Экологический праздник « В гости к Хозяйке рек (Псыхъуэ Гуащэ) и Хозяйке леса (Мэз Гуащэ)».
материал (2, 3, 4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие проводится с детьми младшего школьного возраста на открытом воздухе, желательно на берегу реки в лесной зоне. Присутствует наличие национально-регионального компонента. Цели: - расширить представление о лесе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- развивать патриотическое отношение к своей малой родине;
- организовать экологический субботник .Предполагаемый результат: знание и соблюдение правил поведения в лесу, любовь к родной природе, ответственность за экологическое состояние леса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологический праздник
« В гости к Хозяйке рек (Псыхъуэ Гуащэ) и Хозяйке леса (Мэз Гуащэ)».
Цель: - расширить представление о лесе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- развивать патриотическое отношение к своей малой родине;
- организовать экологический субботник на поляне « Косина».
Оборудование: костюмы Псыхъуэ Гуащэ и Мэз Гуащэ , Бабы Яги, Лешего (роли исполняют родители )
маршрутные листы,
знаки поведения в лесу,
метла Бабы Яги,
палатки,
оборудование для разведения костра,
пакеты для мусора, перчатки.
Предполагаемый результат: знание и соблюдение правил поведения в лесу, любовь к родной природе, ответственность за экологическое состояние леса.
Ход мероприятия:
- Сбор у школы. Организованный поход на поляну.
Встреча с Хозяйками.
Псыхъуэ Гуащэ: - Здравствуйте, ребята! Кеблаг!Добро пожаловать на берег нашей красавицы реки Белой! Видела я вас не раз на ее берегах летом, а осенью первый раз пожаловали.
Мэз Гуащэ : - Мы живем в лесной зоне. Наш долг хорошо знать жизнь леса и учиться охранять его. Чем вам нравится лес? Как вы поступите, если встретите гнездо птицы? Сегодня вы узнаете много интересного о наших владениях.
2. Пропуск в лес.
Баба Яга: Не ожидали меня увидеть, ребятки? А я к своим подругам прилетела да на ваш праздник попала. Решила проверить, знаете ли вы, к кому в гости пожаловали? А поможет мне Леший, хозяин лесной, хранитель порядка в природе.
Кто загадки отгадает, тот сможет продолжить свой путь.
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
(лес)
Что же это за девица, не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
(ель)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
(береза)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
Неколючие иголки,
но в отличие от елки
Опадают те иголки.
(лиственница)
А какое из этих деревьев не встретишь в здешних лесах? ( лиственницу)
Мэз Гуащэ : Зато в наших лесах растет удивительное дерево тис, которое занесено в Красную книгу.
Тис — это елочек наших собрат,
все же он виден в еловой толпе:
хвоя светлее, да ствол красноват…
Ягодный тис, расскажи о себе.
Хвоя моя ядовита, друзья,
так что жевать эту хвою нельзя.
Мякоть моих шишкоягод едят,
но семена в этих ягодах — яд."
3.Раздача маршрутных листов по 5 станциям:
- «Вопросы Бабы Яги»
- «Подмечай-ка»
- «Лесная аптека»
- «Береги природу»
- «Тайны наших Гуащэ»
(Конверты иллюстрированы на уроках изо, вопросы подготовлены детьми по материалам энциклопедий,детских журналов.
Цель: пройти по маршруту от 1 до 5 пункта до «Чудо-дерева».
1 станция: «Вопросы Бабы Яги»
-Какие хвойные деревья растут в ваших лесах?
(ель, тис, сосна, пихта)
-Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет?
(сосна - светолюбивое дерево)
-Какие ядовитые грибы растут в ваших лесах?
(Бледная поганка, мухомор, ложные опята)
-Название какого ядовитого растения связано с названием птицы, зверя?
(Вороний глаз, волчье лыко)
-Какую ягоду называют «зоркий глаз»?
(Чернику)
2 станция: «Лесная аптека»
-Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)
-Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква)
-Какими лечебными свойствами обладает мать - и – мачеха?
(Отвар из сухих листьев и цветов хорошее средство от кашля)
-Какую траву любят кошки?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице)
-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Сфагнум или торфяной мох. Впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество)
-Плоды каких кустарников очень богаты витамином С ?
(Черная смородина, шиповник)
3 станция: «Подмечай-ка»
-Кто кукует у кукушки?
(Самец)
-Кто пьет кровь-комар-самка или комар-самец?
( Комар-самка)
-У каких растений семена снабжены «парашютами» ?
(Одуванчик, тополь)
-У каких деревьев осенью краснеют листья?
(У рябины, осины)
-Какие раннецветущие растения произрастают у нас?
( Цикламен, пролески, подснежник Воронова, примула, мать-и-мачеха)
4 станция: «Береги природу»
Леший: А теперь моя очередь устроить вам проверку правил поведения в лесу.
-Напомните правила сбора грибов.
(Не разрывать мох, не нарушать грибницу, гриб срезать ножом или выкручивать,ямку присыпать землей)
-Как правильно разжечь костер?
(Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн. Обложить кострище камнями. Когда костер будет залит водой – убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить)
-Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
(Фотоохота)
-Каковы причины лесных пожаров?
(Непотушенный костер, окурок, молния)
-Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
(Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле; не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов )
Молодцы, детишки. Ступайте дальше. Я за порядок в лесу теперь спокоен.
5 станция: «Тайны наших Гуащэ»
Мэз Гуащэ : Что ж, наших гостей вы знаниями своими порадовали, теперь и нас не огорчите. Ответьте на наши вопросы.
-Какие памятники природы, охраняемые в нашей Адыгге, вы посетили, увидели?
( Хаджохская теснина, водопады Руфабго, Гранитное ущелье. Большая Азишская пещера, плато Лаго-Наки, Казачий камень, Даховские пещеры, каньон реки Мешоко, дендропарк в п. Гончарка)
-Правила поведения при встрече с кавказской гадюкой, занесенной в Красную книгу?
( Осторожно уйти в сторону, не кричать, не бросать камни, не бить палкой)
-Какое растение встречается только в нашей Адыгее и поможет вам и при желудочной, и при зубной боли, да еще и ранку быстро залечит?
( Горечавка оштенская)
-А какая солнечноцветная красавица встречала вас на поляне смотровой площадки хребта Унакоз? Она тоже занесена в Красную Книгу.
( Лилия кавказская)
Добро пожаловать в наши владения! Кеблаг!
4. Привал.
Леший: Покажите мне, старику, как можно разными способами костер развести.
Дети показывают несколько способов, с которыми они познакомились в предыдущих походах: звезда, колодец, таежный, шалаш.
(ставим палатки, разводим костер, пьем чай)
5. Лес и здоровье.
1) Разговор о пользе леса для здоровья людей.
2) Игра «Метла Бабы Яги».
Дидактическая задача: формирование умения узнать дерево по его листьям. Развитие наблюдательности.
Баба Яга: А ну-ка, огольцы, помогите мне отыскать деревья, из которых моя метелка собрана. А то у меня обратный путь долгий, надо техосмотр произвести.
Ребята определяют по листьям, из веток каких деревьев собрана метла, и ищут их на поляне, показывая Бабе Яге. Та оценивает ответы ребят.
Она отводит их к «чудо-дереву», на которое предварительно развешиваются знаки «лесного поведения», выполненные на уроках окружающего мира.
6. «Чудо-дерево»
Ребята выбирают любой, объясняют, дают названия.
7.Экологический субботник
Разбиваемся на группы, приводим в порядок территорию поляны.
8. Подведение итогов.
Гуащэ: Каждый раз, приходя в лес, помните о том, что вы приходите в лес в гости.
Берегите родную природу! Навещайте нас чаще, помните : в здоровом теле – здоровый дух!
Прощаются, уходят в лес.
9. Спортивные соревнования для детей и родителей.
Используемая литература:
1. Бианки В. «Лесная газета». М.,1998.
2. Большая книга о природе: Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы .— М.: Дрофа-Плюс, 2006.
3. Внеклассные мероприятия. 1-4 класс, М., «Вако», 2005.
4. Красная книга Республики Адыгея, в 2 ч. Майкоп, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру с использованием НРК и презентации по теме: В гостях у Хозяйки Медной горы.
Урок обобщения и систематизации знаний о полезных ископаемых в 4 классе .УМК "Школа России"...
Экологическая викторина " В гостях у леса"
Внеклассное мероприятие на экологическую тему направлено на формирование у учащихся понятия необходимости беречь и охранять природу....
Экологический праздник «В гостях у Хозяйки леса»
Мероприятие для проведения на летней оздоровительной площадке с учащимися начальной школы. В праздник включены загадки, стихи, песни о лесе, о деревьях....
Сценарий экологического праздника «В гости Ёлочка пришла».
Цель мероприятия:Развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям.Задачи:Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что ж...
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.
Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...
Экологическая игра " В гостях у леса"
Цель: Формирование экологической грамотности. Соревновательный характер позволит учащимся в непринужденной, увлекательной форме получить новые знания....