Познавательно-исследовательский проект "Собака-друг человека"
проект (1 класс) на тему
Каким образом собака стала другом человека? Какие собаки помогают человеку и каким образом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1a_klassa.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Собака – друг человека?» |
Тип | Познавательно - исследовательский |
Вид | Групповой |
Основное направление | Познавательное развитие |
Срок реализации | Краткосрочный с 01.09. по 02. 11. 2016г. |
Участник Организатор Куратор проекта | Учащиеся 1 – А класса Голосова И.А. – классный руководитель 1- А класса |
Целевая группа | Ученики 1 – А класса, педагоги, родители |
Основание для разработки проекта Проблема | Дети имеют первоначальные представления о роли собаки в жизни человека, их поведенческих реакциях «Почему люди называют собаку другом человека?» |
Цель | Узнать и рассказать каким образом собака стала другом человека, доказать, что собака друг человека. |
Задачи | Образовательные: -изучить научно – исторический материал, который поможет ответить на вопрос «Почему собака стала другом человека?» - найти материал, «какие собаки помогают человеку, и каким образом они помогают человеку» - Расширить знания детей об особенностях внешнего вида собак, о жизненных проявления, повадках и условиях содержания животных; - Совершенствование знаний детей о безопасном поведении с животными; Активизация словаря: кинолог, породы собак Развивающие: - Развитие творчества, любознательность участников проекта; Воспитательные: - Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным. |
Ожидаемые результаты | - Дети имеют представления о домашних животных - собаках, их породах, о значении ухода за ними; - Владеют информацией об использовании способностей собак в разных сферах деятельности человека; - Проявляют устойчивый интерес к собакам; - Стремятся к выполнению оригинальных творческих работ; - Умеют ухаживать за животными, бережно относятся к собакам; - Владеют терминологией и активно используют в своей речи словарь по теме «Собаки»; - Родители активно участвуют в педагогическом процессе. |
Актуальность:
Актуальность данного проекта заключается в том, что сильным фактором развития ребёнка, является вдумчивое общение с животными (на примере домашнего животного - собаки), а также в возможности воспитывать в ребенке чувство ответственности по отношению ко всей живой природе.
При изучении темы «Домашние животные» по познанию мира мы с классом задали себе вопрос «Почему собака стала другом человека?».
Гипотеза
Собак называют друзьями человека, потому что они очень помогают людям.
Объект проекта
Кинология.
Предмет проекта
Собака.
План исследования:
1. Друг – это кто?
2. Откуда пришла к нам собака?»
3. Породы собак;
4. Собаки – помощники;
5. Как надо ухаживать за собакой;
6. Что нельзя делать, когда встретишь собаку;
7. Что нужно делать, чтобы тебе купили собаку?
Источники получения информации:
1.Спроси.
2. Подумай.
3. Наблюдение.
4. Книги и справочники.
5. Телевидение.
6. Интернет ресурсы.
7. Произведения живописи.
8. Музыкальные произведения.
9. Фольклор.
Ты умеешь любить, ты умеешь прощать!
Я тебе доверяю все тайны!
Ты меня никогда не посмеешь предать,
Мой товарищ, надёжный и странный!
Ты умеешь внимательно слушать меня,
Ты тактичен, умён, осторожен,
Настроенье моё ты способен понять,
Словно ты его чувствуешь кожей!
Ты - жилетка моя, в мои трудные дни,
Снимешь боль, защитишь от напасти!
Я не знала такой безграничной любви!
И такого огромного счастья!
Ты умеешь дружить, всей душой, и на век,
Но бывает мне грустно, однако!
И немножечко жаль, что ты не человек,
Ты - лишь лучшая в мире собака!
Мы с классом задали себе вопрос «Почему собака стала другом человека?».
1. Друг - это кто?
- На этот вопрос мы получили такие ответы:
- Друг – это тот, кто всегда рядом в трудную минуту.
- Друг - это тот, кто не только помогает советом, но и делом.
- Он с тобой дружит не ради выгоды, пользы для себя, а ради бескорыстия.
- Это тот, кто с тобой и в радости, и в горе.
- В сборнике русских пословиц мы отыскали пословицы о дружбе:
- Без беды друга не узнаешь.
- Без друга на сердце вьюга.
- Верному другу цены нет.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Для друга всё не туго.
- Друг в нужде - истинный друг.
- Из толкового словаря С.И.Ожегова мы узнали:
Друг – тот, то связан с кем-то дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.
Преданный – исполненный любви верности к кому-чему- нибудь.
Преданность – верность.
2. «Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.
Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.
Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.
-Собака-первое животное, которое приручил человек. На нашей земле, нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
И так мы узнали, что существуют различные мнения учёных о происхождении собак. Но большинство из них придерживаются мнения, что собаки произошли и от волков (большая их часть 80%) , и от шакалов, и от койотов (американских степных волков), и даже от гиеновидных собак. Поэтому собаки и бывают разных пород, и выглядят по-разному.
3. В мире известно около 400 пород собак. Существует наука, которая занимается изучением собак. А как её называют, вы узнаете из стихотворения Тима Собакина “ Будущая профессия”
4. Ещё мы узнали, что собаки бывают охотничьи, служебные и декоративные.
«Охотничьи» собаки помогали людям охотиться.
К ним относятся: сеттеры и такса;
«Служебные» собаки служат на границе, таможне: собаки – поводыри для слепых людей, собаки которые спасают людей на пожарах, ездовые собаки.
К ним относятся: овчарки, лайки, сенбернар, водолаз;
«Декоративные» их называют комнатными собачками, среди них есть очень маленькие, с ладонь – карликовые собачки. Их используют издавна, как средство от боли, клали с собой в постель.
К ним относятся: болонки, пудель, мопс, пикенес, кокер – спаниель, шелти и т. д.
Собаки – помощники;
1). На войне собаки были верными друзьями солдат. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.
2). На границе собаки – верные помощники пограничников.
Собаки по запаху находят оружие, наркотики, нарушителей.
Собаки в милиции помогают находить преступников и обезвреживать их.
3). Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин.
Они очень выносливые, обладают отличным чутьем. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его.
А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясении собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.
4). Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.
5). Собаки помогают чабанам управлять отарой, разыскивают и подгоняют отставших овец. Обладая исключительным слухом и обонянием, хорошим зрением, они своевременно предупреждают чабана о приближении к отаре посторонних людей и хищного зверя.
6). Обладая тонким чутьем, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.
7). Ещё мы узнали, кто в космос летал раньше всех?
(Наши Российские «Лайка», «Белка» и «Стрелка»)
8). На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.
9). Ученые делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарственных веществ.
5. Собаки очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды. Понимают доброе или злое обращение, требуют к себе уважения.
- Мы знаем, что доброе отношение к животным порождает отзывчивость, а жестокое отношение переходит в жестокость.
- Собак мы называем друзьями человека, потому что они очень помогают людям.
- Если мы берём щенка домой, то о нём надо:
- Заботится, а не только играть;
-Нужно найти определённое место в квартире, где щенок будет спать;
-С щенком нужно гулять 2 раза в день;
-Ходить в ветеринарную лечебницу на осмотр его здоровья, делать прививки;
-Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды;
Поэтому перед тем как брать щенка домой, нужно хорошо всё продумать, сможете ли вы выполнять свои обязанности постоянно и много лет. Запомните, что мы в ответе за тех, кого приручили.
6). Самое страшное, что можно ожидать от собаки, это конечно же, что она тебя может укусить. Мы запомнили правила о том, что нельзя делать, когда встретишь собаку:
- Кричать на собаку;
- Резко махать руками;
- Пугать собаку;
- Тянуть за хвост;
- Бить собаку;
- Убегать от догоняющей собаки;
Собака может укусить!!!
7. Вывод
- Выдвинутая гипотеза перед исследованием нашла своё подтверждение. Об этом говорят и пословицы – народная мудрость:
- Хорошая собака без хозяина не останется.
- Собака человеку неизменный друг.
- При верной собаке сторож спит.
- Добрый пёс на ветер не лает.
- По хозяину и собаке честь.
- Предан, как собака.
- И собаками не сыщешь.
- Собачий холод.
- Собачья жизнь.
- Собака на сене.
- Как кошка с собакой.
Мы многое узнали о собаке. Собака помогает человеку во всем : она спасает людей на пожаре, помогает в работе милиции, помогает людям, которые потеряли зрение, служит для них поводырями. Собака – особенное животно .
Она обладает отличным нюхом . Способна преодолевать большое расстояние в
поисках своего хозяина, она чувствует настроение своего хозяина.
Теперь мы знаем, почему же собаку считают другом человека. Мы поняли, работая над своей темой, откуда такая любовь человека к собаке и почему собака так предана своему хозяину.
Источники получения информации:
1.Спроси.
2. Подумай.
3. Наблюдение.
4. Книги и справочники.
5. Телевидение.
6. Интернет ресурсы.
7. Произведения живописи.
8. Музыкальные произведения.
9. Фольклор.
Сценарий защиты проекта.
Ты умеешь любить, ты умеешь прощать!
Я тебе доверяю все тайны!
Ты меня никогда не посмеешь предать,
Мой товарищ, надёжный и странный!
Ты умеешь внимательно слушать меня,
Ты тактичен, умён, осторожен,
Настроенье моё ты способен понять,
Словно ты его чувствуешь кожей!
Ты - жилетка моя, в мои трудные дни,
Снимешь боль, защитишь от напасти!
Я не знала такой безграничной любви!
И такого огромного счастья!
Ты умеешь дружить, всей душой, и на век,
Но бывает мне грустно, однако!
И немножечко жаль, что ты не человек,
Ты - лишь лучшая в мире собака!
Мы с классом задали себе вопрос «Почему собака стала другом человека?».
1. Друг - это кто?
- На этот вопрос мы получили от ребят такие ответы:
- Друг – это тот, кто всегда рядом в трудную минуту.
- Друг - это тот, кто не только помогает советом, но и делом.
- Он с тобой дружит не ради выгоды, пользы для себя, а ради бескорыстия.
- Это тот, кто с тобой и в радости, и в горе.
- В сборнике русских пословиц мы отыскали пословицы о дружбе:
- Без беды друга не узнаешь.
- Без друга на сердце вьюга.
- Верному другу цены нет.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Для друга всё не туго.
- Друг в нужде - истинный друг.
- Из толкового словаря С.И.Ожегова мы узнали:
Друг – тот, кто связан с кем-то дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общности интересов.
Преданный – исполненный любви верности к кому-чему- нибудь.
Преданность – верность.
2. «Дружба человека и собаки началась очень давно. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.
Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале дикая собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи.
Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял дикую собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.
Собака-первое животное, которое приручил человек. На нашей земле, нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
- А, может, это было и так, как пишет в своём стихотворении “Первый друг” Валентин Берестов:
Раз первобытные дети Какого ни разу в жизни | Ночь. Первобытные люди |
Сказал первобытный папа: | С папой ходить на охоту |
И так мы узнали, что существуют различные мнения учёных о происхождении собак. Но большинство из них придерживаются мнения, что собаки произошли и от волков (большая их часть 80% ) , и от шакалов, и от койотов ( американских степных волков), и даже от гиеновидных собак. Поэтому собаки и бывают разных пород, и выглядят по-разному.
3. В мире известно около 400 пород собак. Существует наука, которая занимается изучением собак. А как её называют, вы узнаете из стихотворения Тима Собакина “ Будущая профессия
Минералы ищет геолог,
Языки изучает филолог,
Раскопки ведёт археолог.
Это понятно, но
Кто же такой кинолог –
Тот, кто смотрит кино? …
Я кинологом стать хочу –
Кинология мне по плечу! -
Но папа сказал: - А ну-ка,
Откроем словарь… Итак:
“Кинология - это наука,
Изучающая собак”.
Решено – буду кинологом -
От собак не оттащите волоком!
Нравятся очень бульдоги мне
И другие четвероногие!...
Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог? -
Спросят меня и услышат в ответ:
Я по профессии просто кинолог…
Другими словами, собаковед!
Кинология – наука о собаках ( от греч. “кинос” собака и “логос” - наука). А люди, занимающиеся выведением новых пород собак, изучением их повадок, происхождением, называются кинологами – собаководами.
4. Ещё мы узнали, что собаки бывают служебные, охотничьи, и декоративные.
«Служебные» собаки служат на границе, таможне; есть собаки – поводыри для слепых людей, собаки, которые спасают людей на пожарах, ездовые собаки.
К ним относятся: овчарки, лайки, сенбернар, водолаз;
Собаки – помощники;
1). На войне собаки были верными друзьями солдат. Им на спину привязывали сумки с красными крестами, и под пулями собаки пробирались к раненым, чтобы помочь им. Собаки помогали сапёрам разминировать минные поля.
2). На границе собаки – верные помощники пограничников.
Собаки по запаху находят оружие, наркотики, нарушителей.
Собаки в милиции помогают находить преступников и обезвреживать их.
3). Специально обученные собаки спасают людей из-под снежных лавин.
Они очень выносливые, обладают отличным чутьем. Собаки находят человека, засыпанного лавиной, пытаются отрыть, освободить его.
А в случае неудачи вызывают на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из-под обломков раненых.
4). Специально обученные собаки помогают людям в спасении утопающих.
5). Собаки помогают пастухам управлять стадом, разыскивают и подгоняют отставших овец. Обладая хорошим слухом, обонянием и зрением, они предупреждают пастуха о приближении к стаду хищного зверя.
6). Обладая тонким чутьем, выносливостью, спокойным характером, собаки являются хорошими помощниками охотников.
7). На Крайнем Севере собаки помогают людям перевозить почту, грузы, пассажиров.
8). Ученые делали свои открытия в науке благодаря собакам. На них изучается и проверяется действие многих лекарств.
9). О бедной дворняжке замолвите слово.
Мой щенок ещё не пёс,
Не окреп он, не подрос.
- Он у вас какой породы? –
Задаёт сосед вопрос.
- На бульдога не похож
И на дога не похож.
Он скорей всего дворняга,
А цена такому – грош.
Я в ответ махнул рукой:
Дорогой – недорогой -
Умный, добрый и отважный -
Вот породы он какой!
И на репродукции картины Решетникова “Опять двойка” мы снова видим верного дворового пса. У мальчика - её хозяина - неприятности: он снова получил двойку. Мама глядит на него с огорчением, младший братишка смеётся над его неудачей, старшая сестра качает головой с укоризной. Лишь только его четвероногий друг старается его утешить, успокоить. Видно, что собака любит его, так как преданно смотрит ему в глаза. Бережно положив лапки ему на грудь, она всем своим видом его жалеет.
10). “Приятно, когда у собаки медали, но всё-таки в космос дворняжки летали!”
( Э .Успенский)
Первыми до человека в Космосе были собаки. Это лайки, которые подготовили полёт в космос Юрия Гагарина. Благополучное космическое путешествие Белки и Стрелки показало: существует практическая возможность полёта человека в Космос.
3) В одном из парков Нью-Йорка стоит бронзовый пёс с оборванными постромками. На мраморном постаменте надпись, которая начинается так: “Неукротимому духу ездовых собак…” И заканчивается словами: “Выносливость. Верность. Ум”.
Это было более 100 лет назад. В Номе, это Америка, началась страшная болезнь – дифтерия, грозившая погубить всех детей города. Нужно было лекарство. Срочно. Но в Номе его не было. Доставить лекарство можно было только из города на собачьих упряжках.
Была сильная пурга. Собаки шли сквозь пургу из последних сил. На последних 100 километрах человек уже не мог управлять собаками. Он верил, что вожак упряжки – собака по кличке Бальт – сам дойдёт. И чтоб облегчить работу вконец измученным собакам, каюр остался на снежной равнине, а Бальту приказал идти вперёд. Пёс понял всё.
Человек остался один. Он ещё старался ползти по снегу, потом потерял сознание. Очнулся он, когда горячий собачий язык коснулся его лица. Откуда он взялся? Вернулся, не найдя дороги? А где же лекарство? Потерял? Человек ничего не мог понять. И только когда к нему подбежали люди, он начал кое о чём догадываться. А уж потом ему рассказали всё.
Бальт доставил в посёлок лекарство. Однако едва с нарт сняли ящик с лекарством, пёс выскочил на улицу и стал лаять, звать людей, требовать, чтоб они шли за ним.
И он привёл людей к замерзающему человеку.
«Охотничьи» собаки помогали людям охотиться.
К ним относятся: сеттеры и такса;
«Декоративные» их называют комнатными собачками, среди них есть очень маленькие, с ладонь – карликовые собачки. Их используют издавна, как средство от боли, клали с собой в постель.
К ним относятся: болонки, пудель, мопс, пикенес, кокер – спаниель, шелти и т. д.
Собаки очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды. Понимают доброе или злое обращение, требуют к себе уважения.
- Мы знаем, что доброе отношение к животным порождает отзывчивость, а жестокое отношение переходит в жестокость.
- Собак мы называем друзьями человека, потому что они очень помогают людям. Многие из нас хотят иметь собаку.
- Если мы берём щенка домой, то о нём надо:
- Заботится, а не только играть;
-Нужно найти определённое место в квартире, где щенок будет спать;
-С щенком нужно гулять 2 раза в день;
-Ходить в ветеринарную лечебницу на осмотр его здоровья, делать прививки;
-Воспитывать щенка, обучать его, чтобы он понимал ваши команды;
Поэтому, перед тем как брать щенка домой, нужно хорошо всё продумать, сможете ли вы выполнять свои обязанности постоянно и много лет. Запомните, что мы в ответе за тех, кого приручили.
- Самое страшное, что можно ожидать от собаки, это, конечно же, что она тебя может укусить. Мы запомнили правила о том, что нельзя делать, когда встретишь собаку:
- Кричать на собаку;
- Резко махать руками;
- Пугать собаку;
-Тянуть за хвост;
- Бить собаку;
- Убегать от догоняющей собаки;
Собака может укусить!!!
7. Вывод
- Выдвинутая гипотеза перед исследованием нашла своё подтверждение. Об этом говорят и пословицы – народная мудрость:
- Хорошая собака без хозяина не останется.
- Собака человеку неизменный друг.
- При верной собаке сторож спит.
- Добрый пёс на ветер не лает.
- По хозяину и собаке честь.
- Предан, как собака.
- И собаками не сыщешь.
- Собачий холод.
- Собачья жизнь.
- Собака на сене.
- Как кошка с собакой.
Мы многое узнали о собаке. Собака помогает человеку во всем : она спасает людей на пожаре, помогает в работе милиции, помогает людям, которые потеряли зрение, служит для них поводырями. Собака – особенное животное .
Она обладает отличным нюхом . Способна преодолевать большое расстояние в
поисках своего хозяина, она чувствует настроение своего хозяина.
Теперь мы знаем, почему же собаку считают другом человека. Мы поняли, работая над своей темой, откуда такая любовь человека к собаке и почему собака так предана своему хозяину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа.
Проект «Что такое снег? » познавательно – исследовательский 2-ая младшая группа....
Познавательно-исследовательский, творческий проект: «Ах, ты Зимушка - Зима».
В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе. В сфере...
Методическая разработка по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразны...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Познавательно-исследовательское занятие "Свет, да будет свет!"
Познавательно-исследовательское занятие в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций (...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Удивительные свойства воздуха"
Расширение знаний детей о свойствах воздуха....
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Консультация для родителей: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»Дошкольный возраст характеризуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобла...