Педситуации
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Педагогические ситуации
1. Учитель дает 2 классу задание, а ученик Петя не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»
Проблема: Отказ от работы на уроке.
Причины:
1. Отсутствие мотивации, интереса к работе на уроке;
2. Отрицательное отношение к предмету/ учителю;
3. В целом физическое и моральное состояние учащегося;
4. Материал чужд ребёнку.
Задачи:
1. Включить учащегося в работу;
2. Выяснить у мальчика индивидуально, почему он не делал задание, справиться о его состоянии;
3. Ещё больше увеличить количество видов деятельности на уроке, обеспечить более частую переключаемость учащихся;
Способы решения:
1. Проигнорировать слова ученика и работать с той частью класса, которая готова к взаимодействию.
2. Пригрозить мальчику двойкой и замечаем в дневник.
3. Сказать, что, когда работа закончится, он первым будет представлять свои результаты.
4. Сменить работу в классе. Например, предложить данному ученику более творческое задание (если у ребёнка есть к этому склонность) или же предложить работу в парах.
«Ты не хочешь этого делать один? Выполни задание вместе с соседом»
«Петя, я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме».
2. Учащийся 3 класса Алексей говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь»
Проблема: не соблюдение дисциплины.
Причины:
· Особенность семейного воспитания детей;
· Психосоматические особенности;
· Несформированность представлений о требованиях к ученику начальной школы;
· Недостаточно проведённая работа с учеником, родителями.
Задачи:
· Выяснить у ученика причины отсутствия тетради;
· На время обучения обеспечить ученика тетрадью, в которой он смог бы работать;
· Провести индивидуальную беседу с учеником;
· Провести беседу с классом, напомнив им о подготовке к новому школьному дню;
· Провести индивидуальную беседу с родителями ученика о регулярном отсутствии тетради и неготовности к уроку.
Способы решения:
1. Записать замечание в дневник ученика и вызвать родителей в школу.
2. Проигнорировать ситуацию, при всём классе сделав выговор ученику: «Ты постоянно всё забываешь! Сам ищи листок, на котором будешь писать!».
3. Поинтересоваться у ученика: «А почему ты её забыл? Ты не собрал свой портфель с вечера?». После этого необходимо обеспечить ученика тетрадью/листком, на котором он мог бы работать в течении урока. После уроков, провести беседу с учеником: «Лёша, ты уже не в первый раз забываешь принести тетрадь, с чем это связано? Ты не делаешь задание, и поэтому не приносишь тетрадь? Или ты просто забываешь её положить в портфель? Помнишь, мы говорили, что портфель ученик должен собирать с вечера». Далее стоит в рамках классного часа напомнить ученикам о памятки прилежного ученика, в которой стоит отдельное внимание уделить сбору портфеля для нового учебного дня. При разговоре с родителями ученика также стоит напомнить об этом: «Лёша хорошо работает на уроке, но из-за того, что он забывает тетрадь, ему крайне сложно успевать на уроках и выполнять домашнее задание. Прошу обратить ваше внимание на то, как он собирает свой портфель».
3. В первом классе учительница заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Наконец, в день, когда пропала очередная ручка…
Причины:
· Зависть;
· Незнание норм поведения;
· Нелепая шутка, после которой ребёнок забывает вернуть вещь;
· Нехватка материальных средств семьи;
· Возрастные особенности.
Задачи:
· Создать условия для прекращения краж
· Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.
· Создание доброжелательной обстановки в классе
· Диагностические беседы
· Проведение классного часа
Способы решения:
1. Уведомить учеников о том, что в классе происходят кражи;
2. Создать «волшебной коробки» и рассказать о ее функциях;
3. Раздать детям спички (без головок) и сказать, что у того, кто взял чужие вещи спичка вырастет;
4. Повторить нормы поведения;
5. Усилить контроль за учащимися, отношениями в классном коллективе;
6. Сообщить родителям
4. В школе принято пользоваться сменной обувью. Ребята, придя на занятия, переобуваются, кладут обувь в специальные мешочки, которые из-за нехватки места в раздевалке вешают сбоку парты в своем классе. Двое учащихся 4 класса, чтобы первыми уйти домой, тайком переобувались во время урока. Некоторые стали подражать им. Чтобы пресечь это, классный руководитель поступила следующим образом…
Проблема: нарушение школьной дисциплины.
Причины:
· Неуважение учителя классом;
· Несоблюдение правил этики;
· Незаинтересованность учащихся в учебном процессе;
· Невнимание учителя/отсутствие контроля за действиями учеников;
Задачи:
· Привлечение внимания детей
· Напоминание о правилах поведения на уроке
· Озвучивание правил гигиены
· Предложение (обсуждение вместе с учащимися) о новом месте для уличных вещей
· Вовлечение учащихся в учебный процесс
Способы решения:
1. Когда педагог замечает, что его учащиеся переобуваются на уроке , первое, что нужно сделать – это привлечь внимание детей и выяснить проблему. Далее можно этих учащихся (которые переобулись, но не до конца) вызвать к доске для решения заданий (для того, чтобы показать, что не следовала им этого делать во время урока).
2. Можно провести беседу про соблюдение правил норм поведения и гигиены, обсудить это с учащимися и выслушать их предложения. После этого нужно вместе с детьми решить, куда можно вешать вещи для удобства, чтобы они их не отвлекали.
3. Отругать учащихся, собрать их дневники и написать замечание.
5. Учительница 2 класса на уроке математики зачитала отметки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку. В последнем примере 51 – 1 = 50 её ответ был зачеркнут красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учительнице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".
Проблема: Нарушение коммуникации между учителем и учащейся.
Причины:
· Возрастные особенности ребёнка, в частности эмоционально волевой сферы (активизация и торможение);
· Высокомерие учителя, желание показать авторитет в классе;
· Прошлые проблемы во взаимопонимании между учителем и данной ученицей;
· Боязнь девочки получить не отличную оценку;
· Желание девочки получить справедливую оценку.
Задачи:
· Успокоить ребёнка, дать понять причины выставления подобной оценки;
· Восстановить рабочую атмосферу;
· Предупредить повторение подобного впредь;
· Провести классный час по теме «Что значит быть человеком?»
· На родительском собрании упомянуть о том, что оценка хороша тогда, когда подкреплена знаниями, о том, что не стоит требовать и наказывать детей за «нехорошие» оценки.
Способы решения:
1. Оставить всё как есть, не налаживать отношения с девочкой, ссылаясь на то, что это её вина.
2. Похвалить девочку за то, какая она внимательная, нашла такую ошибку. Поговорить с ней после урока и отметить, что в работе есть несколько помарок и исправлений, за что также была снижена оценка. Выразить надежду, что в следующий раз она лучше постарается.
3. Попросить девочку после урока ещё раз показать свою тетрадь. Исправить оценку, похвалить ученицу за внимательность.
Анализ деятельности обучающихся/родителей:
Поведение девочки может быть обусловлено возрастными особенностями, в частности импульсивностью поведения; позицией семьи в отношении оценок ребёнка, повышенностью требований к успеваемости и наказания за неуспех; уровнем воспитания – неумение оценить ситуацию и высказать просьбу в вежливой форме.
Анализ деятельности педагога:
1. Зачитывать оценки за контрольную всему классу психологически не целесообразно. Дети по-разному реагируют на демонстрацию своих достижений и неуспехов. Это может служить замкнутости со стороны ребёнка, нежелания работать. Учитель может просто раздать тетради и спросить, есть ли какие-либо вопросы к оценке или содержанию работы.
2. Не целесообразно показывать детям своё недовольство детям. Это может служить появлению страха и недоверия со стороны учащихся.
6. Звенит звонок на урок. Учительница заходит в свой 1 класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг неё столпились одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой рассказывают, что Таня не хочет угостить их виноградом.
Проблема:Нарушение взаимоотношений учащихся в классном коллективе
Причины:
· Возрастные особенности учащихся;
· Недостаточная сформированность коллектива – проблемы в коммуникации;
· Особенность семейного воспитания детей;
· Обеспеченность семьи девочки;
· Сложность в социализации;
· Невоспитанность детей;
Задачи:
· Восстановить рабочую атмосферу в классе, успокоить детей.
· Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.
· Провести профилактическую работу по предотвращению повторения подобной негативной обстановки в классе.
· Упомянуть на родительском собрании о нецелесообразности продуктов питания в классе.
· Выяснить у родителей причины нежелания девочки делиться, после чего применять меры.
Способы решения:
1. Проигнорировать ситуацию и продолжить урок.
2. Театрально выразить свою разочарованность подобным поведением, после чего рассказать поучительную историю из своей жизни и выходе из подобной ситуации на примере других людей.
3. Провести короткую беседу в классе, попытаться выяснить, что же произошло по мнению сторон и найти компромисс, предварительно упомянув о правилах поведения в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педситуация по теме "Речь наших детей" (конкурс "Учитель Года")
Данный материал успешно может использоваться при проведении родительского собрания. Педагоическаяя ситуация предусматривает деятельностный подход, при которой необходимо провести предварительное...