной школе для знакомства с перелетными птицами....

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...