НПК
проект (1 класс) на тему
Исследовательские работы учащихся 1 класса г. Назарово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rab_._ignateva_redrova.docx | 579.68 КБ |
issled.rab_._kazantsev_tetenyuk.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полное название темы работы | Исследовательская работа «Какова роль куклы в нашей жизни?» |
Направление | Конструируем, творим, создаем (прикладное творчество). |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Редрова Виктория Игнатьева Карина |
Фото автора (коллектива авторов) размером 5х4 см | |
Территория, населенный пункт | Красноярский край г. Назарово |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «СОШ №4» |
Класс | 1 |
Место выполнения работы | школа |
Руководитель | Борисова А.А |
e-mail, контактный телефон | garmatina.alena@mail.ru, 89831683606 |
«Какова роль куклы в нашей жизни?».
Дома у меня много кукол. Я очень люблю играть с ними. Шью им наряды, разговариваю с ними. От мамы мне досталась кукла, с которой она играла в детстве. Мамина кукла совсем не такая, как мои куклы. Я поинтересовалась у мамы, какие ещё куклы у неё были, и какие у бабушки. Бабушка, рассказала, что у неё в детстве куклы были самодельные из тряпок, из травы, мочала. Меня это очень заинтересовало.
У нас возникло много вопросов:
- Что такое кукла?
- Когда и где появилась первая кукла?
- Какие же куклы были раньше, и какими куклами играют в наше время?
- Как делают куклы?
Цель исследования: Мы решили проследить «жизнь» куклы в разные исторические времена и изготовить своими руками пальчиковую куклу.
Задачи проекта:
∙ Познакомиться с историей возникновения куклы;
∙ Изучить виды кукол и технологии их изготовления;
∙ Изготовить пальчиковую куклу своими руками
Актуальность исследования: мы думаем, что тема исследовательской работы очень важна, потому что кукла наш лучший друг.
Гипотеза: куклы существуют не только для игры, есть куклы, которые связаны с народными традициями, еще через игру в куклы ребенок учится общаться, развивает воображение, память, мелкую моторику, примеряет на себе разные роли, что положительно сказывается на успешном обучении.
Объектом является разные виды кукол.
Предмет исследования - процесс изготовления кукол.
Были использованы следующие методы:
- изучение литературы и обобщение полученной информации;
- наблюдение;
- практическая работа
Чтобы ответить на возникшие у меня вопросы я обратилась к маме, бабушке, искала материал в Интернете, изучала научно-познавательную литературу.
Что такое кукла и её особенности.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Там объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Из Интернета узнала, что по мнению других учёных - это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастия, помочь состояться хорошему урожаю, чтобы были в доме достаток и изобилие.
На Руси кукол делали и для совершения разных обрядов. Обрядовыми куклами можно было играть детям, а игровые куклы ни в коем случае нельзя было использовать при обряде.
У традиционных народных кукол лицо не изображалось. Считалось, что если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».
Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей. Их делали «в один присест», никогда не оставляя недоделки на потом.
Когда появилась первая кукла?
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился « человек разумный», а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди ещё не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки.
Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки ещё 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. Таким куклам можно было делать прически, а также одевать и раздевать их. Доказательством тому служат египетские барельефы, на которых видно, что дети играют куклами.
В Древней Греции и Древнем Риме куклы занимали немалое место в жизни детей. В основном игрушки делали из глины, реже из воска. Уже тогда куклы ярко раскрашивались, чтобы привлечь внимание.
В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики. По мере взросления девочки сами начинали мастерить себе кукол.
Первые куклы были достаточно примитивными, но их старались сделать похожими на людей, поэтому уже у доисторических кукол двигались руки и ноги. Вплоть до 19 века игрушечные фабрики могли порадовать девочек только деревянными или восковыми куклами, а тряпичные куклы шили или вязали их мамы.
Через куклу взрослые передавали детям накопленный опыт своего мастерства и традиции народной культуры.
По назначению куклы различались по группам – обереги, игровые и обрядовые.
Типы и назначения кукол
Куклы – обереги
Куклы делали из разных подручных материалов - из соломы, дерева, бересты, глины, льна, скручивали из ниток и ткани. Самая распространённая была тряпичная кукла. Тряпичные куклы делали свёрнутыми из лоскутов и перевязанными нитками (скрутки) – такие куклы делали без иголок. Ткань, которую использовали для тряпичной куклы, была изношена и легко рвалась. Считалось, что ношенная одежда хранит тепло души человека, который её носил и поэтому она обережная (оберегает).
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали Вепсскую куклу. Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
Игровые куклы
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Самая распространенная детская игровая кукла - Стригушка. Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
В подарок на именины делали куклу Ангелочка.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть
Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.
Современные куклы
Кукла Барби
Кукла Барби родилась в 1959 году. Рост её был 29 см. вес 135г. На головке красовался хвост, глаза были подведены, а ногти покрыты лаком. В 1964 году у Барби стали сгибаться колени, в 1967 г. – руки, а затем туловище в талии. В том же году изменилось её лицо… Сегодняшняя Барби сильно отличается от самой первой.
Куклы-феечки Винкс (Winx)
Такую куклу особенно ценят поклонницы одноименного мультсериала про Winx. Прототипами кукол стали не только мульт-волшебницы, но и настоящие звезды Голливуда, такие, как Бритни Спирс, Кэмерон Диаз и др. Образ такой куклы –современная девочка-подросток. Сами героини Винкс – добрые и позитивные, а их магические навыки девочек просто завораживают.
Необычные куклы Монстер Хай (Monster High)
По внешнему виду эти куклы – настоящая «нечисть»: вампирские клыки, ушки и рожки, странный цвет кожи. Они тоже появились не сами по себе, а после выхода мультфильма о школе, в которой вместе с обычными детьми учатся настоящие монстры. Как и сам мультик, куклы Монстер Хай не предназначены для малышей, для девочек более младшего возраста такая кукла может быть по-настоящему страшной и непонятной, а старшим дошкольникам наоборот свойственно выдумывать разных неведомых существ, фантазировать и экспериментировать. Несмотря на устрашающий внешний вид, сами героини мультика очень даже положительные, ведь они действуют на стороне добра. Каждая героиня имеет своего питомца, за которым она ухаживает, так что каждая куколка так же дополнена животным.
Кукла Братц
Куклы Братц выпускаются с лета 2001 года, и производит их компания MGA Entertainment. Смешные создания Bratz /Братц/- это забавные куколки с большими головами и огромными глазищами. Слово «братц» (bratz) - это производное от английского слова brats - "избалованные дети". Принято считать, что Братц – это некий «ответ» Барби, новый "молодежный" этап в кукольном мире. Bratz – это модные, стильные подростки, которые безумно популярны на всей планете. А разнообразие нарядов и аксессуаров, внимание к деталям помогают юным покупательницам фантазировать и воплощать свои модные идеи в игре. Как у истинных любительниц тусовок, у кукол Братц есть всё необходимое: стильная одежда, диски и караоке, DVD-плейеры, компьютеры и видеоигры, лимузины и наборы для сёрфинга, свои суши-бары, клубы и дискотеки и т.д. Как такие игрушки могут не нравиться подросткам с их тягой к карьере певицы или артистки, с их любовью к шумным компаниям и ярким, многолюдным сборищам? Они же дают массу возможностей придумать и воплотить в жизнь свой придуманный образ!
Добрые куклы Мокси (Moxie)
Создатели этих куколок (американская компания MGA Entertainment) вдохновлялись добрыми сказочными героинями, такими, как Белоснежка, Рапунцель и др. Приятные девочки в скромных детских нарядах и практически без макияжа. Нежные образы кукол Мокси пропитаны сказкой, волшебством и наивными детскими мечтами.
Обрядовые куклы
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, а тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.
Домашняя Масленица. Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнцу, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. На следующий год кукла сжигалась.
Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку. Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Практическая часть работы
Изготовление пальчиковой куклы.
Во время исследовательской работы нас особенно заинтересовали пальчиковые куклы, и мы решили изготовить их своими руками.
ВЫВОДЫ
В ходе работы я узнала много нового и интересного об истории создания куклы, её назначением и познакомилась с технологией изготовления.
Исследование подтверждает нашу гипотезу, ведь куклы нас развлекают, поучают и воспитывают. Они способствуют развитию фантазии и воображения. Через игру в куклы мы учимся общаться, примеряем на себя разные роли. Так что, как бы кукла не изменялась со временем, роль ее от этого не меняется!
Я получила огромное удовольствие. В дальнейшем планирую продолжить работу по этой же теме.
Мы хотим продолжать изготовление не только пальчиковых кукол, но и попробовать поработать в других техниках, узнать больше о них.
Решили, что наша работа в дальнейшем, будет заключаться в том, что мы с одноклассниками создадим целый пальчиковый кукольный театр с интересными декорациями и представим свои «мини театры» публике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ресурсы интернет:
http://www.oxanafa.ru/narkykla/
2. Я познаю мир. Игрушки // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1998г..
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык»,1991г.
4. Левина М.С. 35 игрушек со всего света. М.,Рольф,2000г.
Предварительный просмотр:
Полное название темы работы | Исследовательская работа «Почему игра и учеба: две стороны одной медали? » |
Направление | Страна «Словения» (русский язык, литература, психология) |
Фамилия, имя, отчество автора (коллектива авторов) | Казанцев Даниил Тетенюк Наташа |
Фото автора (коллектива авторов) размером 5х4 см | |
Территория, населенный пункт | Красноярский край г. Назарово |
Наименование образовательного учреждения | МБОУ «СОШ №4» |
Класс | 1 |
Место выполнения работы | школа |
Руководитель | Борисова А.А |
e-mail, контактный телефон | garmatina.alena@mail.ru, 89831683606 |
Оглавление
- Введение…………………………………………………………….3
- Анализ учебной деятельности…………………………………….5
- Виды и особенности детских игр разных поколений…………...5
- Сравнительный анализ учебной и игровой деятельности………..7
- Вывод……………………………………………………………….7
- Литература…………………………………………………………8
Введение
Жизнь младшего школьника очень насыщенна. Нужно многое успеть в течение дня – вовремя выполнить все задания на уроках, подготовить домашнюю работу, позаниматься в кружках и секциях. Для этого требуется серьезная подготовка и выносливость. Но и о своих играх и увлечениях тоже нельзя забыть. Ведь без отдыха и радости жизнь кажется серой и однообразной.
Мы условно поделили жизнь учащегося младших классов на две части: учебную и досуговую. Учебная и досуговая деятельность занимают в жизни школьника примерно равные части.
Во время учебной деятельности младшие школьники осваивают новые знания, учатся применять их на практике. Учебная жизнь строго организована. На каждый урок отводится определенное время. Учебной деятельностью руководит учитель, а также сам ребенок, когда готовит домашнее задание.
Свой досуг школьники строят по своему усмотрению. Здесь тоже многое нужно успеть: выделить время для хобби, посмотреть любимые телепередачи и поиграть. Игровая деятельность все еще занимает значительное место в досуге младшего школьника.
Многие ученые доказали, что игра развивает ребенка. В игре маленький человек познает окружающий мир; игра является средством развития различных качеств человека; в играх дети отражают накопленный опыт, закрепляют свое представление о событиях, о жизни.
Для того чтобы выяснить, каким образом детские игры оказывают влияние на учебу мы провели наше исследование.
Проблема нашего исследования: бытует мнение, что учеба и игра – разные вещи, не имеющие ничего общего.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что как учеба, так и игра являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Гипотеза: учеба и игра взаимосвязаны между собой и помогают друг другу, являясь разными сторонами одной медали.
Объектом нашего исследования явилась учебная деятельность.
Предмет исследования – популярные детские игры.
Цель работы:
- Выяснить, какова роль детских игр в нашей жизни
Задачи:
- выявить качества, которые требуются от младшего школьника во время учебы;
- выявить виды и особенности детских игр разных поколений;
- сравнить детские игры наших родителей и современных детей;
- выявить, какие полезные качества формируют популярные детские игры;
- сравнить особенности учебной и игровой деятельности.
Методы исследования:
- изучение литературы о детских играх, их разновидностях;
- анкетирование;
- сравнительный анализ игровой деятельности взрослых и детей;
- сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.
Средства:
- литература по данной теме;
- интернет-ресурсы;
- анкеты, опросники.
Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования помогут изменить наше отношение к учебе, что может повысить интерес.
- Анализ учебной деятельности
Как показывают результаты анализа учебной деятельности, для того чтобы быть успешным в учебе от ученика младшей школы требуются такие качества как собранность и сосредоточенность, умение владеть своим вниманием, серьезное отношение к заданиям, быстрота реакции, развитая память, логическое мышление, широкий кругозор, терпение и усидчивость, а также крепкое здоровье.
Все эти качества тренируются на уроках по математике и русскому и окружающему миру, музыке, физкультуре и др. Учебная деятельность сама по себе является подготовкой к будущей взрослой жизни.
- Виды и особенности детских игр разных поколений
В ходе исследования мы провели анкетирование учащихся 1 класса и нескольких родителей.
Фамилия, имя______________________ Твой возраст_______________________ Любишь ли ты играть?_______________ Твои любимые игры?________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?____ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, чем полезны игры для учебы?__________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за ответы! |
Проанализировав ответы, мы сделали вывод, что лидерами среди игр современных детей являются компьютерные игры, а лидерами среди игр старшего поколения являлись дворовые игры.
Необходимо отметить и негативные особенности. Не смотря на популярность компьютерных игр у детей современного поколения, все же они могут отрицательно влиять на здоровье. Известны факты, когда у некоторых детей развивалось психическое заболевание под названием «Компьютерная зависимость».
Кроме того, среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют компьютерные игры, а среди игр современных детей отсутствуют дворовые игры. Это говорит нам о том, что современные дети все меньше учатся сплочению и все больше находят интересы не в общении с товарищами, а в технических новинках. В то время как наши родители проводили больше времени со своими друзьями.
- Сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.
В ходе исследования мы сравнили учебу с игрой и сделали следующие выводы:
- И учеба, и игра – это подготовка к будущей жизни. С той разницей, что учеба – подготовка к взрослой жизни, а игра – подготовка к учебе. Во время учебной и игровой деятельности формируются качества, необходимые для развития.
- В учебе есть элементы игры, а в игре – элементы учебы. Например, на страницах учебников присутствуют различные интересные герои, которые делают обучение более увлекательным. Иногда в формулировках учебных задач содержатся элементы игры, а также в форме игры наши учителя проводят некоторые уроки. А во время некоторых детских игр ребенок учится тому же, чему учат и в школе – читать, писать, считать, мастерить и многому другому.
Вывод
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что учеба и игра взаимосвязаны и помогают друг другу.
Вывод: учеба и игра – две стороны одной медали.
учеба – это игра, а игра – это учеба.
Список использованной литературы:
- Методическое пособие по играм: http://www.mio-divo.ru/lib1.shtml
- Степанова О. Н. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр.
- http://www.fizkult-ura.ru/
- http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/natalyushko_hor.htm
- http://www.sacred-dance.narod.ru/circle.html
- http://www.zankov.ru/exp/article=2380