В мире птиц Викторина
классный час на тему
Викторина. В мире птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina._v_mire_ptits.doc | 41 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_ekologii.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «В мире птиц»
(к Международному Дню птиц)
Цель: закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы.
Оборудование: мультимедийное устройство, плакаты, посвященные Дню птиц.
Ход занятия:
Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии речь пойдет о наших друзьях. О каких? Послушайте запись и поймете.
Звучит фонограмма птичьего пения.
- Конечно вы догадались, что речь пойдет о птицах. Сегодня мы проведем викторину, посвященную Международному Дню птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения, Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.
Хорошо ли мы знаем птиц, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у них? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить не только большинство детей, но и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе птиц, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени.
Ученик:
Еще мороз гуляет на просторе,
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой.
Пустуют гнезда на ветвистых ивах,
И в.самых дальних уголках страны
Ждут с нетерпеньем черных и крикливых
Неугомонных спутников весны.
На припеке снег растаял,
Блещут в лужицах лучи.
Нынче утром шумной стаей
Прилетели к нам грачи.
Ведущий: -Вспомним, какие птицы прилетают к нам из-за моря?
Показ презентации с загадками.
Ученик:
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Ведущий:- Ребята, узнайте птиц по их внешнему облику.
Показ презентации с изображением птиц.
По мере показа картинок дети рассказывают о птицах: граче, жаворонке, ласточке, сове, скворце, кукушке, соловье, дятле.
Ведущий: Я хочу проверить знаете ли вы особенности птиц? За каждый правильный ответ вы получите фишку.
Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (Кукушка.)
Какую птицу называют лесной газетой? (Сороку.)
У какой птицы самый красивый хвост.? (У павлина.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Какая птица живет среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять? (Пингвин.)
Какая птица слаба на слух? (Глухарь.)
Какая птица никогда не садится на землю? (Стриж.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
Какая птица имеет длинный хвост? (Сорока.)
Какая птица складывает свой улов в клюв? (Пеликан.)
Ведущий: Молодцы, ребята! Продолжим викторину.В жизни мы часто употребляем фразеологизмы, в которых говорится о птицах. Знаете ливы, когда так говорят?
Короче воробьиного носа. (Очень маленький)
Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)
Пишет как курица лапой. (Неразборчиво, неряшливо.)
Стреляный воробей. (Опытный, бывалый человек.)
Считать ворон. (Рассеянно глядеть по сторонам, т.е. бесцельно проводить время,лодырничать.)
Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других.)
С гулькин нос. (Небольшой по размерам,по величине, по количеству.)
Ведущий: А теперь мы с вами поиграем.
Ведущий читает вопросы, участники, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это — я, это все мои друзья!» Если неправильно - молчат.
Ведущий. Кто помог замерзающей птице?
Учащиеся. Это - я. это - я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто взял птенчика домой?
Учащиеся молчат.
Наш гусак встает на зорьке.
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
Учащиеся. Это — я, это — я. это все
мои друзья!
Ведущий. Кто любит разорять птичьи гнезда?
Учащиеся молчат.
Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
Учащиеся. Это — я, это — я. это все мои друзья!
Ведущий Кто на уроке считает ворон?
Учащиеся молчат.
Кто птичкам помогает, правила не нарушает. Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
Учащиеся. Это — я. это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?
Учащиеся. Это — я, это — я, это все мои друзья!
Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!
Ведущий: В конце нашего занятия я хочу узнать как вы поступите в подобных ситуациях?
1.Рома и Кирилл нашли в кустах птенчика, который выпал из гнезда.
Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас.
- Нет, - ответил Рома – Нужно залезть на дерево и посадит его в гнездо.
- Кто прав из детей? (Никто. Птенца нельзя брать в руки иначе его мать больше не приблизится к птенцу и он умрет.)
2.Сережа и Миша гуляли в лесу. Светит яркое солнце Кругом цветы, травы,деревья. Вдруг Миша увидел в траве птичье гнездо. Там лежали три маленьких яичка.
- Давай возьмем и разобьем, посмотрим, что внутри, - сказал Сережа
_ Нет, мы их трогать не будем, - ответил Миша – Пусть остаются на месте.
- Кто прав Миша или Сережа? (Прав Миша)
3.Собрались ребята в поход. Вася взял с собой собак?Сбежала впереди. Вдруг все услышали её лай Дети подбежали и увидели, что Дружок вот-вот набросится на птенчика, который выпал из гнезда. Если бы ребята не подоспе
ли вовремя, быть беде.
Какую беду предотвратили ребята? (Ребята не дали собаке дотронуться собаке дo птенца. Его мать заметит и посадит в гнездо.)
Ученик:
Пусть птицы поют без нот,
Пускай поют без слов
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поет на ветке соловей,
Малиновка и дрозд
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на них,
Яичек птичьих не бери-
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше занятие.
Подведение итогов мероприятия, выявление победителей.
Рефлексия. Понравилось ли вам занятие, узнали ли вы что-то новое?
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по экологии по теме "Поможем природе"
Цели занятия:
- сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы;
- формировать речевые навыки, умения анализировать действия персонажей, что развивает логику, умения высказывать свои мысли,
- воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, воспитывать коммуникативные умения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Цели и задачи занятия
II. Создание проблемной ситуации
1. Дети, давайте закроем глаза и представим себя на месте древних людей, т.е. попробуем очутиться в эпохе первобытного общества. Можете, не открывая глаз, представить себя первобытными людьми? Тогда, опишите свою одежду, жилье, любимые занятия. Как первобытные люди удовлетворяют свое любопытство? (Ответы).
2. Обобщение ответов
– С давних-давних пор людьми двигала великая сила – любознательность.
И если бы первобытные люди не обладали любознательностью, многое из того, что нас окружает, не было бы создано.
Первобытный человек тесно связан с природой. Благодаря природе
человек жил, развивался.
– А что такое природа? Какая она бывает?
– Как называется наука, изучающая природу и ее законы? (Экология)
– А что такое экосистема? (Показ рисунков, дети называют экосистемы).
3. Работа с карточками (в двух вариантах, работа в группах)
Взаимоотношения | В древности | В наши дни |
Численность людей |
| Очень большая |
Способы воздействия на природу |
| Человек очень сильно влияет на природу |
Вода и воздух |
| Сильно загрязнены |
Животные и растения |
| Исчезают. Занесены в Красную книгу |
Города |
| Очень мног городв, поселений |
взаимоотношения | В древности | В наши дни |
Численность людей | Была небольшой |
|
Способы воздействия на природу | Не отличались от природных |
|
Вода и воздух | Были чистыми |
|
Животные и растения | Населяли всю планету |
|
Города | Не было |
|
4. Проверка
5. Обобщение
– Верно, ребята. Прошло много времени и оказалось, что наша Земля стала мала для современного человека. Шли годы. Теперь на Земле людей стало гораздо больше. Люди вырубили леса. Некому стало очищать воздух. Повсюду выросли города. А вокруг них разрослись искусственные горы – ГОРЫ мусора. Заводы и фабрики стали выбрасывать в воздух дым и пыль. Воздух и вода перестали быть чистыми.
III. Просмотр кукольного спектакля «Как Иван царство спасал» (сказка взята из журнала «Начальная школа:плюс, минус».
Как Иван царство спасал
Дед-лесовик: Жил-был царь Горох, и была у него дочь, единственная, ненаглядная царевна по имени Несмеяна. Её потому Несмеяной прозвали, что никогда никому она не улыбалась. То грустит, то плачет; то плачет, то хнычет.
Царь: Отчего ты, Несмеяна, голову повесила, почему кручинишься, морщишься, топорщишься?
Царевна: Как же мне не грустить, батюшка царь-государь! Что-то неладное в нашем царстве-государстве творится – птичек, рыбок, бабочек и зверей все меньше становится, кто-то их губит. Хотела бы я, чтоб нашли этого хулигана и наказали.
Дед-лесовик: Вышел царь на крыльцо, начал думать он над словами Несмеяны, а тут дождь пошел (фонограмма 3). В летнюю пору всегда хорошо, когда дождик идет, особенно после жары: и деревья, и цветы от этого растут лучше. Только смотрит царь и глазам своим не
верит. Куст с заморскими цветами после дождя вдруг съежился, а цветы на нем завяли и опали.
Царь: Вот так дождик! Правда царевна; кто-то хулиганит. Наверное, Чудо-юдо напускает на нас злые чары.
Дед-лесовик: Только царь об этом подумал, видит – летит ворона.
Ворона: Кар-кар! Карраул! В зеленом лесу погибли сосенки и елки, гибнут мыши, лисицы – младшие братья и сестрицы. Все звери гибнут неспроста, а нам причина не ясна. Я одна лишь уцелела и к вам с вестью прилетела. Поднимайтесь, одевайтесь, в путь-дорогу собирайтесь, медлить нам никак нельзя, помощь нашу ждут друзья. Кар- кар! (Улетает).
Дед-лесовик: И бросил царь клич: «Того, кто отыщет Чудо-юдо заморское и накажет его за безобразие, которое он творит в моем государстве, награжу я его, этого героя, по-царски – отдам ему дочь свою и полцарства в придачу».
Дошел этот слух до сына крестьянского Иванушки. И захотел он попытать счастья своего. Пустился он в путь, а путь-то его не близок, и много чего встретилось ему по дороге.
Иван: Никак что-то в траве прошуршало. Ой! Шар какой-то колючий. Сейчас поймаю, с собой возьму.
Ёжик: Не тронь меня, Ваня, я в Красную книгу занесен. Я тебе ещё пригожусь!
Иван: Ну ладно, не трону, не бойся. Скажи мне, кто ты, зверь невиданный?
Ёжик: Я ёж. Люди, как правило, относятся к нам хорошо, даже часто стараются приручить, забирая нас в свои дома, так как считают, что мы ловим мышей. Но этим они нас губят, так как ежу в доме плохо, даже если поят молоком. А насчет того, что мы мышеловы, так это неправда. Ведь мы не кошки. Мышь можем поймать только случайно.
Иван: Вот как ты живешь!.. А куда же ты бежал?
Ёжик: Иду искать другой лес, здесь жить невозможно. Воздух тяжкий, в почве яд, мыши дохлые лежат, всюду склянки, тряпки, грязь, из норы хоть не вылазь.
Иван: Чем же мне тебе помочь?.. Я друзьям помочь не прочь! ДА вот мусор уберем, и дальше вместе мы пойдем. А потом мы всем расскажем, что берегли дремучий лес, полный сказок и чудес.
Дед-лесовик: И пошли они дальше, а навстречу им жаба прыгает.
Жаба: Ква-ква.
Иван: Здравствуй! А кто ты такая и откуда?
Жаба: Я жаба из болота, больше жить там не охота. На болоте жизни нет, там не виден белый свет. Грязь в воде, и дым кругом, и не мил родимый дом.
Иван: А ты не из Красной книги?
Жаба: Да. Но во все времена люди нас боялись и уничтожали. У нас есть ядовитые железы, выделяющие беловатую жидкость, и яд это – защита от врагов, но людей отравить он не может.
Дед-лесовик: «Да, вот так злые люди губят ни в чем не повинных животных», – подумал Иван, и стыдно ему стало сам-то, что недавно сделал! Простим его на это раз, ведь он был дурачком, а теперь умным стал. Идет Иван дальше, ищет, где чудовище спряталось. Привела его дорога в другой лес, красивый, чистый. Идет по нему Иван, радуется, но чувствует, что-то не то в лесу. И вдруг догадался, что не слышно здесь ни одного живого звука. В чем же дело?
Ёжик: Будь осторожен, ни до чего дотрагивайся. В этом лесу все ядовито.
Иван: Не Чудо-юдо ли здесь безобразничает?
Жаба: Нет, напали на этот лес полчища гусениц. Едят листву так, что хруст по лесу идет. Стали люди спасать деревья ядовитыми порошками да туманами. Гусениц перетравили, всех полезных насекомых тоже. Птицы их поклевали и тоже отравились. Звери птиц поели, и зверей не стало.
Заяц: Ой-ой-ой, друзья! Жить здесь больше нам нельзя! Мальчик бросил в меня камень и поранил мою лапу.
Иван падает на землю и начинает рыдать.
Все: Что с тобой, Иванушка?
Иван: Простите меня, пожалуйста, зверюшки. Прости, Дед лесовик! Ведь это я всех обижал. Я обещаю исправиться!
Дед-лесовик: Простим, зверюшки, Ивана?
Ворона: Пусть он сначала наши имена исправит! (Иван исправляет ошибки).
Дед-лесовик: И понял тут Иванушка, кто виноват в бедах природных – не Чудо-юдо заморское, а сами люди. Вернулся умный Ваня к царю, рассказал о своем путешествии, и стало царю стыдно за то, что творится в его царстве-государстве. Созвал он отовсюду мудрых людей, и вскоре лес спасли. А потом была свадьба. Царевна снова заулыбалась, а Иван решил заняться изучением экологии.
V. Беседа после просмотра
– А тем мудрым народом, который поможет царю и Ивану спасти царство, будете вы, ребята...
– Дорогие зверюшки, герои сказки, пожалуйста, присаживайтесь к нашим ребятам. Они вас научат, как вести себя на природе.
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети рассказывают:
Лес – это наше богатство.
Лес – это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, людям.
Ежик: Я думаю, что вы знаете, как надо вести себя в лесу: зверюшек не обижать, деревьев не ломать, следить, чтобы пожар случайно не возник. А еще какие правила вы знаете?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу, а закопать в яму.
- Не качаться на деревьях, не ломать их.
- Не разорять гнезда и муравейники.
- Не рвать большие букеты цветов.
- Не разжигать костры, беречь лес от огня.
– Ребята, очень морозная была зима в этом году. Тяжко пришлось птицам. Какую помощь вы оказали птицам?
Рассказ детей о том, как они птицам помогали. Прилет птиц. Скворечники.
Физкультминутка
Игра «Птицы летят» (игра взята с аудиокассеты «Игры»)
Вожак. Птицы слетайтесь, в путь собирайтесь! В пути не потеряйтесь!
Птицы.
Мы летим, летим, летим,
Крылышками машем.
Прилететь скорей хотим
К милым рощам нашим.
Вожак. Птички-невелички, отдохнуть пора!
Птицы.
Мы летим издалека,
Утомились птички.
Посидим у ручейка
И попьем водички.
Вожак.
Птицы слетайтесь,
В путь собирайтесь,
В пути не потеряйтесь.
Вожак. Все прилетели?
Все!
Вот он, вот он край родной
Милая сторонка.
Прилетели мы домой,
И запели звонко.
– Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле? Какую посильную работу можете вы, школьники, оказать природе? (ответы).
– Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков « Мы помогаем природе». Много полезных дел вы делаете. На рисунках вы изобразили посадку растений: цветов, деревьев. Это очень доброе посильное дело. Вы, наверное, слышали, есть такая поговорка:
«Человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево».
– Кто-нибудь уже сажал дерево? Где? Как ты за ним ухаживаешь? (Ответы)
В народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
Мы посадили липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьям и школу –
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
– Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы,
Со двора к березке выскочили козы
Стали грызть березку, а березка – в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
– А ранней весной можно увидеть такую картину.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, – ведь это живое!
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, пластилином. Ранку следует забинтовать (демонстрация пластилина, воска, садового вара).
Как вы понимаете пословицу: «Много леса – береги, мало леса – не губи, нет леса – посади»? (Ответы)
– Ребята, а мы как помогаем сохранить лес? (Мы собираем макулатуру).
– Правильно, 60 кг. макулатуры спасает жизнь одной ели. Ребята, к нам на занятие пришел Председатель совета старшеклассников. (Награждение детей грамотами, кто активно участвовал весь год в сборе макулатуры).
Иванушка: Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга?
Ответы: Красная книга!
Почему она красная?
Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!
Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Не только цветы, но и насекомые
Птицы, рыбы, звери,
В души людям смотрят,
Вы их жалейте люди,
Не убивайте зря.
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
И земля без зверей не земля.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда могут защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете МЫ останемся одни.
И чтоб такое не случилось,
Мы должны помогать природе.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
V. Обобщение. Итог
– Итак, ребята, давайте мы подведем итоги. Сейчас вы получите вот такие карточки, пообщаетесь и сообщите нам, какими путями можно охранять природу.(работа в группах).
Выбери и подчеркни советы, которые помогут сберечь богатства природы.
|
(Ответы)
– Молодцы!
– Надеемся, ребята, что Царь и Иванушка поняли, как беречь природу. Давайте их проводим домой.
VI. Концовка сказки. Звучит фонограмма, зверюшки веселятся.
Все вместе поем песню под фонограмму « Пусть всегда будет солнце» (взято из журнала «Педсовет», 2002 год.)
Защитим эту Землю
От руки бюрократов!
Не позволим глумиться
Над природой родной!
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне – верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по экологии Викторина "В мире птиц"
Викторина "В мире птиц". Подготовлена для проведения мероприятия в начальной школе, приуроченного к Дню птиц. Мероприятие предназначено для детей 2-3 класса. Содержит занимательные вопросы, проблемные...
Рекорды в мире птиц (презентация по окр.миру)
Интересные занимательные факты из жизни птиц....
Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц.
закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...
Викторина «В мире птиц». Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному Дню птиц. Презентация.
закрепить знания детей о птицах, расширить кругозор детей, вызвать интерес к миру природы. -воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.- развивать внимание, память,...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
День птиц. Викторина о птицах.
Ребусы, криптограмма, синонимы о птицах....
День птиц. Викторина о птицах.
Начальные классы. Окружающий мир.Викторина о птицах....