"9 мая - День Победы"
классный час (3, 4 класс) на тему

Урок истории (внеурочное занятие) для 4 класса, посвященное Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_pobedy_-_9_maya.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

для 4 класса
тема: «9 мая – День победы»

Выполнила

Гончар Анастасия

Санкт-Петербург

2017

Тема: «9 мая – День победы»

Цель: способствовать развитию интереса школьников к истории Великой Победы.

Задачи:

воспитать чувство патриотизма, любви к Родине;

понять значение победы в страшной войне;

представить события, обстановку военного времени;

участвовать в обсуждениях в классе, выполнять задания.

Оборудование: магнитофон (ПК), диск с военными песнями, доска, мел, иллюстрации (фотографии) военных лет, раздаточный материал.

Эскиз доски:

Этапы урока:

 

1.Организационный момент.

2.Введение.

3.Основная часть.

4. Проверка усвоения пройденного материала.

5. Заключение.

План урока:

1.Организационный момент

- приветствие

2.Введение.

- чтение стихотворения

- беседа по стихотворению

3.Основная часть.

- прослушивание песни  «На безымянной высоте»

- беседа по песне

- рассказ о войне

- чтение стихотворения подготовленным учеником

- прослушивание песни «Ленинградцы»

- рассказ о победе (показ иллюстраций вооруженных памятников в честь победы)

- проведение минуты молчания под бой метронома

- прослушивание песни «День победы»

4. Проверка усвоения пройденного материала.

- работа в группах над стихотворениями

- вопросы учащимся на усвоение материала

5. Заключение.

- беседа с учениками о войне

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- здравствуйте ребята (все сели). Сегодня на уроке вам понадобится только простой карандаш.

  1. Введение.

2.1.Чтение стихотворения учителем.

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей

И у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат,

И вам ответят их сыны,

Хотят ли русские войны!

Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю горькую свою.

Спросите вы у матерей,

Спросите у жены моей.

И вы тогда понять должны –

Хотят ли русские войны!

- О чем это  стихотворение?

- Какие строчки стихотворения вам запомнились?

- Что вы знаете о войне?

3. Основная часть

3.1.Прослушивание песни «На безымянной высоте».

- Я хочу предложить вам прослушать военную песню из кинофильма «Тишина» «На безымянной высоте».

Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат...
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда...
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Над нами "мессеры" кружили,
И было видно, словно днем...
Но только крепче мы дружили
Под перекрестным артогнем.
И как бы трудно ни бывало,
Ты верен был своей мечте -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

Мне часто снятся все ребята,
Друзья моих военных дней,
Землянка наша в три наката,
Сосна сгоревшая над ней.
Как будто вновь я вместе с ними
Стою на огненной черте -
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

- встретились ли слова, которые вы не поняли?

«мессеры» - немецкие самолеты «мессер Шмидт»

Артогонь – артиллерийский огонь.

3.2.Рассказ о войне

Выстрелы прозвучавшие на рассвете22 июня 1941 года (дата на доску), были началом одной из самых ужасных трагедий 20 века – Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной в истории. Четыре года бушевала она. Сегодня этот день и День Победы наших войск над фашистской Германией. Вот флаги красной армии и Германии (учитель вывешивает на доску). 9 мая – отмечают как день памяти. Памяти о миллионах погибших, замученных  и оставшихся калеками.

Помнить о них необходимо. Помнить для того, чтобы жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы уцелела наша земля.

3.3.Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день.

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Так начиналась война. Первыми вступили в бой пограничники. Уцелеть удалось лишь немногим. А спустя несколько часов во всех уголках нашей необъятной родины началась мобилизация в ряды Красной Армии. Люди разных возрастов и народностей, плечом к плечу, встали на защиту Родины. Люди уходили на фронт…

Это были самые суровые, самые тяжелые недели, месяцы великой войны. Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта.

В августе 1941 года сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. Здания гос.учреждений, храмы, соборы, памятники маскировали под тканью, под мешками с песком, досками, чтобы их не было видно с воздуха, и враг их не уничтожил (учитель показывает фотографию).

Зимой 1941-1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Враги думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу…

Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка. Она плачет и просит есть. Этот хлеб – для нее. Всего в день простым горожанам выдавали кусок хлеба весом 250 грамм.

В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы слали некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода и сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

3.4.Прослушивание песни «Ленинградцы»

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!

- я хочу, чтобы вы прослушали песню «Ленинградцы». Внимательно слушайте, потом расскажете о чем эта песня (песня о подвиге школьников).

Как вы думаете, вы бы смогли понести такой подвиг за Родину?

3.5.Рассказ о победе.

Говорить о мужестве солдат и жителей Ленинграда можно долго и много. Важно одно: они выстояли. Победили.

Женщина и жизнь – слова-синонимы. На войне женщина стала воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь. На заводах, в колхозах и совхозах уходивших на фронт мужчин заменяли женщины, старики и дети. На краткосрочных курсах сельских механизаторов очутились тысячи женщин. Они садились за руль тракторов, брали в руки штурвалы комбайнов…

В январе 1944года – блокада полностью снята, в результате мощного наступления Красной Армии. Немецкие войска были отброшены от Ленинграда.

9 мая 1945года – закончилась Вторая Мировая война.

День победы – самый почитаемый праздник в России, мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим дедам этот день освобождения страны.

3.6.Проведение минуты молчания под бой метронома

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о воздушной тревоге и налетах. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через радиосеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой.

Это прекрасный и вместе с тем трагичный праздник. Давайте почтим память умерших предков минутой молчания (под бой метронома).

3.7.Прослушивание песни «День победы»

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли, -

Этот день мы приближали как могли.

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали как могли.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе !

Пол-Европы, прошагали, полземли, -

Этот день мы приближали как могли.

- как вы считаете, почему победа со слезами на глазах и с сединою на висках?

- вам понравилась песня?

- о чем эта песня?

- как вы понимаете выражение «прошагали полземли»

  1. Проверка усвоения пройденного материала.

4.1.Работа в группах над стихотворениями

Учитель организовывает детей в мини группы по 4 человека. Раздает им текст стихотворений о победе. Задача, подчеркнуть слова (эпитеты), характеризующие  войну. И прочитать их при проверке.

4.2.Вопросы учащимся на усвоение материала

- Когда началась война? (22 июня 1941г.)

- Когда началась блокада? (август 1941г)

- Когда закончилась блокада Ленинграда? (январь 1943г)

- Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945г)

- Сколько длилась блокада? (900 дней)

5.Заключение.

Беседа с учениками о войне: что бы вы рассказали спросившему вас  о войне иностранцу? Как бы вы описали войну?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий день, День Победы.

Сценарий, посвящённый празднованию дня Победы....

День Победы! Посвящается 70-летию Дня Победы

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у подрастающего поколения младших школьников, любви к Родине, нтерес к истории своей страны....

Литературно - музыкальная композиция "День Победы – самый главный день!"

Цель: Способствовать формированию патриотических чувств детей....

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

"Пусть будет день победы над фашизмом победой мира на планете навсегда"

Социальный проект "Пусть будет день победы над фашизмом победой мира на планете навсегда" проводится в рамках внеурочной детельности и направлен на военно-патриотическое воспитание школьников...