Роль классного руководителя в развитии творческой личности.
учебно-методический материал на тему

Злобина Ольга Анатольевна

Как развивать одарённость в детях во внеклассной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Роль классного руководителя в развитии творческой личности.

Таланты трудно распознать,

                                   Не всякий может в них поверить.

                                                                                     Таланты надо воспитать,

                                   Их надо развивать, в них верить!

(Сухомлинский)

 Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным-давно, люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает».

       Учитель – один из немногих людей, дающих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного. Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остаётся роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. Ведь класс - это основное звено, связующее ребёнка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Именно поэтому предназначение классного руководителя - создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её к самореализации, самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.

        До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. «Детская одаренность».  Произнося это, мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени.

        В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться первой точки зрения и  правила: «Недостаток ребёнка-это такое достоинство, которому мы не нашли применение». Большую роль для ребёнка играет психологическая поддержка. Для ребёнка важно услышать от педагога высказывания типа: «Я тобой горжусь», «Я рада, что ты попытался это сделать» и другие. Важно вовремя найти такой момент, когда каждому ребёнку нужно обязательно сказать эти важные слова.

        Работа с одаренными детьми включает следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности.

         Для развития творческих способностей в школе проводятся предметные Недели: с 3-7 апреля в школе проводился Фестиваль наук. Его открыли интеллектуальные "Игры разума". Ученики, работая  в группах, выполняли задания различной сложности. На переменах активно участвовали в командном первенстве, отправляясь в путешествие по станциям. Дети в совместной творческой деятельности учились быть толерантными друг к другу. Каждый день ребята состязались в знаниях по различным предметам, участвовали в викторинах, отгадывали ребусы. Это помогло им понять, что ни ещё не усвоили, над чем надо поработать и узнали что-то для себя новое.  Многие ребята попробовали себя в роли поэтов и писателей. Они сочиняли стихи и рассказы о весне, перелётных птицах. Дети приготовили костюмы птиц и с удовольствием участвовали в конкурсе стихов про птиц, посвящённых "Дню птиц" и году экологии. Сотрудники городской центральной библиотеки провели викторину "Что мы знаем о птицах". И завершится  Фестиваль  наук  "Праздником птиц", где дети покажут свои таланты.

          В ноябре 2016 года проводился   литературно-музыкальный вечер   "Наедине с осенью". Дети читали стихи русских поэтов об осени под музыку Игоря Крутого «Осенняя соната», прозвучала музыка П.И.Чайковского, Антонио Вивальди и ребята показали свои таланты: танцевали, играли на музыкальных инструментах. В школе проводятся и творческие конкурсы: в декабре 2016 года в нашей школе проводился фестиваль детского творчества"Вдохновение",в котором школьники приняли активное участие, 84 ученика награждены грамотами в 12 номинациях. Помимо очных номинаций на фестивале были и заочные исследовательские, творческие работы учащихся, посвященные году экологии. Данные работы были продемонстрированы на выставке. В конкурсной программе фестиваля приняли участие более 200 обучающихся.

Развитию детей способствуют и научно-практические конференции, проводимые в нашей школе. В декабре 2016 года была проведена научно-практическая конференция "Поиск", в которой приняли активное участие дети нашей школы. Ломовцева Анастасия, Краснова Анастасия, Саркулова Вика заняли 1 места. Победители приняли участие в межмуниципальном  конкурсе ученических проектов "Эврика-2017"и  Ломовцева  Анастасия, ученица 3Б класса, стала призёром конкурса.

24 марта 2017 года Саблина Мария- ученица 3 Б класса и Кирьянов Артемий   ученик 5 Б класса приняли участие в муниципальном   конкурсе фотографических работ  "И всё это - мой край родной!",  посвящённому Году экологии в Российской Федерации и заняли 3 место.

      Ребята с удовольствием посещают различные кружки: посещая кружок "Музей в классе" дети учатся рассказывать о картинах, выступают в качестве экскурсоводов в начальных классах нашей школы, учатся видеть прекрасное. В кружках "Ключ и заря", "Мы и окружающий мир" ведётся интерактивная переписка с Машей и Мишей, учёными.  Занимаясь в кружке "Лукоморье", дети с учителем ставят спектакли и выступают в городской детской библиотеке. Занимаясь в кружке "Информатика. Логика. Математика" дети активно участвуют в олимпиадах и занимают призовые места.

Дети, с удовольствием посещают  кружок "Мы любим спорт", занимают призовые места на различных соревнованиях.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, принимают участие в различных конкурсах, благодаря индивидуальной работе руководителей, глубже изучается материал. И развивая свои умения, добиваются успехов.

       Как видим, роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми велика.    Поэтому  только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.  Пусть же классный руководитель станет не тормозом в развитии гениев, а добрым помощником.

     Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся. Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:

   Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.   (В.А. Сухомлинский)

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг… себя!

                                         Источники информации

1.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti

2.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

          3.        Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.   М: 1997.

  4.        Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края....

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам

Технология деятельности классного руководителя по развитию творческих способностей учащихся и вовлечение их в занятия по интересам...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...