Экологический праздник "Четыре времени в году"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Покидышева Ольга Ивановна

Экологический праздник для учащихся нащальных классов "Четыре времени в году"  - является итогом одноимённого ученического проекта.

Приметы, пословицы, загадки, игры, песни и танцы - всё это даёт возможность расширить детсякий кругозор и повысить интерес к окружающему миру.

Праздник сопровождается презентацией (объём слишком велик для размещения на сайте). Заинтересованным могу выслать лично.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник «Четыре времени в  году».

Слайд 1.

Ведущая: С давних пор повелось на русской земле славить песнями приход снежной зимы, тёплой весны,  жаркого лета, урожайной осени. Приглашали выглянуть красно солнышко, заказывали прилёт птиц и дождь, чтобы напоил землю. Складывались в народе пословицы, поговорки, загадки, припевки о временах года.

    Сегодня у нас в гостях побывают четыре времени года. Они принесут с собой много интересного и поучительного.

   Послушайте мою первую загадку и ответьте, о каком времени года будет в ней говориться.

Слайд 2

Снег на полях,

 Лёд на реках,

 Вьюга гуляет…

 Когда это бывает?

 Дети: Зимой!!!

Выходит девочка в костюме Зимы.

Ведущая: Поздороваемся с нашей гостью!

Проводится хоровод  «Здравствуй, гостья-зима!»

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь по лесам и полям.

Есть раздолье у нас!

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(танец)

Ведущая: С чем ты к нам, зима, пришла?

Зима: С загадками, порадуйте меня своими отгадками.

Слайд 3

  1. Дни его — всех дней короче,

 Всех ночей длиннее ночи.

 На поля и на луга

 До весны легли снега.

 Только месяц наш пройдёт,

 Мы встречаем Новый год. (декабрь)

2. Щиплет уши, щиплет нос,

 Лезет в валенки мороз.

 Брызнешь воду — упадёт

 Не вода уже, а лёд.

 Даже птице не летится,

 От мороза стынет птица.

 Повернуло солнце к лету.

 Что, скажи, за месяц это? (январь)

3. По ночам мороз силён,

 Днём капели слышен звон.

 День прибавился заметно.

 Ну, так что за месяц это? (февраль)

Слайд 4.

4. Без рук,  без ног, а рисовать  умеет. (Мороз)

  1. Гуляет в поле, да не конь,

Летает  в  поле,  да не птица. (Ветер, метель)

  1. Скатерть  бела,  всю  землю  одела. (Снег)

Слайд 5

  1. Без досок, без топоров,

Через реку мост готов.

Мост, как синее стекло!

Скользко,  весело,  светло! (Лёд)

  1. Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь  –  вода в руке. (Снежинка) Молодцы, ребята! А какие приметы зимы вы знаете?

Дети:   Слайд 6

  1. Больше снега — больше хлеба.
  2. Воробьи дружно чирикают - это к теплу.
  3. Гром зимой — жди сильные холода.
  4. Длинные сосульки в конце февраля — к долгой весне.
  5. Дым из трубы столбом — к холодам.
  6. Если зимой сухо и холодно, то и летом будет сухо и жарко.

Зима: Молодцы, ребята!

Ведущая:  Зимушка-зима, прими в подарок от нас песню- Слайд7______________________________________________________

Ведущая: Ребята, какой у вас самый любимый зимний праздник?

Слайд 8. Дети:  Новый год!!!

Ведущая: Скажите, обязательно ли рубить ёлки в лесу, чтобы ставить в комнате на Новый год?

Дети: Нет! Нужно ставить искусственные!

Ведущая: Какую роль играют сосны и ели в природе?

Дети:  Деревья задерживают снег,  на берегах водоёмов – движущиеся пески. Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки.

Ведущая: Деревья нужно беречь, тем более, что искусственная ёлка может выглядеть ничуть не хуже, если её украсить вот такими ёлочными игрушками.

Сдайд 9. Дети   исполняют   танец    ёлочных   игрушек.

Зима: Очень хорошо вы поёте и танцуете! А  сейчас  объясните  мою  пословицу:

            Мороз не велик, да стоять не велит! (ответы детей)

Слайд 10. Зима: Правильно!

Ведущая: Да, холодно  зимой! Мороз не велик, да стоять не велит!

Зимой на улице нужно много двигаться, играть в разные игры, чтобы не замёрзнуть.

 И сейчас мы с вами сыграем в снежки!

Проводится игра в снежки. (2 на 2 + 10 снежков)

Зима: Полно, беленький снежок, на земле лежать.

            Время, беленький снежок,  тебе таить,  пропадать.

            Во долинушку стекать и сыру землю питать.  (Садится на сцене)

Хотите узнать, как зверушки зиму провели?

Слайд 11.

Сценка «Как звери зимовали» (ёж, белка, лиса, волк, медведь)  

Ёж: Я спал. Похудел.

Белка: У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышками питалась. Изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк: Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

Увидал обед у пня.

А обед во все лопатки

Убежал от меня.

Вот несчастье, вот беда!

Быстроногая еда!

Медведь: Без заботы и тревоги

Спал медведь в своей берлоге!

Спал всю зиму для весны.

Ёж: И, наверно, видел сны?

Медведь: Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет, вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода!

Ёж: Заспешил медведь наружу.

Медведь: Заливает – не до сна!

Ёж: Вылез он и видит - лужи!

Тает снег, пришла весна!

_____________________________________________________________________________

Слайд 12

Ведущая: Тает снежок, ожил лужок,

                   День прибывает,

                   Когда это бывает?

Дети: Весной!

Ведущая: Вода с гор потекла – весну принесла.

Весна: Я – Весна - красна,

             Бужу землю ото сна,

             Наполняю соком почки,

             На лугах ращу цветочки.

             Прогоняю с речек лёд,

             Светлым делаю восход.

             Всюду в поле и в лесу

             Всем я радость принесу!

Ведущая: В природе бывает три весны:

                    Весна света – март, Весна воды – апрель, Весна зелёной травы – май.

                   С  чем ты к нам, Весна, пришла?      

Весна: С загадками, да с закличками:

ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ

1.-1      Слайд 13

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса  

Значит, к нам пришла ... (ансев)

2.-2   Слайд 14

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад -

Заглянул к нам месяц ... (трам)

3.-3

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел ... (ьлерпа)

4.-1

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает... (йам)

5.-2

Здесь на ветке чей-то дом  

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ... (одзенг)

6.-3         Слайд 15

Новоселье у скворца  

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ... (кинчеровкс)

        1   Скворушка прилетай,

             Себе домик выбирай.

             На дереве высоком,

             С крылечком широким.

        2   Ты почаще свищи,

             Да позвонче дуди,

             Звонки песни выводи!

         3  Мы  весняночку поём –

             Весну красную зовём.

Исполняется песня о Весне.  Слайд 16,  17.

Весна:  Спасибо за песню! А какие приметы весны вы знаете?

Слайд 18. Дети:

  1. Длинные сосульки – к долгой весне.
  2. Ранний прилёт грачей – ранняя весна.
  3. Лесные птицы вьют гнёзда с южной стороны дерева – лето будет холодным.
  4. Соловьи поют  всю ночь -  сухой погоде.
  5. Поздний расцвет рябины – к долгой осени.

Весна:  Молодцы!

Ведущая: Рады все приходу весны.  Люди устраивают пикник  на природе. Но  часто природа после таких гостей, очень страдает.  Слайд 19.

   Предлагаем отыскать на рисунке все ошибки, которые указывают на нанесённый  ущерб  природе.

(слайд с рисунком – костёр,  мусор,  битые бутылки к пожару, громкая музыка,  срубленные деревья, надписи на деревьях,  сорванные цветы,  вытоптанные растения…)

 Ведущая:  Конечно, отдыхать  необходимо, соблюдая правила поведения на природе. И есть множество игр на свежем воздухе. Мы с вами сейчас поиграем в одну из них. Называется она – «Горелки».   Слайд 20.

Проводится игра «Горелки».

Весна:  Уж ты, ласточка, ты касаточка,

              Ты возьми ключи, лети на небо,

              Ты запри зиму, отопри лето!

____________________________________________________________________________

Слайд 21. Ведущая: Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает, когда это бывает?

Дети: Летом!

Выходит Лето (под музыку «Что такое лето?»):

Что такое лето?

Это много света,

Это поле, это лес,

Это тысячи чудес,

Это в небе облака,

Это быстрая река,

Это яркие цветы,

Это синь высоты,

Это в мире сто дорог

Для ребячьих ног.

Ведущая: С чем пришло ты к нам ЛЕТО?

Слайд 22.   Лето: С  ПРИМЕТАМИ и ПОСЛОВИЦАМИ

 1.Лето дождливое - зима снежная, морозная.

 2.Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.

3. Если пауков видно много, жди хорошей погоды.

4. Если воздух над лесом посинеет, будет тепло.

Слайд 23. ИЮНЬ:

 1.Июнь – конец  пролетья, начало лета.

 2.Июнь - разноцвет дня свободного нет!

 3.Если первые два дня июня льёт дождь - весь месяц сухой.

 4.Если во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.

Слайд 24. ИЮЛЬ:

 1.Июль - макушка лета.

 2.Июль - месяц ягод, зеленая страда.

 3.Если в июле тучи постираются по небу полосами, будет дождь.

 4.Зеленоватая окраска луны - признак наступления сильной засухи.

Слайд 25.  АВГУСТ:

 1.Август - разносол, всего вдоволь.

 2.В августе до обеда - лето, а после обеда - осень.

 3.Августе дуб желудями богат - к урожаю.

Лето: А ещё у меня для всех есть загадки!

ЗАГАДКИ О ЛЕТЕ

Слайд 26.

1.Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться ... (отел)

Слайд 27.

2.Жаркий шар на небе светит  

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя, ... (ецнлос)

3.

Вот брильянты на листочках,

Вдоль дорожек и на кочках -

Это что за чудеса?

По утру блестит ...  (асор)

Слайд 28.

 4.Заслонили тучи солнце,

Гром раскатисто смеется.

В небе молний полоса -

Значит, началась ...  (азорг)

5.

Сыплется из туч горох,

Прыгает к нам на порог.

С крыши катится он в сад.

Что такое? Это - ... (дарг)

6.

Он поплачет над садами  -

Сад наполнится плодами.

Даже пыльный подорожник

Рад умыться в летний ... (киджод)

ВЕДУЩАЯ: Прошёл дождик, выглянуло солнышко. Летом всё вырастает,  всё поспевает!
Слайд 29. Если хочешь быль здоров, обойтись без докторов,

В игры разные играй, витамины принимай!

Выступление ОВОЩЕЙ,  ФРУКТОВ  и ЯГОД

1.Я – морковка, рыжий хвостик.

 Приходите чаще в гости.

 Чтобы глазки заблестели,

 Чтобы щечки заалели,

 Ешь морковку, сок мой пей,

 Будешь только здоровей!

2. Я – толстый красный помидор, 

 Люблю детишек давних пор.

 Я – витаминов сундучок,

 А ну-ка, откуси бочок!

3. Я – и свежий, и соленый.

 Весь пупырчатый, зеленый.

 Не забудь меня, дружок,

 Запасай здоровье впрок.  (Огурец) 

Слайд 30.

4. А я - сочная капуста,

 Витаминами горжусь.

 В голубцы, борщи, салаты

 Я, конечно, пригожусь.

 А какие вкусные

 Щи мои капустные!

5.  Подкрутил усы горох: чем я плох?

 Совсем не плох.

 Мы, бобовые, гордимся,

 Что для разных каш годимся,

 Что плоды у нас в стручках,

 Как в волшебных сундучках.

 Но полезные белки

 Мы не прячем под замки.

 Те, кто с детства дружат с нами,

 Те растут богатырями.

Слайд 31.

6. Я - не птичка-невеличка.

 Я – полезная клубничка.

 Кто подружится со мной –

 Не простудится зимой!

7. Яблоко - чудесный фрукт

 Я расту и там и тут

 Полосатое, цветное

 Свежее и наливное

 Сок мой тоже всем полезен,

 помогает от болезней.

Слайд 32.

8. Называют меня грушей. 

 Я скажу, а ты послушай:

 Полюбите меня, дети!

 Я полезней всех на свете.

9. А я дыня – желтый бок.

 Кто тут, дети, занемог?

 Вкусная, медовая,

 Прогоню хворобу я.

Ведушая: А сейчас предлагаю вам вспомнить лекарственные растения и

Слайд 33. Ответить на интересные   вопросы викторины  «Лекарственные растения»:

  1.  Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

  1. Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

Слайд 34.

  1. Какие растения употребляют при простудах?

(Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

Слайд 35.

  1.  Какое растение получило название «мяун-трава»? Успокаивающее. (Валериана).

Слайд 36.

  1.  Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

Слайд 37.

  1.  Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку?

(Соком чистотела).

Ведушая:  Молодцы! Берегите растения…,  а отправляясь за ягодами,  пойте такую песенку:

Песня «Ягодки» + танец с лукошками  Слайд 38.

Музыка К. Костина, слова И. Лагерева

1.Пусть невелики пока мои Годки

Собирать уже умею Ягодки.

Припасу заранее Туесок

Ведь у каждой ягодки

Есть свой срок.

ПРИПЕВ: Слайд 39.

Ягода малина, ягода черника

Ягода душистая - земляника.

А вчера узнала я

Целый день смеюсь – Слайд 40.

Оказался ягодкой,

Ягодкой! Арбуз!!!

2.Хитрую затеяла со мной Игру  Слайд 41.

Я рукой листок тихонько Уберу.

От меня не скроешься Так и знай,

Поскорей, проказница, Вылезай!

ПРИПЕВ   Слайд 42,  43.

3.Изучила правило я Назубок Слайд 44.

Две в корзинку и одну На зубок.

Принесу, порадую Всю семью

Песенку про ягодки Пропою:

ПРИПЕВ: Слайд 45.

Ягода малина, ягода черника

Ягода душистая - земляника.

Радовать они нас

Будут круглый год  Слайд 46

Будем есть варенье

Будем пить компот.

Вот!

Повтор припева: Слайды 47,  48.

Слайд 49.

  1. Лес насыплет землянички

 Полный-полный кузовок,

 По секрету скажут птички,

 Где же спрятался грибок.

  1. Можно прыгать и смеяться,

 И все это неспроста.

 И должны мы вам признаться:

              Лето - это красота!

Ведущая: Кто не любит лето? Лето любят все. Солнце сияет, птички поют, лягушки квакают, кузнечики стрекочут. И вам, ребята, раздолье летом. Можно купаться, загорать, да в разные игры играть! И я вам предлагаю сыграть в Игру "Осьминог".  Слайд 50.

 Чем больше участвует детей, тем лучше. Водящий (осьминог) ловит детей, перебегающих с одного места на другое. Если кого-то поймал, то они вдвоём, зацепившись за руки, ловят других, каждый раз осьминог становиться всё длиннее и длиннее. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут одним осьминогом.

Лето: Много игр и развлечений летом – их не счесть

           Но проходит лето, время вам за парты сесть!

Слайд 51.  Ведущая: Пустеют поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

Лето: Уступаю место красавице осени!

_____________________________________________________________________________

Осень:

Если на деревьях

 Листья пожелтели,

 Если в край далекий

 Птицы улетели,

 Если небо хмурое,

 Если дождик льется –

 Значит это время года

 Осенью зовется!

Я тоже пришла к вам со своими  загадками:

Слайд 52. ОСЕННИЕ ЗАГАДКИ  

1.Осень в гости к вам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно... (дапотсил)

Слайд 53.

2.Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (ьрбятнес)

4.Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (ьрбятко)

5. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!   (ьрбяон)

Ведущая: Молодцы! Весна красна цветами, а осень снопами.

Давйте послушаем ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ и ПОСЛОВИЦЫ

Слайд 54. ОСЕНЬ

  1. Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.
  2. Теплая осень - к долгой зиме.
  3. Осенью серенько утро, так жди красного денька.
  4. Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.
  5. Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.

Слайд 55. СЕНТЯБРЬ

  1. Холоден сентябрь, да сыт.
  2. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
  3. Паутина стелется по растениям - к теплу.
  4. Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме.
  5. Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.

Слайд 56. ОКТЯБРЬ

  1. Октябрь - месяц близкой пороши.
  2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.
  3. В октябре гром - зима бесснежная.
  4. Осенний иней - к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
  5. В октябре луна в кругу - лето сухое будет.
  6. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Слайд 57.  НОЯБРЬ

  1. Ноябрь - ворота зимы.
  2. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
  3. Ноябрь - сумерки года.

Слайд 58. Песня «Осень наступила»+ танец с зонтами

1.Осень, осень наступила,

 Листья осыпаются.

 Солнца нет и потемнело,

 Дождик начинается.

 Кап-кап на дорожки,

 Кап-кап на ладошки.

 Дождик землю поливай,

 С нами поиграй.

2. Паучки, жучки и мошки

 Прячутся, скрываются,

 И в далекую дорогу

 Птички собираются.

 Кап-кап на дорожки,

 Кап-кап на ладошки.

 Дождик землю поливай,

 С нами поиграй.

Ведущая: А вот ещё одна загадка:

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...(ыцитп) Слайд 59.

Сейчас мы с вами поиграем в игру:

Слайд 60. Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Ведущая называет птицу, если птица перелётная, то дети машут руками,

 если – зимующая, то присаживаются.

Слайд 61. 

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

И вся природа засыпает на всю зиму до весны, а там не за горами вновь лето!

Слайд 62.

Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать!

Так давайте сбережём

Наш природный щедрый дом!

ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ В ГОДУ

Слова М. Пляцковского,  музыка Птичкина

Слайд 63.

1.Четыре времени в году

Меняют цвет земли моей.

Никак ответ я не найду:

Какое мне из них милей?

Слайд 64.

2.Четыре времени в году

Природе дарят новизну.

Я лето жду, я осень жду,

А также – зиму и весну.

Слайд 65.

3.Четыре времени нельзя

Друг с другом спутать никогда,

И все они – мои друзья

 Узнать их можно без труда.

Слайд 66

4.Они спешат в мои края

Через поля, через леса.

Есть в каждом времени своя

Неповторимая краса.

Ведущая: Вот и подошёл к концу наш праздник. Надеюсь, что вы расширили свои знания о временах года, о жанрах устного народного творчества, о необходимости бережно относиться к природе и вести здоровый образ жизни.

Слайд 67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

Классный час "Путешествие во времени", посвященный Году Российской истории

С помощью виртуальной "Машины времени" ребята знакомятся с одними из самых значимых событий в истории России - созданием Российского государства, Ледовым побоищем, изгнанием из Москвы польских интерве...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Конспект урока по "Окружающему миру" на тему "Времена года. Смена времен года" для 2 класса.

Конспенкт урока по предмету "Окружающий мир" 2 класс УМК "Перспектива"....

Времена года. Смена времен года.

Формирование у учащихся  представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах года, причинах смены времён года....

«Ориентирование во времени: время года «Зима». Признаки времени года».

Технологическая карта по развитию психомоторики и сенсорных процессов...