Занимательная грамматика
проект (2 класс) на тему
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_grammatika_2_kl_fyodorova_e.v.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва»
муниципального образования «Островский район»
181350, г. Остров, ул. Пригородная, 18 тел./факс: 8(81152) 3-24-26
E-mail: org115@pskovedu.ru
ОБСУЖДЕНОна заседании педагогического совета (Протокол № от августа 2016 года) | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Средняя школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва» _____________________ Л.А. Панчук (Приказ № от 2016 г.) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ТИП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Название программы Занимательная грамматика
Направленность научно-познавательная
Для детей 8 - 9 лет
Срок реализации — 1 год
Количество часов за год: 34 ч., в неделю 1 час.
Разработчик (автор/составитель):
Фёдорова Елена Владимировна
учитель начальных классов
г. Остров
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 2, 3, 4-х классов.
Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
- способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
- способствовать развитию смекалки и сообразительности.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы программы:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
Общая характеристика учебного курса:
Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению: научно – познавательное (проектная деятельность), 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание курса грамматики строится на основе:
- системно - деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета:
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1)овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.
Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
- выполнение различных упражнений;
- оформление газет;
- участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- творческие работы.
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
- развивающего обучения
- личностно ориентированного образования
- моделирующего обучения
- здоровьесберегающих
- ИКТ
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по русскому языку; его ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества письма и речи.
Содержание программы
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Результаты обучения
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на ступени начального общего образования научатся:
осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи; научатся ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; научатся более точному выражению собственного мнения и позиции; умению задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
К концу курса учащиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
должны уметь:
- Различать приставки и предлоги.
- Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
-Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем.
- Группировать и подбирать слова на определенные правила.
- Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
- Составлять рассказы по картинке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Дата | Тема |
1 | 6.09 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа. Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”, “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” (Составление рассказов по картинке), “Сколько слов ты знаешь?” 1ч. |
2 | 13.09 | Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка. Игра “Знаешь ли ты пословицы?” Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению. 1ч. |
3 | 20.09 | Незаменимый мягкий знак. 1ч. |
4 | 27.09 | Путешествие по стране “Удвоенных согласных”. 1ч. |
5 | 4.10 | Хорошо ли ты знаешь алфавит? Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных). 1ч. |
6 | 11.10 | Волшебник “Ударение”. 1ч. |
7 | 18.10 | Из чего же, из чего же состоят слова? 1ч. |
8 | 25.10 | Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. 1ч. |
9 - 10 | 8-15.11 | В стране парных звонких и глухих согласных. 2ч. |
11 | 22.11 | В стране одиноких согласных. 1ч. |
12 - 13 | 29.11-6.12 | Дружим с грамматикой. 2ч |
14 | 13.12 | Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные). 1ч. |
15 | 20.12 | Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные). 1ч. |
16 | 27.12 | Новые друзья корней – приставки. 1ч. |
17 | 10.01 | Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. 1ч. |
18 | 17.01 | Слова – части речи. 1ч. |
19 | 24.01 | Имя существительное – часть страны Речь 1ч. |
20 | 31.01 | Как у существительных род появился. 1ч. |
21 | 7.02 | Доброе утро, имя прилагательное! 1ч. |
22 | 14.02 | Имя прилагательное – часть страны Речь. 1ч. |
23 | 21.02 | Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным). 1ч. |
24 - 25 | 28.02 7.03 | Глагол – часть страны Речь. 2ч. |
26 | 14.03 | Глагол и его друзья. 1ч. |
27 - 29 | 21.03 | Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов). (Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов). 2 ч. |
30 - 31 | 20-27.04 | С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! 2 ч. |
32 | 4.05 | А все–таки она хорошая! Рассказ – беседа о роли орфографии. 1 ч. |
33 | 11.05 | Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”. 1ч. |
34 | 18.05 25.05 | Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры. 1ч. КВН |
Литература:
1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996
4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
6. Журналы: “Начальная школа”.
7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
12. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Программа по внеурочной деятельности ФГОС "Занимательная грамматика".
"Занимательная грамматика"....
Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"
Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....
План работы кружка "Занимательная грамматика"
Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....