Родительское собрание на тему "Тише- растет Великий читатель!" 4 класс.
презентация к уроку (4 класс) на тему
Родительское собрание на тему "Тише- растет Великий читатель!" 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тише- растет Великий читатель! 4 класс.
Цели:
- Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
- Познакомить родителей с творчеством Н.П. Шилова.
- Дать рекомендации родителям о привитии интереса к чтению.
План:
- Семейное чтение.
- Творчество Н.П. Шилова.
- Успеваемость.
- Разное.
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые родители! Меня зовут Светлана Сергеевна, я являюсь студенткой ЧПК №1. Тема моего выступления: «Тише: растёт Великий читатель!» в рамках проекта «Год семейного чтения памяти Н. В. Шилова».
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.
В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.
Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Немного статистики:
• Человек воспринимает глазами 70% посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты.
• Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту (это норма 4-5 класса).
• Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А. Энштейн, А. Луначарский.
Говорить о пользе чтения – то же, что ломиться в открытую дверь. И всё-таки.
Кто же из Вас, папы и мамы, не захочет, чтобы Ваше чадо имело такие достоинства! Но их формирование требует от родителей большой воли, упорства, душевных и, к сожалению, материальных затрат.
Как вы считаете, с какого возраста нужно знакомить ребенка с книгами? И с каких книг стоит начать?
Детские картонные книжки-раскладки должны встречать ребёнка буквально на каждом шагу. И пусть он поначалу строит из них шалаши, «размалёвывает», рвёт в конце концов. Наступит время, и ему захочется узнать, чем эти плоские раскрашенные штуковины отличаются от других игрушек
Это период, в котором на всю жизнь возникает любовь к книге и она становится постоянным спутником, открывающим новые горизонты. Здесь чрезвычайно важно помочь ребёнку преодолеть барьер первоначального медленного, неуверенного чтения, начать читать самостоятельно и получать от чтения удовольствие.
Большое количество детей отмечает, что родители запрещают читать им «взрослые» книги. И это правильно! Но запретами проблему не решить. В условиях нашествия в магазины западного чтива надо попытаться найти достойную замену. И тут не надо теряться, а надо идти … в библиотеку. Здесь Вам и Вашим детям всегда помогут подобрать книгу и посоветуют, какую можно купить в магазине.
И прекрасно, если это случится раньше: и Вы, и дети станете радоваться потом всю жизнь, вспоминая о тех трудностях и праздниках, которые пришлось пережить на этом тернистом пути.
Зачем детям необходимо читать?
- Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.
Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. - Читая книги, ребенок, во-первых, обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
- Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально
Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. - Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
Сейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления. - Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
Выступление по теме
- Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость ребёнка? Это конечно же – семейное чтение! Как вы понимаете, что такое семейное чтение?
Семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и т.д.)
- Николай Петрович Шилов – это писатель, который продвигал идею семейного чтения. Его человеческие качества возможным образцом и для выстраивания не только творческого, но и бытового поведения – образованность, скромность, интеллигентность, начитанность, доброта, умение разговаривать с детьми – качества поэта, о которых много раз говорили и писали друзья и ученики Шилова, могут стать и качествами детей, воспитанных на его текстах и образе.
Рассмотрим, как поэзия для детей может повлиять на формирование тех или иных качеств личности и особенностей интеллектуально-эмоциональной сферы младших школьников (на примере чтения книг Николая Шилова).
- Развитие речи и создание возможностей для творческого развития
Словарный запас ребенка к поступлению в школу – 3,5 тысячи слов. Если новое для ребенка слово впервые встречается в поэтическом тексте, то усвоение слова идет быстрее за счет рифмы и ритма. Ускоряется и усвоение синтаксических конструкций, на практике формируется представление и стиле высказывания. Через поэтические тексты проще и быстрее освоить особенности языка: многозначность, метафора, эпитет, олицетворение, лексический повтор, гиперболу…
Игровой характер большинства стихотворений Николая Шилова подвигает и детей к речевым играм: подбору слов, рифм, олицетворению, сочинению собственных речевых зарисовок, даже к иллюстрированию и разыгрыванию сценок по сюжетам стихотворений. Организовано это может быть, например, от названия стихотворения.
Вы и сами легко можете сочинять стихи! Например, продолжите строчку: «Если падаешь с Луны, то…»
Чтение стихотворения
Стихи Шилова дают возможность перехода от речи бытовой к речи поэтической, например, от встречи с цветком «кашка» на лугу или в на картинке книги – к чтению стихотворения «Малая родина», или от слова «кислый» в характеристике кефира к стихотворению «Муха в кефире». Системная работа с текстами Шилова закладывает основы речевого творчества ребенка, и, переходя к пафосу, основы проектирования собственного мира.
- Укрепление нервной системы
Ритм (настройка дыхания), возвращение к игре, «безопасность» текста (приятные воспоминания), актуализация удивления как самой позитивной эмоции – эти последствия чтения текстов Шилова неизбежны. Правда, следует сказать, что терапевтический эффект чтения стихов будет возможен при нескольких условиях: читать стихи надо вслух, причем взрослый должен сначала внутренне настроить себя на «правильное» чтение – т.е., созвучное настроению и ритму текста. Правильное чтение заставляет и читающего, и слушающего дышать в одном ритме – ритме стихотворения, что и успокаивает, и создает ощущение единения, защищенности, а отсутствие выраженного драматизма в стихах Шилова, доброжелательность к читателю, мягкий юмор поневоле поднимут настроение. - Развитие рефлексии (через знакомство с образом поэта, с его способностью рассказать о себе)
В жизни любого человека важны не только реальные люди, его окружающие, но и некие образы героев, которые формируются в сознании человека под влиянием искусства – фотографий, фильмов, видеоигр, но и прежде всего – под влиянием литературы. Эти образы – и образцы для подражания, и друзья в трудную минуту, и темы для разговоров с реальными друзьями. Если мы хотим вырастить творческого ребенка, то в галерее этих образов обязательно должны появиться и творцы.
Как читать книги Николая Шилова?
- Обязательно вместе с ребенком!
Физический контакт в начале чтения должен быть максимально тесным, оптимальный вариант: ребенок сидит рядом со взрослым, взрослый обнимает ребенка одной рукой, «замыкая» объятие книгой. Перед началом чтения хорошо рассмотреть книгу, посмотреть фотографию, рассказать о Шилове (именно рассказать, а не прочитать). - Стихотворения читает взрослый! Поэтические книги нельзя использовать как тренажеры для отработки техники чтения. Чтение стихов должно быть безупречным, поэтому к нему надо готовиться. Первым читает взрослый, причем, если все идет удачно, стихотворение читается несколько раз. Чтение стихотворений детьми условно: обычно дети запоминают на слух текст, «симулируя» чтение, точнее, вспоминая строки с привязкой к тексту книги (и такое чтение-вспоминание надо поощрять!)
- После каждого стихотворения (максимум разворота) нужна пауза. Посмотреть на ребенка, улыбнуться, увидеть и услышать его реакцию, возможно, поделиться своим мнением. Спросить, хочет ли он перечитать.
- Оптимально, чтобы чтение вылилось в игру – подвижную, с беганием-прыганием и скандированием строк Шилова, изображением героев стихотворения – каркающей вороны, слона, смотрящего на падающего героя, мухи, у которой кислый вид и т.п.
- Замечательно, если игры перейдут в рисования по мотивам стихотворения, а, возможно, и в собственное сочинительство.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению, поощрения ребенка.
Как приобщить ребенка к чтению?
Памятки «Как воспитать книгочея».
1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.
2.Читайте с ребѐнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди.Читайте ребѐнку перед сном.
3.Окружайте ребѐнка книгами.
Если ребѐнок живѐт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите
ребѐнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.
4.Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о
прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребѐнок мог спросить вас о непонятных местах и
обдумать прочитанное.
5.Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдѐт с героями
дальше.
6.Не давите на ребѐнка.
Ребѐнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью. Разрешайте ребѐнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.
7.Показывайте свою заинтересованность.
Обязательно слушайте, как ребѐнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребѐнок увлѐкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.
3. Успеваемость
- Разное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Ваш ребёнок идёт в 1 класс"
Круглый стол для родителей будущих первоклассников, на котором рассматриваются проблемы готовности детей к обучению в школе и даются ответы на часто задаваемые вопросы....
Родительское собрание "Умей сказать курению"Нет" 4 класс
Родительское собрание в 4 классе на котором дети и родители решают актуальные вопросы по проблеме курения....
Родительское собрание "Мой ребенок самый лучший" 1 класс
презентация к собранию...
Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс
Родительское собрание №1 "Первый раз - в первый класс!" 1 класс...
Примерные разработки родительских собраний в начальной школе (1–4 классы) 1 КЛАСС
Примерные разработкиродительских собраний в начальной школе(1–4 классы)1 КЛАССПервое собраниеТема: Знакомство с родителямиучеников-первоклассниковПедагоги встречаются с родителями первокл...
1 класс. Родительское собрание. Ваш ребенок идет в 1 класс
Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников, а так же ответы на часто задаваемые вопросы....
Родительское собрание "Как помочь ребенку стать читателем"
Родительское собрание "Как помочь ребенку стать читателем"...