Как воспитывать у ребёнка любовь к чтению.
методическая разработка (1, 2 класс) по теме
Родительское собрание в начальной школе. Тема: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению». Задачи: Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника. Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении. Подготовительная работа: проведение анкетирования с учащимися и родителями, анализ полученных результатов, подготовка памятки для родителей. Ход родительского собрания: 1. Актуальность вопроса В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье 2. Анализ проведённого анкетирования. 3. Обсуждение причин нелюбви ребёнка к чтению и их преодоление. Разбираются основные приёмы, помогающие ребёнку «вживаться в книгу», повышающие интерес к чтению и способствующие развитию воображения и речи ребёнка. Также рассматриваются приёмы повышения скорости чтения у детей. Даются рекомендации родителям по организации работы дома с плохо читающими детьми. 4. Подведение итогов. Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение. 5. Заключение. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в начальной школе.
Тема: «Как воспитывать у ребенка любовь к чтению».
В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.
Ф. Петрарка
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать
Д. Дидро.
Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я. А. Коменский.
Задачи:
Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.
Подготовительная работа:
анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.
Анкета для учеников:
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- Нравится ли тебе читать книги?
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
- У вас дома много книг?
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
Анкета для родителей:
- Нравится ли вашему ребенку читать книги?
- Сколько времени он проводит за книгой?
- Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
- Какие книги он предпочитает?
- Как вы поощряете его читательские стремления?
- Дарите ли вы своему ребенку книги?
- Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
- Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
- Считаете ли вы себя активным читателем?
- Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?
Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
-Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги. Сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.
- Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.
- Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.
Материалы, используемые для проведения родительского собрания:
I. Вступительное слово.
В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:
- возросло число детей, читающих только по школьной программе;
- все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
- замедляется вхождение ребенка – дошкольника в книжную культуру;
- по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
- усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);
- большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.
О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.
II. Анализ анкетирования.
III. Анализ читательских интересов детей.
IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.
Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать. Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен «увидеть» те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу, необходимо развивать образное мышление.
Вот какие приемы можно использовать:
- Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
- Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
- Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
- Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
- Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
- Читать по ролям – Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.
Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.
Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.
Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:
- Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но «маленькими порциями» - не полтора часа подряд, а три – четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь – десять минут, у второклассника – десять – пятнадцать минут).
- Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной – двух строчек «чтец» должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку – Вы).
- Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
- Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
- Ритуал совместного вечернего чтения – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.
Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.
- Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
- В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
- Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
- Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
- Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
- Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).
На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей это подтверждает.
V. Подведение итогов.
Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.
VI. Заключение.
Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.
Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.
Литература:
- Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
родителей. - Екатеринбург: У – Фактория, 2003.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М.: Вако, 2006.
- Кравцова М. Если ребенок не любит читать. – М.: Эксмо, 2003. – 64 с.
- Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как прививать ребёнку любовь к чтению.
Разделите час вечернего чтения на две части. Сначала пусть ребёнок читает под контролем взрослых сою книгу или её часть. Продолжительность чтения должна постепенно увеличиваться до 20 минут. А потом в...
Как привить ребёнку любовь к чтению? Советы родителям.
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. В данном материале даны некоторые рекомендации п...
Родительское собрание. Как воспитать у ребёнка любовь к чтению, интерес к книге.
Родительское собрание во 2-м классе на тему "Воспитание у ребенка любви к чтению, интереса к книге"...
Как привить ребёнку любовь к чтению?
Проведения необычных уроков литературного чтения....
Как привить ребёнку любовь к чтению
Как привить ребёнку любовь к чтению. 10 заповедей родителя...
Как привить ребёнку любовь к чтению
Родители могут увидеть , сколько должны дети читать во 2 классе и как читают их дети....