Исследовательская работа Победитель «II муниципальных Свято-Елизаветинских Чтений» Благотворительность на стыке столетий
статья на тему

Андюкова Елена Владимировна

«Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» - под этим призывом каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел».

Еженедельно на  канале рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении.

Благодаря зрителям за 94 четверга в фонды перечислено 1 739 408 792  рубля

Поэтому когда были предложены темы наших чтений, мы, не задумываясь, решили изучить тему благотворительности. И начать свое исследование мы решили с  персонажа комедии Николая Гоголя «Ревизор» Артемия Филипповича Земляники – «попечителя богоугодных заведений» -  сплетника и кляузника, который из корысти выдаёт мнимому ревизору всю подноготную коллег-чиновников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elizavetinskie_chteniya.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

 МОУ-СОШ с. Орловское имени Героя Советского Союза Венцова В.К. (Венцеля В.К.)

Исследовательская работа

Победитель «II муниципальных Свято-Елизаветинских Чтений»

 

 Благотворительность на стыке столетий

 

                                                        Выполнили учителя  начальных классов: Андюкова Елена Владимировна,

Глинская Ирина Николаевна 

2016 г

Содержание

I. Ведение                                                                                                             3 стр.

I. 1. Обоснование выбора темы, её актуальность

и практическая значимость                                                                                 3 стр.

 

I. 2. Объективная область исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования, основная гипотеза –                                                                    3 стр.

II. Теоретический анализ изучаемых вопросов                                           4 стр.                       

II. 1. Основные понятия, используемые в работе «богоугодные заведения», «общественное презрение», «благотворительность»                                       4 стр.

II. 2. Краткий анализ литературы по теме исследования                                 4 стр.

II. 3. Основные этапы развития и становления богоугодных заведений        5 стр.

II. 4. Саратовские  богоугодные заведения и благотворительность               8 стр.

III. Выводы                                                                                                          9 стр.

III. 1. Вывод о подтверждении выдвигаемой гипотезы                                    9 стр.

III. 2. Изучение истории состояние социальной защиты в нашем районе     9 стр.

III. 3. Значение возрождения благотворительности и выводы по работе     10 стр.

Список литературы                                                                                         11 стр.

I. Введение

I.1. Обоснование выбора темы, её актуальность и практическая значимость

«Завтра будет поздно. Помогите сейчас!» - под этим призывом каждый четверг в эфире Пятого канала проходит акция «День добрых дел».

Еженедельно на  канале рассказывают историю ребенка, остро нуждающегося в лечении.

Благодаря зрителям за 94 четверга в фонды перечислено 1 739 408 792  рубля

Поэтому когда были предложены темы наших чтений, мы, не задумываясь, решили изучить тему благотворительности. И начать свое исследование мы решили с  персонажа комедии Николая Гоголя «Ревизор» Артемия Филипповича Земляники – «попечителя богоугодных заведений» -  сплетника и кляузника, который из корысти выдаёт мнимому ревизору всю подноготную коллег-чиновников.

Нет, нас он не интересует, а представляется нам интересными, упоминаемые в комедии «богоугодные заведения», существовавшие в те времена, когда писалось это произведение. Именно в этой области хотелось бы нам провести свое исследование, так как здесь содержится ряд вопросов, на которые мы попытаемся найти ответы.

Мы не сомневаемся в его актуальности, потому что в наше время возрождается интерес к добровольному участию граждан в решении глобальных общественных проблем, поэтому мы бы хотели изучить вопрос о том, как раньше развивались богоугодные заведения, и какую роль в их работе играла благотворительность.

I.2. Объективная область исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования, основная гипотеза

Мы определили целью своего исследования – историю развития богоугодных заведений в России и Саратовском крае и процесс их превращения в социальные институты современного общества.

Задачи нашей работы:

- изучить вопрос о происхождении и смысле термина «богоугодные заведения», «благотворительность»;

- проследить историю развития таких заведений в России и Саратовском крае;

- показать процесс трансформации этих заведений в современные социальные учреждения;

- изучить особенности работы некоторых социальных учреждений на примере нашего района в современные дни.

Объектом нашего исследования является история развития богоугодных заведений в России и нашем края, а также процесс их трансформации в социальные учреждения.  

Мы выдвигаем гипотезу о том, что богоугодные заведения прошлого – это современные органы социальной защиты и социального обслуживания населения. Современные учреждения имеют отличия от богоугодных заведений прошлого, но предполагаем, что в их функционировании и организации есть общие черты.

II. Теоретический анализ изучаемых вопросов

II. 1. Основные понятия, используемые в работе «богоугодные заведения», «общественное презрение», «благотворительность»

В самом начале своего исследования нам представляется важным подробно остановиться на понятиях, которые мы будем употреблять в своей работе, тем более что мы ставили это одной из задач.

Богоугодные заведения — всякого рода учреждения, преследующие благие или благотворительные цели.

«Богоугодные заведения в истинном смысле этого слова появились вместе с победой христианства, когда возникли дома для питания сирот, дома для престарелых, больницы, воспитательные дома, странноприимные дома1.  

Термин «призрение» («общественное призрение») применяют к сфере социальной реабилитации основных категорий населения, нуждающихся в помощи, а именно: детей, стариков и инвалидов2.    

Понятие «благотворительность» у Даля: «делать добро». В словаре  И. А. Ефрона: «Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность спешить на помощь к неимущему»3.

 В «Большой Советской Энциклопедии» (1927) отмечается, что «благотворительность – представляет явление, свойственное лишь классовому обществу…, социальная структура которого обусловливает хроническое пребывание определенной части общества в состоянии бедноты и нищеты». В «Словаре русского языка» (1967) уточняется, что «благотворительность» есть книжное устаревшее понятие. В «Большой Советской Энциклопедии», (1970)  понятие «благотворительность» опущено»4.

Мы раскрыли основные понятия, необходимые в нашем исследовании и ответили на вопрос, что же такое богоугодные заведения, общественное призрение и благотворительность, и в какой зависимости находятся эти понятия друг от друга. Для нас это важно, так как мы опираемся на положение своего исследования о том, что деятельность богоугодных заведений во многом была связана с благотворительностью.

II. 2. Краткий анализ литературы по теме исследования

Говоря о степени изученности наших проблем и их освещении в литературе, то мы, к сожалению, не имеем возможности проанализировать все источники по данной проблеме и воспользуемся материалами интернет-ресурсов. Вот что по этому вопросу нам удалось найти в исследовательских работах по данной проблеме других авторов.

«Большая часть литературы по тематике благотворительности относится ко второй половине XIX - началу XX столетия – периоду возрастания интереса к явлению благотворительности, образования большого количества благотворительных обществ и заведений.   По подсчетам современных исследователей по вопросам благотворительности в дореволюционный период были опубликованы 323 работы 5.  

Другой период как отмечают исследователи – это литература с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время.  Были опубликованы работы А.Н.Боханова, П.В.Власова, П.И. Нещеретного, JI.B. Бадя, Г.Г. Силласте, М.В.Фирсова, в которых дана характеристика и классификация основных этапов развития благотворительности в России.  В этих работах проводится тщательный анализ истории богоугодных учреждений, благотворительности в России и развития системы социальной защиты и помощи на современном этапе.

II. 3. Основные этапы развития и становления богоугодных заведений

Таблица 1.

Этапы развития благотворительности в России

Период

Характеристика

1

I этап - IX- XVI вв. 

В этот период благотворительность начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включалась в обязанности государства.  Дело в том, что в этот период дети не осознавались государством и церковью как ценность для общества и простой народ не оставался безучастным к судьбам сирот.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция. «В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 году Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что  необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход. Первое богоугодное заведение для нищих и старцев на Руси появилось в Переяславско - Троицком монастыре в начале XVI века»7.

2

II этап - с начала XVII века до реформы 1861 года. 

В начале XVII происходит зарождение государственных форм призрения, начинают открываться социальные учреждения. «Историю призрения детства на Руси связывают с указом царя Фёдора Алексеевича (1682), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте, ремёслам.

Но более всего известно имя великого реформатора – Петра I8. Известен Указ царя от 8 июня 1701 года о создании богаделен для приюта нищих, убогих и больных.  В 1706 году открываются приюты для «зазорных (брошенных) младенцев». Когда дети подрастали, их отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, старше 10 лет - в матросы, подкидышей или незаконнорожденных – в художественные училища.

Екатерина Великая построила в Москве в1763 г., а потом в Петербурге 1772 г. императорские воспитанные дома для «зазорных детей»9.

3

III этап - II половина XIX века – начало XX века

В XIX в. число благотворительных обществ и заведений общественного призрения значительно увеличилось.

«В 1891-1899 годах было создано свыше половины (53%) всех благотворительных обществ, возникших в стране с 40-х годов XIX в. К началу ХХ в. в Российской империи насчитывалось более 11 тыс. благотворительных учреждений.  

В конце XIX в. благотворительные учреждения распределялись следующим образом: богаделен - 1514, детских приютов - 763, учреждений медицинской помощи - 350, школ благотворительного характера - 463, дешевых столовых - 125, ночлежных домов - 67, домов трудолюбия - 67, яслей - 50, странноприимных домов - 40, дешевых квартир - 82, народных читален - 34. Всего насчитывалось 3555 благотворительных учреждений.  

В начале ХХ века благотворительность в России переживала пик своего развития. Как отмечают исследователи, на каждые 100 тысяч жителей приходилось 6 благотворительных учреждений. «По данным на 1900 год 82% благотворительных заведений были созданы и состояли под патронатом частных лиц, затем следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (2%). Всего в 1902 году в Российской империи было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений  и 19108 приходских попечительских советов13.

4

IV– этап

1917 г. – конец XX века

В литературе отмечается, что с 1917 г. любая благотворительность была объявлена идеологически вредной.  В период советской власти, которая не признавала, что гражданин СССР может нуждаться еще в чем-то, кроме ее заботы и руководства, на благотворительность был фактически наложен запрет. Однако к 40-м годам  в России   были организованы - отделы по охраны материнства и детства, отдел опеки несовершеннолетних и прочие»14 они развивали  свою деятельность в таких направлениях: охрана матери и грудного ребенка; работа в детских домах; деятельность по обеспечению несовершеннолетних, обвиненных в противоправных действиях; раздача продовольственных пайков; обеспечение воинов-инвалидов; медпомощь»15.

В конце 50-х годов начался новый этап развития социальной зашиты и формирования ее органов в СССР. Мы выяснили, что в 1956 г. Верховный Совет СССР приняла Закон о государственных пенсиях,  которым  было положено начало общему государственному пенсионному обеспечению работающих.  

«В 1961г. на Министерство социальной защиты положено выполнение таких функций: выплата пенсий; организация лечебно-трудовой экспертизы; трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей16, бесплатное медицинское обслуживание.  

5

V- этап  - 1990 г. по наше время

В России 90-х годов XX века идет большой спад развития благотворительности. 2007 г. – 123 место в мировом рейтинге. Однако уже к 2010 г. –   в России функционирует 107 благотворительных организаций с годовым оборотом 23 млрд. руб.  В настоящее время создан Союз Благотворительных Организаций России, объединяющий около 3 тыс. благотворительных организаций и фондов. Сущность социальной защиты России отражается в первую очередь в Конституции Российской Федерации. В статье 39 основного закона указывается, «что социальная защита является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации и может предоставляться в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и иных форм»8.

Таким образом, мы уже частично выполнили ещё одну из поставленных задач – проанализировали главные этапы развития богоугодных заведений в России и попутно отметили ту большую роль, которую играла в их развитии благотворительность.  

Превращение богоугодных заведений из различного рода учреждений общественного презрения и попечительства в систему социальных учреждений осуществляется уже в советский и постсоветский период. Так мы подтвердили наше предположение о том, что богоугодные заведения действительно трансформировались в различные учреждения органов социальной защиты.

II. 4. Саратовские  богоугодные заведения и благотворительность

Для нас представляет интерес краеведческий материал по изучаемому вопросу. Опираясь на очерки Г. И. Панова по истории богоугодных заведений  Саратовского края, мы хотели остановиться подробней на развитии отдельных учреждений и роли в их работы благотворительности.

1843 год. В Саратове открыт первый детский приют, который относился к ведомству императрицы Марии Федоровны, получивший название Мариинский.

1860 год. Создано Саратовское Дамское Попечительство о бедных, которое занималось поддержанием благотворительных заведений.  

1873 год. В Саратовской губернии основан учебно-исправительный приют для несовершеннолетних преступников, которых обучали грамоте, закону Божию.

1889 год. В Саратове открыт дом трудолюбия, где безработные находили приют и заработок.

1892 год. В Саратовском доме трудолюбия устроен детский ночлежный приют.

1898 год. В Саратове организовано "Саратовское общество пособия бедным", основной целью которого являлось улучшение материального и нравственного состояния бедных.

1900 год. Из Саратовской губернской газеты: "Мы не ошибемся, если скажем, что, вероятно, редкий русский город имеет так много различных учреждений благотворительных и обществ, как Саратов".

1992 год. Создано управление социальной защиты населения Саратовской области.

1996 год. Создано министерство труда и социального развития области.

2004 год. Создано министерство здравоохранения и социального развития области.

2007 год. Создано министерство социального развития Саратовской области

III. Выводы

III. 1. Вывод о подтверждении выдвигаемой гипотезы

Таким образом, опираясь на изученные нами источники, мы доказали правильность нашей гипотезы – богоугодные заведения прошлого действительно трансформировались в органы социальной защиты советского государства и преобразовались в современные учреждения. Сохранилась их основная структура и главные направления работы – поддержка малообеспеченных, инвалидов разных категорий, выплата социальных пособий и др. В постсоветской России к государственным средствам, выделяемым на социальные цели, добавляются благотворительные пожертвования, что вполне можно назвать продолжением лучших традиций.

III. 2. Изучение истории состояния социальной защиты в нашем районе  

В Марксовском районе Саратовской области имеется сеть реабилитационных учреждений социальной защиты населения: приют „Вера“, Дом ребенка,  Подлесновский дом-интернат для ветеранов войны и труда, ГСУ „Орловский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей“.

В Саратовской области насчитывается около 16 Домой-интернатов для престарелых и инвалидов. Один из них находится в  п. Подлесное  (2002 г.) На базе дома-интерната с 2003 года открыто 4 отделения милосердия для проживающих, нуждающихся в дополнительном уходе. Каждое отделение милосердия рассчитано на 25 человек.

Более подробно мы бы хотели рассказать о ГСУ „Орловский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей“, так как мы проживаем в с. Орловское и история нашего села напрямую связана с историей этого заведения. Детский дом  был основан 08.06.1937 года, как детский дом для детей эмигрантов из Испании. После эвакуации детей на Родину, в 1961 году, был организован дом инвалидов для умственно-отсталых детей на 50 мест  со штатом 32 единицы.  В настоящее время в детском доме проживает 160 воспитанников в возрасте от 4 до18 лет, их обслуживает штат 140 человек.  

Главное внимание уделяется сохранности здоровья воспитанников. Коллектив работает по трем направлениям: медико-социальная, социально-реабилитационная, психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями.
Наша школа и наши ученики  по возможности, активно взаимодействуют с воспитанниками Детского Дома. Так как данное учреждение закрытого типа, у нас нет возможности напрямую общаться с ребятами Дома-интерната, но мы ежегодно участвуем в различного рода социальных акциях: собираем игрушки, книги и концтовары для воспитанников Дома. Рисуем для них рисунки, делаем картины, пишем письма и сочинения.  

III. 3. Значение возрождения благотворительности и выводы по работе.

Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней его формой были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития. Нас поразило, что с XIX века благотворительность в России приобрела особенно широкий размах. Многие исследователи называют это столетие «золотым веком» русской благотворительности.

В нашем исследовании мы проследили судьбу богоугодных заведений и их трансформацию в органы социальной защиты в наше время. Это связь очень устойчивая, в 2016 году социальная защита в России отмечает свое 315летие, считая своим началом Указ Петра I от 8 июня 1701 года. Значит, мы сделали правильные предположения, что богоугодные заведения прошлого это сегодня учреждения, которые реализуют социальную политику государства. Существенным отличием является то, что в прошлом они практически все содержались на деньги благотворителей, а сейчас к государственному обеспечению помощь благотворителей является хорошим дополнением. Главное, что мы поняли – это то, что наше государство опять дает возможность всем желающим проявить свои лучшие душевные качества – милосердие и сострадание к тем, кто в этом нуждается.

Список литературы

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
  2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов; общ. ред. А.К. Голицын. - М., 2001
  3. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси // Наука и жизнь. 2006. №10.
  4. Колебакина Е. Ю. Общественное призрение и благотворительность конец XVIII – начала XX вв. М., 2002
  5. Конституция РФ 1993 г.
  6. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998.
  7. Г. И. Панов Избранные труды. Благотворительность и социальное призрение М. 2008 г.
  8. Социальная политика государства. Под ред. В.Ф. Уколова. - М., 1997.
     Ульянова Г. Н. Церковноприходские попечительства как структурная единица // Благотворительность в России.СПб., 2004.
  9. Фирсов М.В. Истории социальной работы в России. - М.: Гуманит, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...

Муниципальный конкурс исследовательских и проектных работ «Дебют в науке» в номинации "Природа просит помощь"

Этот  проект поможет в проведении экологического праздника. В нем раскрываются экологические проблемы леса. В приложении вы увидите авторскую сказку "Человек и природа"....

Итоги детско-юношеских Свято- Елизаветинских чтений "Белый ангел России"

Итоги детско-юношеских Свято- Елизаветинских чтений "Белый ангел России"...

Приказ об итогах проведения пятых детско - юношеских Свято - Елизаветинских чтений "Белый Ангел России" от 03.12.2021 г.

Приказ об итогах проведения пятых детско - юношеских Свято - Елизаветинских чтений "Белый Ангел России" от 03.12.2021 г....