- Среди многих глубоких цитат великого педагога Антона Макаренко, для меня интересна такая:
- «Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная»,- говорил А.С. Пушкин. Для меня такой наукой стали слова А.С. Макаренко:
- Будущий учитель должен обогатить свою память мыслями великих педагогов, которые помогут в любой непростой профессиональной ситуации. К таким относятся слова А. Макаренко:
Суть этих слов, основная проблема, по-моему, состоит в разумной требовательности не только учителя к ученику, воспитателя к воспитаннику, но и учителя и воспитателя к самому себе, то есть, в широком смысле, человека к человеку. (эту мысль разными словами). Хорошо известно, что в педагогике существует принцип/ закономерность/ важное условие – объективности и посильной трудности. Он заключается в …… | Обратиться к слайду (показать) | Первый слайд: Портрет, сама цитата, вопрос. Можно один и оставить. Второй слайд АРГУМЕНТ: Учитель должен быть разумно требователен к детям и себе ТЕЗИСЫ: - объективность и требовательность – принципы дидактики; - …. |
С одной стороны, школа требует многого от ребенка, а профессия от самого учителя ….(каким?) С другой стороны, высокие требования приводят к высоким результатам….(каким?)
Казалось бы, мы пришли к неразрешимому противоречию между трудностью выполнения требований и их необходимостью… 1)Но противоречие здесь мнимое… 2) Но выход есть.. 3) И здесь есть что проверить…. Моя позиция в рассмотрении проблемы разумности педагогической и личной требовательности опирается на приведенные слова великого педагога….. Во-первых, разумная требовательность – основа не только научной дидактики, но и народной педагогики. Вспомним известные поговорки: Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется. Они тоже говорят о зеркальном отражении в ребенке разумных требований учителя, а в самом учителе правильного отношения к себе самому. Педагогическая требовательность отличается особыми признаками (чертами): гуманностью, целесообразностью, понятностью, справедливостью, систематичностью, индивидуализированностью, вниманием к людям, заботой о них и уважением к человеческому достоинству, щадящим характером. В подтверждение своей мысли хочу привести слова В.А. Сухомлинского. Не могу вспомнить их дословно, передам общий смысл: властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу». Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.
Во-вторых, хочу вспомнить о и о книге А. Макаренко «Педагогическая поэма», во многих эпизодах говорится о том, как растет требовательность Антона Семеновича к себе и своим воспитанникам. Начиная работу в колонии, Макаренко сначала считал, что его задача - «вправить души» у правонарушителей, «сделать их вместимыми в жизни, т. е. подлечить, наложить заплаты на характеры» . Но постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе, и к своим воспитанникам. Его перестают интересовать вопросы исправления, перестают интересовать и так называемые правонарушители, так как он убеждается, что никаких особых «правонарушителей» нет, есть люди, попавшие в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой «концентрированное детское горе» маленького брошенного в одиночестве человека, который уже привык не рассчитывать ни на какое сожаление. В итоге, хочется еще раз подчеркнуть… В заключении хочется повторить… Итак, я согласна с мыслью…
| Руками показать- с одной стороны, с другой стороны |
|