Этическая беседа "Правила вежливости "для 2 класса
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Густилина Людмила Владимировна

Этическая беседа "Правила вежливости " может быть использована в работе классного руководителя для проведения классного часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема этической беседы: «Вежливое общение»

Класс: 2Б

Классный руководитель: Густилина Людмила Владимировна

Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм поведения, воспитание желания быть вежливым.

Задачи: 
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.

Предварительная работа: разучивание инсценировки: заучивание стихов.

Оборудование:  компьютер;

                            медиапроектор;

                            шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки;

                            мяч;

                            грустный и веселый смайлики.

Ход беседы:

Учитель: Посмотрите на слайд. Скажите, о чем мы будем сегодня с вами беседовать? (о вежливости)

Слайд 1.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3512_6874b51cae66e80c05bca5b436fe389a.jpg

Учитель: Правильно. Тема нашей беседы «Вежливое общение». Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было легко и уютно.

1.Ученик читает стихотворение:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

2. Учитель: Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Согласны ли вы с их ответами? (Дети объясняют свои ответы)

Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

Слайд 2.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3512_21013c452674da412e025ab4625f5017.jpg

3. Чтение стихов «Вежливые слова» заранее подготовленными учениками.

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

4. Игра «Вежливые слова».

Учитель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!

5.  Инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»

Учитель: В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагаю вам посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Ценная бандероль»

Слайд 3.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3512_479587b61e498f6a2d2d1165f2f06994.jpg


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский

Учитель: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.

6. Анализ поведения детей в жизненных ситуациях

Учитель: Оцените с точки зрения вежливости речевое поведение некоторых ребят.

1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?

7. Значение улыбки в общении людей

Учитель: Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин:
«…А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет…»

Задание: Продолжите список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

8. Итог беседы. Рефлексия

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Слайд 4.

http://kladraz.ru/upload/blogs/3512_d18ee0d92913b69348b7f09a1f0dfe67.jpg

Если вам понравилась наша беседа, прикрепите на солнышко улыбающийся смайлик, если не понравилась – грустный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа 3 класс

Этическая беседа 3 класс.ТЕМА: «Хорошие и плохие черты характера»....

Программа по этической грамматике для 1-2 классов начальной школы

  Рабочая программа  составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика»(1-8 классы), которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и кате...

Конспект урока по этическому воспитанию во 2 классе. "Общее и особенное для мальчиков и девочек"

Конспект урока по этическому воспитанию во 2 классе. Раздел: Этика отношений в коллективе. Тема: "Общее и особенное для мальчиков и девочек". (В занятии модифицирована разработка из пособия "Этическ...

Конспект занятия по этическому воспитанию "Вглядись в себя, сравни с другими" (3 класс)

Конспект занятия по книге А. И. Шемшуриной "Этическая грамматика"...

Презентация Этическая грамматика 1 класс Раздел 3.Этика отношений к окружающему. «Путешествие в волшебную сказку»

2слайд Загадки3 слайд Волшебная страна4 -8  слайд Волшебницы9слайд Желтая страна10 -11 слайд Фрагмент сказки12 слайд Волшебницы Желтой страны13-14 слайд Пословицы15 слайд Итог...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интегрированный курс «Альбом с кляксами + этические диалоги» 2 класс

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой...