Родительское собрание на тему "Тише- растет Великий читатель!" 4 класс.
презентация к уроку (4 класс) на тему

Окунева Светлана Сергеевна

Родительское собрание на тему "Тише- растет Великий читатель!" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тише- растет Великий читатель! 4 класс.

Цели:

  1. Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
  2. Познакомить родителей с творчеством Н.П. Шилова.
  3. Дать рекомендации родителям о привитии интереса к чтению.

План:

  1. Семейное чтение.
  2. Творчество Н.П. Шилова.
  3. Успеваемость.
  4. Разное.

Вступление.

Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Светлана Сергеевна, я являюсь студенткой ЧПК №1. Тема моего выступления: «Тише: растёт Великий читатель!» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова». 

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. 

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы. 

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению. 

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? 

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят. 

Немного статистики: 
• Человек воспринимает глазами 70% посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты.
• Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту (это норма 4-5 класса).
• Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А. Энштейн, А. Луначарский. 

Говорить о пользе чтения – то же, что ломиться в открытую дверь. И всё-таки.

Кто же из Вас, папы и мамы, не захочет, чтобы Ваше чадо имело такие достоинства! Но их формирование требует от родителей большой воли, упорства, душевных и, к сожалению, материальных затрат. 

Как вы считаете, с какого возраста нужно знакомить ребенка с книгами? И с каких книг стоит начать?

Детские картонные книжки-раскладки должны встречать ребёнка буквально на каждом шагу. И пусть он поначалу строит из них шалаши, «размалёвывает», рвёт в конце концов. Наступит время, и ему захочется узнать, чем эти плоские раскрашенные штуковины отличаются от других игрушек 

Это период, в котором на всю жизнь возникает любовь к книге и она становится постоянным спутником, открывающим новые горизонты. Здесь чрезвычайно важно помочь ребёнку преодолеть барьер первоначального медленного, неуверенного чтения, начать читать самостоятельно и получать от чтения удовольствие.  

Большое количество детей отмечает, что родители запрещают читать им «взрослые» книги. И это правильно! Но запретами проблему не решить. В условиях нашествия в магазины западного чтива надо попытаться найти достойную замену. И тут не надо теряться, а надо идти … в библиотеку. Здесь Вам и Вашим детям всегда помогут подобрать книгу и посоветуют, какую можно купить в магазине. 
И прекрасно, если это случится раньше: и Вы, и дети станете радоваться потом всю жизнь, вспоминая о тех трудностях и праздниках, которые пришлось пережить на этом тернистом пути. 

Зачем детям необходимо читать? 

  1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. 
    Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. 
  2. Читая книги, ребенок, во-первых, обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. 
  3. Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально 
    Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. 
  4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. 
    Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления. 
  5. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять. 

Выступление по теме

  1. Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость ребёнка? Это конечно же – семейное чтение! Как вы понимаете, что такое семейное чтение?

Семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и т.д.)

  1. Николай Петрович Шилов – это писатель, который продвигал идею семейного чтения. Его человеческие качества возможным образцом и для выстраивания не только творческого, но и бытового поведения – образованность, скромность, интеллигентность, начитанность, доброта, умение разговаривать с детьми – качества поэта, о которых много раз говорили и писали друзья и ученики Шилова, могут стать и качествами детей, воспитанных на его текстах и образе.

Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы младших школьников (на примере чтения книг Николая Шилова). 

  1. Развитие речи и создание возможностей для творческого развития 
    Словарный запас ребенка к поступлению в школу – 3,5 тысячи слов. Если новое для ребенка слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идет быстрее за счет рифмы и ритма. Ускоряется и усвоение синтаксических конструкций, на практике формируется представление и стиле высказывания. Через поэтические тексты проще и быстрее освоить особенности языка: многозначность, метафора, эпитет, олицетворение, лексический повтор, гиперболу… 

Игровой характер большинства стихотворений Николая Шилова подвигает и детей к речевым играм: подбору слов, рифм, олицетворению, сочинению собственных речевых зарисовок, даже к иллюстрированию и разыгрыванию сценок по сюжетам стихотворений. Организовано это может быть, например, от названия стихотворения.

Вы и сами легко можете сочинять стихи! Например, продолжите строчку: «Если падаешь с Луны, то…» 
Чтение стихотворения 

Стихи Шилова дают возможность перехода от речи бытовой к речи поэтической, например, от встречи с цветком «кашка» на лугу или в на картинке книги – к чтению стихотворения «Малая родина», или от слова «кислый» в характеристике кефира к стихотворению «Муха в кефире». Системная работа с текстами Шилова закладывает основы речевого творчества ребенка, и, переходя к пафосу, основы проектирования собственного мира. 

  1. Укрепление нервной системы 
    Ритм (настройка дыхания), возвращение к игре, «безопасность» текста (приятные воспоминания), актуализация удивления как самой позитивной эмоции – эти последствия чтения текстов Шилова неизбежны. Правда, следует сказать, что терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях: читать стихи надо вслух, причем взрослый должен сначала внутренне настроить себя на «правильное» чтение – т.е., созвучное настроению и ритму текста. Правильное чтение заставляет и читающего, и слушающего дышать в одном ритме – ритме стихотворения, что и успокаивает, и создает ощущение единения, защищенности, а отсутствие выраженного драматизма в стихах Шилова, доброжелательность к читателю, мягкий юмор поневоле поднимут настроение. 
  2. Развитие рефлексии (через знакомство с образом поэта, с его способностью рассказать о себе) 
    В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства – фотографий, фильмов, видеоигр, но и прежде всего – под влиянием литературы. Эти образы – и образцы для подражания, и друзья в трудную минуту, и темы для разговоров с реальными друзьями. Если мы хотим вырастить творческого ребенка, то в галерее этих образов обязательно должны появиться и творцы. 

Как читать книги Николая Шилова? 

  1. Обязательно вместе с ребенком! 
    Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребенок сидит рядом со взрослым, взрослый обнимает ребенка одной рукой, «замыкая» объятие книгой. Перед началом чтения хорошо рассмотреть книгу, посмотреть фотографию, рассказать о Шилове (именно рассказать, а не прочитать). 
  2. Стихотворения читает взрослый! Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!) 
  3.  После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза. Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать. 
  4. Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п. 
  5. Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство. 

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению, поощрения ребенка. 


Как приобщить ребенка к чтению?

Памятки «Как воспитать книгочея».

1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы. 
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих. 
2.Читайте с ребѐнком каждый день. 
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди.Читайте ребѐнку перед сном. 
3.Окружайте ребѐнка книгами. 
Если ребѐнок живѐт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите 
ребѐнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие. 
4.Читайте медленно и громко. 
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о 
прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребѐнок мог спросить вас о непонятных местах и 
обдумать прочитанное. 
5.Читайте книги снова и снова. 
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдѐт с героями 
дальше. 
6.Не давите на ребѐнка. 
Ребѐнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью. Разрешайте ребѐнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке. 
7.Показывайте свою заинтересованность. 
Обязательно слушайте, как ребѐнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если  ребѐнок увлѐкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

3.    Успеваемость

  1. Разное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ваш ребёнок идёт в 1 класс"

Круглый стол для родителей будущих первоклассников, на котором рассматриваются проблемы готовности детей к обучению в школе и даются ответы на часто задаваемые вопросы....

Родительское собрание "Умей сказать курению"Нет" 4 класс

Родительское собрание в 4 классе на котором дети и родители решают актуальные вопросы по проблеме курения....

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс

Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс...

Примерные разработки родительских собраний в начальной школе (1–4 классы) 1 КЛАСС

 Примерные разработкиродительских собраний в начальной школе(1–4 классы)1 КЛАССПервое собраниеТема: Знакомство с родителямиучеников-первоклассниковПедагоги встречаются с родителями первокл...

1 класс. Родительское собрание. Ваш ребенок идет в 1 класс

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников, а так же ответы на часто задаваемые вопросы....

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать читателем"

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать читателем"...