Уроки толерантности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Е.М. Белова,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №2 г. Вязьмы
Уроки толерантности.
Судьбу каждого ребёнка во многом определяют его родители и педагоги, но далеко не все из них способны воспитать у ребенка внутреннюю культуру. Одного искреннего желания воспитать благородного человека недостаточно. Немало учителей сталкивается с рядом затруднений, так как планомерное и целенаправленное воспитание без серьезной подготовительной работы – задача трудноосуществимая. Необходима программа, которая поможет объяснить сложные человеческие взаимоотношения. Поможет доходчиво, лаконично и увлекательно получить знания о человечности, гуманности, толерантности.
С целью разрешения этой воспитательной проблемы была разработана программа курса для младших школьников “Уроки толерантности”.
Основные цели курса – формирование гуманных личностных качеств детей, развитие коммуникативных навыков, воспитание уважительного отношения и терпимости к окружающим.
Задачи курса:
- Обучение детей пониманию себя, причин своих поступков и возникновения различных эмоций.
- Выработка положительных черт характера.
- Формирование самоконтроля в проявлениях эмоционального состояния при общении детей с окружающим миром.
- Развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях.
- Развитие чувства понимания, сопереживания и терпимости к другим людям.
- Развитие творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности.
Методы, формы и приемы работы.
Эффективность занятий по воспитательному курсу в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс “Уроки толерантности” предусматривает следующие методы работы с детьми:
- наблюдение
- беседы
- рассказ
- чтение и обсуждение произведений по теме занятия
- дискуссия
- тематическое рисование
- просмотр кинофильмов, диафильмов, мультфильмов
- этюды
- моделирование и анализ проблемных ситуаций
- решение коммуникативных задач
Для развития детей на занятиях используются логические приёмы мышления: анализ, сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в характеристиках, поступках героев, выявление причин происходящих событий.
На занятиях максимально используется фантазия учащихся, их творческие способности.
С целью более глубокого усвоения понятий, определений человеческих качеств проводится словарная работа, знакомство детей с толковыми, фразеологическими словарями, совместный поиск в них значения отдельных слов и словосочетаний. Работа с курсом «Уроки толерантности» даёт возможность интегрировать его содержание с материалом программ по литературному чтению и окружающему миру.
Содержание программы курса и
примерное тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание и возможные методические приёмы работы |
1 | Вводное занятие. Что такое толерантность? | Знакомство с понятием толерантности, задачами курса, с кратким содержанием. Работа с толковым словарём. |
2-3 | Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. | Слушание рассказа М. Андрианова «Сладость для сердца». Объяснение заглавия. Беседа по сюжету рассказа. Формулирование правила хороших отношений между людьми. Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу «Подарок для друга», «Волшебный стул». |
4-5 | Добро всегда добром возвращается, а зло - наказанием. | Чтение сказки М. Андрианова «Полезное колдовство». Беседа о прочитанном. Выводы. Просмотр мультфильма про кота Леопольда. Разучивание песни из мультфильма «Если добрый ты…». |
6-7 | Как аукнется, так и откликнется. | Чтение рассказа Л. Толстого про волка и мальчика, сказки М. Андрианова «Как кактус своё получил». Сравнение героев, их характеров. Определение главной мысли произведений. Устные сочинения детей на заданную тему. |
8-9 | Что посеешь, то и пожнёшь. | Сказка «Необычная прабабушка». Сочинение «Сказка с ладошку» на заданную тему. Моделирование и анализ проблемных ситуаций. |
10-11 | Старайся видеть хорошее в других. | Чтение и обсуждение сказки М. Андрианова «Непредсказуемый страус». Выставка рисунков к сказке. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты…» |
12-13 | Будь снисходительным и терпимым. | Чтение рассказов М. Андрианова «Зелёный медведь», «Лучше проиграть, чем обидеть». Мини-сочинения детей на заданную тему. Игра «Мост» на развитие терпимости и взаимопомощи. |
14-15 | О полезности прощения. | Чтение и анализ сказки М. Андрианова «Болезнь непрощения». Выводы. Придумывание другого конца сказке. Решение коммуникативных задач на заданную тему. |
16-17 | О вреде злословия и злорадства. | Чтение рассказа М. Андрианова «Дедушкин совет». Моделирование и анализ проблемных ситуаций на заданную тему. Беседа о недопустимости давать обидные клички и прозвища. |
18-19 | Вежливость - важное средство примирения людей. | Чтение сказок М. Андрианова «Как вежливый поступок жизнь спас», «Чудище с двумя хвостами». Составление уважительных и почтительных правил поведения в обществе. Игра «Ярмарка вежливых слов». |
20-21 | Чувство юмора и улыбка помогают разрешить конфликт. | Устные сочинения детей на заданную тему. Составление правил примирения «Как смех мирит». Решение коммуникативных задач. Выставка рисунков «Смехопанорама». |
22-23 | О выдержке и самообладании. | Чтение и обсуждение рассказа М. Андрианова «Как гнев ослепил и разум помутил». Просмотр мультфильма про кота Леопольда. Решение коммуникативных задач. |
24-25 | Об уравновешенности и сдержанности. | Сказка М. Андрианова «Для чего Солнцу равновесие», обсуждение сказки. Работа с толковым словарём. Составление правил волевого человека. |
26-27 | Обидой человек вредит только себе. | Сказка М. Андрианова «Тёмное царство», русская народная сказка «Лиса и журавль». Придумывание сюжета для кукольного мини-спектакля «Как Лиса с Журавлём помирилась». Разыгрывание спектакля. |
28-29 | Сколько людей, столько мнений. | Сказки М. Андрианова «Всезнающий морж», «Неизвестный зверь». Дискуссия на заданную тему. Чтение стихотворения «Тпру и Но». Коммуникативная игра «Времена года». |
30-31 | О вкусах не спорят. | Сказки М. Андрианова «Как барсуки поумнели», «Незваный гость». Анализ сказок. Выставка рисунков к сказкам. Составление правил на тему «О вкусах не спорят». |
32-33 | О человечности и человеколюбии. | Работа с толковым словарём (человечность, гуманность, эгоизм, альтруизм). Чтение сказок М. Андрианова «Злой глаз», «Как стать человечным». Решение коммуникативных задач. |
34 | Заключительное занятие. | Утренник «Ярмарка толерантности». |
Каждая тема раскрывается на двух занятиях.
На первом занятии ведущая роль принадлежит учителю. В беседе учитель раскрывает смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания. Затем читает несколько кратких и доходчивых произведений по обсуждаемой теме (это может быть и сказка, и правдоподобный рассказ). Сюжетная линия каждого произведения служит определённой воспитательной задаче. Произведения легки для последующего анализа. Усвоению и закреплению материала способствуют вопросы, задаваемые после прочтения (или после просмотра видеоматериала). Часть вопросов должна намеренно выводить ребёнка за рамки сюжета произведения, чтобы помочь ему найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение к окружающей жизни, к событиям, поступкам, ситуациям.
Второе занятие носит творческий характер. На нём ведущая роль отводится детям. Ребята самостоятельно придумывают истории на заданную тему, сочиняют «сказки с ладошку», подбирают пословицы и поговорки, зарисовывают несложный символ беседы, решают коммуникативные задачи, проблемные ситуации, припоминают мультфильмы, сказки, имеющие отношение к обсуждаемой теме, составляют кроссворды, правила толерантного поведения, придумывают сюжеты и разыгрывают их с помощью пальчиковых кукол.
Ожидаемые результаты
Результативность работы по курсу «Уроки толерантности» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его профессионализма, эмоциональности, эрудиции. Учитель должен найти нужный тон в общении с детьми, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку доброжелательности, непринуждённости, взаимопонимания, искренне и уважительно относиться к мнению ребёнка.
Поставленным целям и задачам соответствует модель ожидаемого результата: общительный человек с гуманными личностными качествами, умеющий понимать себя и других людей, уважительно и терпимо относиться к окружающим.
В целом итогом работы по курсу «Уроки толерантности» должен стать более высокий уровень культуры взаимоотношений с людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности 1 сентября. Методическая разработка для 1 класса.
«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила» - девиз этого урока.На уроке учитель должен познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности....
Урок толерантности
Классный час в 1 классе по теме "Чего себе не желаешь, того другим не делай"....
Урок толерантности (1 класс)
Классный час воспитывает у школьников общечеловеческие и национально- нравственные ценности....
Уроки толерантности
Цикл состоит из 15 уроков. К занятиям предлагается методический инструментарий....
"Вокруг света без билета" (Урок толерантности 2 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии...
Урок толерантности. Классный час
Классный час по данной теме является одним из серии занятий, посвящённых воспитанию и формированию в детях качеств, помогающих им строить доброжелательные отношения внутри социума, умения мирно ...
Урок толерантности "Мы разные, но вместе мы сила"
Надеюсь, что этот конспект поможет провести урок толерантности или просто будет интересным для чтения....