Род. собрание Как помочь ребёнку стать внимательным
консультация (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Добрый вечер, уважаемые родители. Рады видеть вас. Собрались для того, чтобы пообщаться, решить дела насущные. Поговорить о том, чему научились, чего добились за этот период времени. А сейчас я бы хотела ознакомить вас с повесткой собрания.
ПОВЕСТКА
- Анкетирования родителей
- Выступление кл. руководителя «Внимание и его основные свойства» Демонстрация игр на развитие внимания группами.
- Разное.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ПРАКТИКУМ
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.
-Уважаемые родители, тема сегодняшнего нашего собрания «Как помочь ребёнку стать внимательным». На прошлом родительском собрании вы успели заметить проблему в развитии личности ваших детей – недостаточно развитое внимание. Цели моего выступления : познакомить вас с понятием внимания и его основными свойствами; изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.
Прежде чем начинать работу давайте определимся, каким же должен быть внимательный ребёнок.: «Внимательный ребёнок – это…»
Давайте проведём небольшое анкетирование. Анкета состоит из трёх вопросов. (Из этого следует, что большинство ребят нашего класса не обладают достаточной усидчивостью, которая так важна для такого процесса мыслительной деятельности как внимание.
На второй вопрос: можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным
Очень хорошо ответили на третий вопрос: что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? Многие играют в игры настольные и компьютерные, в шашки и шахматы, которые хорошо развивают внимание, собирают пазлы, также просят пересказать прочитанное, а для совершения пересказа надо внимательно слушать, такой вид деятельности тоже развивает внимание.
Сегодня, я предлагаю вам более глубоко и детально разобраться в том, что такое внимание и как его развивать.
Итак «Внимание и его основные свойства»
Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С.Маршака: Слайд
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
слайд Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
слайд Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение
слайд Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
слайд Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов, для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей и явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
слайд Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
слайд Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдение за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.
слайд Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребёнок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ему могут стать папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. В школе на уроках мы постоянно работаем над развитием внимания. Очень много заданий такого типа есть у нас в учебниках (показать).
С заданиями, которые вы можете использовать дома для занятий с вашими детьми, я предлагаю вам познакомиться.
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно послушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он что ли) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился.
- Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисёнок не вырос.
Пришёл он однажды к к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Игра «сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом - металлические, затем - предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, серые, синие, зелёные и т.п.
Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог – «перестрелка»
- Ну, начали! Повторите – «стол».
Играющие говорят : «Стол».
- Повторите – «окно».
Играющие говорят: «Окно».
- Скажите – «улица». Быстро – «кошка»и т.д.
Игра «Построй в темноте»
(можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
Игра «Кто быстрее соберёт»
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.
Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскоговорить»
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают её и повторяют вслух.
На дворе трава – на траве дрова.
Архип осип, Осип охрип.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш капкан попал в капкан.
Сшит колпак да не по-колпаковски, надо колпак перекалпоковать.
Мокрая погода размокропогодилась.
Ткач ткёт ткани на шапку Тане.
Бобр добр до бобрят.
Ушёл косой козёл с козой.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.
Игра «Не собьюсь»
По сигналу играющий начинает счёт до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает или хлопает в ладоши. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесёт запрещённое число и вовремя подпрыгнет или хлопнет в ладоши. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.
Игра «Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле – фон и т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игра «Выполни уговор строго»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьётся в игре и строго выполнит уговор.
В заключении предлагаю следующие рекомендации родителям:
Рекомендации родителям:
- Помогите вашим детям стать внимательными.
- Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
- Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания.
- Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
- Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
- Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное - в обычном, незнакомое – в знакомом.
Вывод: Внимание нужно развивать. И для этого есть очень много способов. Некоторые сегодня рассмотрели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку стать внимательным
Успехи нашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным. ...
презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным"
В презентации даны виды внимания и некоторые советы по развитию внимания у детей....
Как помочь ребёнку стать внимательным
Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребёнку стать внимательным!"...
Как помочь ребёнку стать внимательным?
В лёгкой и доступной форме рассказывается об особенностях детского внимания. Раскрываются аспекты воспитания внимательности у младших школьников....
Родительское собрание "Как помочь ребёнку стать внимательным"
На собрании раскрываются особенности внимания младшего школьника и даются рекомендации родителям по развитию свойств внимания....
Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспита...
Конспект родительского собрания по теме «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»
Тема: «Внимание и внимательность. Как помочь ребёнку стать внимательным?»Цель: освоение педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейно...