Программа "Истоки"
рабочая программа на тему
Программа психолого-педагогического просвещения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_vseobuch_istoki.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа №65»
«Истоки»
Программа
психолого-педагогического
просвещения родителей
Составила:Леонтьева О.П.
Магнитогорск
Пояснительная записка
В современном обществе основы нравственных ценностей закладываются в семье. Нередко процесс семейного воспитания выстраивается родителями осознанно. Воспитывает сам семейный уклад. Но возникают и такие ситуации, когда родители, представляя себе цели и задачи воспитания, не могут найти продуктивный путь их реализации. Ещё хуже, когда, действуя по наитию, родители представляют себе конечного результата деятельности, а через какое-то время удивляются полученному результату, оправдываясь перед собой тем, что плохому они своего ребенка не учили, и значит его «испортили» друзья, улица, школа и т.п. В подобных ситуациях педагоги могут помочь родителям, научив их анализировать свою воспитывающую деятельность, корректировать ее зависимости от степени соответствия желаемого и реального результата. Не менее важной функцией современной школы может стать пропаганда здорового образа жизни, полноценного общения родителей и детей, хороших и добрых семейных традиций.
Программа психолого-педагогического просвещения родителей «Истоки» реализует важнейшую цель:
Помочь современной семье продуктивно реализовать функцию воспитания детей.
Программа решает основные задачи психолого-педагогического просвещения родителей:
- Формирование у родителей чувства ответственности за результаты семейного воспитания, умения осознанно и перспективно подходить к воспитательной деятельности.
- Оказание помощи психолого-социальной службой школы в вопросах семейного воспитания.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания, умения родителей строить полноценное общение с детьми, знакомство с интересными традициями семьи, семейными увлечениями и занятиями.
- Налаживание тесных контактов с семьями учащихся для плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитательном процессе.
Формы реализации программы психолого-педагогического просвещения родителей:
• лекции и беседы специалистов;
• психолого-педагогические тренинги;
• заседание клубов по интересам;
• вовлечение родителей в практическую воспитательную деятельность.
Таблица «Содержание занятий
с родителями младших школьников»
Класс, № занятия | Тема занятия | Цель занятия |
1 класс 1.1 | Психолого-педагогические особенности первоклассников. Адаптация ребёнка в новом коллективе. Как помочь первокласснику учиться? Что должен знать первоклассник о государственной символике России. | Помочь освоить новую социальную роль «родителя ученика». |
1.2 | Личная гигиена первоклассника. Разговор о правильном питании. Организация внеурочных занятий первоклассника. | Показать необходимость правильной организации режима дня и питания. Привлечь внимание к основополагающим аспектам сохранения здоровья маленького ученика. |
1.3 | Как создать ситуацию успеха. Приёмы педагогической поддержки ребёнка. | Научить родителей стимулировать самостоятельность и самодеятельность ребенка, уверенность его в своих силах, умения достигать положительный результат деятельности. |
1.4 | Общение взрослого и ребёнка Азбука этикета первоклассника. | Оказание помощи родителям в разумном общении с детьми, предупреждение отчуждения родителей и детей. |
2 класс 2.1 | Типы семейного воспитания. Семейные ценности. Генеалогическое дерево. | Формирование потребности родителей к анализу воспитательного воздействия семьи на ребёнка и коррекции этого воздействия. |
2.2 | Особенности самооценки. Проблема школьных оценок и отметок. | Знакомство с понятием «самооценка» и её значение в жизни подрастающего поколения. |
2.3 | Хочу, могу, умею, помогу. Воспитание трудолюбия. | Выделить главные приоритеты в воспитательной деятельности, показать пути организации такой деятельности. |
2.4 | Нравственные законы дружбы. Этикет дружеского общения. Основы конструктивного общения. | Привлечь семью к формированию умения ребёнка правильно общаться. Формировать правильный стиль отношений между родителями и учащимися с одной стороны, педагогами и другими взрослыми, привлечёнными к процессу обучения и воспитания детей с другой стороны. |
3 класс 3.1 | Осознанный подход к учению. Развитие школьной мотивации. | Знакомство с формами и методами познания. |
3.2 | Психическое здоровье ребёнка. Как научить ребёнка своевременно обращаться за помощью? | Помочь в профилактике стрессов и неврозов и вредных привычек у детей. |
3.3 | Содружество семьи и школы. Воспитание патриотов. Экологическое воспитание. | Привлечь родителей к процессу развития ученического коллектива. |
3.4 | Положительный и отрицательный опыт семейного воспитания. Проблемы и находки. | Учить родителей анализу педагогического взаимодействия с детьми, передача опыта семейного воспитания одних родителей другим. |
4 класс 4.1 | Профилактика вредных привычек (курение). | Предупредить развитие вредных привычек, свойственных для подросткового возраста. |
4.2 | Азбука делового этикета. Первые шаги в профориентации. | Подготовить родителей и детей к общению с преподавателями среднего звена. |
4.3 | Психологическая готовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене. | Подготовить родителей к решению основных проблем, связанных с переходом в среднее звено лицея. |
4.4 | Воспитанный человек – это… Результаты совместной воспитательной деятельности семьи и школы. Модель выпускника начального звена. | Формировать умение анализировать и корректировать процесс воспитания ребёнка. |
Таблица «Содержание занятий
с родителями учащихся 5-9 классов»
Класс, № занятия | Тема занятия | Цель занятия |
5 класс 5.1 | Психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста. | Познакомить родителей с возрастными особенностями их детей. Научить использовать их в воспитательном процессе. |
5.2 | Влияние личности взрослого на становление личности подростка. ЗОЖ подростка. | Научить родителей формировать и использовать положительный авторитет взрослого, формировать у малдшего подростка желания вести здоровый образ жизни. |
5.3 | Итоги адаптационного периода и совместной деятельности семьи и школы. | Проанализировать совместную работу и наметить пути коррекции совместной воспитательной деятельности. |
5.4 | Мотивы деятельности. Развитие волевых качеств младшего подростка. Заставлять или не заставлять? | Обратить внимание родителей на главные проблемы в формировании мотивов поведения, развития воли и самостоятельности. |
6 класс 6.1 | Роль семьи в формировании общенациональных ценностей. | Научить использовать общенациональные ценности для воспитания будущего гражданина, патриота. |
6.2 | Три природные потребности младшего подростка: в поиске смысла, в другом человеке, в самореализации. Развитие способностей как основы профессионального выбора. | Показать родителям пути развития способностей подростка. Обратить внимание родителей на главные проблемы в реализации потребностей младших подростков. |
6.3 | Использование воспитательного потенциала города в семейном воспитании. | Показать родителям возможности окружающего семью воспитательного пространства |
6.4 | Профилактика вредных привычек у подростков (токсикомания, пивной алкоголизм). Формирование умения сказать «нет». | Научить родителей технологии отказа и формированию умения подростка использовать её. |
7 класс 7.1 | Как удержать школьную мотивацию. Задумайтесь о будущей профессии. | Познакомить родителей с особенностями школьной мотивации данного возраста. Научить формировать и поддерживать мотивы к учению. |
7.2 | Свойства личности. Характер, темперамент, поступок. Мотивы поступка. Ответственность за поступок. | Научить родителей использовать знания индивидуальных особенностей их детей в процессе педагогического общения с ними. Профилактика правонарушений. |
7.3 | Особенности полового развития подростков. Взаимоотношения мальчиков и девочек, юношей и девушек. Профилактика социально опасных заболеваний. | Познакомить родителей с особенностями полового созревания подростков. Научить использовать эти знания в правильном половом воспитании своих детей. Дать родителям необходимые знания о социально опасных заболеваниях и способах профилактических воспитательных воздействий на подростков. |
7.4 | Профилактика вредных привычек у подростков (наркомания). ЗОЖ как альтернатива вредным привычкам. | Дать родителям необходимые знания о наркотических веществах и способах профилактических воспитательных воздействий на подростков. Научить родителей, как предотвратить беду. |
8 класс 8.1 | Программа самовоспитания подростка. Как работать с недостатками. | Научить родителей оказывать помощь ребёнку в процессе самовоспитания. |
8.2 | О друзьях настоящих и не очень… | Использовать семейный опыт для формирования умения ребёнка видеть мотивы поведения других людей. |
8.3 | Как воспитать настоящего лидера. | Обратить внимание родителей на формирование лидерских качеств ребёнка. |
8.4 | Почему плачут отцы и матери? Об ответственности перед чужими людьми. | Научить родителей анализировать поступки своих детей совместно с ними. Обратить внимание на воспитание законопослушности. Профилактика наркозависимости. |
9 класс 9.1 | Итоговая аттестация выпускников основной школы | Познакомить родителей с технологией итоговой аттестации учащихся. |
9.2 | Выбор будущей профессии | Научить родителей соотносить потребности, способности и возможности ребёнка. Информирование об учебных заведениях города. |
9.3 | Последствия дурных привычек. Как устоять перед соблазном? | Профилактика употребления ПАВ и социально опасных заболеваний. |
9.4 | Модель выпускника основной школы. Анализ результатов совместной воспитательной работы семьи и школы. | Формировать умение анализировать и корректировать процесс воспитания подростка. |
Таблица «Содержание занятий
с родителями учащихся 10-11 классов»
Класс, № занятия | Тема занятия | Цель занятия |
10 класс 10.1 | Особенности старшего подросткового возраста. Личностные изменения. | Познакомить родителей с возрастными особенностями их детей. Научить использовать их в воспитательном процессе. |
10.2 | Семья как общечеловеческая ценность. Поговорим о любви. Профилактика социально опасных привычек и заболеваний. | Использовать опыт семейного воспитания для формирования устойчивых нравственных установок юношей и девушек. Использовать опыт семейного воспитания для формирования устойчивых нравственных установок юношей и девушек. |
10.3 | Итоговая аттестация выпускника средней школы. | Познакомить родителей с технологией итоговой аттестации учащихся. |
11класс 11.1 | Прогнозирование жизненной карьеры молодых людей. Здоровье и красота. | Научить родителей соотносить потребности, способности и возможности их детей, как помочь детям в их жизненной карьере. Как уберечь от пагубных привычек. |
11.2 | Итоговая аттестация выпускника средней школы | Обратить внимание родителей на индивидуальные проблемы подготовки учащихся к итоговой аттестации. |
11.3 | Модель выпускника средней школы. | Анализ результатов совместной воспитательной работы семьи и школы |