Эстетическое воспитание младших школьников
статья на тему
Эстетическое воспитание младших школьников
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_zlv_mart_2014.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Табагинская средняя общеобразовательная школа
Тема : «Эстетическое воспитание младших школьников»
Замостина Людмила Васильевна, учитель начальных классов
Юсупова Захира Лотфулловна, учитель начальных классов
2017г
Эстетическое воспитание младших школьников
“Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?
Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.
Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Считаем, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к нашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.
Поиски ответов на эти вопросы заставили нас обратиться к изучению одного, на наш взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.
Мы уверены в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.
Тема “Эстетическое воспитание младших школьников”
Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни.
Достижение цели через решение следующих задач:
- Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
- Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.
Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы организовали детский ансамбль «РАДУГА» . Учитель музыки откликнулся на нашу просьбу. И вот с 2007 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно по желанию детей и родителей они зачисляются в ансамбль. Затем идёт отбор по музыкальным способностям. Занятия проводятся в здании школы во внеурочное время.. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу. А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.
Мы ставим перед собой цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.
Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.
Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.
. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.
Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод мы сделали в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).
Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.
Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение , находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.
Мы уверены, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и мы хотим продолжить творческий поиск по данной проблеме.
Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.
Пусть наши воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.
Для себя мы сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.
А результаты говорят сами за себя.
Конкурсы (чтецы, рисунки, вокальные)
Дата проведения мероприятия | Полное наименование мероприятия с указанием статуса (международный, всероссийский, региональный, городской и пр.) | Организаторы мероприятия | Место проведения мероприятия | Количество участвующих из класса | ФИ участника | Класс | Тур мероприятия (очный / заочный) | Результат участия (статус – участник, призер с указанием места и пр.) |
Декабрь 2013 | 1 Всеросийский конкурс творческих работ «Волшебный дух Нового года» | Образовательный Центр г Чебокрасы INCEPTUM | 2 | Кузенина С Вардугина А | 1кл | заочный | Диплом Сертификаты | |
Март 2014г | Республиканский конкурс чтецов «Бескрайний крайний Север», посвященный Году Арктики | Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского | Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского | 2 | Кузенина С Югай С | 1 кл | очный | Сертификаты |
12 апреля 2014 | 1 Региональный хоровой конкурс «Школьный классный хор» | Министерство образования Республики Саха Я | Якутское музыкальное училище | 8 | Ансамбль Сюрприз | 1 кл | очный | Диплом, сертификаты |
8.04. 2014 | 1 Республиканский конкурс патриотической песни «Главная песня о Родине» | Республиканский центр развития доп.обр. ЯПК им.С.П.Гоголева | ЯПК им. С.П.Гоголева | 5 | Ансамбль «Сюрприз» | 1кл | очный | Диплом |
Октябрь 2015 | 1-й открытый республиканский конкурс «Пою мою Республику» | Департамент по делам народов РС(Я) АУ РС(Я) «Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского» | «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского» | 3 | Югай С Ермуханова М Вардугина | 2 кл. | очный | сертификаты |
13 декабря 2014 | Республиканский межэтнический фестиваль КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУР» | ДДН им.Кулаковского | ДДН им.Кулаковского | 6 | Ансамбль «Радуга» | 2 кл | очный | Диплом |
29-30 ноября 2014 | II региональный конкурс «Зима начинается с Якутии» | ФК «Бриллиантовые нотки» | ТЮЗ | 5 | Ансамбль Радуга | 2кл. | очный | сертификаты |
Ноябрь2014 | Межэтнический республикан. Фестиваль-конкурс «Любовь моя- песня якутская» | Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского | Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского | 6 | Ансамбль | 2 кл. | очный | Диплом 2 степени |
13 декабря 2014 | Республиканский межэтнический фестиваль Калейдоскоп культур | Департамент по делам народов РСЯ Дом дружбы народов им Кулаковского | Департамент по делам народов РСЯ Дом дружбы народов им Кулаковского | 8 | Ансамбль Радуга | 2 | очный | Диплом |
20март 2015 | Республиканский конкурс литературно-музыкальной композиции «Поэт из страны детства» | Департамент по делам народов РСЯ Дом дружбы народов им Кулаковского | Департамент по делам народов РСЯ Дом дружбы народов им Кулаковского | 6 | Литературная композиция | 2кл | очно | сертификат |
16апрель 2015 | Межнациональный фестиваль «Народы поют о маме» | Государственный комитет РС(Я) по национальной политике | Дом дружбы народов А.Е.Кулаковского | 2 | Ансамбль Радуга | 2 кл. | очный | Диплом |
18апрель 2015 | Республиканский Фестиваль военной песни. | Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского | Дом дружбы народов А.Е.Кулаковского | 16 чел. | 14 чел. | 2 кл. | очный | Диплом |
18 апрель | Открытый республиканский фестивадь самодеятельного художественного творчества «70 мирных лет» - Художественное слово | Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского | Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского | 1 | Борисова Е. | 2кл | очно | сертификаы |
18 апрель 2015 | Открытый республиканский фестивадь самодеятельного художественного творчества «70 мирных лет» - Вокал | Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского | Дом дружбы народов А.Е. Кулаковского | 4 | Ансабль «Радуга» | 2кл | очно | сертификат |
Ноябрь 2015 | Республиканский фестиваль «Юные таланты за безопасность», вокал | Якутское Республиканское отделение общероссийской общественной организации ВДПО | Дворец Детского творчества | 5 | Ансамбль Радуга | 3кл | очный | Диплом |
Ноябрь 2015 | Республиканский фестиваль «Юные таланты за безопасность», художественное слово | Якутское Республиканское отделение общероссийской общественной организации ВДПО | Дворец Детского творчества | 3 | Югай С Кузенина С Вардугина А | 3кл | очный | сертификаты |
Январь 2016 | Республиканский конкурс детского творчества, посвященный иконе «Неопалимая Купина» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | 7 | Белозёров С Гайнулин М Ермуханова М Федоров А Кузенина С Югай С Вардугина А | 3кл | заочный | сертификаты |
22-23 февраля 2014 | ХVII респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас» | ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского» | ДК с.Хатассы | 5 | Ансамбль «Радуга» | 2 кл | очный | Дипломанты |
Март 2016 | IV международный фестиваль «Бриллиантовые нотки» | ФК «Бриллиантовые нотки» | ЯТС | 5 чел. | Ансамбль «Радуга» | 3 кл. | очный | Диплом 1 степени |
11-12 марта 2016 | ХIХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас» | ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского» | ДК с.Хатассы | 8 | Ансамбль «Радуга» | 3 кл | очный | Дипломанты |
24-25 марта 2016 | Республиканский конкурс чтецов «Сырдык сулус ыйар суалунан» | Якутский государственный обьединенный музей истории и культуры народов севера им. Ем.Ярославского | Якутский государственный обьединенный музей истории и культуры народов севера им. Ем.Ярославского | 1 чел. | 3 кл. | очный | сертификат | |
2-3 апреля 2016 | 3 Открытый межэтнический конкурс детского самодеятельного художественного творчества Родник Дружбы | Государственный комитет РС(Я) по национальной политике | ДДН им.Кулаковского | 8 | Ансамбль Радуга | 3 кл. | очный | Диплом |
Апрель 2016 | Межэтнический республикан. Фестиваль-конкурс «Любовь моя- песня якутская» | Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского | Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского | 8 | Ансамбль «Радуга» | 3 кл. | очный | Диплом |
Май 2016 | Конкурс детского рис. ФССП России на тему: «ВОВ и моя семья» | Управление ФССП | Управление ФССП | 2 чел. | 3 кл. | заочный | сертификат | |
17 ноября 2016 | VII Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | 6 | Ансамбль Радуга | 4 | очный | Грамота |
8-9 ноября 2016 | 3 Республиканский смотр реализации проекта Музыка для всех | Министерство Образования РСЯ Министерство культуры и духовного развития РСЯ | ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского» | 6 | Ансамбль Радуга | 4 | очно | сертификаты |
17 ноября 2016 | VII Республиканский фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | Якутское Республиканское ООО «ВДПО» | 6 | Ансамбль Колокольчик | 4 | очный | Диплом Лауреата 3 степени |
4 декабрь 2016 | 3 Республиканский фестиваль ямщицкой культуры | Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я) | ДДН им.Кулаковского | 4 | Ансамбль Радуга | 4 кл | очно | Диплом |
4 декабрь 2016 | 3 Республиканский фестиваль ямщицкой культуры | Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я) | ДДН им.Кулаковского | 4 | Ансамбль Колокольчики | 4 кл | очно | Диплом 2 степени |
16 декабрь 2016 | 1 Республиканский фестиваль казачих песен и плясок | Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я) | ДДН им.Кулаковского | 5 | Ансамбль Радуга | 4 кл | очно | Диплом |
16 декабрь 2016 | 1 Республиканский фестиваль казачих песен и плясок | Министерство по развитию институтов гражданского общества РС(Я) | ДДН им.Кулаковского | 6 | Ансамбль Колокольчики | 4 кл | очно | Диплом |
февраль 2017 | Республиканский межэтнический фестиваль КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУР» | ДДН им.Кулаковского | ДДН им.Кулаковского | 6 | Ансамбль Радуга | 4кл | очный | Лауреаты 3 степени |
Март 2017 | ХХ респуб. Детский конкурс песни «Ыллыыр оhо саас» | ГУ «Дом дружбы народов им. А.Е.Кулаковского» | ДК с.Хатассы | 5 | Ансамбль «Радуга» | 4 кл | очный | Результат в марте |
18 апреля 2014 | Городской вокальный конкурс Открой своё сердце | УО Окружной администрации города Якутска | УО Окружной администрации города Якутска Дворец детского творчества | 6 | Ансамбль Сюрприз | 1 | Очно | Диплом 3 степени |
Май 2014 | Городской II фестиваль- конкурс «Юный чтец» | МБУ ОЦНТ ГО «Город Якутск» ДК «Кедр» | ДК «Кедр» | 3 | Югай С Кузенина С. Вардугина А | 1 кл. | очный | Грамота 2место Грамота Грамота |
2014 | Городской конкур «Юный чтец» | МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск | МБУ «ОЦНТ» ГО город Якутск ДК Кедр | 1 | Кузенина С | 2кл | очно | Сертификат |
Апрель 2016 | Вокальный конкурс «Веселые нотки» | УО Окружной администрации г. Якутска в рамках Республиканского проекта «Музыка для всех» | Дворец детского творчества» | 5 чел. | Ансамбль «Радуга» | 2 кл. | очный | сертификат |
Май, 2015 | Городской вокальный конкурс «Веселые нотки» | МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» | МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» | 5 | Ансамбль Радуга | 2кл | очный | Грамота |
Май, 2015 | Городской-конкурс фестиваль Бэби шлягер-2015 | Управление культуры и духовнго развития окр.администрации г. Якутска | ДШИ | 8 | Ансамбль Радуга | 2кл | очный | Грамота, Сертификаты |
Сентябрь 2015 | Городской конкурс «Юный чтец» | МБУ ОЦНТ ГО «Город Якутск» ДК «Кедр» | ДК «Кедр» | 2 чел. | Югай С Кузенина С | 3 кл. | очный | Лауреат 2 степени, грамота |
18октябрь 2015 | Вокальный конкурс «Открой свое сердце» | МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» | МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» | 6 чел. | Ансамбль «Радуга» | 3 кл. | очный | сертификат |
Ноябрь 2015 | Организация и участие в праздничном концерте «Страна Литературия» | МОБУ «ТСОШ» | МОБУ «ТСОШ» | 8 чел. | Коллектив кл. | 3 кл. | очный | Грамота, Сертификат, номинация «Приз зрительских симпатий» |
Март 2015 | XV городской конкурс-фестиваль «Поющая Туймада» | Управление культуры и духовного развиития | МОБУ ДОД «Дворец детского творчества» | 5 | Ансамбль «Радуга» | 3 кл. | очный | сертификат |
Февраль, 2016 | Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность» | Отдел государственной противопожарной службы РС(Я) №40 | Отдел государственной противопожарной службы РС(Я) №40 | 1 чел. | Кузенина С. | 3 кл. | заочный | Диплом 1 степени |
12апрель.2016 | Конкурс рисунков «Дети рисуют космос» | МТРК «Мир» | МТРК «Мир» | 4чел. | 3 кл. | заочный | диплом | |
Апрель 2016 | Концерт ко дню молодого сотрудника | ФКУ ИК-7 УФСИН | МОБУ «ТСОШ» | 5 чел. | Ансамбль | 3 кл. | очный | благодарность |
7май 2016 | Битва хоров «Наследники Победы» | МОБУ «ТСОШ» | МОБУ «ТСОШ» | 16 чел. | 16 чел. | 3 кл. | очный | Диплом |
Ноябрь 2016 | Городское торжественное мероприятие, посвященное Дню сельского хозяйства. | Управление Сельского хозяйства ОА «город Якутск» | ДК «Кедр» | 8 | Коллектив 4Б класса | 4 кл | очно | Диплом |
Декабрь 2016 | 2 городской фестиваль «Рождественское чудо» | Якутская епархия Русской Православной церкви. | МБУ ДО «Дворец детского творчества» | 2 | Ансамбль «Колокольчики» | 4 кл | очно | Кубок, сертификаты, подарки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках интеграции
Выступление на МО начальных классов...
Эстетическое воспитание младших школьников.
Эстетическое воспитание младших школьников....
Презентация "Эстетическое воспитание младших школьников"
Эстетическое воспитание- это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а ...
«Эстетическое воспитание младших школьников»
Эстетическое воспитание младших школьников является неотъемлемой частью работы по формированию базовой культуры личности младших школьников. Психологические особенности учащих...
Родительское собрание. Тема "Эстетическое воспитание младших школьников".
Формирвоание представлений об эстетической культуре и необходимости эстетического воспитания ребенка....
Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала
Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...