Доклад "Самоуправление"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Из опыта работы по самоуправлению класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskoe_samoupravlenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоуправление.
(из опыта работы)
Учитель: Шеянова М. А.
МБОУ «Спасская средняя школа»
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществление учащихся, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, чувстве ответственности, взаимопомощи, и организаторских способностях школьников.
Цели:
- Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
-Формировать толерантность, умение общаться.
Для учащихся начальных классов строятся в 4 этапа:
1) Этап – изучения интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того что класс – это единый коллектив.
2) Этап – укрепление межличностных отношений, формирование чувства «Мы». Призыв взрослого «Делай как я!»- основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период, формирование умения взаимодействовать.
3) Этап – развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!»
Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4) Этап – лучшее в жизни класса становиться достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм способов обновления жизнедеятельности коллектива.
В своей работе используем различные методы изучения результативности учебно-воспитательного процесса такие как:
- выявление уровня воспитанности
- социометрическое исследование
- карта интересов
- изучение склонностей и способностей ребят
- опрос, « Какой у нас коллектив?»
- сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему?»
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы, практические занятия, рейды ( это поздравление ветеранов), трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, игры.
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего, учитываются желания и интересы самих ребят.
Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значительным, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого.
Ребята придумали название нашего отряда («Умницы и умники»), выбрали командира, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои способности и возможности. Поручения были рассмотрены в игровой форме и по желанию ребят.
1.Друзья Золушки.
Организуют дежурство по классу, по столовой, а также изучают
Отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей.
2.Айболиты.
Ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, проверяют руки и ногти, собирают интересную информацию в уголок « Здоровье».
3.Затейники.
Ребята участвуют в разработке мероприятий в классе, подбирают конкурсы, участвуют в концертах (поют, танцуют)
4.Знайки.
Ребята помогают в учебной работе, смотрят за состоянием дневников, тетрадей, учебников.
5.Лесовички.
Ребята заботятся о зелёных насаждениях в классе, на территории школы, оказывают помощь в организации и проведении экскурсий на природу.
Высшим органом самоуправления класса является классное собрание. Оно проводится примерно 1 раз в 2 месяца. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Самоуправление помогает детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения, способствует сплочению классного коллектива.
Младшие школьники очень любят выполнять различные поручения, они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя.
Классный руководитель должен постоянно контролировать участие ребят в выполнении общественных поручений, поощрять инициативу, самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
1.Обретение чувства уверенности в себе.
2.Умение поддерживать других.
3.Осознание ответственности за свои поступки.
4.Расширение представлений о себе, о своих возможностях.
5.Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей.
6.Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
7.Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Пытаясь реализовать на практике идеи воспитания, спрашиваем себя: «Какими они будут через год, два? Какими людьми они станут, когда выйдут во взрослую жизнь?» Мне хочется закончить стихотворными строками:
Я часто думаю мучительно
Над фразой мудрой, как века
«Чтоб было, у кого учиться,
Учитель, воспитай ученика!»
Чтоб был он сильным, умным, добрым,
Чтоб Родину не смог предать,
Чтоб крепкую семью он создал,
За друга смог бы жизнь отдать,
Чтоб верил в искренность и правду,
Чтоб был душой он чист, как снег,
Чтоб из искры разгорелось пламя,
И разуму был предан он навек.