апрап
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ситуация 1
Миша Н., 7 лет, детский сад не посещал, при поступлении в школу, по словам матери (педагога по образованию), хотел учиться, был хорошо подготовлен. Первое полугодие проучился нормально, однако учительница часто делала замечания — отвлекается на уроках, невнимателен и т.д. Миша, мальчик достаточно воспитанный, вдруг стал огрызаться, иногда грубить учительнице. Мать не придавала сначала этому большого значения. Но поведение Миши постепенно ухудшалось. После того, как учительница назвала его при всем классе "идиотом", мальчик набросился на нее. Разбор в кабинете директора только усугубил конфликт, ребенок окончательно замкнулся, отказывался ходить в школу. Мать все-таки отводила его в школу, и он либо безучастно сидел на уроках, либо вел себя вызывающе: мог ходить по классу, укусил девочку, которая обзывала его, сидел под партой, когда учительница ругала мальчика, в диктанте перед каждым словом написал приставку "не", диктант не сдал учителю и т. д. Ко всем взрослым стал относиться с недоверием, отказывался разговаривать с ними, наблюдался частичный аутизм.
Данная ситуация основывается на знании и применении статей Декларации прав ребенка.
Действие данной ситуации происходит во время учебного года. Ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик, родитель. Действия учащегося можно расценить как проявление дезадаптации.
Причинами дезадаптивного поведения в данной ситуации являются:
- Конфликтные отношения с учителем из-за авторитарного стиля руководства по отношению к данному ребенку;
- Конфликтные отношения с учащимися (дети смотрят друг на друга глазами учителя).
Причиной конфликтных отношений с учителем может быть отсутствие интереса у ребенка на уроке, предвзятое отношение учителя к ребенку, отсутствие педагогического такта. Это вызвало неадекватное поведение ребенка и к учителю, и к одноклассникам. Агрессия по отношению к ним, является защитной реакцией Миши.
В качестве варианта выхода из данной ситуации следует обратиться к школьному психологу на консультацию; или же посетить психиатра, на основе заключения которого определиться с дальнейшими путями решения данной педагогической ситуации.
Ситуация 2
Оля-первоклассница, которая почти каждое утро перед школой жаловалась на головную боль, боли в животе. Иногда у девочки наблюдалась рвота, повышалась температура. Естественно, что в такие дни девочка оставалась дома. Мать удивляло то, что через несколько часов все симптомы проходили, и вызывать врача было бессмысленно. Родители верили, что дочь по утрам не симулирует, однако объяснить причину этого явления были не состоянии.
Данная ситуация основывается на знании и применении статей Декларации прав ребенка.
Действие данной ситуации происходит в начале учебного года. Участники: учитель и ученик, родитель. Состояние данной ученицы можно расценить как проявление дезадаптации.
Причинами дезадаптивного поведения могут быть:
- Низкая сформированнность навыков общения с взрослыми и со сверстниками;
- Низкая стартовая готовность;
- Возможные имеющиеся страхи, опасения, напряженность, связанные с посещением школы.
В качестве варианта выхода из данной ситуации я считаю необходимо направить девочку к школьному психологу для проведения терапевтический сеансов, а учителю создавать ситуацию успеха для ребенка на уроках и во внеурочное время. Например, если у ребенка есть любимое домашнее животное, то можно организовать внеклассное мероприятие, на котором Оля может рассказать о нем, что возможно поможет наладить взаимоотношения с некоторыми из детей, которые будут разделять ее интерес.
Ситуация 3
В классе состоялась контрольная работа по английскому языку. Это была первая контрольная в этом учебном году у новой учительницы. Переводы были сделаны в основном правильно, но в написании слов учащиеся допустили массу ошибок. Прежняя учительница за это оценки не снижала. А новый преподаватель снизил. Ученики усмотрели в этом проявление несправедливости. Некоторые тут же демонстративно порвали свои работы.
Данная ситуация основывается на знании и применении Положения об оценивании знаний по английскому языку.
Действие данной ситуации происходит на уроке английского языка. Участники: учитель и класс. Реакцию класса можно расценить как протест против несправедливости нового преподавателя.
Причиной данной ситуации, на мой взгляд, является несвоевременное ознакомление учащихся с критериями оценки письменных работ.
В данной ситуации можно рассмотреть несколько вариантов выхода:
- Не снижать оценки за выполнение работы в этот раз;
- Выставить только оценки, которые удовлетворяют учеников, а остальным дать возможность переделать данное задание;
- Аннулировать все оценки за работу.
Но, на мой взгляд, следует не снижать оценки в этот раз. Это решение будет наиболее компромиссным и позволит избежать конфликтной ситуации.
Ситуация 4
Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он параллельно со средней школой учится в музыкальной, поет там в хоре.
Спрашиваю:
- Как же так?
- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.
Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень - спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка - по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только "неуд", но и "хорошо" было происшествием. Что же ужасного натворил внук?
- Да ничего особенного,- отвечает классный руководитель,- вертелся на уроке.
Единица по математике, размашисто выставленная "за грязь" в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно "съехал" в учебе, то ли недисциплинирован или неряшлив.
Данная ситуация основывается на знании и применении статей Трудового кодекса РФ.
Участники данной ситуации учитель – ученик, дедушка (родитель).
Причиной возникновения данной ситуации является систематическое выставление оценок учащемуся за поведение, а не за имеющиеся знания, что является недопустимым.
Для разрешения данной ситуации, на мой взгляд, существует 2 варианта. Первый вариант, это индивидуальная беседа родителя с учителем и второй вариант, если разговор окажется безрезультатным родителям следует обратиться к завучу школы, для того, чтобы она повлияла на учителя.
Считаю, что именно предложенные решения уместны и необходимы в данной ситуации, так как данное нарушение может привести к снижению мотивации учебной деятельности, к потере авторитета учителей в глазах учащихся.
Ситуация 5
Учитель заметила, что на уроке в 4 классе ученица Маша во время ответа другой ученицы разговаривала со своей подругой. Посадив отвечающего, учитель предложил ей продолжить ответ. Девочка правильно и полно изложила материал, причём при ответе не ограничилась материалом учебника. Но учитель поставил в журнал «3», мотивируя оценку тем, что «в следующий раз она не будет разговаривать на уроке».
Данная ситуация основывается на знании и применении статей Декларации прав ребенка и Трудовом кодексе РФ.
Действие данной ситуации происходит на уроке во время проверки домашнего задания. Участники: учитель - ученик. Действие учителя можно расценить как психолого-педагогическую некомпетентность.
Причиной данной ситуации, на мой взгляд, является то, что учитель не поставила перед классом целевой установки (задать вопросы в конце ответа, либо дополнить его) и возможной причиной является незаинтересованность девочки в уроке.
В данной ситуации учителю следовало поставить заслуженную оценку за ответ девочки и написать замечание в дневник за нарушение дисциплины на уроке, продумывать дифференцированные задания для учащихся на урок.
Считаю, что именно предложенное решение уместно в данной ситуации, поскольку мы знаем, что по Трудовому Кодексу РФ нельзя ставить учащимся оценку в журнал по поведению.
Ситуация 6
В 7 класс пришел новый ученик. Несколько дней всё шло хорошо. Но вот к новичку подошел Толя и попросил у него тетрадь по алгебре, чтобы списать домашнее задание. Стасик, пожав плечами, сказал, что в его школе, где он раньше учился, таких ребят, которые любят жить за чужой счёт, просто не уважали. Толя удивился, а после уроков собрал вокруг себя ребят, которые, слушая его, неодобрительно поглядывали в сторону Стасика.
На уроке математики учитель спросил Стасика. Он ответил хорошо.
- Вот как надо отвечать, - заметил учитель, выставляя в дневник Стасика пятёрку.
На перемене к Стасику подошли двое ребят, сели верхом на парту и спросили:
- В люди хочешь выйти? Стараешься?..
Стасик опешил. Потом возмущенно спросил:
- А разве это плохо?
- А мы выскочек не любим! – последовал ответ, и ребята вышли из класса. После уроков Стасика избили.
Действие данной ситуации происходит в урочное и внеурочное время. Участники ученик-ученик. Действия Толи можно расценить как зависть и месть.
Причиной данной ситуации является поведение учителя по отношению к классу и новичку в этом классе.
В данной ситуации учителю, на мой взгляд, следует провести ряд бесед с детьми о важности знаний, понятие дружбы и т.п.
Благодаря чему учителю удастся заинтересовать детей учебной деятельностью, ввести Стаса в классный коллектив, помочь занять ему достойное место в системе межличностных отношений.
Ситуация 7
Как-то я оказалась свидетельницей разговора учителя с отцом девятиклассника. Педагог молодой, только второй год ведёт классное руководство. Отцу за сорок. Высшее образование, прочное общественное положение. Мать – врач. Сын – единственный. Классный руководитель искал ответ на вопрос: почему способный мальчик учится на тройки?
- Балуем мы его с матерью, - улыбаясь, признаётся отец. – Один он у нас. Ну и не насилуем. Да и то сказать: пять-шесть часов в школе, да еще дома сиди. Так и здоровье подорвать можно. А когда же развлечься? Стадион, лыжи, кино. А теперь вот ему хочется и с девочками погулять, потанцевать. Чем же вспомнить юность? А там институт.
- Простите, - перебил учитель, - вряд ли ваш сын поступит в институт. Требования теперь повышены. Если, конечно, он не изменит своего отношения к учёбе.
- Поступит, - уверенно протянул отец.- Если сразу после школы не попадёт в институт, то после армии. Нам с женой ещё далеко до пенсии. Зарабатываем мы достаточно, чтобы поставить на ноги единственного сына.
Беседа проходит после уроков. Участники учитель-родитель.
Причиной данной ситуации является неправильная педагогическая позиция родителей.
Основой противоречия является, то, что в подростковом возрасте происходит резкое снижение мотивов учебной деятельности, а также неправильная педагогическая позиция родителей, которые считают, что не стоит заставлять учиться единственного сына, когда они и сами способны решить за него все проблемы с учебой и поступлением в Вуз. В свою очередь все эти факторы и привели к тому, что довольно способный ученик стал учиться на тройки.
Молодой педагог, на мой взгляд, не будет являться референтным для родителя этого мальчика, поэтому классному руководителю следует обратиться к более опытному педагогу, которого родитель знает и уважает с просьбой поговорить с родителями мальчика об их педагогической позиции.
Ситуация 8
- Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвёл взглядом присутствующих в учительской.
- Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель вашего Славы. Пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.
- Извините. Вы – учитель. Я вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого не зову на подмогу.
- Охотно верю. Однако воспитание вашего сына не только наше дело, но и ваше. Школа не всегда может…
- А я могу? Вы работаете по 3 – 4 часа в день. А я по 7. Да ещё у вас отпуск 48 рабочих дней. Так что моё дело кормить, а ваше воспитывать…
Данная ситуация основывается на знании и применении статей Конвенции прав ребенка и Семейном кодексе РФ.
Действие данной ситуации происходит во внеурочное время. Участники учитель-родитель. Действия родителя можно расценить как выражение недовольства компетентностью педагога, действия учителя как проявление заботы об учащемся.
Причинами данной сложившейся ситуации я считаю неправильную педагогическую позицию родителей.
Для выхода из данной педагогической ситуации я предлагаю соблюсти следующий алгоритм:
- Прежде всего, выдержать паузу, чтобы дать родителю успокоиться и снять психологическое напряжение;
- Затем принимаем позицию родителя и ведем разговор следующим образом «Я уважаю Ваш труд по содержанию своей семьи, но Вы же знали, что будете нести ответственность за всех ее членов, это даже прописано в Семейном кодексе РФ. Поймите, пожалуйста, что мне в одиночку трудно справиться со сложившейся проблемой, а Слава очень хороший мальчик, по всем предметам у него отлично и хорошие оценки, поэтому я и решила попросить помощи, для того чтобы выяснить причины его плохих отметок по математике, так как со мной он разговаривать отказывается…»
Считаю, что именно предложенный мной алгоритм решения уместен в данной ситуации, поскольку родители как никто другой способны повлиять на своего ребенка, когда педагог уже не может справиться с ситуацией.
Ситуация 9
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это?
Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса на этапе организации класса. Участниками пед. ситуации являются учитель, ученик, класс. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза детей и явное нарушение дисциплины. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.
Мотив такого поведения ребенка, по моему мнению, может заключаться в желании установить свою власть не только над одноклассниками, но и даже над учителем. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" учителя, бросают ему вызов. Так же они могут не обращать внимания на замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Отметим, что поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием. В нашей ситуации это, несомненно, активная форма проявления.
Второй возможный мотив такого поведения - это месть. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Такая месть проявляется в виде прямых и непрямых актов физического насилия, а так же в провокации учителя неуважительным отношением.
В качестве варианта решения данной ситуации первым шагом является снятие психического напряжения, пока оно сохраняется конфликт не разрешить. Снятие напряжения можно осуществить разнообразными способами: шуткой или отвлечением, например, сказать «Люблю веселых людей» или же «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение». Затем после уроков либо на перемене побеседовать с учащимся, например, спросить «Какие именно мои действиях у тебя вызывает смех?», «Что я делаю не так на твой взгляд?» и т.п., что поможет выявить причины данного поведения учащегося.
Считаю, что благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, что шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает свой авторитет.
Ситуация 10
В классе учится дочь одной из учительниц школы. Дети считают её «генеральским ребёнком» и по поводу каждого его успеха перешёптываются об «особом отношении» к ней со стороны преподавателей. Каждую её неудачу, напротив, встречают злорадством. Разумеется, девочка из-за этого сильно переживает, но не может ничего доказать, потому что её попросту не слушают.
Действие данной ситуации происходит в детском коллективе. Участниками являются ученица-класс. Действия учащихся можно расценить, как проявление злорадства.
Учитывая самостоятельность и усердие ученицы, можно заключить, что мотивами данного поведения учеников является зависть успехам девочки, приписывание их её маме.
Возможным решением педагогической ситуации является предотвращение возможности открытого вмешательства в данный конфликт мамы ученицы. Но маме следует поговорить с другими педагогами, чтобы те объективно относились к дочери и реально оценивали ее знания. Преподаватель должна постараться дать девочке поручение, выполнение которого оценят сами ребята, позволить ей раскрыться. Возможно после этого дети поймут, что девочка и сама по себе многого стоит. Если за определенный период ситуация не изменится, то девочку следует перевести в другой класс, либо вообще в другую школу.
Считаю, что данное решение позволит ученикам посмотреть на девочку с иной стороны и рассеять зависть учащихся по поводу ее успехов.