Ещё раз о нравственности...
статья (4 класс) по теме

Николаева Маргарита Николаевна

Духовное здоровье современных детей вызывает большую тревогу. Нравственные проблемы общества и семьи приводят к тому,  что  детская преступность с каждым годом растёт; по итогам диспансеризации детей школьного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Люди больше заботятся о материальном благополучии и физическом здоровье, оставляя в стороне духовную, нравственную, психическую составляющие. Во многом от нас, учителей, от нашего участия зависит, какие черты разовьются в наших воспитанниках: милосердие и сострадание или чёрствость и жестокость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eshchyo_raz_o_nravstvennosti.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Маргарита Николаевна, МБОУ «Кугесьский лицей»

ЕЩЁ РАЗ О НРАВСТВЕННОСТИ…

Если ребёнка учат добру, в результате будет добро…

Духовное здоровье современных детей вызывает большую тревогу. Нравственные проблемы общества и семьи приводят к тому,  что  детская преступность с каждым годом растёт; по итогам диспансеризации детей школьного возраста на первом месте среди заболеваний стоят именно нервно-психические. Люди больше заботятся о материальном благополучии и физическом здоровье, оставляя в стороне духовную, нравственную, психическую составляющие.

Во многом от нас, учителей, от нашего участия зависит, какие черты разовьются в наших воспитанниках: милосердие и сострадание или чёрствость и жестокость.

Духовность - состояние души, при котором нравственные качества преобладают над материальными потребностями. Она включает в себя этические нормы, правила поведения. Духовно-нравственное здоровье детей зависит от его развития, над которым мы должны работать и подпитывать постоянно. А под этим подразумевается целенаправленная работа по   воспитанию личности, обладающей общечеловеческими ценностями, как истина, свобода, социальная справедливость, гуманизм, красота, добро.

Свою работу необходимо построить так, чтобы наши ученики с детства познали, что такое хорошо и что такое плохо. И, познавая, проявляли на деле свою способность, чтобы понимали, что доброта – это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела, это пробуждение в себе сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться успеху другого как к собственному.

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен, волнуют и меня. Вспоминается В. А. Сухомлинский, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: "Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло,  ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".

Всё начинается с детства…

Есть непреложная истина: всё начинается с детства. Хорошее и дурное.  Врач, равнодушный к тревогам больного, и инженер, за делом забывающий об отдыхе, - оба сидели когда-то за школьной партой.

Ребёнок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоят приобрести. В своей работе  стараюсь формировать у детей привычки глубоко сознательного, основанного на принятых человеком моральных принципах,  нравственного поведения и мировоззрения с момента поступления их в школу.

Однако   младший школьник  ещё  не  способен  к сознательным  нравственным  поступкам,  только под  руководством  взрослых  он усваивает  привычные  нормы  поведения,  которые  соответствуют  нормам морали и этики. Он не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет  человеком,  если  рядом  не  будет  другого  человека  —  источника внимания  и  поддержки,  партнёра  по  игре  и  труду,  носителя  знаний  об окружающем  мире  и  способах  его познания. 

Пути воспитания доброты…

Добро – это понятие философское. В глубине души каждый ребёнок добр, такова натура человека. В каждом из них оно заложено, но не все умеют его использовать. Ребёнок не должен искать повод проявить доброту, она должна идти изнутри.

Если мы выбрали профессию педагога, воспитание  становится главным делом нашей жизни. Либо мы «посеем злак», либо «вырастим бурьян». Не каждый наш подопечный может учиться на отличные оценки, а воспитанным он должен быть обязательно…

«Легко рассуждать!» – подумают или скажут некоторые…

Меня волнуют, как гармонично совместить в одном человеке большие знания, силу духа, душевную стойкость, закалённость с душевной тонкостью, умением сопереживать, чуткостью?

Согласитесь, это сложнейшая работа.

Конечно, тут могут быть десятки решений, но я должна выбирать те методы и приёмы, которые мне ближе по духу и по взглядам на жизнь. Например, в организации общения детей на основе духовных ценностей.

Работа идёт через сердце, несовместимая с моралистическими беседами и утверждениями, ребёнок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как поступать нельзя. И моя задача — помочь ему в этом разобраться. Я должна стремиться научить детей контролировать свои эмоции, не выплёскивать наружу агрессию: тебя обидели, а ты потерпи, а ты уступи, а ты прости.

И мне необходимо организовывать общение на уроках и во внеурочное время так,   чтобы пробуждать в своих учениках взаимоответственность, справедливость, товарищество добрые чувства. Чтобы это чувство помогло отстаивать высшие человеческие ценности, несмотря на позор, унижения и обиды. Чтобы даже в самых трудных ситуациях были готовы помочь другим…

Хорошо и плохо…

Понятия «хорошо» и «плохо» для ребёнка - абстракция, их нельзя потрогать, увидеть. Как мне оживить эти понятия, как заставить их работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим -  непонимание чужих эмоций, переживаний. Часто взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребёнок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Я стараюсь увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать.

Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, мне необходимо умело и ненавязчиво учить ребёнка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

 Как часто мы слышим от детей жалобы на других. Ябеды есть и в моём классе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от моего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их «провинившийся товарищ» не получит замечания от меня или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание – это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Почему? Их просто ещё не научили сочувствию. Но их  не учили и злорадству.  Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъясняли неблагополучный поступок ребёнка.

Воспитывая доброго человека, я стремлюсь воспитывать не расслабленного человека, а сильную личность…  Такого, который был бы способен понимать и чувствовать мир прекрасного, готовность и  умение защитить этот мир… Способен противостоять злу. Когда я говорю о сильной личности, имею в виду и остроту ума, и взлёты творческих способностей человека, которые делают окружающий мир ярче, общение -  богаче.

Общение и дружба…

Если мы не получаем удовольствия радости от общения с ребёнком, сложно добиться успеха в воспитательной цели. Только в удовольствии кроется тайна педагогического творчества…

Мы должны любить ребёнка. Полноценной любовь может быть только тогда, когда она захватывает многие сферы жизнедеятельности человека: труд, увлечения, общение. Научить любить – значит научить восторгаться прекрасным, научить, прикладывая огромные усилия, творить добро, доставлять радость другим.

Желание создать сплочённый ученический коллектив толкает меня на поиски целой системы педагогических находок. И, если мне удаётся найти ту самую маленькую толику изюминки, я воспользуюсь этим непременно…

Считаю, прекрасное условие для создания устойчивой личности - развитие глубоких, непреходящих интересов. Понимаю, на базе совместных увлечений гораздо чаще завязывается прочная, полезная дружба с товарищами, возникает основа для подлинного взаимообогащающего общения. Я с удовольствием предоставляю своим ученикам больше  возможностей для проявления способностей и их склонностей, чтобы при этом нравственные ценности ненавязчиво передавались друг другу и выстраивались в их сознании в ценностную шкалу. Приятельские отношения со всеми, лишённые глубины,  подлинной теплоты и способности сопереживанию могут привести к пустому совместному препровождению времени…

Нравственные категории…

Знаю, невозможно построить воспитательную работу без конфликтов, без столкновения взглядов, вкусов, представлений. Мне обязательно нужно развязать этот маленький узелок в человеческом росте, иначе нельзя идти дальше. Значит,  необходимы обновления. Помощник  - мой образ общения к маленькому человечку… Уметь вовремя изменить интонацию обращения к подопечному. И пересматривать каждый раз способы предъявления к нему требований и методов…

Хотя роль обиженного принижает взрослого, делает его позицию беспомощной и слабой, но иногда я не стесняюсь обнажить детям свои переживания и тревогу. Искренне признаюсь в чём-то в расчёте на их поддержку…  Но только в исключительных случаях…  Даже   ребёнок должен уметь проявлять сердечность и понимание к взрослому… Разумеется, наблюдательность и внимание к окружающим не должны быть пустым, пассивным любопытством. Моя цель – воспитание чуткости, отзывчивости, доброты.  Иногда я позволяю ученикам быть щедрым со мной, с приятелями-сверстниками, с животными.  Даю им свободу чем-то жертвовать…

Мои наблюдения доказывают, что по мере того как ребёнок учится доброте, внимательности, чуткости, у него формируются  понятия о хорошем и дурном, складывается и нравственная категория совести. Переживание стыда за недостойное поведение – переживание в высшей степени благотворное. Некоторые взрослые  стремятся при всяком удобном случае усилить и закрепить ощущение стыда у ребёнка посредством долгих упрёков и объяснений, отчего да почему должно быть стыдно. Но совесть,  стыд – чувства потаённые, их редко выставляют напоказ, напротив, стараются скрыть от посторонних. Прикосновение к этому должно быть тактичным, осторожным и кратким. Пока мы долго стыдим ребёнка, совесть, вместо того чтобы заговорить громче, частенько вовсе замолкает, сменяясь скукой и раздражением…

В нашем современном мире некоторые люди не понимают, что значит делать добро. Все заняты своими проблемами, их не интересуют проблемы остальных. Это говорит об эгоизме людей, они не чувствуют окружающий мир, не замечают его. Если мы не замечаем, то не замечают и нас. И если помогаем мы, то будут помогать и нам. Всё в мире взаимосвязано, ну а точнее, что посеем, то и пожнём…

Зажигает только тот, кто сам горит…

Зажигает только тот, кто сам горит! Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими.

Только равнодушие помешает нам сделать этот мир ярче, добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...