классный час "Помним, гордимся!" к 70- летию освобождения Сталинграда
классный час (4 класс) на тему

Шевцова Людмила Анатольевна

Материал знакомит учащихся с событиями Сталинградской битвы, знакомит с нашими земляками, участниками Сталинградской битвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общая образовательная школа №15 станицы Махошевской

муниципального образования Мостовский район

Единый всекубанский классный час,

посвященный 70-летию Победы

«Помним, гордимся»

Разработку выполнили

Шевцова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

Винникова Лидия Михайловна,

библиотекарь

2014-2015 уч.г.

Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: соответствие мероприятия воспитательной работе школы по патриотическому направлению, уровню развития коллектива 4-ого класса, возрастным особенностям учащихся.

Актуальность мероприятия: обеспечение положительного общения в детском коллективе.

Предварительная подготовка к празднику включает в себя:

написание (изменение, корректирование) сценария;

разучивание стихотворений и песен;

организация и проведение репетиций;

оформление кабинета к празднику;

оформление и вручение приглашений гостям;

оформление стендов с работами детей (при входе в кабинет);

отбор и монтаж видеоматериалов (для видеоподдержки на празднике).

Степень включённости детского коллектива в подготовку мероприятия: инициатором проведения классного часа стаановится классный руководитель 3-ого класса. Активность учащихся в подготовке высокая. Самостоятельность и активность учащихся проявляется в разучивании стихов, подготовке небольших сообщений о войне 1941-1945 годов, написании писем ветеранам детям, вдовам ветеранов ВОВ, труженикам тыла.

Ход мероприятия: всеми учениками именно этот этап воспринимается с особым вниманием. Здесь чрезвычайно важна атмосфера доброжелательности, сопереживания, помощи, что является показателями заботливого отношения к людям.

Общая оценка воспитательного мероприятия: подведение итогов проводится в две стадии:

1) размышления воспитанников, родителей, классного руководителя на «сборе-огоньке», который организуется в классе после окончания классного часа;

2) собственно педагогический анализ достигнутых результатов.

Цели классного часа:

• Показать значение Сталинградской битвы (17.07.1942 г. – 02.02.1943 г.) в исходе Великой Отечественной войны.

• Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, своих земляков.

• Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны и своей малой родины, отстаивать историческую правду событий 1941 – 1945 года.

Задачи: воспитание положительного отношения к ветеранам ВОВ и к памяти о них; развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка; раскрытие интеллектуальных, творческих возможностей третьеклассников; формирование традиций класса; включение родителей общественную жизнь класса.

Оформление: торжественно украшенный зал; надпись «70-летию Победы посвящается; импровизированный вечный огонь.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, слайды к уроку, музыкальное сопровождение.

Ход классного часа

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 2 февраля вся страна будут отмечать день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении (17.07.1942 – 02.02.1943 г.г.). Наш классный час мы посвящаем этой великой победе.

У нас в гостях:

  • Винникова Лидия Михайловна, библиотекарь и хранитель музейной комнаты;
  • Литвинова Светлана Михайловна, ветеран педагогического труда, создатель музейной комнаты;
  • Нечаева Оксана Анатольевна, внучка Беляева Н. Г.;
  • Ваши родители.

Учитель:

В 2015 году исполняется 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Празднуем 9 мая день Великой Победы.

Прошли годы. Из руин и пепла восстала страна. Но можно ли забыть, какой ценой был завоеван этот мир? Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесенных войной.

Ученик 1:

Пролетело по нашей земле

Много ливней свинцовых и бурь!

Города стыли в черной золе

Затмевали пожары лазурь.

Ученик 2:

Сколько горя узнать привелось

Ей, когда все крушило врага!

Сколько слез на луга пролилось,

Сколько крови впиталось в луга…

Звучит песня «Священная война»

Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне, самой жестокой и кровавой. Следует отметить, что живых участников тех страшных событий осталось мало. Самому молодому из них сегодня уже более 80 лет. Поэтому мне хочется поговорить с вами, юными, о наших героях-земляках, участниках великой битвы на Волге, а так же о людях, которые решали судьбу сражения на священной Сталинградской земле. Сталинградская битва коренным образом сломала ход ВОВ.

Учитель:

Слово предоставляется Литвиновой Светлане Михайловне.

Навсегда остались молодыми наши ученики, ушедшие прямо со школьной скамьи на фронт и не вернулись:

Башманов Иван

          Гайворонский Николай

                    Горошко Дмитрий

                               Живетьев Юрий

                                             Корниенко Николай

                                                            Орлов Василий

Ученик 1.

В свой срок не поздно и не рано

Придет зима, замрет земля

И ты к Мамаеву Кургану

Придешь второго февраля

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на краю метели белой

Положишь красные цветы.

Ученик 2.

Сто лет пройдет

И сто метелиц

А мы пред ними всё в долгу

Февраль-февраль,

Солдатский месяц

Горят гвоздики на снегу.

Учитель:

    Да, в дни Сталинградской битвы снег был горячим от слез и боли, гнева и крови. Горячий снег – это горящая под ногами врага земля, это несокрушимая духовная сила, истоки которой, в любви к стране, которую многонациональный советский народ защищал до последнего вздоха не только на фронте, но и в тылу. На защиту Родины встали и взрослые и дети.

    О судьбах некоторых наших земляков мы поведем наш рассказ. Подростками ушли они на фронт воевать против фашистов.

     Рассказывают ученики:

Ученик 1:

Раиса Вениаминовна Рыболовлева

    Их было три сестры: старшая –Шура -1922 г.р., средняя – Люба -1924 г.р. и Раиса – ей не было еще и 14 лет. Немцы были уже под Сталинградом и ее сестры засобирались на фронт. Но так как девочки были слишком дружны, Раиса без них дома оставаться не захотела и ушла вместе с ними на фронт.

    Попали сразу на передовую. Раису пристроили в прифронтовой госпиталь, где находились раненые, которым нужно было оказать скорую помощь, чтобы вернуться в строй. Девочка была помощницей у доктора, помогала обрабатывать раны, делать перевязки. Раненые звали ее сестричкой. Так Раиса Вениаминовна проработала год в госпитале медсестрой. А потом вышел указ: детей с фронта отправить домой.

    И весной 1943 года ее отправили домой из-за малолетнего возраста. Раиса Вениаминовна прошла боевой путь от Сталинграда до Ржева, за участие в ВОВ была награждена медалями «За оборону Сталинграда» и «За отвагу». Ее сестры сражались на войне до конца. После войны Раиса Вениаминовна уехала работать в Грозненскую область, село Валерик.

   Позже в 90-е годы переехала на постоянное место жительства в станицу Махошевскую. После смерти была похоронена на местном кладбище.

Ученик 2:

Имя другого героя, о котором мы поведем разговор – Николай Григорьевич Беляев.

У нас в классе учится его правнучка –Нечаева Олеся, а правнук – Анищенков Иван, учится в кадетском корпусе г. Курганинска. Еще у нас в гостях присутствуют Нечаева Оксана Анатольевна – внучка Николая Григорьевича и мама Олеси.

Сейчас Олеся и ее мама расскажут нам о своем дедушке- герое.

    Когда началась война, Николаю Григорьевичу шел 16 год. В 1942 году он ушел на фронт и попал в артиллерийскую часть. Воевал Николай Григорьевич на «Катюшах». «Катюша» - это мощнейшее оружие, которое мечет огненный смерч, и нет ему никакого заслона. В его пламени сгорает все живое и неживое. Жизнь воюющих на «Катюшах» была особая. Им нельзя было появляться в людных местах, их никто и никогда не должен был видеть. На места боев прибывали глубокой ночью и прятались от людей в лесах и оврагах. Костры разводить им не разрешали. Бойцы должны были неотлучно находиться с машинами, быть наготове и беречь свою «Катюшу».

    Николай Григорьевич на своей «Катюше» дошел до Берлина, оставил на Рейхстаге свой автограф. Участвовал в тяжелейших боях за Сталинград, Ленинград, принимал участие в штурме Кенигсберга. После войны служил еще два года. В марте 1947 года в звании ефрейтора распрощался с армейской жизнью.

    О мирной, не менее интересной жизни Николая Григорьевича расскажет нам его внучка Нечаева Оксана Анатольевна.

    Похоронен Николай Григорьевич Беляев на Махошевском сельском кладбище.

Песня «Катюша» исполняют учащиеся.

Учитель:

…Сталинградская битва… Никто сегодня не может точно назвать цифру, сколько людей пало в те дни. Гитлер, после провала под Москвой хотел завладеть Кавказской нефтью, лучшими хлебными районами страны. Сталинград был препятствием. Руководство Советского Союза в ответ на наступление немецких войск приняло соответствующие контрмеры. И именно здесь под Сталинградом отборные гитлеровские дивизии «сломали себе зубы», потерпели полное поражение.

Учитель:

Слово предоставляется Винниковой Лидии Михайловне.

Ребята, среди воевавших за Сталинград были также наши земляки, которые родились, выросли и ушли на фронт из станицы Махошевской – герои Советского Союза – Иваненко Василий Петрович и Воробьев Николай Андреевич.

Иваненко Василий Петрович

Иваненко Василий Петрович родился в станице Махошевской. В самом начале Вов прибыл Василий Петрович на фронт, громил оккупантов. Сначала под Сталинградом, затем гнал врага с родной Кубани, из Крыма, Венгрии, Чехословакии. Длинный тяжелый фронтовой путь. Но прошел его старший сержант Иваненко со славой.

В октябре 1944 года третья рота полка, в котором служил Иваненко, билась за Сатинский перевал в Восточных Карпатах.. В первые минуты боя ранило командира, и Василий Петрович взял командование на себя. Бойцы пошли за ним. Самые трудные испытания пришлось пережить полку в боях за высоту. Сержант Иваненко с остатками роты прорвался через заслон вражеской обороны в горах и захватил для полка очень важную, ключевую высоту. Он был ранен восемь раз, однако поле боя он не покинул. После 15 атак фашисты затихли и полк смог присоединиться к основным силам и взять высоту. В боях за высоту Василий Петрович уничтожил около 30 немцев.

За проявленное мужество и умелое руководство сержант Иваненко был удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя увековечено. Сегодня одна из улиц станицы Махошевской (центральная улица) названа именем Иваненко.

Воробьев Николай Андреевич

Воробьев Николай Андреевич родился в станице Махошевской. На войну попал в самом начале. В декабре 1941 года Николай Андреевич со своей батареей бил немцев под Севастополем. Бой был неравный, т.к. у Николая Воробьева осталось два орудия и полсотни бойцов, а немцы бросили против батареи три танка и батальон «СС». Но бойцы метко били врага. На поле боя остались три сгоревших танка и 165 трупов фашистов. Когда закончились боеприпасы, батарею вновь атаковали танки и пехота врага. Николай Андреевич приказал оставшимся в живых бойцам уйти в укрытие, а сам крикнул в трубку: «Огонь на меня!» Заговорила севастопольская артиллерия. Под ногами наступающих гитлеровцев буквально горела земля. Зенитчики Воробьева победили и в этот раз. За 250 дней обороны Севастополя они уничтожили 7 самолетов, немало танков и автомашин, около 500 фашистов.

21 июня 1942 года гвардии старшему лейтенанту Николаю Андреевичу Воробьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб Николай Воробьев в июле 1942 года под Старой Руссой и похоронен в п. Парфино Новгородской области.

Учитель:

2 февраля 1943 года, после мощного удара советской артиллерии прекратила сопротивление и северная группировка врага.

В этот день закончилась нашей Победой историческая битва под Сталинградом!

Гитлер признал, что теперь от наступления его войска должны перейти к обороне. Начался период освобождения нашей страны от гитлеровских оккупантов.

Стихотворение «Сталинград» – читают учащиеся

  1. Сталинград – это боль, это муки,

В Сталинграде лишь плач матерей.

Вот берет мать дитя свое в руки

И несется сквозь пули быстрей.

  1. Реки крови и свист пулеметов

Не забудет дитя никогда.

Горы трупов умерших солдатов

Крики помощи, но в никуда.

  1. Серый дым разрушенных зданий,

Самолет подбитый летит.

Людям нечего есть, голодают,

Много раненых, но врач - дефицит.

  1. Умирали от пуль, от гранаты,

Замерзали насмерть порой.

Гибли, гибли наши солдаты

В Сталинграде, под Курском, Москвой.

  1. Мать с дитем кое-как выживала,

Все что есть, отдавала ему.

Еле-еле еду доставала,

Все ему, все ему одному.

  1. Вот прошло много лет, но я помню

Горы трупов умерших солдат,

Моя мама бежала сквозь пули.

Ты сгубил ее, Сталинград!!!

Ученик 1.

Письма с фронта…Маленькие солдатские письма – треугольники … (Показывает старые солдатские письма)

Как ждали их дома ваши бабушки и прабабушки. Эти письма были связующей ниточкой между фронтом и тылом.

Ученик 2.

Вот письмо - треугольник солдата

От затишья переднего края

Драгоценным когда-то

Его почта несла полевая

Как всегда, поначалу – поклоны

Маме, папе и младшей сестренке,

Детства добрым друзьям – поименно

И смущенно любимой девчонке,

А потом сообщал юный воин:

« Бью фашистов «под дых», как учили,

Славы ордена удостоен,

Жаль, что много ребят схоронили»…

Ученик 1

Но как боялись конвертов со штемпелем – «похоронка».

Ученик 2

На пути до родимой сторонки

В глубине Красноярской тайги

Обогнала письмо … Похоронка

Знать, у горя быстрее шаги!

Учитель:

Время быстротечно. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Даже дети войны уходят один за другим, унося с собой столько не сказанного о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Именно благодаря героизму, мужеству советских людей, мы еще раз доказали всему миру, что «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (Александр Невский) и на долгие десятилетия отбили всякую охоту переступать наши границы! Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил её для потомков.

Объявляется минута молчания. Включается метроном. Горят свечи.

1 ученик

Поклон земле, суровой и прекрасной,

Что вечно будет людям дорога!

Здесь виден новый город – светлый, ясный,

Степная ширь и Волги берега.

2 ученик

Став на земле суровой и прекрасной,

Копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотистый он, а темно-красный,

Как кровь героев, пролитая здесь.

Презентация «Сталинград»

Учитель:

    Ребята, я думаю, что вы и ваши родители будут помнить о традиции - помогать пожилым людям. Мы помним, что есть еще фронтовики среди нас. Это наши соседи по дому, улице. Давайте и дальше проявлять к ним внимание, давайте сделаем так, чтобы юбилей Победы стал для них праздником вдвойне. Во-первых, потому что выстояли, а во-вторых, потому, что о них помнят и проявляют заботу.

Видеоролик «Память»

    Вы писали письма ветеранам, вдовам ветеранов, труженикам тыла, детям войны. Сейчас мы заслушаем самые интересные из них. (Зачитывают письма)

С праздником Вас и ваших близких, с днем Великой Победы! Здоровья, успехов, а главное – мирного неба над головой.

Песня «День Победы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общая образовательная школа №15 станицы Махошевской

муниципального образования Мостовский район

Единый всекубанский классный час,

посвященный 70-летию Победы

«Помним, гордимся»

Разработку выполнили

Шевцова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов,

Винникова Лидия Михайловна,

библиотекарь

2014-2015 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час,посвященный 70-ти летию освобождения Тёмкинского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков "Путешествие по памятным местам"

9 марта 2013 года исполняется 70 лет освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Материал классного часа познакомит учащихся с братскими могилами, которые находятся на территории Тём...

Презентация внеклассного мероприятия "70 - летию освобождения Лабинска посвящается"

Презентация Внеклассного мероприятия "70 - летию освобождения Лабинска посвящается"Тупицына Т.А....

Классный час к 70-летию освобождения Кубани

Знакомство с историческими сведениями о войне на Кубани, воспитание патриотизма....

К 70-летию освобождения г.Брянска от немецко-фашистских захватчиков

В данной презентации представлены памятники  и мемориальные комплексы,которые увековечили героизм брянского народа в период Великой Отечественной войны....

Разработка единого всекубанского классного часа , посвящённая празднованию 70-летия победы в ВОВ " Помним, гордимся"

Подробный рассказ о детях -героях ВОВ, в том числе и о детях -героях Кубани, содержит стихи военной тематики...

Классный час " К 80-летию освобождения Песчанокопского района Ростовской области от немецко- фашистских захватчиков"

В данной разработке представлен материал об освобождении Песчанокопского района от фашистов, воспоминания участников тех событий....