Программа кружка внеурочной деятельности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа кружка духовно-нравственного направления внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_duhovno-nravstvennogo_napravleniya_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 85.24 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
1.1 направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации .С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа развития ГБОУ СОШ «ОЦ»сДенискино
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2 новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3 цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
- обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
-формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме, всестороннее развитие учащихся;
1.4 отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Денискино. Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»
1.5 возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет
1.6 сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 135 часов: 67 часов в 1-2 классе и 68 часов в 3-4 классе.
Этапы реализации:
1. Подготовительно - организационный (май 2011 – август 2011)
- создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты для занятий.
- разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2011 – апрель 2015)
- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах, социальных акций
- коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2015)
- мониторинг работы школы по данной программе;
- анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7 формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, , тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры с.Денискино,инспекция по делам несовершеннолетних, организация по делам молодежи с Денискино
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
1.8 ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно – нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования.
Уровень эффективности процесса гражданско – патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1год:
• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
• получат возможность участвовать в КТД;
участвовать в проектной деятельности;
о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2год:
• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3год:
• сформировано умение беречь природу;
интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух », «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
4год:
• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
• получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9 формы подведения итогов реализации программы
- Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Самарской области.
- Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
- Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев.
- Освещение кружковой деятельности через СМИ
- Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
- Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
- Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
- Участие учащихся в общественных, социальных акциях, проводимых в школе, в районе и в округе.
- Участие и достижение детей в научно-практических конференциях класса, школы, округа.
2.Учебно-тематический план
1год:
№ теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | ||||
1-3 | 1 | 2 | Я и моя семья. | 3 |
4,5 | 1 | 1 | Очень я люблю маму милую мою. | 2 |
направление «Я - человек» | ||||
6-8 | 1 | 1 1 | Жил – был Я. Я и моё имя. | 3 |
9 | 1 | Мир моих увлечений. | 1 | |
10 | 1 | Акция «Школьный двор» | 1 | |
11,12 | 1 | 1 | Все работы хороши – выбирай на вкус. | 2 |
13-16 | 1 | 3 | Край, в котором я живу. | 4 |
17-19 | 1 | 2 | Мой город. | 3 |
направление «Я и Отечество» | ||||
20-23 | 2 | 3 | Наша Родина – Россия. | 5 |
24,25 | 2 | Наши защитники. | 2 | |
26-29 | 2 | 2 | Этот День Победы! | 4 |
направление «Я и природа» | ||||
30 | 1 | Почему год круглый? | 1 | |
31 | 1 | Загадки о временах года и явлениях природы. | 1 | |
32 | 1 | Информационный проект «Не проходите мимо!» | 1 | |
33 | 1 | Экскурсия в природу! | 1 |
2год:
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | |||||
1 | 1 | Моя родня. | 1 | ||
2 | 1 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | 1 | ||
3 | 1 | Изготовление панно «Моя семья» | 1 | ||
4 | 1 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | 1 | ||
направление «Я – человек» | |||||
5 | 1 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | 1 | ||
6 | 1 | Что такое хорошо, что такое плохо. | 1 | ||
7 | 1 | О лени и лентяях. | 1 | ||
8 | 1 | Беседа: «Кому нужна моя помощь?» | 1 | ||
9 | 1 | Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» | 1 | ||
10 | 1 | Когда у друзей лад – каждый этому рад. | 1 | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
11 | 0,5 | 0,5 | История города Самара. Город и его символы. | 1 | |
12 | 1 | Мастер – класс «Кулон – оберег» | 1 | ||
13 | 1 | Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?» | 1 | ||
14 | 1 | Игра « Сабантуй» | 1 | ||
15 | 1 | Беседа «Мои земляки»; | 1 | ||
16 | 1 | Экскурсия в музей | 1 | ||
17,18 | 1 | 1 | Обычаи и традиции русского народа. | 2 | |
19,20 | 1 | 1 | Открытия, которые совершил человек | 2 | |
21 | 1 | В гостях у ветерана | 1 | ||
22 | 1 | «Честь имею» | 1 | ||
23,24 | 2 | КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. | 2 | ||
25-27 | 1 | 2 | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» | 3 | |
28 | 1 | Подготовка к праздничному концерту. | 1 | ||
29 | 1 | Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе. | 1 | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | 1 | Мы маленькие дети на большой планете. | 1 | ||
31 | 1 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | 1 | ||
32 | 1 | Природа и фантазия. | 1 | ||
33 | 1 | Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» | 1 | ||
34 | 1 | Экскурсия в природу. | 1 |
3 год
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол-во | |
направление «Моя семья» | |||||
1 | 1 | Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья» | 1 | ||
2 | 1 | Вся семья вместе – так и душа на месте. | 1 | ||
3,4 | 1 | Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | 2 | ||
5 | 1 | КТД «Семейный альбом» | 1 | ||
направление «Я – человек» | |||||
6 | 1 | Мы школьники, а это значит.. | 1 | ||
7 | 1 | Моё хочу и моё надо. | 1 | ||
8 | 1 | Друг в моей жизни. | 1 | ||
9 | 1 | За что уважают в семье и обществе | 1 | ||
10 | 1 | Игра – практикум «Подари другому радость» | 1 | ||
11 | 1 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | 1 | ||
12 | 1 | Умеешь ли ты дружить. | 1 | ||
13 | 1 | Как научиться разговаривать с людьми. | 1 | ||
14 | 1 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 | ||
15 | 1 | Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | 1 | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
16 | 1 | Кто такие патриоты? | 1 | ||
17 | 1 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | 1 | ||
18 | 0,5 | 0,5 | Чем и кем славен мой город? | 1 | |
19 | 1 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | 1 | ||
20 | 1 | Музыка татарского народа | 1 | ||
21 | 1 | Мастер – класс | 1 | ||
22 | 1 | Викторина «Золотое кольцо России» | 1 | ||
23 | 1 | КВН для мальчиков «Защитники Родины» | 1 | ||
24 | 0,5 | 0,5 | День памяти. | 1 | |
25 | 1 | Заочная экскурсия «две столицы» | 1 | ||
26 | 1 | Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | ||
направление «Я и природа» | |||||
27,28 | 1 | 1 | Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» | 2 | |
29 | 1 | Сбор информации для проекта. | 1 | ||
30-32 | 1 | 2 | Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». | 3 | |
33 | 1 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | 1 | ||
34 | 1 | Игра – путешествие «Лидер» | 1 |
4год:
№ | теория | практика | Тема занятия | Кол –во |
направление «Моя семья» | ||||
1,2 | 1 | 1 | Доброе семя – добрый и всход. | 2 |
3,4 | 1 | 1 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | 2 |
5,6 | 2 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» | 2 | |
направление «Я – человек» | ||||
7 | 1 | Я имею право. Кодекс моих прав. | 1 | |
8 | 1 | «Благодарность – это…» | 1 | |
9 | 1 | Умеем ли мы обижаться. | 1 | |
10 | 1 | «Мои мечты – мои желания» | 1 | |
11 | 1 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | 1 | |
12 | 1 | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | 1 | |
13,14 | 2 | Встреча с интересными людьми. | 2 | |
направление «Я и Отечество» | ||||
15 | 1 | Я – гражданин России. | 1 | |
16,17 | 2 | Символы Российских городов. | 2 | |
18 | 1 | Чудо, сотворенное когда-то. | 1 | |
19 | 1 | Я бы с песни начал свой рассказ. | 1 | |
20 | 1 | Города - герои. | 1 | |
21 | 1 | Юные герои Великой Отечественной войны. | 1 | |
22,23 | 2 | Военно – спортивная игра «Следопыт» | 2 | |
24 | 1 | Конкурс презентаций о городах России. | 1 | |
25 | 1 | Мастер – класс «Татарские орнаменты» | 1 | |
26 | 1 | Экскурсия в музей | 1 | |
27 | 1 | Знакомство с Книгой Памяти | 1 | |
28 | 1 | Мастер – класс «Сюмбуля» | 1 | |
направление «Я и природа» | ||||
29 | 1 | Загадки окружающего мира. | 1 | |
30 | 1 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | 1 | |
31 | 1 | Деловая игра: «Мы вместе» | 1 | |
32-34 | 1 | 2 | Мы в ответе за планету! | 3 |
3. Содержание программы
1год.
№ | Наименование тем курса | Содержание занятия | ууд | Форма организации. Виды деятельности | Дата |
направление «Моя семья» | |||||
1-3 | Я и моя семья. | разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья» | Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры. Соревнования беседа | |
4-5 | Очень я люблю маму милую мою. | рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой» | игры творческая работа | ||
направление «Я - человек» | |||||
6-8 | Жил – был Я. | самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал») Я и моё имя. (беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг» | Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Игры. соревнования | |
9 | Мир моих увлечений. | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты». | соревнование | ||
10 | Акция «Школьный двор» | совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка школьной территории | родительское собрание совместное мероприятия | ||
11-12 | Все работы хороши – выбирай на вкус. | загадки о профессиях; рисование «Кем я буду, когда вырасту | игры соревнованиеэкскурсия | ||
13-16 | Край, в котором я живу. | рассматривание картин о природе родного края фотовыставка «Поволжье»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музейный ресурсный центр | Анкетирование экскурсия | ||
17-19 | Мой город. | экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров». | игры индивидуальное консультирование экскурсия | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
20-23 | Наша Родина – Россия. | рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина» | Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Игры викторина творческая работа | |
24-25 | Наши защитники. | песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»; | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | семейные праздники, соревнование | |
26-29 | Этот День Победы! | изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда | творческая работа Экскурсия встреча с ветеранами | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | Почему год круглый? | сказочное представление о временах года | Л. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Р. заинтересованность в развитии своих способностей К. описывать объект: передавать его внешние характеристики,используя выразительные средства языка; | Игры викторина | |
31 | Загадки о временах года и явлениях природы. | времена года и явления природы. | Соревнование беседа | ||
32 | Информационный проект «Не проходите мимо!» | сбор информации для индивидуальных проектов, | Проект индивидуальное консультирование | ||
33 | Экскурсия в природу! | совместно с родителями наблюдения, подвижные игры | семейные праздники, | ||
2год. | |||||
1 | Моя родня. | рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи | Л. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу Р. расширение кругозора о мире профессий | беседа | |
2 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | представления о семье, семейных традициях и праздниках | игры соревнование | ||
3 | Изготовление панно «Моя семья» | Я – в середине, а по лучам – члены семьи | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Проект творческая работа | |
4 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | любовь и уважение к своим родителям | семейные праздники, | ||
направление «Я – человек» | |||||
5 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | Доброта, отзывчивость взаимопомощь | Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | родительское собрание | |
6 | Что такое хорошо, что такое плохо. | Чтение стихотворения Маяковского | Игры викторина | ||
7 | О лени и лентяях. | Лень, последствия | Игры беседа | ||
8 | Беседа: «Кому нужна моя помощь?» | Милосердие, чувство дружбы и коллективизма; | соревнование | ||
9 | Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» | Мультфильм про кота Леопольда | Анкетирование беседа | ||
10 | Когда у друзей лад – каждый этому рад. | взаимопонимание, творческая активность | Игры беседа | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
11 | История города. Город и его символы. | Самара . символы | Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. П. развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; | викторина | |
12 | Мастер – класс «Кулон – оберег» | Старинные предания | родительский лекторий | ||
13 | Беседа «О чём рассказывает татарский орнамент?» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | творческая работа | ||
14 | Игра « Сабантуй» | мастер – класс дают учителя физкультуры и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | игры соревнование праздник | ||
15 | Беседа «Мои земляки»; | Знаменитые люди села | |||
16 | Экскурсия в Музей | участие в создании патриотических плакатов | Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | совместное мероприятие | |
17,18 | Обычаи и традиции русского народа. | Праздники, народные игры | Игры праздник | ||
19,20 | Открытия, которые совершил человек | о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов | Игры беседа | ||
21 | В гостях у ветерана | Как важен мир | встреча с ветеранами | ||
22 | «Честь имею» | праздник посвящён Дню защитников Отечества | встреча с ветеранами | ||
23,24 | КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. | Открытки своими руками | творческая работа | ||
25-27 | Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне» | сбор информации, обсуждение, защита проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
28 | Подготовка к праздничному концерту. | Разучивание песен и танцев | встреча с ветеранами | ||
29 | Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе | День Победы. Поздравления ветеранов | совместное мероприятие праздник | ||
направление «Я и природа» | |||||
30 | Мы маленькие дети на большой планете. | Бережное отношение к природе | Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности | игры анкетирование | |
31 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | Плакаты, призывающие к охране природы | Соревнованиеэкскурсия | ||
32 | Природа и фантазия. | Аппликации с растительным орнаментом | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | творческая работа | |
33 | Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» | Дополнение классного уголка «Подсолнышки» | Игры творческая работа | ||
34 | Экскурсия в природу. | совместно с родителями оформление фотовыставки | Игры экскурсия | ||
3год. | |||||
направление «Моя семья» | |||||
1 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | объяснение значение пословиц по заданной теме | Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. П. устанавливать причинно-следственные связи Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | анкетирование | |
2 | Вся семья вместе – так и душа на месте. | уважение к семье и семейным традициям | Игры беседа | ||
3,4 | Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | Истории создания своей семьи | родительское собрание проект | ||
5 | КТД «Семейный альбом» | Родные, дорогие нам люди | семейные праздники, | ||
направление «Я – человек» | |||||
6 | Мы школьники, а это значит.. | Права и обязанности детей | Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; | соревнование | |
7 | Моё хочу и моё надо. | Права и обязанности школьников | викторина | ||
8 | Друг в моей жизни. | Дружба, ее ценность | Игры беседа | ||
9 | За что уважают в семье и обществе | Правила поведения в социуме | Игры беседа | ||
10 | Игра – практикум «Подари другому радость» | Отзывчивость, поддержка | викторина | ||
11 | Полезные и вредные привычки. Проверь себя. | Как бороться с вредными привычками , профилактика | анкетирование | ||
12 | Умеешь ли ты дружить. | Жизненные ценности | Игры беседа | ||
13 | Как научиться разговаривать с людьми. | Правила, культура общения | составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры беседа | |
14 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. | Игры викторина | ||
15 | Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье. | Потребность в здоровом образе жизни | соревнование | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
16 | Кто такие патриоты? | понятие «патриот», | Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | беседа | |
17 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | основы экологической культуры; | анкетирование | ||
18 | Чем и кем славен мой город? | Знаменитые люди села | экскурсия | ||
19 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений | творческая работа | ||
20 | Музыка татарского народа | многообразие флоры, фауны, культуры национальных традициях татарского народа | Игры праздники | ||
21 | Мастер – класс | родительский лекторий | |||
22 | Викторина «Золотое кольцо России» | История России, знаменитые места | викторина | ||
23 | КВН для мальчиков «Защитники Родины» | политические взгляды и убеждения | игры соревнование | ||
24 | День памяти. | ВОВ история | встреча с ветеранами | ||
25 | Заочная экскурсия «две столицы» | История Москвы История Санкт-Петербурга | планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | викторина | |
26 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Военно-патриотические игры | игры | ||
направление «Я и природа» | |||||
27,28 | Экскурсия в пожарную часть. Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» | Причины возникновения пожаров Меры борьбы | Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | совместное мероприятие экскурсия | |
29 | Сбор информации для проекта. | Выбор тем для проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
30-32 | Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции | «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух «Ветка яблони». | творческая работа | ||
33 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | Причины загрязнения окружающей среды | Игры экскурсия | ||
34 | Игра – путешествие «Лидер» | Игры на выявление лидера | игры | ||
4год. | |||||
направление «Моя семья» | Л. мотивировать свои действия; выражать готовность в любойситуации поступить в соответствии с правилами поведения П. преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Р. анализировать эмоциональные состояния, полученные отуспешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. | ||||
1, 2 | Доброе семя – добрый и всход. | Представление о родословной семьи | викторина | ||
3,4 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | История своей семьи | родительский лекторий | ||
5,6 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» | Семейные ценности Традиции своей семьи | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности | семейные праздники, игры | |
направление «Я – человек» | |||||
7 | Я имею право. Кодекс моих прав. | представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения; | Л. различать основные нравственно-этические понятия – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; П. Делать предварительный отбор источников информации Р. анализировать собственную работу: соотносить план исовершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Викторина беседа | |
8 | «Благодарность – это…» | понятия «культурный человек» | игры | ||
9 | Умеем ли мы обижаться. | Нормы поведения | соревнование | ||
10 | «Мои мечты – мои желания» | определении собственных творческих возможностей | анкетирование | ||
11 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | определении собственных творческих возможностей | родительское собрание | ||
12 | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты» | потребности к самовоспитанию | беседа | ||
13.14 | Встреча с интересными людьми. | Культура общения | совместное мероприятие | ||
направление «Я и Отечество» | |||||
15 | Я – гражданин России. | понятия «гражданин», | Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, роднойстраны; – выражать положительное отношение к процессу познания:проявлять внимание, удивление, желание больше узнать П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | ||
16,17 | Символы Российских городов. | понятия «гражданин», «город-герой»; | викторина | ||
18 | Чудо, сотворенное когда-то. | памятники духовной и материальной культуры России | интерактивное занятие, | ||
19 | Я бы с песни начал свой рассказ. | история создания военных песен, исполнение военных песен | соревнование | ||
20 | Города - герои. | Знакомство с городами-героями | слайд – шоу | ||
21 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Биографии юных героев Великой Отечественной войны | встреча с ветеранами | ||
22,23 | Военно – спортивная игра «Следопыт» | Игры военно-спортивного характера | Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») ипооперационный контроль («как выполнена каждая операция К. – характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | игры соревнование | |
24 | Конкурс презентаций о городах России. | Презентации о городах | Проект творческая работа | ||
25 | Мастер – класс «Татарские орнаменты» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | Творческая работа | ||
26 | Экскурсия в музей | Дети войны | экскурсия | ||
27 | Знакомство с Книгой Памяти | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины. | встреча с ветеранами | ||
28 | Мастер – класс «Сюмбуля» | мастер – класс дают учителя технологии и родного языка и литературы ВалиуллинаГ.З. | семейные праздники, игры | ||
направление «Я и природа» | |||||
29 | Загадки окружающего мира. | экологический КВН | Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | Игры беседа | |
30 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему | Проект Анкетирование экскурсия | ||
31 | Деловая игра: «Мы вместе» | умение оценивать своё поведение в природе | игры | ||
32-34 | Мы в ответе за планету! | активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле | Викторина творческая работа |
4. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов, презентаций
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- цифровой фотоаппарат
- портреты писателей и поэтов
Учебно-методическая литература
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007 | Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007. | Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию |
2. | Дик Н.Ф. 2008 | Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008. | Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы |
3. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах |
4. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах |
5. | Дереклеева Н.И. 2005 | Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005. | Справочник классного руководителя |
6. | Кулинич Г.Г. 2006 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006. | Сценарии общешкольных и клубных мероприятий |
7. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 1 класс |
8. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 2 класс |
9. | Гамаль Е.В. | Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007. | Методические рекомендации для учителей. |
10. | Игонина Г.С., Горелова Н.А. | Наша Родина – Россия М «Просвещение», 2007 | Кроссворды, ребусы, |
5. Список использованной литературы.
Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
1-2 класс: Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный кур
с по праву и граждановедению для начальной школы. – Волгоград: Учитель,2006.
3-4класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
nsportal.ru 2011г. Авторы – составители: Сухарева С. В. Икрянова Г. А. Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я – гражданин России!»
frolkina.ucoz.ru›publ/svjaz_universalnykh_…
edu-reforma.ru›Форум бесплатных курсов Клуб модерации и активных методов обучения
1September.ru «Открытый урок» Учительский фестиваль педагогических идей Я – гражданин России Автор – составитель Власенко И.Г.,
new-metodist.blogspot.com›МетодистиК Карпинская Е. В. внеурочная деятельность, духовно-нравственное направление
По факультативному курсу «Я – гражданин России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....