Коррекционное занятие "Дятел"
методическая разработка (3 класс) на тему
Цель: коррекция нарушений речи в процессе работы с текстом.
Задачи: закрепить правильное произношение звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся; научить учеников самостоятельно определять тему занятия; отработать технику выразительного чтения рассказа; развивать память, эрудицию, творческие способности учащихся, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, умение управлять куклами; научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».
Оборудование: карточки, интерактивная доска, зеркала, мультимедийное оборудование, презентация, книги К.Д. Ушинского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_zanyatie._dyatel.docx | 794.36 КБ |
korrektsionnoe_zanyatie._dyatel.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа № 26 г. Краснодара.
Коррекционное занятие:
«Дятел»
Воспитатель: Алейникова А.Н.
2015г.
Цель: коррекция нарушений речи в процессе работы с текстом.
Задачи: закрепить правильное произношение звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся; научить учеников самостоятельно определять тему занятия; отработать технику выразительного чтения рассказа; развивать память, эрудицию, творческие способности учащихся, мелкую моторику, ориентацию в пространстве, умение управлять куклами; научить критически относится к себе, своим поступкам, анализировать поведение и действия в социуме, формировать понятия «хорошо – плохо».
Оборудование: карточки, интерактивная доска, зеркала, мультимедийное оборудование, презентация, книги К.Д. Ушинского.
Ход занятия:
1.Артикуляционная гимнастика:Цель: научить правильному произношению звуков, как отдельных, так и в речи, автоматизация правильного звукопроизношения, подготовка речевого аппарата учащихся.
- Птенчики.
- Иголочка – лопаточка
- Толстячки – худышки.
2. Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
Вступительное слово:
Цель: активизировать внимание учащихся, нацелить на восприятие нового материала, подвести учеников к самостоятельному обозначению темы занятия.
Мы с вами продолжим знакомиться с рассказами К.Д. Ушинского. О ком сегодня мы будем читать рассказ, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка: Я не молоток – по дереву стучу.
В нём каждый уголок обследовать хочу.
И в шапке красной и акробат прекрасный.
В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… дятел.
3. Выразительное чтение рассказа.
Цель: отработка техники и выразительного чтения рассказа.
Дятел.
Тук-тук-тук! В глухом лесу чёрный дятел плотничает.
Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугались мураши: «Эти-де порядки не хороши!»
Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит, носом кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку, таскает.
Словарь:
Плотничать – работать с деревом, что-то мастерить из дерева.
Мураши – мелкие муравьи или козявки.
Козявки – маленькие букашки.
Чёрный дятел – разновидность дятла.
- Работа над содержанием рассказа.
Цель: проверка понимания прочитанного.
Вопросы:
1.Как называется рассказ?
2. Кто автор рассказа «Дятел»?
3. Кто главные герои рассказа?
4. Где живет дятел?
5. как ведут себя мураши?
6. Почему они прячутся?
7. Как вы считаете, правильно делает дятел или нет? Почему?
- Скороговорка:
Цель: автоматизация звукопроизношения, развитие памяти.
Дятел долбит старый дуб.
Добрый дятел дубу люб.
- Творческое задание.
Представьте себе, что вы дятел, расскажите о себе.
Вопросы-помощники:
- Я кто?
- Простукивая кору и ствол больных деревьев своим крепким клювом, от кого я их избавляю?
- Что помогает мне вытаскивать жуков из узких ходов?
- Какой у меня наряд?
- Где я делаю гнездо для птенцов?
- Я зимующая птица или улетающая в тёплые края?
Рассказ детей.
Я, дятел, лесной доктор. Простукивая кору и ствол больных деревьев своим крепким клювом, я избавляю их от насекомых-вредителей.
Вытаскивать жуков из узких ходов помогает мне тонкий, длинный язык с зазубринками, острые коготки на цепких пальцах и упругий длинный хвост. У меня красивый пёстрый наряд, а красная шапочка лихо сдвинута на затылок. Я вдалбливаю дупло в стволах старых деревьев и делаю в нём гнездо для птенцов.
Весной я даю концерты, а зимой не улетаю в тёплые края.
8. Физминутка:
Цель: снятия умственного напряжения, смена вида деятельности, стимуляция двигательной активности.
Вот на ветки прилетели ( взмахи руками)
В красных шапках дятлы, ( руки на затылок. вниз)
Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками)
Греются на солнышке (руки в замок за спину, прогнуться).
Головой вертят, (повороты головы)
Улететь хотят. ( Взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели
И за парту сели.
- Дидактическая игра.
Цель: развитие логики, мышления, сообразительности.
- Что придумал человек, посмотрев на птиц?
Молоток, гвоздь, самолёт, вертолёт, веер…
- Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. Ласточка.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. Цапля
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. Сорока.
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает. Ястреб.
- Презентация Булгакова И. «Беркут».
- Подбери парное слово.
Человек – нос, птица - …, звери – шерсть, птицы - …,
Рыба – река, птица - …, курица – курятник, ласточка – гнездо.
- Кто как голос подаёт.
Воробей – чирикает, ворона -…. Голубь -…, утка - …. Гусь - …. Сорока - …
- Образуй с помощью приставок и суффиксов новые слова с корнем «лёт»
Полёт, лётчик, перелёт, взлёт, слёт, лётный...
- Суджок (самомассаж кистей рук).
- Графический диктант(презентация).
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Как называется рассказ и кто автор?
- Почему дятла называют доктором леса?
- О каких птицах рассказывали на занятии?
- Подготовить краткое сообщение, презентацию о птицах кавказского биосферного заповедника.
- Какое у вас настроение после занятия, нарисуйте.
- Сделать кормушку для зимующих птиц.
Источники:
- Беседы по рисункам «Уроки К.Д. Ушинского» Дедова М.В.
- «Школа физминуток» В.И. Ковалько
- «1000 загадок» Н.В. Елкина.
- «У тётушки Совы» Д.А. Субботин, А.В. Евстратов.
- Приложение.
Карточка.
_____________________________
- Выразительное чтение рассказа.
Дятел. К.Д. Ушинский.
Тук-тук-тук! В глухом лесу чёрный дятел плотничает.
Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит.
Испугались мураши: «Эти-де порядки не хороши!»
Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит, носом кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку, таскает.
- Вопросы:
1.Как называется рассказ?
2. Кто автор рассказа «Дятел»?
3. Кто главные герои рассказа?
4. Где живет дятел?
5. Как ведут себя мураши?
6. Почему они прячутся?
7. Как вы считаете, правильно делает дятел или нет? Почему?
Графический диктант «Дятел».
Образуй с помощью приставок и суффиксов новые слова с корнем «лёт»:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика . Птенчики.
2. Иголочка – лопаточка.
Толстячки – худышки.
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем: Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. Пальчиковая гимнастика.
ЗАГАДКА. Я не молоток – по дереву стучу, В нём каждый уголок обследовать хочу, И в шапке красной и акробат прекрасный. В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: « Здорово, дрозд-приятель !» И ставит подпись…
ДЯТЕЛ. К.Д.Ушинский.
Словарь: плотничать - работать с деревом, что-то мастерить из дерева; мураши - мелкие муравьи или козявки; козявки - маленькие букашки, насекомые; чёрный дятел - разновидность дятла.
ВОПРОСЫ. 1.Как называется рассказ? 2. Кто автор рассказа « Дятел » ? 3. Кто главные герои рассказа? 4. Где живет дятел? 5. Как ведут себя мураши? 6. Почему они прячутся? 7. Как вы считаете, правильно делает дятел или нет? Почему?
Творческое задание. Вопросы – помощники: Я кто? Простукивая кору и ствол больных деревьев своим крепким клювом , от кого я их избавляю? Что помогает мне вытаскивать жуков из узких ходов? Какой у меня наряд? Где я делаю гнездо для птенцов? Я зимующая птица или улетающая в тёплые края?
ФИЗМИНУТКА: Вот на ветки прилетели ( взмахи руками) В красных шапках дятлы , ( руки на затылок) Распушили пёрышки, (руки вперёд, потряхиваем руками) Греются на солнышке . ( руки в замок за спину, прогнуться) Головой вертят , (повороты головы) Улететь хотят. ( взмахи руками). «Кыш! Кыш!» Улетели И за парту сели.
Дятел долбит древний дуб. Добрый дятел дубу люб. СКОРОГОВОРКА.
Дидактическая игра. Что придумал человек, наблюдая за птицами?
Угадайте, что за птичка: Тёмненькая невеличка, Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два конца? На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тюкнет клювом наугад – Ищет в речке лягушат.
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая Птица сверху налетает И цыплят внизу хватает.
Подбери парное слово. Человек – нос, птица - …, звери – шерсть, птицы - …, Рыба – река, птица - …, курица – курятник, ласточка –….
Кто как голос подаёт. Воробей – чирикает, ворона -…. , Голубь -…, утка - …, г усь - …., с орока - … .
С помощью приставок и суффиксов образуй однокоренные слова. лёт –
Рефлексия. Что нового вы узнали на занятии? Как называется рассказ и кто автор? Почему дятла называют доктором леса? О каких птицах рассказывали на занятии? Подготовить краткое сообщение, презентацию о птицах кавказского биосферного заповедника. Какое у вас настроение после занятия, нарисуйте.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сделайте кормушку, чтобы помочь зимующим птицам пережить голодную зиму.
Спасибо за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Основные направления коррекционно-развивающей и коррекционно-логопедической работы с неуспевающими младшими школьниками.
Данная статья - стремление поделиться положительным опытом взаимодействия и сотрудничества участников педагогического, воспитательного процессов в аспекте деятельности школьного логопеда, стремление о...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Методическая разработка индивидуально-группового коррекционно-развивающего занятия с обучающимися специальной коррекционной школы VII вида «Зимующие и перелетные птицы».
В разработке представлено коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с неродным русским языком 3 класса, специальной коррекционной школы VII вида. Различные коррекционные формы и методы помогут ...
Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...