«За нравственный подвиг учителя»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Разработка по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golubina_o_p_za_nravstvennyy_podvig_uchitelya.docx | 85.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодёжной политики и спорта Бутурлинского Муниципального района
МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная
школа имени В.И.Казакова
Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики»
«За нравственный подвиг учителя»
Тема: «Христианская семья»
Предмет: Основы православной культуры и светской этики
Класс: 4 класс
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Христианская семья
Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям;
\Развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Задачи :
Обучающая:познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.
Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность).
Воспитывающая: воспитать любовь и нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, венец.
Планируемые результаты
Предметные:
понимать смысл обряда «Венчание», понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.
Метапредметные:
исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.
Личностные:
испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; умение выстраивать отношения в семье, осознавать свою роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи, умение выстраивать отношения.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.
Формы урока: урок совершенствования знаний, формирования и целевого применения усвоенного.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Ведь легко тому учиться,
Кто привык всегда трудиться
(Отгадайте загадки)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (Семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
2. Актуализация знаний и самоопределение
Учитель: Ребята, вы правильно отгадали загадки и наверное догадались какая тема сегодняшнего урока?
Ответы детей: Семья.
Учитель: Как вы считаете, о чем именно пойдет речь, а что вы знаете о семье? Неужели есть еще что-то, что мы не знаем, чему вы хотите научиться, что нового узнать? О какой семье мы с вами сейчас поговорим?
Ответы детей: На уроках ОРКСЭ мы говорит о православии, значит, мы будем говорить о христианской семье и ее традициях.
Ученик: читает стихотворение: (слайд2)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Учитель: Да, совершенно верно, сегодня мы узнаем, что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?
Учитель: Ребята, я начала урок со слов «Ведь легко тому учиться, кто привык всегда трудиться». Как вы понимаете значение этих слов?
Ответы детей: от труда зависит благополучие, результаты труда приносят радость, без труда и старания не достичь успехов.
Учитель: Да, именно труд облагораживает и красит человека, делает его умнее, лучше и сильнее. Нужно ценить и уважать труд других людей и трудиться самому – только тогда ты будешь счастлив. Пословицы о труде. (слайд3)
Учитель: Ребята, семья - это тоже труд. Мало создать семью, надо еще трудиться над построением отношений. Счастливая семья – это результат кропотливой работы, но именно на семейное счастье не жалко никаких трудов.
А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).
«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»
Учитель: Поработаем самостоятельно в тетрадях.
(приложение 1Урок 27 «Христианская семья»)
3. Работа по теме урока.
Учитель: Семья. (слайд4)Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога – венчание. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.(слайд5)
Чтобы создать семью, молодые люди, должны хорошо подумать о будущей совместной жизни, чтобы потом не раскаяться.
Учитель: вступление в брак в православной культуре называется «венчание». (слайд6)
Уверуй: Таинство Венчанья -
Не мода… Смысл его глубок.
Пред Богом клятва, обещанье,
На веки вечные зарок –
Любить и верить бесконечно,
В беде и в радости – вдвоём.
…Невеста в платье
подвенечном –
Как Ангел рядом с женихом.
В глазах – волнение
и счастье.
Оно одно, но на двоих.
…Убереги их от ненастья –
Молю Тебя, Господь,
о них!
Учитель: Обручальное кольцо – знак вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. (слайд7)
В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и не запятнана.
У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь.
Во время венчания на головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец.
- Как вы думаете, почему венец ещё и мученический?
Ответы детей:
По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?
Ответы детей: Нет.
Учитель: А, что знаете вы о своей семье? Расскажите.
Ответы детей по плану:1.Сколько человек в твоей семье?
2. Какие в ней есть профессии?
3. Каковы общие увлечения?
4. Есть ли у вас, любимые семейные увлечения?
5. За что люди уважают твою семью?
Учитель: Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. (слайд 8)
Ответы детей: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Слайд 7
Учитель: Родители заботятся о вас, а вы в свою очередь должны заботиться о ком? Как?
Ответы детей: Забота о родителях.(слайд9)
Физкультминутка игра «Собери пословицу» (Работа в тетрадях)
Когда семья вместе, / и душа на месте.
Дом красив не углами, / а пирогами
Каков батюшка,/ таковы у него и детки.
4.Работа с дополнительным материалом
Учитель: Есть в России праздник, посвящённый семье - «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. Символом данного праздника является ромашка. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд 10-11)
В давние годы в городе Муроме правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая однажды исцелила его от страшной болезни, с тех пор они были неразлучны. Они умерли в один день и завещали похоронить их в одной могиле. Как ни старались бояре хоронить князя Петра отдельно, он всё равно оказывался вместе со своей женой Февронией. Слайд10
Учитель: Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (слайд12)
- Ставь интересы других людей выше собственных.
- Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
- Уважая других людей, уважай себя.
- Терпимо относись к чужим точкам зрения.
- Умей прощать и не будь обидчив.
- Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
- Проявляй чуткость.
- Будь свободен от лжи и обмана.
- Стремись всё делать как можно лучше.
10.Воспринимай людей как равных себе.
5.Рефлексия
Учитель: Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир, покой и взаимопонимание
Оцените свою активность на уроке. Ответьте на вопросы.
Выбери правильный ответ(Работа в парах)
1.Церковное таинство бракосочетания:
а)Венчание
б)Крещение
в)Миропомазание
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
а)Вечность
б) Богатство
в)Долгую жизнь
Единство любви и испытаний.
3.Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
6. Подведение итогов урока
Учитель: Что является основой семейной жизни?
Ответы детей: Любовь. Уважение. Труд. Взаимопонимание.
Учитель: Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.(слайд 13-14)
Ученик читает стихотворение.
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
- Домашнее задание:
Есть и другие святые, которые покровительствуют семью. Подготовьте сообщение об этих святых. Составьте презентацию на тему «Моя семья», или нарисуйте газету, напишите сочинение ( Задание по выбору).
Литература:
1.Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. Серия «Православия в жизни», «Как сохранить семью» Протоиерей Илия Шугаев, Москва 2012г.
2.http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy- pravoslavija.shtml#n204
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Времена не выбирают" ( материалы к конкурсу "За нравственный подвиг учителя")
материалы к конкурсу "За нравственный подвиг учителя"...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»
Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...
Урок ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Нравственный подвиг учителя.
Цель: Создать условия для формирования понятия о нравственном подвиге вообще и учителя в частности.Задачи:1) Подвести учащихся к пониманию термина нравственный подвиг;2). Формировать такое качество ли...
Описание сайта на конкурс "За нравственный подвиг учителя"
Описание сайта на конкурс "За нравственный подвиг учителя"...